Статья "Личностно – ориентированный подход и обучение иностранному языку в классах с неоднородным составом обучаемых".
статья по немецкому языку на тему
Материал будет интересен учителям, работающим в классах с неоднородным составом детей. У нас в сельских школах нет никакого отбора. Мы обучаем всех детей проживающих на данной территории и блислежащих сёл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Лапшина Татьяна Сергеевна
Павлодврский филиал МБОУ Моисеево – Алабушской сош
Уваровского района. Заведующая филиалом, учитель немецкого языка. Почётный работник общего образования РФ. Народный учитель Тамбовской области – 2010г
Личностно – ориентированный подход и обучение иностранному языку в классах с неоднородным составом обучаемых.
Существенные изменения, которые претерпевает система школьного обучения в России, определяются необходимостью обеспечить новые образовательные потребности XXI века. С этим связано переосмысление приоритетных целей школьного образования и выдвижение на первый план задач развития личности обучающегося.
Любой школьный класс является неоднородным. Школьники различаются по многим параметрам: уровень обученности, потенциальная способность к обучению, способность к владению языками, способность общению на языке в группе, интеллектуальные способности, опыт учения, мотивация к изучению иностранного языка. Школьники различаются также стилем учения, интересами, особенностями характера, общим развитием, степенью уверенности в своих возможностях, способностью к самодисциплине, а также культурными особенностями и особенностями родного языка.
В типичном сельском малокомплектном классе обучающиеся часто различаются по своим психофизиологическим и познавательны возможностям и способностям. Как правило, одного или несколько обучающихся можно отнести в разряд одарённых. Вполне понятно, что таких ребят может и не оказаться в классе. В любом случае перед учителем иностранного языка, так же как и учителем любого другого предмета, встаёт задача поиска особых подходов, в ходе педагогического взаимодействия с талантливым ребёнком.
В городских условиях талантливые и одарённые обучающиеся находятся в более «привилегированном» положении. Талантливых обучающихся можно объединить в один класс, что облегчает процесс обучения. На селе же нет таких возможностей. В специфических условиях малокомплектной школы, обучающиеся с повышенной мотивацией к познанию обучаются в одном микросоциуме со своими сверстниками. Наличие одарённых детей в малочисленном сельском классе накладывает на учителя иностранного языка целый ряд проблем, с которыми часто бывает трудно справиться. По этому учителю следует соблюдать следующее:
1.Следует правильно выявлять одарённых детей.
- талантливый ученик быстро схватывает содержание прослушанного материала;
- в достаточно быстром темпе оформляет мысль средствами иноязычной речи;
- быстро прочитывает заданный текст;
- любят писать на иностранном языке.
2. Нужно правильно организовать отбор материала для одарённого ребёнка.
Следует дифференцированно прилаживать рекомендуемый материал к реальным условиям каждого одарённого ученика.
3. Требуется методически правильно организовать общение на ИЯ с участием талантливых детей. В малочисленном классе одним из рациональных способов организации общения на ИЯ является работа в парах, талантливый ученик должен общаться с сильным одноклассником или, наоборот, со слабым. Объединять слабого со слабым не рекомендуется.
4. Необходимо установить психологически благоприятный климат между ребятами. Некоторые сильные дети, начинают зазнаваться, пренебрежением относиться к сверстникам. Слабые ученики, в силу поверхностных знаний стесняются отвечать перед учителем и отличниками, отмалчиваются.
Задача учителя вовлекать всех без исключения обучающихся в процесс общения на ИЯ.
5. Нужно обращать внимание на необходимость обогащения и расширения образовательного и общелингвистического кругозора талантливых детей.
Одна из задач сельского учителя – заботиться о расширении общеобразовательного кругозора талантливого ребёнка. Учитель ИЯ располагает большими возможностями в этом плане. Обеспечение отличника дополнительными, не содержащимися в учебниках заданиями страноведческого плана – одно из эффективных путей решения этой задачи.
6. Требуется эффективно организовать контроль пройденного материала. Талантливым обучающимся следует давать более сложные задания.
7. Следует правильно оценивать учебную деятельность стремящегося к познанию школьника. Нельзя сравнивать уровень успеваемости по языку слабого школьника с уровнем успеваемости сильного ученика, а каждое новое продвижение в речи любого ученика (сильного, слабого, среднего) следует сравнивать с его же собственным прошлым уровнем владения соответствующим видом речевой деятельности.
Таким образом, в специфических условиях деревенского социума, переживающего не самые лучшие времена в социокультурном и экономическом отношениях, талантливые и одарённые дети часто как бы теряются из виду. Одной из главных задач учителя, в том числе и учителя ИЯ, является восполнение данного пробела, обращение особого, пристального внимания на таких детей в психолого – педагогическом, методическом и общеобразовательном отношениях.
Наряду с одарёнными детьми в классе обучаются и слабоуспевающие или даже дети подлежащие обучению в классе коррекции. Но в условиях сельской малокомплектной школы возможности организации таких классов нет. Вот и занимаются дети всех уровней развития( одарённые, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети – сироты ит.п.) в одном классе.
Перед учителями школы, и, в частности перед учителем ИЯ, стоит труднейший вопрос – чему и как учить таких детей? Стоит ли им вообще изучать язык?
За 30 лет своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что обучать таких детей надо, но при условии смещения акцента в постановке целей с практического владения языком на общее развитие детей. На первое место должна быть поставлена задача развития мышления детей, памяти, речи, активизация их познавательной деятельности, обогащение их знаниями об окружающем мире, чему ИЯ способствунт как никакой другой предмет.
Поэтом, придерживаясь базового минимума, я предявляю некоторые грамматические явления только для ознакомления, сокращаю количество лексических единиц для запоминания и активного применения. На начальном этапе обучения личность должна формироваться не на запоминании правил, а на активных действиях. Поэтому желательно использовать на урокахдвигательную активность, учить детей самостоятельно делать выводы, «открытия».Слабоуспевающий ученик на моих уроках имеет право на бесконфликтное обучение. Создать хорошее настроение на уроке, атмосферу учения с удовольствием, сделать материал доступным для ребёнка и заставить его поверить в свой успех – это основа общения между мной и учеником в классе. Любой даже маленький шаг вперёд ребёнка в изучении ИЯ я стараюсь отметить и поощрить. Нужно уметь в ответ на безграмотную речь ученика похвалить его: «Молодец! Я поняла, что ты хотел сказать».
Предупреждая утомляемость, при планировании уроков важно избегать однообразия видов деятельности, привлекать к выполнению заданий все органы чувств: зрительные, речевые, слуховые и двигательные. Учитель должен будить воображение обучающихся, используя различные приёмы: недосказанность, перестановку логической последовательности событий, визуализацию, ролевые игры, яркую или забавную наглядность, применение музыки и т. п.
Я согласна с теми методистами, которые считают, что вся методика обучения слабых обучающихся должна быть «подчинена пробуждению у слабого ученика уверенности в себе, стимулированию его познавательной активности, обеспечению его успешной деятельности. Эмоциональное благополучие, чувство защищённости, которое возникает и закрепляется у детей, становятся решающим условием душевного здоровья школьников, … формируют активную жизненную позицию, адекватную самооценку школьников».
Литература
- Компанеева Л.Г. Преподавание иностранныз языков одарённым детям. – http:// pn.pglu.ru
- Лосева А.А. Психологическая диагностика одарённости. – М.,2004
- Федеральная целевая программа «Одарённые дети». Рабочая концепция одарённости. – http://www.sakhitti.ru
- Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., Просвещение, 1991
- Обучение в коррекционных классах.: Пособие для учителей/ Под ред. Г.Ф.Кумариной. – М.: АПН СССР, 1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам в классе с неоднородным составом обучающихся
Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам предполагает обучение в сотрудничестве, метод проектов и разноуровневое обучение....
Формирование навыков коммуникативной компетенции через личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам.
В данной статье рассмотрен опыт работы по использованию некоторых инновационных образовательных технологий,в основе которых лежит метод коммуникативных заданий....
Статья. Личностно-ориентированный подход на уроках иностранного языка.
В статье раскрыты основные понятия связанные с личностно-ориентированным подходом на уроках. Раскрыты педагогические технологии, которыми необходимо учителю овладеть, чтобы уметь испо...
Сообщение на тему: «Метод проектов. Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам».
Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает все больше ст...
Реферат «Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку»
Реферат Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку...
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ
Преподавание иностранного языка в вечерней школе преследует ту же цель, что и в дневных школах, а именно - заложить основы владения иностранным языком на базовом уровне, достичь практического формиров...
«Личностно-ориентированный подход и обучение иностранным языкам в классах, с неоднородным составом обучающихся в рамках ФГОС»
В данной статье описываются актуальные проблемы иноязычного образования в современном социокультурном контексте....