доклад по теме "Интеллект - карта"
статья на тему

Гаврилова Мария Викторовна

 

Основные направления использования интеллект-карт в образовательном процессе:

при обобщении материала;

при изучении новой темы;

для систематизации и структурирования информации;

для организации и проведения контроля знаний;

для создания опорного алгоритма действий (например, решение задачи, анализ произведения, описание художественного образа и т.д.)

В основе построения интеллект-карт лежит ассоциация – связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo_metod_intellekt.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Метод интеллект-карт

Основная цель метода - оценить как мыслит ребенок.

Основные направления использования интеллект-карт в образовательном процессе:

при обобщении материала;

при изучении новой темы;

для систематизации и структурирования информации;

для организации и проведения контроля знаний;

для создания опорного алгоритма действий (например, решение задачи, анализ произведения, описание художественного образа и т.д.)

В основе построения интеллект-карт лежит ассоциация – связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает другое.

Ассоциации возникают в следующих случаях:

между объектами есть сходство, что-то знакомое;

объекты прямо противоположны;

происходящие события напоминают об объекте;

многократно повторяющееся событие напоминает об объекте.

Правила составления интеллект-карты

1. В центре располагается прототип значимого объекта (основное понятие темы, раздела, параграфа; главная идея; главная проблема).  Он должен быть выделен цветом, красочно оформлен, желательно нарисовать его образ. Рекомендовано использовать объем, выпуклые буквы. Шаг 1

2. От центрального понятия  расходятся ветви ассоциаций (под темы, под идеи), количество которых  прямо пропорционально памяти. Рекомендовано использовать не более 7 ветвей (под идей, под тем). Если количество ветвей более 7, то следует укрупнить группы ассоциаций (группы под идей, под тем). Ветви ассоциаций желательно выделять разными цветами. На каждой ветке записывается одно - два слова (не больше) и размещается графический образ, ассоциирующийся с под идеей (под темой). Шаг 2

3. Далее каждая ветка разветвляется на под темы (под идеи) второго уровня, так же на ветке второго уровня записывается одно - два слова и располагается графический образ ассоциаций. Шаг 3

4. Каждая ветка 1 уровня с соответствующими ветками 2-го, 3-го уровней заключается в замкнутую область (ореол) того же цвета, что и ветви. Шаг 4

5. Между понятиями разных ветвей устанавливаются связи. Шаг 5

наша задача, как учителей, сохранить индивидуальность каждого ребенка. Научить его думать креативно, развивать творческое мышление.

Сократ сказал: “I cannot teach anybody anything. I can only make them think”. Вот и мы с вами попытаемся сегодня применить эту истину к себе. Заставим себя думать по-другому, сделаем первый шаг на пути к новому мышлению, постараемся взглянуть на привычные вещи с другой стороны. В этом нам поможет сегодня “Метод интеллект-карт”, созданный американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps".

Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин "интеллект-карты", хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций.

 Метод интеллект-карт является практическим приложением теории радиантного мышления. От слова Radiant – испускающий свет, лучи (лучистый).

Центральную идею этой теории лучше всего представить словами её автора: " Каждый бит информации, поступающей в мозг, ? каждое ощущение, воспоминание или мысль – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, т. е. базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит "информационные карты", сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть".

Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством интеллект-карт и устройством человеческого мозга: во– первых, сам нейрон выглядит как мини-интеллект-карта, во вторых, мысли на физическом уровне отображаются как деревья “биохомических” импульсов.

Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д. Существуют также определенные правила создания интеллект-карт, разработанные Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге “How to Mind Map”. С основными правилами я вас сегодня познакомлю.

Правила создания интеллект-карт:

Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Сегодня мы с вами попытаемся создать интеллект-карты по системе Тони Бьюзена. Я приглашаю своих помощников к доске (разделить учителей, поднявшихся на сцену на 2 группы, в центре доски расположить символ воды, подписать словом “water”, заранее цветными маркерами нарисовать ветви, отходящие от слова).

Пожалуйста, запишите все слова, возникающие у вас в мозгу, связанные со словом “вода”, не забудьте, что вместо слова вы можете использовать рисунки или символы.

Вы можете задать мне вопрос: “А как же использовать интеллект-карты на уроках?”. Я не ставила перед вами сейчас определенной цели. Но если бы вами было выполнено задание по определенной теме, то стало бы понятно, что перед вами лежит план– схема вашего рассказа. Например, составьте интеллект-карту по теме: “Круговорот воды в природе” или “Роль воды в жизни на земле”. Но даже с теми интеллект – картами, которые создали вы можно работать. Задание учителям английского языка: “Составьте рассказ по теме “Вода”.

Почему я считаю возможным использование интеллект-карт на уроках английского языка? Мыслительную карту можно описать как ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. А ведь именно слово является главной единицей любого языка. Основным, на мой взгляд, при изучении иностранного языка, английского в частности, является наличие хорошего словарного запаса, то есть знание и владение большим количеством слов по разным темам.

Учащийся сам вспоминает или находит слово, что активизирует процессы памяти и мышления.

Представляя каждое слово в виде картинки, он использует сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова.

Любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в уме, чем вещи банальные и скучные (для этого используются разные цвета и рисунки). Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.

Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать слова.

Я использую интеллект-карты на своих уроках для:

1) работы с лексическим материалом:

введение новой лексики

закрепление новой лексики

контроль лексики.

2) работы с грамматическим материалом.

Можно составлять мыслительные карты по изученному грамматическому материалу с целью его усвоения и запоминания.(простейшие интеллект-карты по грамматическому материалу можно встретить в учебнике Happy English.ru)

3) работы с текстовым материалом.

Составление планов пересказов текстов в виде мыслительных карт и т. д.

4) обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор.

Мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания. Эффективно использовать карты при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.

5) При подготовке к ЕГЭ в части С.

6) представления результатов проектной деятельности.

Можно изобразить в виде мыслительной карты весь процесс создания проекта, либо только результаты проекта, новые идеи и т. д. А затем во время представления проекта поясняется всё то, что изображено на карте.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

По-моему, создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке.

Например:

темы на уроках истории содержат много материла: различные исторические факты, даты, сведения об исторических личностях, что является сложным для усвоения и запоминания учащимися. Но с помощью мыслительных карт можно запомнить и классифицировать большое количество информации. Например, по теме “Великая Отечественная война” можно нарисовать карту, где ветвями первого порядка будут являться основные сражения, Сталин, Блокада Ленинграда, Гитлер и т.д.;

на уроках литературы можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей и т.д.;

на уроках биологии можно составлять карты по темам: “Птицы”, “Растения”, “Животные”, “Системы организма человека” и т.д.

Учащиеся могут, как сами составлять интеллект-карту, так и с помощью учителя. Учителю лучше заранее самому составить свою интеллект-карту, чтобы не забыть те или иные важные моменты при изучении темы. Карту можно составить как в ручную, так и с помощью компьютерных программ, которых большое количество и среди них вы можете найти бесплатную версию.

Более подробную информацию о радиантном мышлении, Методе интеллект-карт и способах их применения вы можете прочитать в Книгах Тони Бьюзена.

Творите сами и вместе с детьми!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Оценка достижений обучающихся на основе карт ИСРР

В докладе "Оценка достижений обучающихся на основе карт индивидуального сопровождения развития ребенка" описана мониторинговая система оценки достижений обучающихся с легкой степенью умственной отстал...

доклад на научно-практическую конференцию "Имя героя на карте моего села"

Доклад на научно-практическую конференцию "Имя героя на карте моего села".Работа посвящена истории жизни первого учителя села  Ф.Н.Вахмянина,а также истории восстания кулаков в селе Буй....

Доклад: "Конструирование технологической карты урока"

Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, которое отвечает на вопрос  что надо делать и в какой момент времени....

Выступление на городских педагогических чтениях.Доклад"Конструирование технологической карты урока в свете требований ФГОС"

Выступление на городских педагогических чтениях. Доклад "Конструирование технологической карты урока"...

Доклад "Разработка технологической карты урока"

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока,...

Доклад: «Возможности технологической карты для формирования УУД в соответствии с ФГОС»

Возможности технологической карты для формирования УУД в соответствии с ФГОС...

Доклад "Конструирование технологической карты урока в соотстветствии с требованиями ФГОС"

Рассматриваются основные принципы структурирования технологической карты. В качестве примера приводится карта урока истории "Жизнь ратным подвигом полна"....