Доклад Оценка достижений обучающихся на основе карт ИСРР
статья по теме
В докладе "Оценка достижений обучающихся на основе карт индивидуального сопровождения развития ребенка" описана мониторинговая система оценки достижений обучающихся с легкой степенью умственной отсталости и обучающихся со сложной структурой дефекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ocenka_dostizheniy_obuchayushchihsya_na_osnove_kart_isrr.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Оценка достижений обучающихся на основе карт индивидуального сопровождения развития ребенка (ИСРР)»
Горнова С.В., заместитель директора по учебной работе
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
“Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
VIII вида № 128”, город Снежинск
В 2008-2009 у/г педагогическим коллективом школы был сформирован перечень ключевых компетенций обучающихся на основе федеральных государственных образовательных стандартов и с учетом особенностей контингента детей школы. Одновременно с этим проводилась работа по конкретизации содержания учебных умений, входящих в ключевые компетенции обучающихся нашей школы. В результате появилась необходимость в разработке инструмента для адекватной оценки достижений воспитанников.
Таким инструментом явилась разработанная нами мониторинговая система оценки достижений обучающихся, которая включает в себя:
- наблюдение и отслеживание уровня развития обучающихся по определенным параметрам п/ф развития;
- внесение полученных данных в разделы карт индивидуального сопровождения на каждого ребенка школы;
- математический анализ результатов;
- создание профилей, характеризующих наличие динамики развития обучающихся класса в целом и каждого ребенка в отдельности;
- обсуждение полученных в результате анализа данных на психолого-медико-педагогическом консилиуме школы для построения с их учетом индивидуальных образовательных маршрутов;
- и разработка специалистами школы рекомендаций по оптимизации коррекционной работы с классом и с каждым из обучающихся.
Данная система предназначена для всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей, администрации школы.
Работа с картами позволяет нам отслеживать динамику:
- сформированности параметров психофизического развития;
- сформированности учебных навыков по предметам (дополняя и уточняя результаты отметочной аттестации).
Алгоритм работы с картой включает в себя:
- первоначальный ввод общей информации о ребенке;
- последующую фиксацию 2 раза в год (на конец каждого полугодия) уровня сформированности определенного параметра психофизического развития и учебных навыков по предметам;
- использование информации карты для планирования коррекционной работы учителями, воспитателями, классными руководителями.
В картах ведут записи следующие педагоги:
- классный руководитель;
- воспитатель;
- специалисты: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед;
- учителя-предметники.
Работа с картой ИСРР предполагает введение специальной и подробной шкалы оценивания. Существующая на сегодняшний день 5-балльная отметочная система представляется нам несовершенной в плане оценивания уровня сформированности ключевых компетенций воспитанников с разными возможностями обучения. Поэтому нами разработана и апробирована более подробная шкала оценивания сформированности того или иного параметра психофизического развития; а также учебных навыков обучающихся.
Система оценивания состоит из 5-ти уровней условных обозначений (низкий, ниже допустимого, допустимый, оптимальный, высокий). Каждый из уровней разбит на 3 подуровня с цифровым обозначением от 1 до 3.
В итоге, разработанная нами 15-балльная шкала позволяет нам:
- характеризовать минимальную динамику в развитии детей 4-х групп по возможностям обучения;
- оценивать достижения детей в классах с безотметочной системой аттестации;
- оценивать коррекционный эффект обучения;
- проводить сравнительный анализ результатов отметочной аттестации по предметам и уровня сформированности академических знаний, умений и навыков, отраженных в карте при помощи условных обозначений.
В конце каждого учебного года проводится анализ динамики по каждому ребенку в отдельности и по классу в целом по двум блокам:
- сформированности психофизических параметров развития ребенка;
- и по усвоению программного материала по общеобразовательным предметам учебного плана.
На слайды помещены результаты итогового анализа на конец прошлого учебного года и промежуточного анализа на конец 1 полугодия текущего учебного года.
Результаты оценивания уровня усвоения программного материала по общеобразовательным предметам обрабатываются педагогом-психологом школы и представляются в виде диаграмм. На диаграммах наглядно можно увидеть продвижение ребенка по «академическому» направлению образования уже не при помощи отметок, а через условные обозначения 15-балльной шкалы.
Информационный потенциал карты ИСРР используется нами:
- для постановки коррекционных задач на начало года классным руководителем, воспитателем, учителем;
- при планировании учителем коррекционной работы с классом и каждым обучающимся класса;
- для определения зоны ближайшего развития ребенка по параметрам развития или по учебным навыкам;
- для решения проблемы, когда у ребенка наблюдается снижение успеваемости по сравнению с предыдущими результатами (по отметочной аттестации);
- при появлении у ребенка «тревожных симптомов» по какому-либо наблюдаемому параметру развития (н-р, в эмоционально-волевой сфере) и т.д.
Таким образом, мониторинговая система в виде карт ИСРР являет собой оптимальный инструмент для адекватной оценки достижений обучающихся с разными индивидуальными возможностями.
Работая с картами, мы пришли к выводу, что данная форма карты не подходит для мониторинга развития детей со сложной структурой дефекта, в т.ч. детей с растройством аутистического спектра, т.к.:
- некоторые параметры карты невозможно применить в связи с тем, что у детей данной категории они не могут сформироваться в силу их индивидуальных особенностей;
- критерии оценивания не актуальны, т.к. навыки в диапазоне от допустимого по высокий сформироваться не могут.
Поэтому в прошлом учебном году педагогическим коллективом было принято решение разработать другую форму карты для индивидуального сопровождения и отслеживания динамики развития детей специальных классов.
Теоретическим обоснованием нашей работы являются положения проекта специального федерального государственного образовательного стандарта. Согласно 4-ому варианту (индивидуальный уровень) проекта СФГОС, требования к результатам обучающихся данной категории группируются в соответствии с основными направлениями формирования жизненной компетенции. И результат жизненной компетенции по сравнению с «академическим» становится доминирующим. Продвижение ребенка в этом направлении является основным искомым результатом образования.
На основании вышеизложенного, творческой группой в составе специалистов школы и учителей специальных классов были разработаны иные форма, содержание, система шкалы оценивания карты для оценки жизненной компетенции детей со сложной структурой дефекта.
Карта составлена по круговому принципу: 3 круговых поля соответствуют 3-м уровням развития воспитанников, где 3-ий уровень самый высокий. Каждый из уровней включает в себя 5 основных блоков (самообслуживание, психические процессы и ЭВС, речь, моторная сфера, социальная адаптация), состоящих из 13-ти разделов. Каждый из разделов представлен набором умений и навыков, уровень формирования которых отслеживается и фиксируется в данной карте:
№ раздела | Наименование | Количество параметров |
| ||
Еда | 23 | |
Туалет и умывание | 17 | |
Раздевание | 41 | |
Одевание | 18 | |
| ||
Восприятие и обследование объектов окружающего мира | 41 | |
Память | 11 | |
Мышление | 49 | |
Эмоционально-волевая сфера | 19 | |
| ||
Пассивная речь | 24 | |
Активная речь | 49 | |
| ||
Мелкая моторика | 55 | |
Общая моторика | 47 | |
| 58 |
Шкала оценивания содержит 3 вида условных обозначений:
- навык (умение) не усвоен - пустой квадратик;
- навык (умение) усвоен частично – квадратик закрашивается наполовину по диагонали;
- навык (умение) усвоен в полном объеме - квадратик закрашивается полностью.
Достижения ребенка в данной карте фиксируются цветом 2 раза в год (на конец каждого полугодия). В каждый год обучения используется определенный оттенок одного цвета: в первой половине учебного года светлый оттенок, в конце года – тёмный.
Задачей педагогов является выработка согласованной оценки достижений ребенка в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ поведения и динамики его развития в повседневной жизни. Результаты анализа представляются в форме удобных и понятных всем членам группы условных обозначений, характеризующих наличный уровень жизненной компетенции. Количественная оценка служит не столько для характеристики самого ребенка, сколько для выработки ориентиров в описании динамики развития жизненной компетенции.
Для целостного восприятия динамики развития каждого ребенка данные проведенного анализа обобщаются в карте ручной обработки (ее вы видите на слайде). Также вариант ручной обработки данных более понятен родителям обучающихся.
Мониторинговая система в электронном варианте представлена в программе Exсel. На каждого ребенка заводится Exсel-документ, который включает 13 листов по количеству разделов карты. Представлю данную систему на примере одного из разделов - «Пассивная речь» (III блок карты «Речь»). По вертикали расположен перечень навыков, по горизонтали – периоды обучения по полугодиям. Наглядно видно, что навыки делятся на 3 уровня, в процессе обучения ребенок постепенно овладевает компетенциями более высокого порядка. Частичное овладение навыком фиксируется 50%-ым обозначением и заливается желтым цветом, при полном овладении навыка- 100%-ым и заливается красным цветом. Если навык в данный момент еще не сформирован, ячейка остается пустой и закрашивается синим цветом. Показатели динамики представлены в вертикальных столбцах справа Столбец со средним значением показывает процент сформированности навыка за конкретный период (за полугодие). В столбцах «Динамика за год» и «Динамика за полугодие» рассчитан процент наличия динамики.
Полученные результаты переносятся в диаграмму для более наглядного восприятия динамики развития ребенка.
Конечные данные мониторинга вносятся в индивидуальный профиль динамики развития жизненной компетенции ребенка (в электронном варианте).
Таким образом, совершенствуя систему мониторинга уровня развития обучающихся разных возможностей, мы делаем еще один шаг в решении задачи индивидуализации образовательного процесса в нашей школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценки достижений обучающихся (личностных, метапредметных, предметных)
Самостоятельная работа по курсу ФГОС II поколения (ин.язык)...
Статья выступление на педсовете" Система оценки достижений обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной про
Статья выступление на педсовете "Система оценки достижений обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов о...
Система оценки достижений обучающихся (предметных, метапредметных, личностных). На примере разработки урока усвоения новых знаний «Общая характеристика грибов» (5 класс)
В материале дана характеристика этапов урока, предложены задания для оценивания и диагностики универсальных учебных действий (УУД) учащихся...
Оценка достижений обучающихся при реализации дополнительной программы
Выявление специфики оценки достижений учащихся при освоении дополнительных образовательных программ в условиях внедрения ФГОС второго поколения....
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОБЖ В СВЕТЕ ФГОС
Данный материал поможет учителям ОБЖ в оценке достижений обучающихся на уроках ОБЖ в свете ФГОС...
Доклад " Оценка достижений учащихся по курсу ОРКСЭ"
Доклад для августовской конференции 2021 г....
Презентация к докладу "Оценка достижений по курсу ОРКСЭ"
Презентация является приложением к докладу "Оценка достижений по курсу ОРКСЭ"...