Роль мотивов и стимулов в обучении иностранному языку
статья на тему

Данная статья дает учителю лучше понять какие формы и методы работы следует применить при подготовке к занятию, чтобы вызвать интерес обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Роль мотивов и стимулов в обучении иностранному языку.

Проблема мотивации в обучении иностранному языку:

     Активность человека в достижении целей деятельности во много зависит от мотивации. Поэтому мотивация является запускным механизмом всякой человеческой деятельности, в том числе и учебной. Проблема создания и поддержания мотивации при обучении иностранному языку является актуальной для современной школы. Исследователи вопроса о мотивации приводят данные о ее снижении от класса к классу. Ребята начинают изучать иностранный язык с большим интересом, но постепенно интерес падает.

Причины снижения мотивации:

  1. неинтересные занятия;
  2. сложность при изучении иностранного языка, неумение преодолеть эти трудности;
  3. отсутствие языковой среды, невозможность применения знаний на практике;
  4. ненужность иностранного языка для будущей профессии;
  5. примитивность высказывания на иностранном языке по сравнению с родным языком, несмотря на то, что иностранный язык изучается несколько лет.

Возникает вопрос, не является ли спад мотивации объективным процессом, который невозможно остановить?

Опыт лучших учителей показывает, что мотивацию можно поддерживать в течении всего периода обучения в школе.

Для организации успешного обучения иностранному языку. учитель должен владеть знаниями о видах мотивации и способах поддержания мотивации на разных этапах обучения.

2основных вида мотивации:

  1. внешняя мотивация – на нее влияют социальные мотивы, определяемы потребностями общества;
  2. внутренняя мотивация – зависит от характера выполняемой человеком деятельности.

Внешняя мотивация имеет 2 разновидности:

А) широкая социальная мотивация – связана с переживанием чувства долга перед страной, перед близкими людьми, перспектива участия в международных форумах, организациях и т.д.;

Б)  узколичная мотивация – определяет личное отношение учащегося к овладению иностранным языком.

     Внешняя мотивация является дальней или отсроченной. Для ее создания следует использовать средства наглядности, показывающие значение знания иностранного языка для самых разных специальностей.

     Внутренняя мотивация является близкой и актуальной. Учитель должен так организовать учебный процесс, чтобы поддерживать интерес учащихся в работе над языком, обеспечивать активность их деятельности.

      Различают следующие виды внутренней мотивации: 

А) коммуникативная мотивация – основана на стремлении учащихся общаться на иностранном языке, читать, переписываться с друзьями. Создать на уроке обстановку естественного общения очень трудно. В атмосфере родного языка иностранный предстает, как искусственное средство общения, поэтому учитель должен всегда обращаться к воображению учащегося, к игре.

Стимулирование коммуникативной мотивации зависит от следующих факторов:

  1. постановки задач урока – предъявляя языковой материал, учитель должен показать какое значение этот материал имеет для расширения возможностей учащихся в общении.
  2. содержание урока – основное содержание урока задается в учебно-методическом комплекте. Учитель должен сделать содержание занятия более конкретным, привлекательным для учащегося. Это достигается путем:

а) усиления личностной ориентации (учитываются интересы, увлечения учащегося);

б)     обсуждения на уроке актуальных событий;

в)     привлечения познавательного материала.

3)  организация занятия – урок должен показывать учащимся результат их работы.

Б)  лингво-познавательная  мотивация заключается в положительном отношении учащихся к материи языка. Учащимся нравится учить новые слова, сравнивать между собой, сравнивать со словами русского языка по форме и значению. Этот вид мотивации развивается путем использования на занятии поисковых упражнений, требующих самостоятельного анализа языковых явлений.

В)     инструментальная мотивация – возникает в результате положительного отношения учащегося к определенным видам работы. Учащиеся часто теряют интерес к иностранному языку, потому что они не умеют учиться, тратят много времени на выполнение заданий, не получают положительного результата. Поэтому учитель должен научить каждого ребенка работать со словарем, справочником. Владение рациональными приемами работы значительно облегчает процесс усвоения языка , дает осознание успешности своей деятельности, поддерживает интерес к учебе.

Литература:

  1. Бим И. Л. – Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // ИЯШ. – 1989. № 1.
  2. Верещагин Е.М. – Язык и культура. Лингвострановедение. Методическое руководство – 3-е издание М.: Просвещение, 1983.
  3. Гез Н. И. – Электронный учебник. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Средняя школа, 1982.
  4. Гез Н. И. – Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежной методики исследования // ИЯШ: 1985. - № 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В данной статье поднимаются актуальные вопросы современных требований к учителю, которому предстоит обеспечивать требуемый новыми стандартами результат обучения, используя всю мощь педагогической наук...

Роль и место чтения в обучении иностранным языкам.

Чтение как средство обучения иностранным языкам...

Современные методы обучения иностранному языку и их роль в развитии коммуникативной компетентности учащихся средней школы. Английский язык

Данная статья затрагивает актуальную в настоящее время проблему компетентностного подхода при обучении иностранному языку. Автором приведены методы обучения, способствующие развитию коммуникативных ко...

Статья "Роль игры на начальном этапе обучения иностранному языку".

Сегодня игра занимает одно из ведущих мест среди эффективных методик по изучению различных иностранных языков. И это неслучайно. Ведь школьник в начальных классах средней школы наилучшим образом усваи...

Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранному языку Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранно

Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагогического общения в школе относится к одной из актуальнейших проблем современной языковой педагогики. Использ...

Выступление на тему: Роль электронной образовательной среды в обучении иностранному языку

Выступление на тему: Роль электронной образовательной среды  в обучении иностранному языку...

Творчество, как стимул в изучении иностранного языка

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28249673","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...