Рабочая программа по английскому языку для 5 класса к УМК "Spotlight"
рабочая программа (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка 5-9 классы
Данная рабочая программа предназначена для 5-9 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования.
Рабочая программа по предмету «Английский язык» составлена для учащихся 5-9 классов на основе:
- закона Российской Федерации «Об образовании»;
- требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- примерной программы по учебным предметам Иностранный язык 5 – 9 классы, М., «Просвещение» 2010;
- рабочей программы «Английский язык» предметная линия учебников «Английский в фокусе» 5 – 9 классы, М., «Просвещение» 2012.
Рабочая программа предусматривает некоторые изменения (сокращение часов) в изучении следующих разделов:
- «Интенсивное чтение» - по программе отводится 10 часов, с учетом сокращения – 8 часов.
- «Россия в фокусе» - по программе отводится 10 часов, с учетом сокращения – 7 часов.
В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие всех основных представленных в программах начального общего образования видов деятельности обучаемых. Однако содержание примерных программ основного общего образования имеет особенности, обусловленные, во-первых, задачами развития, обучения и воспитания учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы общего среднего образования; в-третьих, психологическими возрастными особенностями обучаемых.
Содержание каждого учебного предмета или совокупности учебных предметов является отражением научного знания о соответствующей области окружающей действительности.
Содержание учебных предметов, представляющее в основной школе систему научных понятий и соответствующие им способы действий, создает необходимую основу для формирования теоретического рефлексивного мышления у школьников. Такая качественно новая форма мышления выступает операционно-технической базой перехода учащихся от учебной деятельности как умения учиться в начальной школе к учебной деятельности с элементами самообразования и саморазвития в основной школе. Это раскрывает новые возможности развития познавательной, коммуникативной, эстетической, предметно-преобразующей (технико-технологической) деятельности на основе ценностно-смысловой ориентации личности в мире и обществе, развития самосознания и целеполагания, выстраивания индивидуальной образовательной траектории.
Значительная роль в формировании нового типа учебной деятельности в основной школе принадлежит программе формирования универсальных учебных действий, конкретизированной в отношении возрастных особенностей учащихся.
Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих, а именно:
речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы в 5–7 и 8–9 классах; формирование умений представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи иноязычной информации;
учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.
- развитие и воспитание у школьников понимания важности иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям другой культуры.
- формирование уважения к личности, ценностям семьи, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами литературы разных жанров, доступными для подростков с учетом достигнутого ими уровня иноязычной подготовки.
- создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях.
- создание основы для выбора иностранного языка как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Основными задачами реализации содержания обучения являются:
- формирование и развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности;
- формирование и развитие языковых навыков;
- формирование и развитие социокультурных умений и навыков.
Рабочая программа по иностранному языку обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами являются:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и правил поведения на дорогах;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
- формирование мотивации изучения иностранных языков и стремления к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
- стремление к совершенствованию речевой культуры в целом;
- формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
- развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
- формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
- стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
- готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции; сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметными результатами являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родо-видовых связей;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
- развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;
- развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
- развитие смыслового чтения, включая умение выделять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметными результатами являются:
А. В коммуникативной сфере (т.е. владении иностранным языком как средством общения)
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
В говорении:
- начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
- сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
- описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
В аудировании:
- воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
- воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью);
- воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекста краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию;
В чтении:
- читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;
- читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов;
- уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение; читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации;
В письменной речи:
- заполнять анкеты и формуляры;
- писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка;
- составлять план, тезисы устного или письменного сообщения;
кратко излагать результаты проектной деятельности.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами):
- применение правил написания слов, изученных в основной школе;
- адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
- соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
- распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
- знание основных способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);
- понимание и использование явлений многозначности слов иностранного языка: синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
- распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого языка;
- знание признаков изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
- знание основных различий систем иностранного и русского/родного языков.
Социокультурная компетенция:
- знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- распознавание и употребление в устной и письменной речи основных
норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
- знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространенных образцов фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы);
- знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
- представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
- представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
- понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
Компенсаторная компетенция – умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Б. В познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
- владение приемами работы с текстом: умение пользоваться определенной стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
- умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
- готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
- умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
- владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
- представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
- достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
- представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
- приобщение к ценностям мировой культуры как через источники
информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так
и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических
поездках, молодежных форумах.
Г. В эстетической сфере:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на
иностранном языке;
- стремление к знакомству с образцами художественного творчества на
иностранном языке и средствами иностранного языка;
- развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных
тенденций в живописи, музыке, литературе.
Д. В трудовой сфере:
- умение рационально планировать свой учебный труд;
- умение работать в соответствии с намеченным планом.
Е. В физической сфере:
- стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
Говорение. Диалогическая речь
Выпускник научится вести комбинированный диалог в стандартных ситуациях неофициального общения, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться брать и давать интервью.
Говорение. Монологическая речь
Выпускник научится:
• рассказывать о себе, своей семье, друзьях, школе, своих интересах, планах на будущее; о своём городе/селе, своей стране и странах изучаемого языка с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы);
• описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы);
• давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
• передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст/ключевые слова/план/вопросы.
Выпускник получит возможность научиться:
• делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
• комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, аргументировать своё отношение к прочитанному/прослушанному;
• кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
• кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Аудирование
Выпускник научится:
• воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
• воспринимать на слух и понимать значимую/нужную/запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.
Выпускник получит возможность научиться:
• выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
• отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных;
• использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова;
• игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания основного содержания воспринимаемого на слух текста.
Чтение
Выпускник научится:
• читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
• читать и выборочно понимать значимую/нужную/запрашиваемую информацию в несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений.
Выпускник получит возможность научиться:
• читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные в основном на изученном языковом материале;
• догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским/родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту;
• игнорировать в процессе чтения незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста;
• пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником.
Письменная речь
Выпускник научится:
• заполнять анкеты и формуляры в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка;
• писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
• составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
• кратко излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности;
• писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец.
Языковая компетентность (владение языковыми средствами)
Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:
• различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить все звуки английского языка;
• соблюдать правильное ударение в изученных словах;
• различать коммуникативные типы предложения по интонации;
• адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей, в том числе соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах.
Выпускник получит возможность научиться:
• выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации;
• различать на слух британские и американские варианты английского языка.
Орфография
Выпускник научится правильно писать изученные слова.
Выпускник получит возможность научиться сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка и их транскрипцию.
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
• узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы;
• употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
• соблюдать существующие в английском языке нормы лексической сочетаемости;
• распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования (аффиксации, конверсии) в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы;
• находить различия между явлениями синонимии и антонимии;
• распознавать принадлежность слов к частям речи по определённым признакам (артиклям, аффиксам и др.);
• использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту и по словообразовательным элементам).
Грамматическая сторона речи
Выпускник научится:
• оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами английского языка в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте;
• распознавать и употреблять в речи:
— различные коммуникативные типы предложений: утвердительные, отрицательные, вопросительные (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме);
— распространённые простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определённом порядке (We moved to a new house last year);
— предложения с начальным It (It’s cold. It’s five o’clock. It’s interesting. It’s winter);
— предложения с начальным There + to be (There are a lot of trees in the park);
— сложносочинённые предложения с сочинительными союзами and, but, or;
— косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени;
— имена существительные в единственном и множественном числе, образованные по правилу и исключения;
— имена существительные c определённым/неопределённым/нулевым артиклем;
— личные, притяжательные, указательные, неопределённые, относительные, вопросительные местоимения;
— имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени, образованные по правилу и исключения, а также наречия, выражающие количество (many/much, few/a few, little/a little);
— количественные и порядковые числительные;
— глаголы в наиболее употребительных временны2х формах действительного залога: Present Simple, Future Simple и Past Simple, Present и Past Continuous, Present Perfect;
— глаголы в следующих формах страдательного залога: Present Simple Passive, Past Simple Passive;
— различные грамматические средства для выражения будущего времени: Simple Future, to be going to, Present Continuous;
— условные предложения реального характера (Conditional I — If I see Jim, I’ll invite him to our school party);
— модальные глаголы и их эквиваленты (may, can, be able to, must, have to, should, could).
Выпускник получит возможность научиться:
• распознавать сложноподчинённые предложения с придаточными: времени с союзами for, since, during; цели с союзом so that; условия с союзом unless; определительными с союзами who, which, that;
• распознавать в речи предложения с конструкциями as … as; not so … as; either … or; neither … nor;
• распознавать в речи условные предложения нереального характера (Conditional II — If I were you, I would start learning French);
• использовать в речи глаголы во временны́х формах действительного залога: Past Perfect, Present Perfect Continuous, Future-in-the-Past;
• употреблять в речи глаголы в формах страдательного залога: Future Simple Passive, Present Perfect Passive;
• распознавать и употреблять в речи модальные глаголы need, shall, might, would.
Общая характеристика курса
Обучение в период с 5 по 9 классы является второй ступенью общего образования и важным звеном, которое соединяет все три ступени образования: начальную, основную и старшую. Данная ступень характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как к моменту начала обучения в основной школе у них расширился кругозор и общее представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные умения на иностранном языке в четырех видах речевой деятельности, а также общеучебные умения, необходимые для изучения иностранного языка как учебного предмета; накоплены некоторые знания о правилах речевого поведения на родном и иностранном языках.
Особенности содержания курса обусловлены спецификой развития школьников. Психологи выделяют два возрастных этапа: 5–7 и 8–9 классы. Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению иностранного языка позволяют учитывать изменения школьника основной школы, которые обусловлены переходом от детства к взрослению. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные учащимся этой возрастной группы, дает возможности интегрировать знания из разных предметных областей и формировать межпредметные учебные умения и навыки. При формировании и развитии речевых, языковых, социо-/межкультурных умений и навыков следует учитывать новый уровень мотивации учащихся, которая характеризуется самостоятельностью при постановке целей, поиске информации, овладении учебными действиями, осуществлении самостоятельного контроля и оценки деятельности.
Благодаря коммуникативной направленности предмета «Иностранный язык» появляется возможность развивать культуру межличностного общения на основе морально-этических норм уважения, равноправия, ответственности.
При обсуждении специально отобранных текстов формируется умение рассуждать, оперировать гипотезами, анализировать, сравнивать, оценивать социокультурные, языковые явления.
Место учебного предмета в учебном плане
Иностранный язык как учебный предмет наряду с родным языком и литературой входит в общеобразовательную область «Филология», закладывая основы филологического образования и формируя коммуникативную культуру школьника.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 510 часов (из расчёта 3 учебных часа в неделю) для обязательного изучения иностранного языка в 5-9 классах. Таким образом, на каждый класс предполагается выделить по 102 часа.
Образовательное учреждение осуществляет выбор форм организации учебно-познавательной деятельности, а также режим учебной и внеучебной деятельности.
Для реализации индивидуальных потребностей учащихся образовательное учреждение может увеличить количество учебных часов, ввести дополнительные учебные курсы (в соответствии с интересами учащихся, в том числе социо-/межкультурные, этнокультурные), а также работу во внеурочное время.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Предметное содержание речи
- Взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека. (52 часа)
- Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музеи, музыка). Виды отдыха, путешествия. Молодежная мода. Покупки. (79 часов)
- Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек. (66 часов)
- Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы и различное время года. (43 часа)
- Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль Иностранного языка в планах на будущее. (15 часов)
- Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности. Транспорт. (80 часов)
- Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет). (36 часов)
- Страна/страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру. (139 часов)
Коммуникативные умения
по видам речевой деятельности
Говорение
- Диалогическая речь:
Уметь вести:
-диалоги этикетного характера,
- диалог - расспрос,
- диалог - побуждение к действию,
- диалог - обмен мнениями
- комбинированные диалоги.
Объём диалога – от 3 реплик (5-7 классы) до 4-5 реплик (8-9 классы) со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога – 2,5 – 3 мин. (9 класс).
- Монологическая речь
Уметь пользоваться:
- основными коммуникативными типами речи: описанием, сообщением, рассказом (включающим эмоционально-оценочные суждения), рассуждением (характеристикой) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст либо заданную коммуникативную ситуацию.
Объём монологического высказывания – от 8-10 фраз (5-7 классы) до 10-12 фраз (8-9 классы). Продолжительность монолога – 1,5-2 мин. (9 класс).
Аудирование
Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных аудио- и видео текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным и полным пониманием воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
Жанры текстов: прагматические, публицистические.
Типы текстов: объявление, реклама, сообщение, рассказ, диалог-интервью, стихотворение и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале. Время звучания текстов для аудирования – до 1 мин.
Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичном материале, содержащим наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время звучания текстов для аудирования – до 2 мин.
Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов для аудирования – до 1, 5 мин.
Чтение
Уметь:
- читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).
Письменная речь
Уметь:
- писать короткие поздравления с днём рождения и другими праздниками, выражать пожелание (объёмом 30-40 слов, включая адрес);
- заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);
- писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать тоже самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чём-либо).
Объём личного письма – около 100-110 слов, включая адрес;
- составлять план, тезисы устного или письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности.
Языковые средства
и навыки пользования ими
Орфография
Знание правил чтения и орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого иностранного языка в потоке речи, соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.
Лексическая сторона речи
Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объёме 1200 единиц (включая 500, усвоенных в начальной школе). Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка.
Основные способы словообразования:
- аффикасация:
– глаголов -dis- (disagree), -mis- (misunderstand), -re- (rewrite); ize/ise (revise)
– существительных -sion/-tion (conclusion/celebration), -ance/-ence
(performance/influence), -ment (environment), -ity (possibility), -ness
(kindness), -ship (friendship), -ist (optimist), -ing (meeting);
– прилагательных un- (unpleasant), im-/in- (impolite/independent), inter-
(international); -y (buzy), -ly (lovely), -ful (careful), -al (historical), -ic
(scientific), -ian/-an (Russian), -ing (loving); -ous (dangerous), -able/-ible
(enjoyable/responsible), -less (harmless), -ive (native);
– наречий -ly (usually);
– числительных -teen (fifteen), -ty (seventy), -th (sixth);
2) словосложение:
– существительное + существительное (peacemaker);
– прилагательное + прилагательное (well-known);
– прилагательное + существительное (blackboard);
– местоимение + существительное (self-respect);
- конверсия:
– образование существительных от неопределенной формы глагола (to
play – play);
– образование прилагательных от существительных (cold – cold winter).
Распознавание и использование интернациональных слов (doctor).
Представления о синонимии, антонимии, лексической сочетаемости,
многозначности.
Грамматическая сторона речи
Дальнейшее расширение объёма значений грамматических средств,
изученных ранее, и знакомство с новыми грамматическими явлениями.
– Нераспространенные и распространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном
порядке (We moved to a new house last year); предложения с начальным
‘It’ и с начальным ‘There + to be’ (It’s cold. It’s five o’clock. It’s interesting.
It was winter. There are a lot of trees in the park).
– Сложносочиненные предложения с сочинительными союзами and, but, or.
– Сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами
what, when, why, which, that, who, if, because, that’s why, than, so.
– Сложноподчиненные предложения с придаточными: времени с союзами for, since, during; цели с союзом so, that; условия с союзом unless;
определительными с союзами who, which, that.
– Сложноподчиненные предложения с союзами whoever, whatever,
however, whenever.
– Условные предложения реального (Conditional I – If it doesn’t rain, they’ll go for a picnic) и нереального характера (Conditional II – If I were rich, I
would help the endangered animals; Conditional III – If she had asked me, I would have helped her).
– Все типы вопросительных предложений (общий, специальный,
альтернативный, разделительный вопросы в Present, Future, Past Simple; Present Perfect; Present Continuous).
– Побудительные предложения в утвердительной (Be careful) и
отрицательной (Don’t worry) форме.
– Предложения с конструкциями as ... as, not so ... as, either ... or, neither ... nor.
– Конструкция to be going to (для выражения будущего действия).
– Конструкции It takes me ... to do something; to look/feel/be happy.
– Конструкции be/get used to something; be/get used to doing something.
– Конструкции с инфинитивом типа I saw Jim ride/riding his bike. I want
you to meet me at the station tomorrow. She seems to be a good friend.
– Правильные и неправильные глаголы в формах действительного залога в изъявительном наклонении (Present, Past, Future Simple; Present, Past Perfect; Present, Past, Future Continuous; Present Perfect Continuous; Future-in-the-Past).
– Глаголы в видо-временных формах страдательного залога (Present, Past, Future Simple Passive; Past Perfect Passive).
– Модальные глаголы и их эквиваленты (can/could/be able to, may/might,
must/have to, shall/should, would, need).
– Косвенная речь в утвердительных, вопросительных и отрицательных
предложениях в настоящем и прошедшем времени. Согласование времен в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошлого.
– Причастия настоящего и прошедшего времени.
– Неличные формы глагола (герундий, причастия настоящего и прошедшего времени) без различения их функций.
– Фразовые глаголы, обслуживающие темы, отобранные для данного этапа обучения.
– Определенный, неопределенный и нулевой артикли (в том числе c географическими названиями).
– Неисчисляемые и исчисляемые существительные (a pencil, water),
существительные с причастиями настоящего и прошедшего времени (a burning house, a written letter). Существительные в функции прилагательного (art gallery).
– Степени сравнения прилагательных и наречий, в том числе образованных не по правилу (little – less – least).
– Личные местоимения в именительном (my) и объектном (me) падежах, а также в абсолютной форме (mine). Неопределенные местоимения (some, any). Возвратные местоимения, неопределенные местоимения и их производные (somebody, anything, nobody, everything, etc.).
– Наречия, оканчивающиеся на -ly (early), а также совпадающие по форме с прилагательными (fast, high).
– Устойчивые словоформы в функции наречия типа sometimes, at last, at least, etc.
– Числительные для обозначения дат и больших чисел.
Социокультурные знания и умения
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера).
Это предполагает овладение:
– знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире;
– сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии;
– употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка: традициями (в проведении выходных дней, основных национальных праздников), распространенными образцами фольклора (скороговорками, поговорками, пословицами);
– представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях их образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
– умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику);
– умениями представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные умения
Совершенствуются умения:
– переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
– использовать в качестве опоры при собственных высказываниях ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т.д.
– прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
– догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
– использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формируются и совершенствуются умения:
– работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
– работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;
– работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, Интернет-ресурсами, литературой;
– планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;
– самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.
Специальные учебные умения
Формируются и совершенствуются умения:
– находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
– семантизировать слова на основе языковой догадки;
– осуществлять словообразовательный анализ;
– выборочно использовать перевод;
– пользоваться двуязычным и толковым словарями;
– участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
Краткая характеристика и содержание курса
«Английский в фокусе» (Spotlight)
Представленный курс является адаптированной к российским условиям версией международного курса – в основе его создания лежат основополагающие документы современного российского образования: Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, новый Федеральный базисный учебный план, примерные программы по английскому языку для основного общего образования. Это изначально обеспечивает полное соответствие целей и задач курса, тематики и результатов обучения требованиям федеральных документов.
Предлагаемый курс также отвечает требованиям Европейских стандартов (Common European Framework/Общеевропейские компетенции владения иностранным языком). Учитывая данное положение, учащиеся становятся участниками процесса, организуемого Советом Европы по повышению качества общения между европейцами-носителями разных языков и культур. Это позволит им лучше понимать друг друга, свободнее общаться, приведет к более тесному сотрудничеству.
Рабочая программа предназначена для учащихся пятых классов основной школы, изучающих английский язык с пятого класса. Объясняется это тем, что неоднозначно решается вопрос о раннем обучении в разных регионах страны по многим причинам, в частности, кадровым. Многие образовательные учреждение по прежнему начинают обучение иностранным языкам с пятого класса, учителю часто приходится преподавать в разноуровневых группах, поэтому Spotlight 5 может использоваться и с продолжающими изучать английский язык, и с начинающими. Это создает благоприятную атмосферу и возможность для организации адресного, индивидуализированного, дифференцированного подхода к обучению языку.
Программа базируется на таких методологических принципах, как коммуникативно-когнитивный, личностно-ориентированный и деятельностный.
Главные цели курса соответствуют зафиксированным в стандарте основного общего образования по иностранному языку. Это формирование и
развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Особый акцент делается на личностном развитии и воспитании учащихся, развитие готовности к самообразованию, универсальных учебных действий, владение ключевыми компетенциями, а также развитие и воспитание потребности школьников пользоваться английским языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных культур и сообществ.
При создании программы автором учитывались и психологические особенности данной возрастной группы учащихся. Это нашло отражение в выборе текстов, форме заданий, видах работы, методическом аппарате.
Ниже предлагается тематическое планирование по учебнику серии «Английский в фокусе» (Spotlight) авторов Ю. Е. Ваулиной, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс для 5 класса, которое реализует данную рабочую программу.
Календарно-тематическое планирование
5 класс (102 часа)
Календарные сроки | №/№ уроков | Тема (раздел) | Планируемые результаты обучения | Виды деятельности учащихся/Формы контроля | Направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся | |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия | |||||
1-3 недели сентября | 1-10 | Вводная часть (10 ч) | Английский алфавит. Повелительное наклонение. | Личностные: осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; Метапредметные: развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; Предметные: воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников ,адекватно произносить и различать на слух звуки, соблюдать правила ударения в словах и фразах. | - Изучение (повторение) алфавита. - Используют в речи элементарные приказы и просьбы. - Ведут этикетный диалог знакомства в стандартной ситуации общения; - расспрашивают собеседника и отвечают на его вопросы в рамках предложенной тематики и лексико-грамматического материала; - читают аутентичные тексты с выборочным и полным пониманием, выражают свое мнение; Формы контроля: Практикум, проверка домашнего задания, словарный диктант, контроль говорения, контроль чтения. | Актуализация знаний и умения, выполняют индивидуальные, парные и групповые проекты |
4 неделя сентября 1-2 недели октября | 11-19 | Модуль 1. «Школьные дни» (9 ч) | Артикли a/an; Личные местоимения; Глагол «быть» | Личностные: Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута; Метапредметные: работать с различными источниками информации, сделать электронную презентацию; познавательные: проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя регулятивные: целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать Предметные: воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников ,ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку. | - Грамматический тест - Свободно используют в речи личные местоимения; - Склоняют глагол «быть» в зависимости от употребляемых с ним местоимений; - Умеют представить себя новому ученику в классе. - Использование в речи лексических единиц, относящихся к школьным предметам, принадлежностям и т.п. Формы контроля: Практикум, проверка домашнего задания, словарный диктант, контроль говорения, контроль чтения. | Актуализация знаний и умения, выполняют индивидуальные, парные и групповые проекты |
2-4 недели октября | 20-28 | Модуль 2. «Это я» (9 ч) | Глагол «иметь»; Множественное число существительных; Частицы «этот/тот – эти/те» | Личностные: Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; Метапредметные: генерировать идеи; готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования; познавательные: проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя регулятивные: целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать Предметные: заполнять анкеты и формуляры, кратко излагать результаты проектной работы. | - Ведут этикетный диалог знакомства в стандартной ситуации общения; - расспрашивают собеседника и отвечают на его вопросы в рамках предложенной тематики и лексико-грамматического материала; - рассказывают о себе, своей семье, друзьях, своих интересах; - читают аутентичные тексты с выборочным и полным пониманием, выражают свое мнение; - заполняют анкеты, формуляры; - пишут личные письма, поздравления; - составляют список любимых вещей из своей коллекции, - кратко описывают внешность и характер своих родственников; - воспринимают на слух и выборочно понимают аудиотекст, воспроизводят краткие диалоги; - употребляют have got в утвердительной, вопросительной, отрицательной форме; - изучают и употребляют в речи указательные местоимения в форме единственного и множественного числа (this/these, that/those); Формы контроля: Практикум, проверка домашнего задания, словарный диктант, контроль говорения, контроль чтения. | Актуализация знаний и умения, выполняют индивидуальные, парные и групповые проекты |
2 -4 недели ноября | 29-37 | Модуль 3. «Мой дом – моя крепость» (9 ч) | Притяжательные местоимения; Предлоги места; Устойчивое выражение «там есть (ед. ч и мн.ч). Числительные. | Личностные: Уважение к своей семье и народу, к другим семьям и народам, принятие ценностей других народов; Метапредметные: развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; познавательные: проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя регулятивные: целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать Предметные: начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя. | -овладевают и употребляют в речи новые ЛЕ по теме, -правильно употребляют в речи порядковые числительные, -читают и полностью понимают содержание текста, -воспринимают на слух и выборочно понимают аудиотексты, -представляют монолог, описывают свой дом, -отрабатывают правила чтения Формы контроля: Практикум, проверка домашнего задания, словарный диктант, контроль говорения, контроль чтения. | Актуализация знаний и умения, выполняют индивидуальные, парные и групповые проекты |
декабрь | 38-46 | Модуль 4. «Семейные узы» (9 ч) | Модальный глагол «мочь»; Личные и притяжательные местоимения; Притяжательный падеж; Повелительное наклонение | Личностные: развитие у школьников эмпатии, т. е. умения сочувствовать, сопереживать, ставить себя на место другого человека; Метапредметные: собирать материал с помощью анкетирования, интервьюирования; познавательные: обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом регулятивные: устанавливать целевые приоритеты коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать Предметные: рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе. | -овладевают и употребляют в речи новые ЛЕ по теме, -правильно употребляют в речи глагол can и местоимения, -прогнозируют содержание, -читают и понимают аутентичные тексты, -воспринимают на слух и выборочно понимают аудиотексты, -начинают, ведут и заканчивают диалог , составляют дневник Формы контроля: Практикум, проверка домашнего задания, словарный диктант, контроль говорения, контроль чтения | Актуализация знаний и умения, выполняют индивидуальные, парные и групповые проекты |
2-4 недели января | 47-55 | Модуль 5. «Животные со всего света» (9 ч) | Грамматика: Настоящее простое время (утверждение, отрицание, вопрос) | Личностные: Развитие у школьников гуманного отношения к животным; Метапредметные: развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; познавательные: проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя регулятивные: целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную коммуникативные: строить монологическое контекстное высказывание Предметные: читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания. | -овладевают и употребляют в речи новые ЛЕ по теме, -читают и понимают аутентичные тексты -воспринимают на слух и выборочно понимают аудиотексты, относящихся к разным коммуникативным типам речи; -воспринимают на слух и правильно воспроизводят реплики из диалога; -ведут диалог, высказывая свою просьбу, предложение; -ведут диалог-расспрос о местности, месторасположении различных организаций, о животных; -представляют монологическое высказывание о своем питомце; -расспрашивают собеседника и отвечают на его вопросы, запрашивают нужную информацию; -описывают тематические картинки, диких животных; начинают, ведут и заканчивают диалог в стандартной ситуации в гостях, в зоопарке, в ветеринарной клинике; Формы контроля: Практикум, проверка домашнего задания, словарный диктант, контроль говорения, контроль чтения. | Актуализация знаний и умения, выполняют индивидуальные, парные и групповые проекты |
1-3 недели февраля | 56-64 | Модуль 6. «С утра до вечера» (9 ч) | Грамматика: Настоящее длящееся время; Наречия частотности; Предлоги времени | Личностные: стремление к лучшему осознанию культуры своего народа; Метапредметные: развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; познавательные: проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения Предметные: понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (распорядок дня), делать краткие сообщения. | -овладевают и употребляют в речи новые ЛЕ по теме, -употребляют в речи наречия и предлоги времени, -прогнозируют содержание, читают, извлекают информацию, -воспринимают на слух и выборочно понимают аудиотексты, -начинают, ведут и заканчивают диалог, -пишут связный текст о распорядке дня Формы контроля: Практикум, проверка домашнего задания, словарный диктант, контроль говорения, контроль чтения | Актуализация знаний и умения, выполняют индивидуальные, парные и групповые проекты |
4 неделя февраля 1-3 недели марта | 65-73 | Модуль 7. «В любую погоду» (9 ч) | Грамматика: Настоящее простое время и Настоящее длящееся время | Личностные: осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; Метапредметные: формирование проектных умений; познавательные: проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя регулятивные: целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать Предметные: применять правила написания слов, делать краткие сообщения, основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды). | -овладевают и употребляют в речи новые ЛЕ по теме, -читают и понимают аутентичные тексты, -воспринимают на слух и выборочно понимают аудиотексты, представляют монологическое высказывание, ведут беседу по телефону, -составляют сообщение о погоде Формы контроля: Практикум, проверка домашнего задания, словарный диктант, контроль говорения, контроль чтения | Актуализация знаний и умения, выполняют индивидуальные, парные и групповые проекты |
1-3 недели апреля | 74-81 | Модуль 8. «Особые дни» (9 ч) | Исчисляемые и неисчисляемые существительные; Наречия количества. | Личностные: готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию; Метапредметные: развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими; познавательные: работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов регулятивные: целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать Предметные: делать краткие сообщения, описывать события, читать текст с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации. | -овладевают и употребляют в речи новые ЛЕ по теме, -правильно употребляют в речи исчисляемые и неисчисляемые существительные, -прогнозируют, понимают и читают аутентичные тексты, -воспринимают на слух и выборочно понимают аудиотексты, -представляют монологическое высказывание, -составляют текст о праздниках Формы контроля: Практикум, проверка домашнего задания, словарный диктант, контроль говорения, контроль чтения | Актуализация знаний и умения, выполняют индивидуальные, парные и групповые проекты |
4 неделя апреля 1 неделя мая | 82-90 | Модуль 9. «Жить в ногу со временем» (9 ч) | Определенный и неопределенный артикль; Грамматика: Прошедшее простое время (глагол быть, правильные/неправильные глаголы) | Личностные: развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; Метапредметные: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке; познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий регулятивные: адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве Предметные: расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, понимать основное содержание несложных аутентичных текстов. | -овладевают и употребляют в речи новые ЛЕ по теме, -употребляют в речи артикли a/an – the, -прогнозируют, читают и понимают аутентичные тексты, -воспринимают на слух и выборочно понимают аудиотексты, -представляют монологическое высказывание на основе прочитанного; начинают, ведут и заканчивают диалог, -пишут связный текст, отрабатывают правила чтения Формы контроля: Практикум, проверка домашнего задания, словарный диктант, контроль говорения, контроль чтения. | Актуализация знаний и умения, выполняют индивидуальные, парные и групповые проекты |
май | 91-102 | Модуль 10. «Каникулы» (11 ч) | Модальный глагол «мочь»; Грамматика: Будущее простое время. | Личностные: осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; Метапредметные: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля; познавательные: и выводы на основе аргументации организовывать исследование с целью проверки гипотез; регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им коммуникативные: брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство) Предметные: воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы. | -овладевают и употребляют в речи новые ЛЕ по теме, -употребляют в модальный глагол can, -читают, извлекают информацию, -воспринимают на слух и выборочно понимают аудиотексты, -начинают, ведут и заканчивают диалог, -пишут рекламное объявление, -тренируют правила чтения Формы контроля: Практикум, проверка домашнего задания, словарный диктант, контроль говорения, контроль чтения | Актуализация знаний и умения, выполняют индивидуальные, парные и групповые проекты |
Критерии и нормы оценки знаний учащихся
- За письменные работы (контрольные работы, самостоятельные работы, словарные диктанты) оценка выставляется исходя из процента правильных ответов.
Виды работ | Оценка «2» | Оценка «3» | Оценка «4» | Оценка «5» |
Контрольные работы | Ниже 50% | От 50% - 69% | От 75% - 90% | От 90% - 100% |
Самостоятельные работы | Ниже 50% | От 60% - 74% | От 75% - 94% | От 95% - 100% |
Словарные диктанты | Ниже 50% | От 50% - 74% | От 75% - 94% | От 95% - 100% |
- Творческие письменные работы (письма, разные виды сочинений) оцениваются по пяти критериям:
а) Содержание (соблюдение объема работы, соответствие темы, отражены ли все указанные в задании аспекты, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на соответствующем уровне, соблюдение норм вежливости).
Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» | Оценка «2» |
Задание выполнено полностью: содержание отражает все аспекты, указанные в задании; стилевое оформление речи выбрано правильно с учетом цели высказывания и адресата; соблюдены принятые в языке нормы вежливости. | Задание выполнено: некоторые аспекты, указанные в задании, раскрыты не полностью; имеются незначительные нарушения стилевого оформления речи; в основном соблюдены принятые в языке нормы вежливости. | Задание выполнено не полностью: содержание отражает не все аспекты, указанные в задании; нарушения стилевого оформления речи встречаются довольно часто; в основном не соблюдаются принятые в языке нормы вежливости. | Задание не выполнено: содержание не отражает аспекты, которые указаны в задании, или не соответствует требуемому объему. |
ПРИ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ЗА СОДЕРЖАНИЕ ОСТАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ НЕ ОЦЕНИВАЮТСЯ И РАБОТА ПОЛУЧАЕТ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНУЮ ОЦЕНКУ.
б) Организация работы (логичность высказывания, использование средств логической связи на соответствующем уровне, соблюдение формата высказывания и деление текста на абзацы).
Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» | Оценка «2» |
Высказывание логично: средства логической связи использованы правильно; текст разделен на абзацы; оформление текста соответствует нормам, принятым в стране изучаемого языка. | Высказывание в основном логично: имеются отдельные недостатки при использовании средств логической связи; имеются отдельные недостатки при делении текста на абзацы; имеются отдельные нарушения в оформлении текста. | Высказывание не всегда логично: имеются ошибки в использовании средств логической связи, их выбор ограничен; деление текста на абзацы отсутствует; имеются ошибки в оформлении текста. | Отсутствует логика в построении высказывания; текст не оформлен. |
в) Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку);
Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» | Оценка «2» |
Используемый словарный запас соответствует поставленной задаче; нет нарушений в использовании лексики. | Используемый словарный запас соответствует поставленной задаче, однако встречаются отдельные неточности в употреблении слов либо словарный запас ограничен, но лексика использована правильно. | Использован неоправданно ограниченный словарный запас; часто встречаются нарушения в использовании лексики, некоторые из них могут затруднять понимание текста. | Крайне ограниченный словарный запас не позволяет выполнить поставленную задачу. |
г) Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);
Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» | Оценка «2» |
Используются грамматические структуры в соответствии с поставленной задачей. Ошибки отсутствуют. | Имеется ряд грамматических ошибок, которые не затрудняют понимание текста. | Часто встречаются ошибки элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но затрудняют понимание текста. | Грамматические правила не соблюдаются. |
д) Орфография и пунктуация (отсутствие орфографических ошибок, соблюдение главных правил пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдение основных правил расстановки запятых).
Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» | Оценка «2» |
Ошибки отсутствуют. | Орфографические ошибки практически отсутствуют. Текст разделен на предложения с правильным пунктуационным оформлением. | Имеется ряд орфографических и/ или пунктуационных ошибок, которые незначительно затрудняют понимание текста. | Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются. |
После проверки работы и выставления оценок по всем выше перечисленным пунктам, выводится средняя оценка, которая и идет в журнал.
- Устные ответы (монологические высказывания, пересказы, диалоги, работа в группах) оцениваются по пяти критериям:
а) Содержание (соблюдение объема высказывания, соответствие теме, отражены все аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на соответствующем уровне, соблюдение норм вежливости).
Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» | Оценка «2» |
Задание выполнено полностью: цель общения достигнута; тема раскрыта в полном объеме (полностью раскрыты все аспекты в задании); социокультурные знания использованы в соответствии с ситуацией общения. | Задание выполнено: цель общения достигнута; но тема раскрыта не в полном объеме (аспекты, указанные в задании, раскрыты не полностью); социокультурные знания в основном использованы в соответствии с ситуацией общения. | Задание выполнено частично: цель общения достигнута не полностью; тема раскрыта в ограниченном объеме (не все аспекты, указанные в задании, раскрыты); социокультурные знания мало использованы в соответствии с ситуацией общения. | Задание не выполнено: цель общения не достигнута. |
ПРИ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ЗА СОДЕРЖАНИЕ ОСТАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ НЕ ОЦЕНИВАЮТСЯ И РАБОТА ПОЛУЧАЕТ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНУЮ ОЦЕНКУ.
б) Взаимодействие с собеседником (умение логично и связано вести беседу, соблюдать очередность при обмене репликами, давать аргументированные и развернутые ответы на вопросы собеседника, умение начать и поддерживать беседу, а также восстановить ее в случае сбоя: переспрос, уточнение).
Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» | Оценка «2» |
Демонстрирует хорошие навыки и умения речевого взаимодействия с партнером: умеет начать, поддерживать и закончить беседу; соблюдает очередность при обмене репликами, восстанавливает беседу в случае сбоя. | Демонстрирует навыки и умения речевого взаимодействия с партнером: умеет начать, поддержать (в большинстве случаев) и закончить беседу; соблюдает очередность при обмене репликами, демонстрирует наличие проблемы в понимании собеседника. | Демонстрирует несформированность навыков и умения речевого взаимодействия с партнером: умеет начать, но не стремится поддержать беседу; понимание в значительной степени зависит от помощи со стороны собеседника. | Не умеет поддерживать беседу. |
в) Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку).
Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» | Оценка «2» |
Используемый лексический материал соответствует поставленной коммуникативной задаче. Демонстрируется большой словарный запас. Лексические ошибки отсутствуют. | Используемый лексический материал в целом соответствует поставленной коммуникативной задаче. Демонстрируется хороший словарный запас. Лексические ошибки практически отсутствуют (допускается не более 1-3 негрубых ошибок, не затрудняющих понимание). | Используемый лексический материал в целом соответствует поставленной коммуникативной задаче. Демонстрируется достаточный словарный запас, но наблюдается некоторое затруднение при подборе слов и неточности в их употреблении. Допускаются лексические ошибки (не более 5 ошибок, не затрудняющих понимание). | Недостаточный словарный запас, многочисленные лексические ошибки не позволяют выполнить поставленную коммуникативную задачу. |
г) Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку).
Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» | Оценка «2» |
Используемый грамматический материал соответствует поставленной коммуникативной задаче. Демонстрируется владение разнообразными грамматическими структурами. Грамматические ошибки отсутствуют. | Используемый грамматический материал в целом соответствует поставленной коммуникативной задаче. Используются грамматические простые и сложные грамматические структуры. Допускаются грамматические ошибки (не более 1-3 негрубых ошибок, не затрудняющих понимание). | Используемый грамматический материал в целом соответствует поставленной коммуникативной задаче. Используются грамматические простые и сложные грамматические структуры. Допускаются грамматические ошибки (не более 5 ошибок, не затрудняющих понимание). | Неправильное использование грамматических структур, многочисленные грамматические ошибки не позволяют выполнить поставленную коммуникативную задачу. |
д) Произношение (правильное произнесение звуков английского языка, правильная постановка ударения в словах, а также соблюдение правильной интонации в предложениях).
Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» | Оценка «2» |
Речь понятна: все звуки произносятся правильно, соблюдается правильный интонационный рисунок. | Речь понятна: практически все звуки произносятся правильно, нет фонематических ошибок (меняющих значение слова). | Речь понятна: практически все звуки произносятся правильно, допускается 1 фонематическая ошибка, наблюдаются небольшие наблюдения в интонации. | Речь почти не воспринимается на слух из-за неправильного произношения многих звуков и многочисленных фонематических ошибок. |
После выставления оценки по каждому пункту, выводится средняя оценка, которая и ставится в журнал.
Оценка | Лексическое оформление речи | Грамматическое оформление речи | Произношение |
“5” | Демонстрирует словарный запас, адекватный поставленной задаче. | Использует разнообразные грамматические структуры в соответствии с поставленной задачей; практически не делает ошибок. | Речь понятная: |
“4” | Демонстрирует достаточный словарный запас, в основном соответствующий поставленной задаче, однако наблюдается некоторое затруднение при подборе слов и отдельные неточности в их употреблении. | Использует структуры, в целом, соответствующие поставленной задаче: допускает ошибки, не затрудняющие понимания. | Речь понятная: |
“3” | Демонстрирует ограниченный словарный запас, в некоторых ситуациях недостаточный для выполнения поставленной задаче. | Делает многочисленные ошибки или допускает ошибки, затрудняющие понимание. | В основном речь без ошибок |
“2” | Словарный запас недостаточен для выполнения поставленной задачи. | Неправильное использование грамматических структур делает невозможным выполнение поставленной задачи. |
Формы промежуточного и итогового контроля
Лексико-грамматические тесты, письменные контрольные работы. Проектная деятельность и устный опрос.
Компоненты УМК «Английский в фокусе»
Полноценный состав курса «Английский в фокусе 5–9» является его важной характеристикой. УМК состоит из:
· учебника;
· рабочей тетради;
· книги для учителя;
· книги для чтения;
· языкового портфеля;
· CD для занятий в классе;
· CD для самостоятельных занятий дома;
· вебсайта курса (companion website) www.spotlightonrussia.ru
· сборника контрольных заданий.
В дополнение к традиционным, новые компоненты УМК (языковой портфель, вебсайт) обеспечивают последовательное решение обновленных задач современного школьного языкового образования.
Материально-техническое обеспечение
К – комплект
Д - демонстрационный
Номер п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечание | |
Книгопечатная продукция | ||||
1. | Учебники «Английский в фокусе» для 5 класса | К | ||
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования | Д | |||
Примерная программа среднего общего образования по иностранному языку | Д | |||
Рабочие программы «Английский в фокусе» для 5 класса | Д | |||
Книги для учителя к УМК «Английский в фокусе» для 5 класса | Д | |||
Двуязычные словари | Д | |||
Книгопечатная продукция (для личного пользования учащихся) | ||||
2. | «Английский в фокусе» для 5 класса: Рабочая тетрадь Контрольные задания Языковой портфель | К | ||
Печатные пособия | ||||
3. | Книги для чтения | Д | ||
Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала | Д | |||
Карты на иностранном языке: Географическая карта стран изучаемого языка Географическая карта Европы | Д | |||
Плакаты по англоговорящим странам | Д | |||
Символика родной страны, стран изучаемого языка | Д | |||
Технические средства обучения и оборудование кабинета | ||||
4. | Компьютер | |||
Магнитофон | ||||
Интерактивная доска | ||||
Мультимедийный проектор | ||||
Мультимедийные средства обучения | ||||
5. | ||||
CD для занятий в классе* | Д | |||
CD для самостоятельных занятий дома* | Д | |||
Сайт дополнительных образовательных ресурсов УМК «Английский в фокусе»: http://www.prosv.ru/umk/spotlight | Д | |||
*Входят в УМК «Английский в фокусе» |
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2. Примерные программы по учебным предметам Иностранный язык 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010 – (Серия «Стандарты второго поколения»).
3. Ваулина Ю.Е., Эванс В., Дули Дж., Подоляко О.Е. УМК «Английский в фокусе» для 5 класса. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку 9 класс к УМК О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой «Новый курс английского языка для российских школ» 9класс. На 2012-2013 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта;Федерального базисного плана;Примерной программы к УМК О.В. Афанасьевой, И.В.Михеевой «Новый курс ...
Рабочая программа по английскому языку 2 класс по ФГОС к УМК "Английский язык" В. П. Кузовлев
Рабочая программа расчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год, для общеобразовательных учреждений....
Рабочая программа по английскому языку 5 класс для школ с углублённым изучением английского языка по учебнику Верещагиной И.Н., Афанасьевой О.В.
Рабочая программа по английскому языку 5 класс для школ с углублённым изучением английского языка по учебнику Верещагиной И. Н., Афанасьевой О.В. составлена на основе программы под редакцией Афанасьев...
Рабочая программа по английскому языку 6 класс к УМК "Английский в фокусе 6 класс" Ю.Е. Ваулина, В. Эванс и др.
Рабочая программа по иностранному языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, программ...
Рабочая программа по английскому языку 8 класс к УМК "Английский в фокусе 8 класс" Ю.Е. Ваулина, В. Эванс и др.
Рабочая программа по иностранному языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, программ...
Рабочая программа по английскому языку 9 класс к УМК "Английский язык" О.В. Афанасьева, И.В. Михеева
рабочая программа по английскому языку 9 класс к УМК "Английский язык" О.В. Афанасьева, И.В. Михеева....
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...