Языковой портфель как один из методов реализации требований, предъявляемых Стандартами второго поколения
статья по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Языковой портфель как один из методов реализации требований, предъявляемых Стандартами второго поколения
Уважаемые коллеги!
Не секрет, что подготовка учеников к взрослой жизни закладывается в школе, а, прежде всего, на начальном этапе обучения. Несмотря на то, что современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, главной формой организации учебного процесса по-прежнему остается урок. В то же время, с целью реализации требований, предъявляемых Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!
Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов Александра Михайловича Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»!
Преподавание иностранного языка в современных условиях требует от учителя не только знания, но и активного применения различных технологий. Дидактическая система, основанная на личностно-ориентированном подходе к обучению, включает в себя широкий спектр современных педагогических технологий, среди которых языковой портфель ученика играет не последнюю роль.
При обучении английскому языку в начальной школе необходимо акцентировать деятельность учителя на создании мотивации к изучению языка и развитию положительного отношения к изучаемому иностранному языку, его народу и культуре. Это необходимо, чтобы маленький ученик осознал как важность и ценность межкультурного общения, так и прагматическую значимость изучаемого языка. С этой целью в своей работе со школьниками младшего звена внедряю особый методической инструмент «Языковой Портфель» (ЯП), позволяющий ученикам самостоятельно фиксировать и оценивать свои достижения и опыт в овладении английским языком.
Работа с языковым портфелем вносит в учебный процесс специфическую систему взаимодействия между преподавателем и учащимся. Это взаимодействие носит характер переговоров, консультаций, определённых учебных ситуаций, в которых оба субъекта разделяют ответственность за решение задач учебной деятельности практически поровну. При этом учащийся проявляет себя как субъект учебной деятельности, в полной мере ответственный за результат овладения иностранным языком. Таким образом, мы обеспечиваем аутентичные условия взаимодействия в системе ученик – учитель – учебная группа.
Языковой портфель представляет собой реальный личностный образовательный продукт, который учащийся создаёт в процессе изучения иностранного языка и культуры страны носителя языка.
В своей практике использую Языковой портфель при работе с учащимися 4-х классов.
Применяемый ЯП включает в себя 3 раздела, которые предваряются информацией о целях Портфеля и небольшой автобиографической страничкой, куда ученик вклеивает свою фотография и вписывает свое имя, название города и страны, где он живет.
В разделе 1 («Языковой паспорт») дети описывают свой опыт изучения иностранных языков (в течение какого времени, с какой целью изучают тот или иной язык и каких результатов хотят достичь).
В разделе 2 («Мои успехи») учащимся предлагаются контрольные листы для самооценки, основанные на общеевропейских стандартах, по четырем видам речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо.
Для начальной школы предусмотрено два уровня владения иностранным языком – Выживание (Breakthrough) и Допороговый (Waystage). На протяжении всего обучения английскому языку в начальной школе дети стремятся к достижению третьего уровня – Порогового (Threshold), – открывающего учащимся новые цели и вдохновляющего на их достижение.
В портфолио уровни владения языком выделяются разными цветами. Например, зеленый цвет – для владеющих первым уровнем, розовый цвет –вторым уровнем и т.д.
Раздел 3 («Моя копилка») представляет собой папку, куда дети складывают выполненные ими индивидуальные проекты, т.е. конкретные продукты своей деятельности. Каждый год папка пополняется новыми материалами по выбору ученика, которые могут время от времени пересматриваться.
Последняя страница ЯП предназначена для учителя, который заполняет ее по окончании учеником начальной школы или при его переходе в другую школу. Здесь учитель отмечает, по каким программам и учебникам ученик изучал язык в начальной школе. Также здесь дается характеристика сформированности компетенций ученика в разных видах речевой деятельности.
Таким образом, портфолио по формированию контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников при обучении английскому языку направлено на накопление личного опыта учебно-познавательной деятельности, овладение основными компонентами практической работы: умением принимать образовательную задачу, навыками определения учебных операций и их последовательности, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Применение в работе с начальной школой Языкового Портфеля отвечает всем требованиям системно-деятельностного подхода и реально повышает статус младшего школьника как субъекта учебного процесса и мужкультурной коммуникации.
Слюнина Ирина Кузьминична,
учитель английского языка
МБОУ «Гимназия № 12» г. Белгорода
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс "Требования к современному уроку, в условиях внедрения стандартов второго поколения"
мастер-класс "Требования к современному уроку, в условиях внедрения стандартов второго поколения"...
Требования к современному уроку в рамках стандарта второго поколения.
Выступление на педагогическом совете....
дизайн-проект по преобразованию пришкольногоучастка с учетом требований стандарта второго поколения
Цель исследования - создать дизайн-проект по преобразованию пришкольного участка для решения личностных, метапредметных и предметных задач в рамках требований стандартов образования второго поколения....
Реализация требований ФГОС ОО второго поколения через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания
В современных условиях всё чаще поднимается вопрос об изменении парадигмы образования. Развитие продуктивных технологий в сфере образования является на сегодняшний день актуальной задачей и становится...
Выступление педагога-психолога Лезиной Ю.Ю. на педагогическом совете « Новые требования к начальной школе в стандартах второго поколения» на тему: «Психологическое сопровождение учащихся 1 класса при переходе на ФГОС»
Анализ психологического сопровождения учащихся 1 класса при переходе на ФГОС...
Программа по курсу "Черчение" 8-9 с учётом требований стандартов второго поколения ФГОС
Программа содержит планируемые результаты обучения, перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных матер...
Презентация "Формирование УУД как одно из основных требований стандартов второго поколения"
Формирование УУД как одно из основных требований стандартов второго поколения Федеральный государственный стандарт (...