Программа по курсу "Черчение" 8-9 с учётом требований стандартов второго поколения ФГОС
рабочая программа (8 класс) на тему

Шувалова Ольга Валерьевна

Программа содержит планируемые результаты обучения, перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Черчение».

Учитель: Шувалова О.В.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по «Черчению» для 8-9 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы общего образования с учётом требований стандартов второго поколения ФГОС. Курс направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно- ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению черчению:

  • Развитие инновационной творческой деятельности в процессе решения прикладных задач
  • Овладение средствами и формами графического отображения объектов и процессов, правилами выполнения графической документации.
  • Овладение методами проектной деятельности, решение творческих задач, моделирования, конструирования.
  • Приобщение учащихся к графической культуре- совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации.
  • Формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным предметам для решения прикладных учебных задач
  • Формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями и их востребованностью на рынке труда.

Структура программы.

Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания  окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся;  приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.

В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в  частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, технологии. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной  и специальной литературой для решения возникающих проблем.

Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. В изучении курса черчения используются следующие методы:рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом

  1. Место в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает изучение «Черчения» в 8(9) классе- 34 часа. Данная программа рассчитана на 68 учебных часов (34 часа в 8 классе и 34 часа в 9 классе по 1 часу в неделю).

  1. Планируемые результаты  обучения.

Личностные результаты отображают готовность и способность учащихся к саморазвитию, ценностно-смысловые установки и личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности:

  • Патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее народов России
  • Осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества
  • Готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию
  • Готовность и способность учащихся к формированию ценностно-смысловых установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению, формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности.
  • Умение разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы «Черчению» должны отражать:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учении
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные
  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение, делать выводы
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы
  • Владение основами самоконтроля и самооценки
  • Умение  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
  • Развитие зрительной памяти, ассоциативного, визуально- пространственного мышления
  • Формирование стойкого интереса к творческой деятельности с элементами конструирования, базирующихся на ИКТ

 

Предметный результат выпускника  8 (9)  класса:

1.         Учащиеся должны  знать:

  • об истории зарождения графического языка и основных этапах развития чертежа;
  • об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и изготовлении конструкторской документации;
  • о форме предметов и геометрических тел (состав, размеры, пропорции) и положении предметов в пространстве;
  • о видах изделий, конструктивных элементах деталей и составных частях сборочной единицы;
  • о правилах оформления чертежей;
  • о методах проецирования;
  • о видах соединений;
  • о чертежах различного назначения.

 2.         К концу  8 (9)   класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • правильно пользоваться чертежными инструментами;
  • выполнять геометрические построения;
  • наблюдать и анализировать форму несложных предметов;
  • выполнять технический рисунок;
  • выполнять технические чертежи несложной формы, выбирая необходимое количество видов, в соответствии с ГОСТами ЕСКД;
  • читать чертежи несложных изделий;
  • осуществлять преобразование простой геометрической формы детали с последующим выполнением чертежа видоизмененной детали;
  • изменять положение предмета в пространстве относительно осей координат;
  • применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием.

5.Содержание курса по учебнику «Черчение» (авт.А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышнепольский)

8 класс -34 ч

Содержательная

область

Предметное содержание

Основные действия учащихся

Вводное занятие. Предмет черчение

Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире. Чертеж как основной графический документ.

Инструменты, принадлежности и материалы. Организация рабочего места.

Понятия о стандартах Формат, Рамка, Масштаб.

Учащиеся должны знать: Историю возникновения чертежа. История развития чертежа и его роль в жизни людей. Содержание данных в современном чертеже. Основной материал и инструменты. Ознакомление с примерами изображений, чертёжными инструментами и принадлежностями

Правила оформления чертежа

Правила оформления чертежей. Форматы. Рамка. Основная надпись. Линии чертежа.  Чертёжный шрифт. Размеры. Масштабы.

Правила начертания рамки и композицию листа. Учащиеся должны уметь: подготовить лист для построения чертежа. Знать: формат, линии, масштаб, основная надпись. ГОСТ, ЕСКД, приёмы работы чертёжными инструментами;  Типы шрифта, размеры шрифта, буквы, цифры и знаки на чертежах Основные особенности выполнения чертёжного шрифта. Основные сведения о нанесении размеров. Выносные и размерные линии, стрелки, знаки диаметра, радиуса. Уметь выполнить чертёж плоской детали с изменением масштаба, нанести размеры.

Геометрические построения на плоскости

Деление окружности на равные части. Сопряжения.

Учащиеся должны уметь делить окружность на 3,4,5,6,7,9,12 частей. Строить  сопряжение прямого, тупого и острого углов, прямой окружности и дуги, сопряжение окружностей. Должны уметь выполнять  чертеж посредством графических операций (деление окружности, построение сопряжений)

Способы проецирования 12 ч

Центральное, параллельное, ортогональное проецирование.

Понятие «Аксонометрические проекции».

Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.

Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.

Учащиеся должны знать:

способы проецирования предметов,

правила оформления чертежа,

правила построения видов чертежа.

Способы построения прямоугольной изометрической проекции и косоугольной диметрической проекции.

Учащиеся должны уметь:

По аксонометрической проекции предмета построить комплексный чертеж.  Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.

Выбрать необходимое количество видов. Правильно оформить чертеж.

Строить аксонометрические проекции основных геометрических фигур.

Чтение и выполнение чертежей деталей

11ч

Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Проекции вершин, рёбер, граней предмета. Выполнение чертежей детали с преобразованием формы. Решение творческих задач. Устное чтение чертежей.

Знать: названия геометрических тел, правила нанесения размеров с учётом формы предмета, условные обозначения, алгоритм чтения чертежей, правила выполнения эскизов

Уметь:  мысленно расчленять предметы на геометрические тела (призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар, и их части); выполнять чертёж группы геометрических тел, строить развёртки некоторых геометрических тел.  Уметь  находить  на чертеже вершины, ребра, образующие и поверхности тел, составляющих форму предмета.

Читать чертёж. Выполнение чертежей предметов с преобразованием  пространственного положения объектов или их частей.

9 класс - 34 ч

Содержательная

область

Предметное содержание

Основные действия учащихся

Обобщение сведений о способах проецирования

Повторение материала по темам: «Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические проекции».

Построение предмета в трёх основных проекциях.

Сечения и разрезы

14ч

Разрезы и сечения. Сходства и различия.

Сечения, Правила построения вынесенных сечений. Обозначения сечений.

Разрезы. Простые разрезы (фронтальные, горизонтальные, профильные). Соединение половины вида и половины разреза. Местные разрезы. Разрезы (вырезы) на аксонометрических проекциях. Условности и упрощения на чертежах.

Учащиеся должны знать:

Правила построения сечений и разрезов. Их отличия друг от друга. Знать классификацию сечений и разрезов. Правила построения вырезов.

Учащиеся должны уметь:

Определять необходимость построения разреза на данном виде чертежа. Строить разрезы. Строить сечения. Уметь объяснять правильность своих действий.  Уметь построить деталь с вырезом ¼ части детали. При построении чертежей, содержащих сечения и разрезы, уметь  применять условности и упрощения.

Сборочные чертежи

14ч

Общие сведения о соединениях деталей. Обозначение резьбы. Резьбовые соединения (болтовое, шпилечное, винтовое). Шпоночное соединение. Понятие о деталировании. Чтение сборочных чертежей. Спецификация. Элементы конструирования.

Учащиеся должны знать:

Виды соединений деталей, виды резьб, обозначение резьбы на чертеже, правила оформления и чтения сборочных чертежей.

Учащиеся должны уметь:

Выполнять чертежи деталей, имеющих резьбу. Выполнять чертежи резьбовых соединений. Читать сборочный чертёж. Выполнять деталирование сборочного чертежа. Выполнять творческие задачи с элементами конструирования (конструирование отдельных деталей к изделиям)

Строительные чертежи

Основные особенности строительных чертежей.  Графические изображения элементов зданий и деталей внутреннего оборудования.

Учащиеся должны знать:

Правила чтения строительных чертежей. Графические изображения элементов зданий и деталей внутреннего оборудования.

Учащиеся должны уметь:

Читать строительный чертёж . Построить план садового домика или квартиры.

Тематическое планирование 8 класс 34 часа.

Раздел

Тема

часы

Статус урока

Введение 1ч

Введение. Из истории развития чертежа

1

Правила оформления чертежей 6 ч

Правила оформления чертежей. Форматы. Рамка. Основная надпись.

1

 Практическая работа

Линии чертежа.

1

 Практическая работа

Чертёжный шрифт. Прописные буквы

1

 Практическая работа

Чертёжный шрифт. Строчные  буквы. Цифры

1

 Практическая работа

Чертёж плоской детали

1

 Практическая работа

Нанесение размеров на чертеже

1

 Практическая работа

Геометрические построения на плоскости 4ч

Деление окружности на равные части

1

 Практическая работа

Сопряжения

1

 Практическая работа

Сопряжения

1

 Практическая работа

Чертёж детали с использованием геометрических построений

1

Самостоятельная работа

Способы проецирования

12 ч

Способы проецирования

1

Выполнение изображений на одной, двух и трёх взаимно перпендикулярных плоскостей проекций.

1

 Практическая работа

Расположение видов на чертеже. Местные виды.

1

 

Проецирование на три плоскости проекций. Виды.

1

 Практическая работа

Построение недостающих проекций

1

Самостоятельная работа

Построение недостающих проекций

1

Самостоятельная работа

Аксонометрические проекции плоских фигур

1

 Практическая работа

Аксонометрические проекции плоскогранных предметов.

1

 Практическая работа

Построение овала

1

 Практическая работа

Аксонометрические проекции предметов имеющих круглые поверхности.

1

 Практическая работа

Аксонометрическое проецирование

1

Самостоятельная работа

Технический рисунок

1

Практическая работа

Чтение и выполнение чертежей 11 ч

Анализ геометрической формы предмета. Проекции геометрических тел

1

 Практическая работа

Чертёж группы геометрических тел

1

 Практическая работа

Чертёж группы геометрических тел

1

Самостоятельная работа

Проекции вершин, рёбер и граней предмета

1

 

Нанесение размеров с учётом формы предмета

1

Самостоятельная работа

Выполнение чертежа предмета в 3-х видах с преобразованием его формы

1

 Практическая работа

Устное чтение чертежей

1

 

Эскиз и технический рисунок предмета

1

 Практическая работа

Чертежи и аксонометрические проекции предметов

1

контрольная работа

Выполнение чертежей предметов с преобразованием  пространственного положения объектов или их частей

1

Самостоятельная работа

Выполнение чертежей предметов с преобразованием  пространственного положения объектов или их частей

1

Самостоятельная работа

Тематическое планирование 9 класс- 34 часа

Раздел

Тема

часы

Статус урока

Обобщение сведений о способах проецирования

Обобщение сведений о способах проецирования

1

 Практическая работа

Выполнение чертежа детали по наглядному изображению

1

 Самостоятельная работа

Построение третьей  проекции по двум данным

1

Самостоятельная работа

Сечения и разрезы

14ч

Понятие о сечении. Наложенные сечения

1

Вынесенные сечения

1

 Практическая работа

Сечения

1

 Самостоятельная работа

Разрезы. Местный разрез

1

 

Фронтальный разрез

1

 Практическая работа

Профильный разрез

1

 Практическая работа

Горизонтальный разрез

1

 Практическая работа

Простые разрезы

1

 Самостоятельная работа

Построение чертежа с применением целесообразных разрезов

1

 Самостоятельная работа

Соединение части вида и части разреза

1

 

Разрезы в аксонометрических проекциях

1

 Практическая работа

Разрезы в аксонометрических проекциях

1

 Самостоятельная работа

Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах.

1

Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности

1

Практическая работа

Сборочные чертежи

14ч

Общие сведения о соединениях деталей. Обозначение резьбы

1

Работа со стандартами. Чертёж болта

1

 Практическая работа

Чертёж болтового соединения

1

 Практическая работа

Чертёж болтового соединения

1

 Самостоятельная работа

Чертёж шпилечного соединения

1

 Практическая работа

Чертёж шпилечного соединения

1

 Самостоятельная работа

Чертёж шпоночного соединения

1

 Практическая работа

Чертёж резьбового соединения

1

 Самостоятельная работа

Алгоритм чтения сборочных чертежей

1

 Практическая работа

Процесс создания эскизов деталей по сборочным чертежам

1

 Практическая работа

Деталирование сборочного чертежа изделия

1

 Самостоятельная работа

Чертёж сборочной единицы

1

Контрольная работа

Решение творческих задач с элементами конструирования

1

 Практическая работа

Решение творческих задач с элементами конструирования

1

 Практическая работа

Строительные чертежи

Основные особенности строительных чертежей.

1

Правила чтения строительных чертежей

1

 Практическая работа

Чтение строительного чертежа

1

 Самостоятельная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Требования к современному уроку, в условиях внедрения стандартов второго поколения"

мастер-класс "Требования к современному уроку, в условиях внедрения стандартов второго поколения"...

дизайн-проект по преобразованию пришкольногоучастка с учетом требований стандарта второго поколения

Цель исследования - создать дизайн-проект по преобразованию пришкольного участка для решения личностных, метапредметных и предметных задач в рамках требований стандартов образования второго поколения....

Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)

Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)...

рабочая программа по Физической культуре в пятом классе по стандарту второго поколения ФГОС

Цель учебного предмета «Физическая культура» - формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранен...

Презентация "Формирование УУД как одно из основных требований стандартов второго поколения"

Формирование УУД как одно из основных требований стандартов второго поколения               Федеральный государственный стандарт (...

Сохранения здоровья школьников с учетом требований стандартов второго поколения РФ;

Человек – сложнейшая и тончайшая система.Но для того, чтобы наслаждатьсясокровищами природы, человек долженбыть здоровым, сильным и умным.И.П. Павлов...