дизайн-проект по преобразованию пришкольногоучастка с учетом требований стандарта второго поколения
методическая разработка по биологии по теме

Дьячкова Юлия Мельсовна

Цель исследования - создать дизайн-проект по преобразованию пришкольного участка для решения личностных, метапредметных и предметных задач в рамках требований стандартов образования второго поколения. <?xml:namespace prefix = o /??>

Задачи работы:

- обосновать актуальность проблемы преобразования ландшафта школы;

- расширить образовательное пространство;

- изучить общественное мнение обучающихся в школе МБОУ лицей;

- сформировать представления об уровнях и закономерностях взаимодействия природных факторов и городской среды, узнать принципы проектирования и установить типологию структурных компонентов искусственных ландшафтов;

- составить структурно-функциональные композиции пришкольного участка;

- сделать оценку проекта пришкольного участка, и условий практической его реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchastok.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Участок

Цель исследования - создать дизайн-проект по преобразованию пришкольного участка для решения личностных, метапредметных и предметных задач в рамках требований стандартов образования второго поколения.

Задачи работы: 

- обосновать актуальность проблемы преобразования ландшафта школы;

- расширить образовательное пространство;

- изучить общественное мнение обучающихся в школе МБОУ лицей;

- сформировать представления об уровнях и закономерностях взаимодействия природных факторов и городской среды, узнать принципы проектирования и установить типологию структурных компонентов искусственных ландшафтов;

- составить структурно-функциональные композиции пришкольного участка;

- сделать оценку проекта пришкольного участка, и условий практической его реализации.

План работы:

I. Введение:

1. Актуальность работы.

II. Теоретическая часть:

1. История создания пришкольный опытных участков в ходе развития образовательных систем России.

2. Классификация стилей ландшафтного проектирования участков, используемых в образовательных учреждениях.

3. требования к условиям реализации  ООП ООО.

II. Практическая часть.

1. Сравнение задач, решаемых пришкольными участками, согласно требованиям ГОСов  ФГОСов.

2.  Всестороннее использование всех участников образовательного процесса, которые являются пользователями стандарта (мониторинг)

3. Состояние пришкольного участка на 2013-2014 учебный год.

4. Принципы оформления, используемые при создании настоящего проекта.

5. Ландшафтное проектирование функциональных зон участка.

III. Заключение 

1. Примерные финансовые затраты.

I. Введение:

1. Актуальность работы.

Пришкольный участок, по классификации градостроителей, - территория городского ландшафта специального назначения ограниченного пользования. Городские ландшафты сейчас повсеместно превратились в своеобразные ядра антропогенного нарушения природы. Воздействие человека на городскую среду привело к тому, что она начала терять свои компенсаторные возможности, т.е. возможность естественного самовосстановления. Именно поэтому в последнее время на первый план при формировании пространства выдвигается принцип экологической устойчивости как одно из условий гармонизации городской среды. Утраченное равновесие между природными и преобладающими искусственными компонентами ландшафта порождает необходимость обращения к средствам ландшафтного дизайна.

В настоящее время формируется новый - эколого-ландшафтный  подход к оформлению пришкольного участка. Он предполагает оптимизацию территории и создание на ней функционально-значимых зон.

Использование нового подхода в формировании пришкольного участка диктуется, во-первых, развитием новых технологий градостроительства и современными подходами к организации городского пространства.

Во-вторых, пришкольные участки в условиях города не могут занимать значительные площади, на них сложно организовать должный уход за растениями в каникулярное время.

В-третьих, сложные экологические условия города не допускают выращивание на этой территории плодовых, ягодных и овощных культур. Необходим иной ассортимент растений, пригодных для выращивания в городских условиях.

 И наконец, в школьных программах по биологии изменились подходы к использованию участка в процессе обучения.

II. Теоретическая часть:

1. История создания пришкольный опытных участков в ходе развития образовательных систем России.

В 1977 году вышло постановление ВЦИК КПСС «О дальнейшем совершенствование обучения воспитания учащихся и подготовки их к труду», которое выдвинуло перед школой серьезные и ответственные задачи, одной из которой являлось приложение наук в практической деятельности человека, приобщение учащихся к самостоятельному поиску и обобщению знаний. Для осуществления поставленных задач большую помощь должна была оказать работа на учебно-опытном участке.

2. Классификация стилей ландшафтного проектирования участков, используемых в образовательных учреждениях.

Выбор стиля сада зависит от ландшафтных особенностей участка (его конфигурации, окружения, размеров) и определяется архитектурным стилем, в котором построены основные сооружения. Дадим характеристику некоторых наиболее распространенных стилевых направлений – как классических, так и современных.

Регулярный стиль. Предполагает строгую симметрию в планировке сада. Ему присущи прямые линии, строгая осевая композиция. Стиль используют там, где хотят подчеркнуть воздействие человека на природу, внести композицию ощущение порядка, строгость, торжественность. Эмоциональная особенность стиля – приподнятость, торжественность, обилие скульптур, театральность. Важный элемент регулярного сада – вода.

Итальянский стиль. Вариация на тему регулярного стиля. Это небольшой садик возле виллы или парк, окруженный стеной или подстриженной живой изгородью. Поверхность итальянского сада разбита на простые геометрические формы диагональными или прямыми дорожками. Часто в центре композиции располагается водоем или фонтан, вокруг него цветники или замощенная площадка.

Пейзажный стиль. Пейзажные парки, или как их еще называют, английские, появились в 18 веке в Англии. В противоположность регулярному стилю пейзажный стиль не обособляет сад – напротив, он вводит окружающий ландшафт в органическую связь с ним.  Асимметричная компоновка приводит человека к более тесной гармонии с природой. В таком саду предметы, не равные по величине и форме, размещаются так, что создают впечатление уравновешенности. Именно такое размещение растений и есть в природе.

Пейзажный стиль пришел с Востока – из Китая, где регулярного стиля вообще никогда не существовало.

Японский сад. Излюбленный стиль для малого сада. Это не случайно: японский садик невелик по площади. Каждая деталь сада в Японии имеет сложный внутренний смысл, а растения специфичны лишь для этой страны. Основной принцип японского сада – ощущение спокойствия и отдыха, созерцания природы и миниатюризация. В применении к современному малому саду мы можем говорить не о японском стиле, а о создании сада по мотивам японского садового искусства.

Стиль “модерн”. Стиль “модерн” – это простота линий. Сад примыкает к дому, имеет строгую, лишенную каких-либо украшений архитектуру. Плавательный бассейн и теннисный корт располагаются на виду. Ограждения простые, линии строгие. Аксессуары ограничены – “лучше меньше, да лучше”.  Мощение из плит, выложенных геометрическим рисунком. В нем чередуются светлые и темные тона, допускаются вставки из гальки. Мебель – классический модерн строгих линий из пластика и алюминия. Планировка сада геометрическая, но симметрии не придерживается.

Голландский стиль. Эти сады как будто сошли со старых картин. Голландский сад имеет небольшие размеры, его центр – хорошо ухоженный газон, по периметру газона – миксбордер из цветов и красиво цветущих деревьев и кустарников. Вдоль забора обязательно аккуратно подстриженная живая изгородь. Отличительная черта голландского стиля – это атрибуты сельской жизни: маленькая мельница, колодец, тачка с поставленными на нее цветами, садовая скульптура.

Колониальный стиль. Исходно чисто американский стиль, но следуют ему и в других странах. Основные материалы для строительства – кирпич и доски. Они же используются при оформлении сада. Растения высаживаются в деревянные кадки. Мощение из плитняка или досок. Дорожки часто покрывают щепой. Популярны анималистические скульптуры из дерева и камня. Основное настроение стиля – мягкий, ленивый темп жизни, поэтому преобладают солнечные веранды, персоли, увитые цветущими лианами. Садовая мебель – гамак, складные кресла с плетеными спинками.

Сельский стиль. Этот стиль в ландшафтном дизайне определяется близостью к природе, поэтому в нем используются простые, естественные материалы и формы. Текстура и цвет материалов повторяет материалы, из которых построен дом – дерево, кирпич, естественный камень. Можно использовать все вместе, как материалы окружающего ландшафта. Цветы сажаются в большом количестве и различных расцветок. Это особый шарм деревенского сада. Садовые строения, сараи, хозпостройки обвиты вьющимися розами или душистым горошком. Мебель используется из природных материалов: чурбаны вместо стульев, стол из остова спиленного дерева, и т.п. Емкости для растений из простой глины, мощение дорожек из плитняка или кирпича. Ограждения - только из досок, или плетень, ворота выполнены  “под старину”, изобилие лиан (хмель, дикий виноград) и цветущих кустарников.

Создавая свой проект, мы исходили из имеющегося расположения частей участка: дорожек, яблоневого сада, клумб, рабаток, спортивных площадок, старых деревьев, групп кустарников. Все это подтолкнуло взять за основу в большей степени регулярный стиль, добавляя в него компоненты других стилей.

3. Требования к условиям реализации  ООП ООО.

Требования к условиям реализации ООП ООО предполагают создание материально-технических условий её реализации, что должно обеспечить возможность достижения обучающихся установленных стандартом требований. Образовательное учреждение должно иметь участок (территорию) с необходимым набором оборудованных зон. Это должно обеспечить:

- возможность формирования личного опыта применения применения УУД в экологически ориентированной социальной деятельности, развития экологического мышления и экологической культуры;

- включение обучающихся в проектную   и учебно-исследовательскую деятельность;

-наблюдения, наглядное представление и анализ данных;

-организация своей индивидуальной и групповой деятельности.

II. Практическая часть.

1. Сравнение задач, решаемых пришкольными участками, согласно требованиям ГОСов  ФГОСов.

критерии

ГОС

ФГОС

парадигма

компетентностная

деятельностная

Цель обучения

развитие всесторонней (индивидуальной) личности на основе приобретенных знаний

Развитие личности, способной к саморазвитию и самообразованию – социализация личности

Деятельность учителя

Сообщение необходимой учебной информации

Создание информационной среды

Деятельность учащихся

Овладение содержанием предметов

Добывание знаний и ориентация в социуме.

Требование к результатам

Знание предмета

Метапредметные, личностные, предметные знания

Средства достижения

ЗУН

УУД

2.  Всестороннее использование всех участников образовательного процесса -  пользователей стандарта (мониторинг)

Результат мониторинга, проведенного в ноябре-декабре 2013 года

Было опрошено 212 обучающихся .

Они ответили на следующие вопросы:

  1. Нужен ли школе участок с цветами, деревьями и различными сооружениями?
  2. Все ли устраивает Вас на пришкольном участке?
  3. Что хотелось бы изменить?
  4. Чего не хватает на нашем участке?
  5. Кто должен заниматься работой по озеленению участка?

.Результаты опроса обучающихся.

1. Нужен ли школе участок с цветами, деревьями и различными сооружениями?

На данный вопрос все 212 человек - 100% ответили - да.

2. Все ли устраивает Вас на пришкольном участке?

На этот вопрос ответили:

Да - 16%;

Нет – 84%.

3. Что хотелось бы изменить?

Внешний вид клумб и деревьев не устраивает –83%;

Внешний вид клумб и деревьев устраивает – 27%.

4. Чего не хватает на нашем участке?

49% – считают необходимым построить беседку;

 21% - считают необходимым устроить детскую площадку ;

30% – считают, что школе необходима аллея славы выпускников.

5. Кто должен заниматься работой по озеленению участка?

64% считают, что это работа учащихся и учителей;

16% считают, что озеленением должны заниматься профессионалы.

20% считают возможным привлечение родителей.

3. Состояние пришкольного участка на 2013-2014 учебный год.

Состояние пришкольного участка МБОУ лицей на 2013 2014год.

1. Всего контингент учащихся - 901.

2. Площадь пришкольной территории - 1800 кв.м.

3. Площадь, приходящаяся на одного уч-ся – 2 кв.м.

4. Количество яблоневых деревьев – 100 шт.

5. Количество растущих кустарников – 150 шт.

6. Наличие пейзажных групп деревьев и кустарников (шт.) - 0шт.

7. Площадь УОУ – 200 кв. м

8. Количество высаженных саженцев деревьев - 7 шт.

9. Количество хвойный -

10. Рассады цветов - 2000 шт.

11. Площадь цветников – 600 кв.м

12. Площадь цветников, приходящаяся на одного уч-ся - 0,6 кв.м

13. Количество видов многолетних цветочных растений – 65.

14. Наличие декоративных элементов, цветников (рабатка, арабеска, газон, клумба, альпийская горка и т.д.) – 26 элем.

4. Принципы оформления, используемые при создании настоящего проекта.

5. Ландшафтное проектирование функциональных зон участка.

III. Заключение 

1. Примерные финансовые затраты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Требования к современному уроку, в условиях внедрения стандартов второго поколения"

мастер-класс "Требования к современному уроку, в условиях внедрения стандартов второго поколения"...

Программа по курсу "Черчение" 8-9 с учётом требований стандартов второго поколения ФГОС

Программа содержит планируемые результаты обучения, перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных матер...

Презентация "Формирование УУД как одно из основных требований стандартов второго поколения"

Формирование УУД как одно из основных требований стандартов второго поколения               Федеральный государственный стандарт (...

Сохранения здоровья школьников с учетом требований стандартов второго поколения РФ;

Человек – сложнейшая и тончайшая система.Но для того, чтобы наслаждатьсясокровищами природы, человек долженбыть здоровым, сильным и умным.И.П. Павлов...