Требования к современному уроку в рамках стандарта второго поколения.
статья по теме

Куликова Наталья Владимировна

Выступление на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Староюрьевская средняя общеобразовательная школа

Доклад на тему:

«Требования к современному   уроку  в рамках  стандарта  второго поколения».

                                    Докладчик:  Куликова Наталья Владимировна,

                                                                  учитель биологии.      

                                             

Староюрьево -  2012 год

    Происходящие     сегодня  в  нашей   стране  социокультурные    изменения

неопровержимо      показывают,     что    существующее       образование     не

удовлетворяет актуальным запросам общества. Оно не в полной мере готовит

молодое  поколение  к успешной, качественной  жизни. Дело в  том,  что  школа   пока   не  готова  предоставить   ученику   образование соответствующее  динамичным  изменениям  в  обществе,  возросшему  объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий.

Современность диктует новые требования как к человеку, так и к образованию.  Лозунг   «Образование  на  всю  жизнь» остался в  прошлом.

 «Образование  в  течение жизни» - вот девиз сегодняшнего дня.

 Для этого образование должно выйти за пределы решения  стандартных, типовых задач, где уже заранее известны ответы на все вопросы.

     Сегодня   основным    фактором,  преобразующим     нашу   жизнь  является информация.    Темпы    получения,    накопления   и   передачи   информации обеспечены    развитием   и  широким     внедрением    во  все  сферы    жизни  информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Поэтому образование в течение всей жизни приобретает ключевое значение.

Стираются    традиционные    различия   между   общим   и  пофессиональным образованием.  Это  тоже   одно  из требований   информационного     общества.

По данным ЮНЕСКО,  уже   сегодня  в России   ежегодно  получают    новые  знания   20%  взрослого населения  (в Европе –  48%). Понятно, что  основа такого «образовательного поведения» может быть заложена только в школе.

     

  Именно это «образовательное поведение» лежит в основе социальных запросов, отраженных в ФГОСах  второго поколения.  Они определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков  в   рамках  отдельных дисциплин.

      Из   задач,  которые    общество    ставит  перед   школой,    вытекают

требования  к  современному  уроку.

 Эти  требования  можно  разделить  на   4 группы:

 - воспитательные;

 - дидактические;

 - психологические;

 - гигиенические.

Вот характеристика каждой группы требований :

1. Воспитательные требования к уроку :

 - формирование научного мировоззрения, любви к родине, высших

  моральных качеств, трудолюбия;

 - формирование эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения

  с жизнью;

 - формирование активного отношения к жизни;

 - формирование высокой гражданственности.

2. Дидактические  требования к уроку :

 - четкая организация проведения урока, рациональное использование

  каждой минуты;

 - правильная постановка перед учащимися цели и конкретных задач урока;

 - эти требования выполняются па основе хорошо продуманного

  тематического и поурочного планирования;

- каждый элемент /структуры /урока - это определенный шаг к достижению

  общей дидактической цели задачи;

 - структура /урока /должна связываться с его  методикой, она должна

  быть гибкой и учитывать, как методы влияют на результат урока;

 - обеспечение познавательной активности детей на уроке, рациональное

  сочетание словесно-наглядных, практических методов с

  проблемными;

 - связь данного урока с предыдущим;

 - вооружение учащихся новыми способами выполнения действий;

 - формирования на их основе навыков и умений;

3. Психологические требования к уроку :

 - учитель должен всесторонне изучать и учитывать на уроке

  психологические особенности каждого ученика: его мышления, памяти,

  узнавания, припоминания, заучивания, воспроизведения, внимания,

  воображения, воли;

 - психологическое состояние учителя и учащихся влияет на результаты

  урока, поэтому учитель должен отличаться самообладанием и

  самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное состояние на уроке;

 - на результаты урока влияет отношение учащихся к знаниям, учениям.

  Оно зависит от мотивов учения и других факторов, поэтому учитель

  должен уметь руководить мотивами, поддерживать положительные

мотивы,  формировать интерес и потребности к знаниям, создавать чувство

  радости, познания, удовлетворения успехами в работе;

 - все требования должны быть разумными, проверенными, доступными для

  школьника, они должны быть уверены, что эти требования диктуются

  необходимостью;

 - учитель контролирует точность, тщательность и своевременное

  выполнение учащимися каждого требования, все это должно сочетаться с

  педагогическим тактом и уважением к детям.

4. Гигиенические требования к уроку :

 - соблюдение температурного режима, норм освещения;

 - учитель должен следить, чтобы дети не переутомлялись ни физически,

  ни умственно; не должно быть однообразия в учебной работе, должно

  быть чередование слушания с практическими работами.

Таковы общие требования к современному уроку.

Для построения  урока   в   рамках  ФГОС 2 поколения важно понять, какими должны быть критерии результативности  урока.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели  урока ) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На  уроке  задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи  урока .

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на  уроке , создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На  уроке  осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Думаю, что авторы государственных образовательных  стандартов, безусловно, в первую очередь, думали над тем, каким должен быть учитель, способный воспитать достойного гражданина России. Прежде всего, конечно, он должен быть сам примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уж о том, что он должен быть - активным пользователем информационно - компьютерных технологий.

 Сегодня  педагоги ведут  активные    поиски   такой  формы    организации    процесса обучения, которая отвечала бы современным требованиям и обеспечивала бы необходимый   уровень    развития у  ученика  компетенции «научить учиться».

        Все  известные ранее у плюсы традиционного урока  не  потеряли  своей

актуальности и сейчас.

Однако  при  обучении   в современной  информационно-образовательной   среде традиционный урок  приобрел совершенно новые черты. В соответствии с новыми  стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Поэтому важным и неотъемлемым элементом урока становится использование   ИКТ-технологий   обучения.  

   Использование    современных  ИКТ - технологий увеличивает объем учебного материала, создает возможности для построения    индивидуальных       образовательных    траекторий    учащихся.

Интерактивные     обучающие     программы,    использование    мультимедиа    способствуют  успешному     обучению   на  одном уроке     школьников,       обладающих       различными       потенциальными возможностями      и  способностями.     Многочисленные      информационные ресурсы   могут  предоставить   требуемое  содержание,   а их  целесообразное использование позволит сформировать необходимые умения.

Использование  элементов анимации,    компьютерного     конструирования,    интерактивных     программ позволяет  школьникам    получить   не только  знания,  но  и первоначальные учебные навыки при изучении конкретного предмета. ИКТ -технологии дают возможность организация    различных     видов   самостоятельной      работы учащихся,    в   том   числе   с   поисковыми     системами    в   Интернете,  печатными   и  электронными   источниками    информации, наглядными     материалами.  

 На   уроках   в   информационно-образовательной       среде   есть

возможность    использовать   лабораторные    комплексы    с удаленным    доступом. Работа в информационно-образовательной среде на уроках занимает все большее место в деятельности школы. Учителя-предметники используют электронные учебники,  интерактивные пособия которые помогают в изучении и закреплении  нового материала. С их помощью может быть организовано итоговое повторение и произведен    контроль.   Появляется   возможность    включать    актуальные, постоянно    обновляемые     данные   в   содержание    урока,   организовать самоподготовку    учеников,   подготовку   к  ЕГЭ, ГИА,  (Проект «Телешкола»- уроки, тренажеры).   Живые,    интересные   наглядные  уроки   развивают   интерес  к предмету  и  познавательную  активность  учащихся.  

Чрезмерное     увлечение    электронными      средствами     обучения оказывает  такое  же  негативное   воздействие  на  процесс  обучения,  как  и  недооценка их. Все согласятся, что главные действующие лица на уроке – это учитель и ученики. Их совместная деятельность, общение являются залогом

успешного процесса обучения.

Итак, успешность современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке. Урок должен быть прежде всего актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях.

Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Требования к современному уроку, в условиях внедрения стандартов второго поколения"

мастер-класс "Требования к современному уроку, в условиях внедрения стандартов второго поколения"...

Статья и презентация по теме: "Требования к современному уроку биологии в рамках ФГОС второго поколения".

Статья информирует о вопросах современного преподавания биологии в рамках реализации ФГОС нового поколения....

"Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"

Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет.Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой расп...

Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС нового поколения

На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандарт...

Требования к современному уроку биологии и географии в условиях введения ФГОС нового поколения

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС:• Самостоятельная работа обучающихся на всех этапах урока.• Учитель выступает в роли организатора, а не информатора и не руководителя...

Требования к современному уроку в контексте внедрения стандартов второго поколения

Анализировать свои действия;Самостоятельно примать решения, прогнозируя их возможности последствия;Отличатся мобильностью;Быть способным к сотрудничеству;Обладать чувством ответственности за судьбу ст...

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС второго поколения

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:·  анализировать свои действия;·  самостоятельно принимать решения, прогнозируя их во...