Опыт работы
опыты и эксперименты по теме

Яна Александровна Лусинина

Развитие УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 182_lusinina_opisanie_opyta_raboty.doc241 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы

учителя английского языка

муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы  № 182

Лусининой Яны Александровны

  1. Наименование опыта

Формирование  коммуникативных и познавательных  универсальных учебных действий у учащихся через организацию работы  с текстом

на уроках английского языка.

II. Условия возникновения и становления опыта.

        Введение в действие Федеральных государственных образовательных стандартов ставит перед школьным образованием новые задачи, требующие совершенствования образовательного пространства.

        Приоритетным направлением сегодняшней школы становится обеспечение развивающего потенциала, который заложен в Федеральных государственных образовательных стандартах.

        Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

К функциям универсальных учебных действий относятся:

 - обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Овладение учениками универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и должно привести  к формированию способности самостоятельно  усваивать новые знания, умения, компетентности.

Учитель играет ведущую роль в формировании учебных действий у учащихся.

В связи с этим перед учителем стоят задачи по подбору  содержания урока, разработки конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения,  организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход к высшим уровням выполнения (от материализованной к речевой и умственной форме действия).

Большие возможности формирования  УУД  могут быть созданы  на уроках английского языка.

        Иностранный язык выступает и как цель, и как средство обучения. На уроках иностранного языка происходит не только изучение языкового строя изучаемого языка, но и  могут быть сформированы самые разнообразные УУД.

В процессе чтения, слушания, письма, говорения, при выполнении упражнений у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебных упражнений, производить анализ и преобразование информации (используя при выполнении самых разных упражнений по английскому языку простейшие предметные, знаковые, графические модели (буквы или звуки), таблицы, тексты, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием упражнений.

Основная цель изучения иностранных языков в школе ― формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение.      Формирование данной компетенции возможно только в определенных условиях.    Цель учителя иностранного языка создать такие условия при осуществлении образовательного процесса, которые помогут учащимся усвоить реалии изучаемого языка, культуру различных стран и народов, сформировать заложенные в Федеральных государственных образовательных стандартах универсальные учебные навыки.

        

  1. Актуальность и перспективность опыта.

Актуальность представленного опыта подтверждается общими тенденциями в развитии образования в соответствие с требованиями современной динамичной общественной жизни. Чтобы быть успешным в современных условиях, человек должен обладать не только системой базовых знаний, но и набором таких качеств, как интеллектуальная воспитанность, готовность и способность самостоятельно решать проблемы, адекватность самооценки и разумная самокритичность, стрессоустойчивость.

Иностранный язык входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. Интегративной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.  Коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной форме в типичных ситуациях и сферах общения.

При изучении иностранного языка формируются следующие универсальные учебные действия:

  • умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей;
  • умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
  • умение координировано работать с разными источниками информации

(учебником, энциклопедиями,  Интернет и т. д.).

В мире, где поток информации безбрежен и многогранен, на первый план выходит цель научить ребенка самому разбираться в этой информации, отличать главное от второстепенного, нужное от бесполезного, уметь критически мыслить и самому постигать истину.

        В данном аспекте, на наш взгляд, наиболее актуальным является развитие у учащихся навыка работы с текстом различных жанров.

Данная система может быть использована в сочетании с любой существующей учебной программой и в рамках любого учебного предмета, т.к. универсальные компетентности, на развитие которых она направлена, инвариантны в отношении содержания.

  1. Теоретическая база опыта.

 Широкое определение термина УУД, «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В узком смысле термин определяется как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

Теоретико – методологическая основа  развития УУД является системно-деятельностный культурно – исторический подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), интергирующий достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и ЗУНовой парадигм образования.

УУД в образовательном процессе школы выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования (начального, основного, среднего). УУД были определены ФГОС второго поколения и вошли в учебную деятельность школы с 2009 года.

Выделяются следующие виды УУД:

Личностные.

Регулятивные, включая действия саморегуляции.

Познавательные, включая общеучебные и логические.

Знаково-символические.

Коммуникативные.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, Ученик должен задаваться вопросом о том «какое значение, смысл имеет для меня учение», уметь находить ответ на него.

Действие нравственно- этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД.  Общеучебные УУД.

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из послушных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации.

Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Познавательные УУД. Логические УД.

Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельного достраивая, восполнение недостающие компоненты;

Подведение под понятия, распознавание объектов;

Установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

Выявление родо – видовых и ситуативно существенных признаков;

Выдвижение гипотез и их доказательство.

Знаково- символические УУД.

Знаково-символические УД обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Разрешении конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

Умение с достаточной полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими синтаксическими нормами  языка.

Формирование УУД предусматривает учёт возрастных и психологических особенностей учащихся.

В соответствии с ФГОС ученик выступает как субьект учебной деятельности. Становление субъективности учебной деятельности определяется как организацией самой деятельности, так и организацией форм учебного сотрудничества.

В качестве теоретической основы учебного сотрудничества  выступают следующие концепции:

1. Личностный подход.

В центре обучения находится не содержание, а сам учащийся, его мотивы, цели.

Исходя из интересов ученика, его уровня знаний и умений определяется цель учебного занятия, а само это занятие должно обеспечивать развитие личности обучаемого. Задания должны стимулировать  личностную и  интеллектуальную активность учащихся.

 Тем самым не только учитываются, но и развиваются  познавательные умения, личностные качества, самооценка и стимулируется интерес ребенка к поиску новых знаний.

2.Личностно-деятельностный подход.

Важнейшей характеристикой обучаемого субъекта является соотношение деятельности и развития. «Субъект, – как отмечал С. Л. Рубинштейн, – в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них созидается и определяется тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его»[1].

Активность, как ведущую характеристику субъекта, отмечал и Ж. Пиаже. «Он…. субъект» не дан «себе со всеми своими внутренними структурами; он, организуя для себя объект, ...делает его реальностью для себя самого»[2].

Успех любой деятельности определяется уровнем развития необходимых умений и навыков («универсальных умений» в частности).

Личностно-деятельностный подход с позиции педагога означает организацию и управление целенаправленной учебной деятельности ученика (решение познавательных, исследовательских, проектных задач), в общем контексте его жизнедеятельности. Для этого учителю необходимо определить содержание учебных задач и действий, их иерархию, форму предъявления, способы организации и управления; разработать соответствующую ориентировочную основу действий (ООД), алгоритмы выполнения этих действий.

3. Личностно-ориентированный подход.

Личностно-ориентированный подход (ЛОП) – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. 

  1. Новизна опыта

 Новизна опыта заключается в том, что осуществляется попытка систематизировать работу по формированию универсальных учебных действий в соответствии с задачами, поставленными перед участниками образовательного процесса Федеральными государственными образовательными стандартами.

Элементы новизны содержатся в целях образовательного процесса - развитие у учащихся коммуникативных и познавательных  универсальных учебных действий, а именно формирования навыка работы с текстом.

VI. Технология опыта

В процессе изучения английского языка осуществляется знакомство с иностранным языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения или мнения с использованием клише (устойчивые выражения) и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения упражнений, доказательства правильности и неправильности высказываний, обосновывают этапы построения диалога или монолога. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых или больших группах.

Формирование регулятивных действий - действий контроля:

 приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, орфографические, грамматические и т.д.). И для решения этой задачи можно совместно с детьми составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий.

В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат. В современном образовании многие УМК по английскому языку имеют уже готовые тексты работ для самопроверки, что позволяет самостоятельно каждому ребенку определить свои плюсы и минусы по пройденному материалу.

Личностные действия:

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). Конечно же иностранный (английский) язык для любого ребенка незнаком и сложен, но при  правильно построенном уроке или внеклассном мероприятии, будет легко и учителю, и ученику. И самое главное необходимо проводить рефлексию для ученика на уроке и для учителя после урока.

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действии у учащихся являются:

соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям;

соответствие свойств  универсальных действий заранее заданным требованиям;

соответствие требованиям  к уровню языковой подготовки оканчивающих начальную школу (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального образования).

        Одними из самых важных универсальных учебных действий, которые формируются на уроках английского языка являются коммуникативные и познавательные УУД.

Формируемые УУД

Предметные действия

Коммуникативные действия:

-речевое развитию учащегося на основе формирования обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса

- развитию письменной речи;

-формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональные состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.

Говорение, аудирование, чтение. Участие в диалоге, составление высказываний. Составление рассказов на определенную тему. Восприятие на слух речи  собеседника.

Изучение культуры, традиций народов на основе изучаемого языкового материала. Личностные универсальные действия: формирование гражданской идентичности личности, преимущественно в её общекультурном компоненте, и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.

Смысловое чтение; прогнозирование развития   сюжета; составление вопросов с опорой на смысл прочитанного текста; сочинение оригинального текста на основе плана).

Для качественного формирования коммуникативных УУД учащимся необходимо владеть навыками чтения. Чтение в свою очередь рассматривается в составе познавательных УУД.  

Однако у учащихся в недостаточной степени сформирована грамотность чтения – способность к осмыслению текстов различного содержания, формы и рефлексия на них.

                Навык работы с текстом является одним из основных УУД, которые заложены в ФГОС.

                В период подготовки к переходу на ФГОС ООО  каждому учителю  среднего звена необходимо добиться от учащихся глубокого понимания текста, что невозможно без специального целенаправленного обучения приёмам переработки информации, формирования различных операций и способностей, являющихся составными частями навыка чтения.

                Работа с текстом на уроке иностранного языка имеет свои особенности, так как язык является, как мы уже упоминали, не только средством получения или передачи информации, но и целью обучения.

      В этой связи на уроках иностранного языка необходимо организовывать работу с текстом в целях отработки учебных навыков: фонетических, лексических, грамматических. Без знания лексического, фонетического, грамматического строя языка не может произойти коммуникации. 

Очень важно подобрать качественный текст для работы. Содержательный и интересный материал стимулирует языковую деятельность учащихся.

В работе с текстом можно выделить 3 этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.           На предтекстовом этапе происходит дифференциация языковых единиц и речевых образцов, их узнавания в тексте, овладения различными структурными материалами.

На текстовом этапе предполагается использование различных приёмов извлечения информации и трансформаций структуры и языкового материала текста.

На послетекстовом этапе необходимо организовать рефлексию прочитанного,   и мотивировать учащихся на подготовку к монологическим и диалогическим высказываниям по данной теме.

Примеры работы с текстом приводятся на материалах для учащихся 6 класса.

Предтекстовый этап

A boy took his dog to the film of “Alice in Wonderland”. The dog sat in the seat beside the boy. The usherette came past. She noticed the dog, started to ask the boy to take the dog out. But then she saw that the animal was very interested in the film. So she allowed the dog to stay.

 After the film the usherette spoke to the boy. “I was very surprised to see that the dog was enjoying the film,” she said. “So was I,” said the boy. “He didn’t enjoy the book”

Занятия на снятие трудностей перед знакомством с текстом

Фонетическое упражнение

Лексическое упражнение

Грамматическое упражнение

На экране выведены слова с транскрипцией, по которой, повторив звуки, учащиеся самостоятельно читают слова. Затем учащиеся читают слова хором. (usherette, Wonderland, beside, allowed, take  out, enjoying)

Если в тексте для вас встретятся  неизвестные слова, то как мы можем определить их значение? (контекст, словарь, догадка и т.д.)

На экран выведены слова, к которым учитель предлагает иллюстрации и мультипликацию, по которым учащиеся догадываются о значении слов: usherette, Wonderland, seat, came past

На экране глаголы: took, sat, came, noticed, started, saw, allowed, spoke. 

Учащимся необходимо разделить слова  на два столбика и объяснить принцип классификации. (“правильные глаголы”,  в “неправильные глаголы”) Затем учащиеся самостоятельно формулируют правило образования формы прошедшего простого времени для правильных глаголов. Повторяются формы неправильных глаголов.

Текстовый этап

        Навык чтения считается фундаментом всего последующего образования. Полноценное чтение предполагает решение познавательных и коммуникативных задач, таких как:

                - понимание (общее, полное, критическое);

                - поиск конкретной информации;

                - самоконтроль;

                - восстановление широкого контекста;

                - интерпретация;

                - комментирование;   - рефлексия и другое.

 Варианты работы с текстом

        Задача

          Задание

Формируемые познавательные УУД

Понимание:

общее

Where did the scene take place? Где происходило действие рассказа?

Поиск и выделение необходимой информации

полное

Was the dog allowed to watch the film? (Было ли собаке разрешено посмотреть фильм?)

Поиск и выделение необходимой информации

критическое

What is unusual in the text?

Why are animals not allowed to the cinema? Почему животные не допускаются в кинотеатр?

Критическое осмысление информации

поиск конкретной информации

Who  allowed  the dog to watch the film?

Why  was the dog allowed to watch the film?

Did he  enjoy the film? And what about the book?

Поиск и выделение необходимой информации

самоконтроль

Поставьте предложения в логическом порядке:

So she allowed the dog to stay.

A boy took his dog to the film of “Alice in Wonderland”.

But then she saw that the animal was very interested in the film.

She noticed the dog, started to ask the boy to take the dog out.

 After the film the usherette spoke to the boy.

The usherette came past.

Логическое мышление

рефлексия

Why didn’t the dog like the book? Почему собаке не понравилась книга?

Is the story real? Правдива ли история?

Переработка информации

        

                Наиболее развитый вид чтения – рефлексивное чтение. Этот вид чтения заключается в овладении следующими умениями (С.А. Крылов, 2007):

                - предвосхищать содержание текста предметного плана текста по заголовку, опираясь на предыдущий опыт;

                - понимать основную мысль текста;

                - формировать систему аргументов;

                - прогнозировать последовательность изложения идей текста;

                - сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;

                - выполнять смысловоё свёртывание выделенных фактов и мыслей;

                - понимать назначение разных видов текстов;

                - понимать имплицитную (невыраженную) информацию текста;

                - сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста;

                - выражать информацию текста в виде кратких записей;

                - различать темы и подтемы специального текста;

                - ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

                - выделять не только главную, но и избыточную информацию;

                - пользование разными техниками понимания прочитанного;

                - анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки информации и её осмысления;

                - понимать душевное состояние персонажей текста и сопереживать.

                

               Задача

            Задание

предвосхищение содержания текста по заголовку или опорным словам

Прочитайте первое предложение и ответьте на вопрос: What can be the plot of the story?

понимание основной мысли текста

Why did a boy take his dog to watch the film?

формирование системы аргументов

Назовите несколько причин, почему животные не допускаются в кинотеатр.

сопоставление иллюстративного материала с информацией текста

К соответствующей картинке подберите предложение из рассказа.

 выражение информации текста в виде кратких записей

Перескажите текст, пользуясь лексическим материалом только из текста

определение цели чтения

Is the story humorous?

(Является ли история юмористической?)

Вы    определение и поиск не только главной, но и избыточной информации

Where do people usually watch films?

(Где люди могут посмотреть фильм?)

        Послетекстовый этап                

        Ответьте на вопросы:

  1. Is the dog clever?
  2. Can the dog read?
  3. Can the dog understand people?
  4. Why didn’t he like the book?
  5. Have you read this book? Did you like it?

В данных послетекстовых заданиях могут быть представлены различные типы заданий и вопросов (простые, уточняющие, объясняющие, оценочные, практические, проблемные, творческие).

Образцы текстов и система упражнений для работы с ними

                

Текст № 1

               Your visit to Whipsnade wild animal park will be very enjoyable.  At Whipsnade you will learn and understand more about the lives of animals and how to save endangered animals. Many scientists are working here. They are studying the effects that human activities have on the natural world.

         At the children’s farm you can get closer to domestic animals. In the wolf wood you’ll have a good view of the wolves.

          At a set time each day, the keepers of the park introduce animals around the park for you to learn more about them and ask questions about them.

           But don’t bring along your own dog or other pets into the park.

        Задача

          Задание

      Сопутствующие УУД

Понимание:

общее

How can you entitle the text? (Озаглавьте рассказ)

Логические

критическое

Why shouldn’t you bring your own pet to the park? (give the reasons) (Почему нельзя приносить домашних животных в парк?)

Где мы можем найти такой текст? (газета, объявление и т.д.)

Коммуникативные

Личностные

Информационные

поиск конкретной информации

What can scientists study a  At Whipsnade ? (Что ученые могут изучать в парке?)

Познавательные

самоконтроль

Заполните пропуски словами по смыслу.

At a At a set time each day, the … of the park introduce … around the park for you to learn more … them and ask about them.

But Don’t bring along your own dog or other pets into the ...

Animals

About

Park

Keepers

Questions

Познавательные

Регулятивные

рефлексия

What are advantages and disadvantages for animals to live At Whipsnade? ( назовите преимущества и недостатки для животных, живя в парке?) Постройте таблицу из двух колонок.

Познавательные

Знаково- символические

                

Текст № 2

Sweet tooth

            The British have a sweet tooth that means they like eating things like pudding and pies, jams, biscuits and buns, cakes and rolls.

            For the British, any time is eat-a-sweet time: tea-break at work, break at school, watching TV at home, on a car journey, in the cinema or theatre. During holidays like Christmas and Easter, and special days like Mother’s day and Valentine ’s Day they eat even more sweet things.

               Задача

            Задание

предвосхищение содержания текста по заголовку

Объясните значение фразы “sweet tooth”

О чем будем идти речь в тексте?

понимание основной мысли текста

Выразите основную мысль текста в одном предложении. ( Здесь необходимо найти в тексте слова, которые Вы хотите использовать в своем предложении)

формирование системы аргументов

Закончите предложение “The British have a sweet tooth, because …”

сопоставление иллюстративного материала с информацией текста

Учащимся предлагаются иллюстрации (праздники), которые учащиеся сопоставляют с названиями праздников, объясняя свой выбор.

 выражение информации текста в виде кратких записей

Изложите содержание текста с помощью коротких предложений. Используя глаголы: eat, cook, celebrate, have.

цель  определение цели чтения

Прочитайте предложения и сопоставьте их с иллюстрациями. Прочитайте предложения в парах и поставьте их в логическом порядке. Скажите, верны ли утверждения.

Вы    определение и поиск не только главной, но и избыточной информации

Найдите информацию о российских праздниках, в которые больше обычного употребляется сладкое. Составьте таблицу и сравните британцев и русских. Ответьте на вопрос “Do the Russians have a sweet tooth?”  Найдите информацию в Интернет или энциклопедии.

         Текст № 3

I’m 12 years old and I look really awful. I don’t know what to do with my awful hair. I have the ugliest nose in the world. I think I’m a bit plump. I always worry about what I look like. I want to look like all the models in your magazine.

          Задача

        Вопрос

   Предполагаемый ответ

Полнота понимания текста. Нахождение информации.

What does not like the character of the story?

appearance

Поиск и нахождение информации в тексте.

Найти прилагательные в тексте, характеризующие внешность.

Plump, ugly

Поиск и восстановление информации.

Составьте предложения

( Должно получиться три предложения. В каждой строчке составная часть одного предложения)

I want to look like

I think

all the models in your magazine

I’m a bit plump

about what I look like

I always worry

Поиск и анализ информации, решение проблемной задачи.

Who is the character of the text, a boy or a girl? Try to explain.

A girl. Girls usually worry about what they look like.

Поиск и перекодировка информации, выделение структурных и логических единиц текста, фиксация информации в плане, схеме, таблице.

Describe the character.

Опишите персонажа с помощью таблицы

A nose   is …

Hair

Анализ текста, обобщение информации  и формулирование вывода.

What have you learnt from the text? Is all the information true?

She wants to…

She worries about…

She thinks her nose is…

Рефлексия содержания текста. Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями.

Is the girl really ugly?

No, she is not.

Yes, she is.

Чтение текстов на иностранном языке способствует расширению лексического запаса, умению понимать значения незнакомых слов из контекста, закреплению различных разделов грамматики, совершенствованию речевых навыков. При систематической работе на уроках с текстами из различных источников: учебник, справочная и энциклопедическая литература, СМИ, научная и художественная литература, Интернет у учащихся формируются практически все универсальные учебные действия.

 Особенно можно выделить использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка, так как в современном мире уже ни один ребёнок не представляет себе коммуникации без средств, предоставленных Интернет.

Интернет предлагает неограниченные ресурсы, которые могут быть использованы на уроке английского языка, для самостоятельной исследовательской работы, как школьника, так и учителя. Через Интернет общаются миллионы людей. Включаясь в этот всемирный разговор на уроке иностранного языка, мы создаем модель реального общения.

  1. Результативность

Формирование коммуникативных и познавательных УУД – непрерывный  педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Таким образом, необходимо говорить о конкретных условиях её реализации – результативности.

Результативность осуществляется по следующим критериям:

1) Уровень коммуникативной компетенции школьников;

2) Уровень владения навыками работы с текстом;

3) Уровень самооценки.

1)Уровень коммуникативной компетенции школьников (5-6 класс) проверяется по диагностикам развития коммуникативных способностей (Приложение)

Вывод: данные исследований показывают, что при организации систематической работы по формированию УУД увеличивается количество учащихся с высоким уровнем коммуникативной компетенции.

 2)Уровень владения навыками работы с текстом основан на проверке умения учащихся самостоятельно работать с текстом

3) Сравнивались  уровни самооценки  

( методика Дембо-Рубинштейн «Определения уровня самооценки»)        

     Безусловно, говорить о сформированности коммуникативной компетенции у учащихся ещё рано, но тем не менее сравнительный анализ полученных данных показали, что происходят изменения в уровне коммуникативной компетенции и в формировании навыков осознанного чтения учащихся.

     Безусловно, говорить о сформированности коммуникативной компетенции у учащихся ещё рано, но тем не менее сравнительный анализ полученных данных показали, что происходят изменения в уровне коммуникативной компетенции и в формировании навыков осознанного чтения учащихся.

Литература

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.- Москва: Просвещение, 2011.

     Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008
    Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК,  1996.

    Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам.-Аркти, 2000.

   Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию.-М: Просвещение, 1983.

     Зимняя И.А. Педагогическая психология.М. логос, 2000.С.124

    Зимняя И.А. Педагогическая психология.М. логос, 2000.С.127  

    Зимняя И.А. Материалы ΧVΙ научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения».- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.

    Кабдолова К. Л.  //Формирование компетенций как необходимое условие повышения качества образования.// Открытая школа, 2004.

   Цукерман Г.А., Елизарова Н.В., Фрумина М.И., Чудинова Е.В. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы педагогики 2, 1993.

Мильруд Р.П., Максимова Н.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку// ИЯШ.-2000.-№4.-С.9-15; №5.-С.17-21.

     Кондаков, А.М. Федеральный государственный стандарт общего образования и подготовка учителя. /А.М.Кондаков // Педагогика.- 2010.- №5.- С. 18-23

     Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя /Под редакцией А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2010. - 160 с

Приложение 1

Методика диагностики уровня

коммуникативной компетентности

Уважаемые ребята!

Оцените свою работу в группе, ответив на следующие вопросы анкеты.

Для анализа используйте шкалу:

 5 - является всегда,

 4 – является часто,

 3- является иногда,

 2 - является редко,

 1 - не является.

 Обведите выбранный балл самооценки кружком.

Вопросы для анализа        Самооценка

1.Всегда ли комфортно вы ощущаете себя при работе в

знакомой группе                                                                  12345

незнакомой группе                                                             12345

2.Интересно ли вам работать над заданиями в группе?                      12345

3.Как часто прислушиваются к вашему мнению в группе?                   12345

4.Как часто вы прислушиваетесь к мнению других участников группы? 12345

5.Можете ли вы изменить свою точку зрения при коллективном

обсуждении?                                                                                             12345                                                                          

6.Нравится ли другим ребятам работать совместно с вами в команде? 12345

7.Умеете ли вы сглаживать конфликтные ситуации, возникающие при совместной работе?                                                                                  12345

8.Как часто вы выступаете с защитой наработок всей группы?            12345

9.Всегда ли вы четко представляете конечную цель совместной

работы?                                                                                                     12345

10.Всегда ли вы четко определяете свою роль, свою задачу

при продвижении к совместной цели группы?                    12345

11.Всегда ли вы добросовестно выполняете

свою часть от общего задания группы?                                                                                        12345

12.Всегда ли вы стараетесь изначально самостоятельно поработать над своей частью от общего задания?                                                           12345

13.Всегда ли вы заинтересованы в конечном результате своей

команды?                                                                                                    12345

14.Ощущаете ли вы собственную ответственность за общий результат команды?   12345

15.Как часто вы оказываете помощь в научении других членов

 команды?                                                                                                   12345

16.Как часто вы получаете помощь, поддержку от других участников группы?  

12345

Вопросы анкеты можно отнести к направлениям, которые отслеживают степень

-ответственности каждого участника группы за качество выполнения общего задания – вопрос № 8, 11, 13, 14;

-взаимодействия участников группы – вопрос № 3, 4, 5, 15, 16;

-психологический комфорт - вопрос № 1а, 1б, 6, 7;

-включенности в совместную работу группы - вопрос № 2, 9, 10, 12.

Суммировав баллы, набранные по каждому направлению, можно получить представление об уровне развития коммуникативных навыков учащихся.

Приложение 2

Модификация методики Дембо-Рубинштейн

«Определение уровня самооценки»

Инструкция: Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер, ум и т.д. Уровень развития каждого качества человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. В бланке нарисованы семь линий. Они обозначают:

a) Ум, способности

b) Характер

c) Авторитет у сверстников

d) Умение многое делать своими руками

e) Внешность

f) Уверенность в себе

Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Обработка результатов: обработка проводится по 6 шкалам. Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100мм., в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику.

1. По каждой из шести шкал определяется: а) уровень притязаний - расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»; б) высота самооценки - расстояние в мм от нижней шкалы до знака «-».

2. Определяется средняя величина показателей самооценки и уровня притязаний по всем шести шкалам. Средние величины показателей сравниваются с таблицей:

             Низкий           средний          высокий

Уровень притязаний до 60            60-74              75-100

Уровень самооценки до 45            45-59              60-100



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)

Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"

Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...

"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы

Аннотация    Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...