Использование дифференцированных методов в воспитательном процессе на уроке немецкого языка
статья по немецкому языку на тему

Общеизвестен факт, что нет обучения без воспитания. Они сосуществуют, взаимодополняя друг друга.

    В процессе обучения, наряду с социокультурным, развивающим, учебным аспектом должен присутствовать и воспитательный аспект: стимулирование учащихся к самостоятельной работе, развитие положительных личностных качеств.    В современном мире основное место в обучении отводится уже не столько передаче учащимся лингвистических знаний, развитию навыков и умений устной и письменной и устной речи и даже не освоению страноведческой информации, сколько формированию у обучающихся способности к участию в межкультурной коммуникации, что предполагает у них наличие терпимости к иной цивилизации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование дифференцированных методов в воспитательном процессе на уроке немецкого языка»

Камалова Х. А.

учитель немецкого языка МКОУ «Кизлярская гимназия №1 имени

 М. В. Ломоносова»

      Общеизвестен факт, что нет обучения без воспитания. Они сосуществуют, взаимодополняя друг друга.

    В процессе обучения, наряду с социокультурным, развивающим, учебным аспектом должен присутствовать и воспитательный аспект: стимулирование учащихся к самостоятельной работе, развитие положительных личностных качеств (ответственность, доброжелательность, чувство взаимопомощи); развитие умения работать как индивидуально, так и в коллективе, принимать совместное решение. Использование различных форм индивидуальной, групповой и парной работы способствует деятельности учащихся, стимулированию их к самостоятельности и творчеству.

   В структуру урока необходимо непременно включать ориентацию на общечеловеческие нравственные ценности. В тактичной, ненавязчивой форме, связанной с тематикой текстов и вовлечением детей в учебную беседу, урок должен способствовать формированию доброго и порядочного человека, внимательного к окружающим, умеющего видеть красоту природы и заботиться о животных, любящего свою страну и готового дружить со всем миром.

    В современном мире основное место в обучении отводится уже не столько передаче учащимся лингвистических знаний, развитию навыков и умений устной и письменной и устной речи и даже не освоению страноведческой информации, сколько формированию у обучающихся способности к участию в межкультурной коммуникации, что предполагает у них наличие терпимости к иной цивилизации.

  Но чтобы научить уважать «чужую» культуру, другое мировоззрение, нужно, прежде всего, знать, понимать, ценить, любить свою собственную страну, ее культуру, историю. Поэтому воспитание патриотизма у наших детей в условиях тотальной американизации приобретает особое значение. Здесь важно не забыть, что духовность, нравственность, патриотизм нельзя воспитать прямолинейными методами «в лоб», такие вещи воспитываются через творческие «погружения» в родную культуру, историю, язык с обязательным сравнением национального достояния с «чужим». Способствуют этому уроки, на которых ученики знакомятся с историей родного края, его выдающимися людьми.

   Историческое творчество, поэтическая деятельность, участие в различных школьных мероприятиях - все это быстрее вложит в детские души духовность и патриотизм, нежели пустые разговоры о нравственности. При планировании открытых уроков необходимо обсудить с самими учащимися выбор той или иной темы (будь то классное или внеклассное мероприятие), поскольку именно дети являются основными участниками данных мероприятий, от их заинтересованности зависит успех любого начинания.

   Воспитание принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся, т.е. основные свойства личности, развития учащихся, отдельные способности психического развития: памяти, мышления, познавательной деятельности. Очень важно реализовывать воспитывающий, образовательный и развивающий аспекты применительно к личности  каждого ученика.

   Открытое классное или внеклассное мероприятие позволяет в полной мере осуществить дифференцированный подход к воспитанию и обучающей работе. Поскольку все открытые мероприятия имеют в большей или меньшей степени элементы интегрированного урока (напр. нем. яз., литература, музыка, или нем. яз., литература, живопись, или нем. яз., литература, история, или нем.яз, история, география и т.п.), то это позволяет при распределении материала к уроку учитывать интересы, склонности и дальнейшие жизненные планы учащихся.

  Неоценимое значение в воспитании личности имеют стихи, народные песни. Их мудрость, мелодика и заразительность прививают высокий эстетический вкус, учат дружбе, доброте, коллективизму, толерантности, помогают познавать историю и культуру народа страны изучаемого языка. Поэтому при обучении серьезный акцент делается на использование в качестве дидактического материала немецких песен и стихов - фольклорных, классических и современных. Этот материал не только позволяет работать над произношением и обогащать лексический запас школьников, развивать их память, но и вводить учащихся в богатейший мир немецкой культуры, что способствует нравственному развитию ребенка, его творческим способностям.

   При работе со стихами важно предоставить учащимся свободу выбора. Каждый учащийся исходя из собственных интересов и уровня обученности сам отбирает из предложенных либо лирические, либо драматические, либо исторические (баллады), в зависимости от их  мировосприятия.

   Большое воспитательное значение имеет и поэтический перевод стихотворений и песен. На это задание выделяется время от 1 до 2 недель, в зависимости от сложности задачи и уровня подготовленности учащихся. Дети имеют возможность самостоятельно выбирать темп работы. Данный вид                   деятельности                  позволяет                      сотрудничать

учителю немецкого языка - ученику- учителю литературы.

   На завершающем этапе нами проводился конкурс «Лучший поэт- переводчик». Данный вид работы придает смелость робким и стесняющимся ученикам.

  Как показывает практика, благодатным источником иноязычного образования являются сказки. В сказках ярко выражается самобытность народа, его культура, нравы, обычаи, моральные принципы, особенности быта и уклада. Вместе с тем в сказках народов мира наряду с их культурным многообразием отражены общие человеческие ценности, которые прививаются детям с ранних лет. Сказка оказывает воздействие на эмоциональное состояние детей: снижает негативные проявления, давая пищу для восприятия, сопереживания и общения с любимыми героями, для их собственного творчества. Специально подобранная музыка помогает передать настроение героев, улучшает пластику движений актеров.

   Перед распределением ролей знакомлю детей с содержанием сказки, которое позволяет побеседовать с детьми о жизни, ее ценностях, нравственных нормах, таких понятий, как добро, зло, счастье.

   Распределяя роли необходимо учитывать пожелания учащихся, предлагая им на выбор роли различных сказочных персонажей: сильных или слабых, веселых или  грустных, положительных или отрицательных и т.д.

   Только при учете личностных качеств и интересов возможно достичь высоких результатов в воспитании и обучении школьников.

   Комбинирование всех вышеупомянутых методов дифференцированного воспитания есть замечательная возможность в рамках индивидуально- личностного подхода выстраивать особенную программу развития ребенка, согласованную с ним, и представляющую собой набор целей и деятельностей, совпадающих с запросами ребенка и соответствующих педагогическим нормам и установкам.

Литература

1. Метод проектов на уроках ин.языка. Е. С. Полат. Иностранные языки в школе. № 2, 2000, стр. 3.

2. Г. Н. Лебедева «Современный урок немецкого языка с применением информационных технологий», М.: Планета, 2011. - 240 с.

3. htt:/festival.1.september.ru/articles/510759/

4. htt:/festival.1.september.ru/articles/516478/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы, применяемые на уроках немецкого языка.

На  уроках  иностранного языка  всё  обучение, воспитание  и  развитие...

План – конспект урока с использованием ИКТ в образовательном процессе (на уроках немецкого языка). Тема: Здоровый образ жизни.

Тема урока: Здоровый образ жизни. Подтема « Стресс в нашей жизни». Целевая  аудитория: Учащиеся 11-го класса школы с углубленным изучением иностранного языка. Оснащение: компьютер; мульти...

Использование интерактивного метода «Jigsaw» ( Ажурная пила) на уроках немецкого языка. (Технологическая карта)

Данная методическая разработка будет интересна учителям немецкого языка, работающим по учебника нового поколения УМК «Горизонты» ,а также тем, кто интересуется использованием инновационными технологий...

Игра как воспитательный процесс на уроках английского языка

В статье рассматриваются вопросы реализации воспитательного потенциала урока английского языка.Также обсуждается игра как метод обучения и воспитания на уроках английского языка....

Основные методы активизации учебного процесса на уроках французского языка в средней школе

Во многих странах Европы школьники изучают 2 или 3 иностранных языка. Это считается нормой. В нашей стране вопрос об изучении второго иностранного языка активно начали обсуждать относительно недавно. ...