приемы и стратегии на уроках английского языка
статья по теме

Рябцева Татьяна Игоревна

описание приемов и стратегий для лучшего понимания иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon приемы и стратегии69 КБ

Предварительный просмотр:

«Приемы и стратегии на уроках английского языка»

Для того, чтобы заинтересовать учащихся в своем предмете, учителю мало знать его содержание. Важно преподнести содержание таким образом, чтобы было понятно каждому ученику, о чем идет речь, и что конкретно учитель хочет сказать, излагая материал или ставя определенные задачи.  Для этого педагог должен использовать в своей деятельности стратегии и приемы, позволяющие работать в группах и индивидуально, что положительно сказывается на вовлечении в учебную деятельность каждого ученика,  активизации мыслительных процессов, проявлении творчества. В конечном итоге, дети учатся как самостоятельной работе, так и работе в коллективе; появляется интерес к предмету и стремление узнать больше, выполнить задания  качественно.

Обогащение обучения английскому языку, как гуманитарной дисциплины, должно быть  специально направленно на развитие творческого мышления. Сюда входят  занятия по решению проблем с применением таких известных техник как мозговой штурм, разбивка на кластеры, концептуальное колесо, круги по воде, инсерт, идеал и др.

Прием “ мозговой штурм”

Этот прием хорошо известен учителю и не нуждается в подробном описании. Однако, поскольку он широко используется на уроках, целесообразно уточнить некоторые процедурные аспекты его проведения.

Основная цель "учебного мозгового штурма" – развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

"Учебный мозговой штурм" обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

Первый этап – это создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

 Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.

 Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

Разбивка на кластеры

Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала

 Правила очень простые. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не Толька систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».

Концептуальное колесо

Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Например:

Like

love

to be fond of

enjoy

to be keen on

get pleasure with

prefer

 

Круги по воде

Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

«Тонкие» и «толстые» вопросы

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа.  В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. На стадии рефлексии дается задание составить еще 3-4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.

Who …?

What … ?

When … ?

Where … ?

Was it … ?

What was the name …?

Are you agree that … ? etc.   Why … ?

Explain why … ?

Why do you think that … ?

Was his/her choice right or wrong to your mind?

What is the most important idea of the story?

What is the difference between … ?

If you were … would you … ? etc.

Интерактивная стратегия «Таблица Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З-Х-У)

Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Для начала спросите, что они знают. Покажите им картинку или предмет или обсудите то, что знаете вы сами.

Когда дети начнут предлагать свои идеи, выписывайте их на доску в первую колонку таблицы.

Попросите учащихся записать в рабочую таблицу любые вопросы, которые у них возникли, и ответы на которые они рассчитывают получить при чтении данной статьи. Предложите учащимся при чтении статьи помечать ответы на свои вопросы в рабочей таблице.

Когда учащиеся прочитают статью и заполнят свои рабочие таблицы, обсудите, чтобы проверить, на всё ли получен ответ. Предложите учащимся различные способы дальнейшего поиска информации.

Метод Инсерт (insert)

I – interactive: самоактивизирующая "У" – уже знал;

N – noting: системная разметка "+" – новое;

S – system: для эффективного "–" – думал иначе;

E – effective: чтение и размышление "?" – думал иначе.

R – reading

T – thinking

 

При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).

 

Пометки должны быть следующие:

v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

+ если то, что вы читаете, является для вас новым;

? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

 

 После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д.

V

-

+

 

 

Стратегия решения проблем «ИДЕАЛ»

 Развитие критического мышления подразумевает умения решать проблему, т.е. умение увидеть ее, проанализировать с разных точек зрения, выделить составляющие, рассмотреть проблему в целом, оценить различные варианты решения (как собственные, так и чужие) и выбрать оптимальный вариант.

Понятно, что решить проблему легче, если она реальна, т.е. соотносится с собственным жизненным опытом ученика. Так что же – решать на занятиях реально существующие проблемы? Почему бы и нет? Среди подходящих для обучения проблем те, что связаны с изучением различных текстов, анализом ситуаций, проведением деловых игр.

Дж. Брэмсфорд разработал стратегию решения проблем, которая может быть применима в работе с текстами и при анализе ситуаций. Эта стратегия называется «ИДЕАЛ».

I   Identify a problem   

D   Debate a problem    

E  Essential solutions     

A   Activity                    

L   Logical conclusions  

И – Идентифицируйте проблему. Проблема определяется в самом общем виде.

Д – Доберитесь до ее сути. Школьники формулируют проблему в виде вопроса. Он           должен быть предельно точным, конкретным, начинаться со слова «как» (How), и в нем должны отсутствовать отрициния (частица «не»).

Е – Есть варианты решения. Генерирование как можно большего числа вариантов    решения проблемы осуществляется посредством мозговой атаки. Любая критика здесь                                             запрещена. Важно количество: чем больше решений, тем лучше (для графической     организации идей можно использовать кластер).

А – А теперь за работу! Выбор оптимального варианта (вариантов). Теперь ученики взвесив все «за» и «против», выбирают лучший вариант(ы) решения проблемы.

Л – Логические выводы. Анализ действий, предпринятых для решения проблемы, логические выводы. На последнем этапе учащиеся анализируют проделанную ими работу.

Лист для решения проблем

 1. What is the main problem? Какую главную проблему должны решить герои?

 2. What important information have you found? Какой важной информацией снабдил нас автор?

 3. What do you know else about this problem? Что еще вы знаете, что помогло бы решить проблему? Чтоещенужнознатьгероям?

 4. Find 3 main solution of the problem? Каковы три главных способа решения проблемы?

 5. What is the most suitable solution? Why? Какой из выбранных вами способов наилучший и почему?

Фишбоун(Д. Баланка)

В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (эти записи они могут сделать и на стадии вызова, до чтения текста, в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть, факты. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме.Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений. При этом технология работы может варьироваться.

Зигзаг

Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

В данной стратегии может не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.

Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.

Стадия размышления: работа в группе "экспертов".  Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы.

Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

Этот прием применяется и на текстах меньшего объема. В этом случае текст изучается всеми учениками, принцип деления на группы - вопросы к данному тексту, их количество должно совпадать с количеством участников группы. В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу: для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления. Вернувшись в рабочие группы, эксперты последовательно представляют варианты ответов на свои вопросы.

 

Прием «Чтение с остановками».

Материалом для использования приема "Чтение с остановками" служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового. Для школьников среднего звена такими текстами могут служить неизвестные детям сказки и рассказы с сюжетной линией.

Данный прием содержит все стадии технологии:

1 стадия - вызов. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмыслении) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватить все уровни вопросов Б. Блума. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Прием «Чтение с остановками» развивает у учащихся следующие умения: анализировать текст; задавать вопросы; доказывать свою точку зрения; выделять главную мысль текста.

Этот прием эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, а так же  при работе с аудиальными и визуальными пособиями. Прием «Чтение с остановками» помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить  факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий. Все имеющиеся лексико – грамматические навыки востребованы, поскольку от учащихся требуется связное монологическое высказывание. Если таковая цель имеется, то можно направить речевую деятельность учащихся в конкретном грамматическом русле, например, на стадии прогнозирования, активизировать структуры будущего времени и сослагательного наклонения.

Творческая форма рефлексии – Синквейн

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Например:

Spaghetti

Messy, spicy

Slurping, sliding, falling

Between my plate and mouth

Delicious

(by Cindy Barden)

В заключении хочется сказать, что обучение талантливых и одаренных детей требует определённых мыслительных навыков, таких как аналитическое, проблемное, критическое, творческое, рефлексивное мышление. Эти навыки нельзя развить спонтанно. Учитель должен управлять этим процессом. Уроки иностранного языка способствуют развитию одаренных и талантливых детей благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Важную роль в этом процессе играет самосознание. Благодаря этому можно понять связь между мыслями и эмоциями. Хотя принято считать, что они независимы друг от друга, но на самом деле чувства основаны на определённом уровне мысли и мысли появляются на определённом уровне чувств.

Учитель на уроке помогает  ученикам разобраться в себе и окружающем их мире: разобраться с восприятием, предположением, предубеждениями, ценностями, разрушить старые привычки, чтобы создать новую точку зрения.

Учителя иностранных языков должны обучать учащихся не только языковым навыкам. Необходимо также развить критический подход к обучению; повышать их стремление к получению новых знаний.

 Рассмотренные приёмы работы на уроках английского языка позволяют  сделать ее более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка".

Статья методах и приемах обучения лексике на уроках английского языка....

Игровые приемы и методы на уроках английского языка

Игровые приемы и методы на уроках английского языка...

Методы и приемы обучения лексики на уроках английского языка

Методы и приемы обучения лексики на уроках английского языка...

Методическая разработка. Методы и приемы изучения алфавита на уроках английского языка.

Алфавит – основа любого языка. И пока алфавит иностранного языка не станет таким же родным, как и алфавит русского языка, трудно говорить об освоении иностранного языка....

Приемы формирующего оценивания на уроке английского языка. Урок "Weekends" Учебник "Spotlight-5"Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко

Приемы формирующего оценивания на уроке английского языка с анкетами и критериями оценивания....