"Приемы смыслового чтения на уроках английского языка как средство мотивации учащихся к изучению иностранного языка"
статья
Предварительный просмотр:
Приемы смыслового чтения на уроках английского языка как средство мотивации учащихся к изучению иностранного языка
Согласно ФГОС важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, которые помогут учащимся «научиться учиться». В концепции универсальных учебных действий выделены действия смыслового чтения.
Цель смыслового чтения на уроках английского языка - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь, а впоследствии – речь письменная.
Для формирования у учащихся навыков смыслового чтения необходимо помнить, что в методике преподавания иностранных языков наиболее распространённой классификацией видов чтения является классификация по характеру извлечения информации из текста. Выделяют четыре вида чтения: ознакомительное (направлено на целостное восприятие всего текста), просмотровое (имеет целью определение только темы текста), поисковое (поиск конкретной информации в тексте, заданной перед чтением), изучающее (полное осмысление и понимание всего текста и его разделов).
Для восприятия текстовой информации и ее переработки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей используются различные комбинации приёмов, которые в научной литературе определяют как «стратегии смыслового чтения».
Работа с любым текстом на уроках английского языка предполагает три этапа:
- предтекстовый;
- текстовый;
- послетекстовый.
Для каждого этапа работы с текстом характерны свои стратегии.
Целью предтекстовых стратегий является постановка цели и задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, актуализация предшествующих знаний, диагностика, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, повышение скорости чтения и количества прочтений, мотивирование читателя, прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности, формирование умения и привычки думать над текстом на английском языке до чтения.
К таким стратегиям относятся:
- ориентиры предвосхищения содержания (верно-не верно, согласен-не согласен, до-после);
- мозговой штурм (ассоциации по поводу заявленной темы);
- глоссарий (актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста);
- предваряющие вопросы (придумать вопросы, ответы на которые ученики будут искать в тексте);
- рассечение вопроса (смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия);
- прогноз и впечатления (попытка спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации).
Использование перечисленных стратегий способствует актуализации изученной лексики у учащихся на уроках английского языка, развитие языковой догадки.
Целью стратегий на текстовом этапе является понимание текста и создание его читательской интерпретации, выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное.
К таким стратегиям относятся:
- чтение в парах;
- чтение с пометками;
- чтение с вопросами;
- чтение с остановками;
- тайм-аут (паузы для сохранения информации);
- преобразование текста в таблицу;
- компрессия текста (план в вопросах, с ключевыми словами);
- кластер.
На данном этапе учащиеся практикуются формулировать собственное мнение и сотрудничают в поиске заданной информации в рамках развития коммуникативных универсальных учебных действий (УУД). Кроме того, работая с разными видами текстов на английском языке, у учащихся совершенствуется навык выделять существенную информацию и осознанно строить высказывания в устной форме.
Целью стратегий послетекстового этапа является применение, использование материала в самых различных ситуациях.
Распространённые стратегии этого этапа:
- отношение между вопросом и ответом;
- вопросы после текста (оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста);
- ромашка Блума (шесть лепестков-шесть типов вопросов)
- простые (Кто? Когда? Где? Как?)
- уточняющие (Правильно ли я понял..?)
- практические (Как можно применить..?Что можно сделать из..?)
- интерпретационные (Почему?)
- творческие (Что будет, если..?)
- оценочные (Как вы относитесь ?);
- взаимовопросы;
- синквейн;
- сводные таблицы;
- задание на соотнесения;
- верно, неверно, нет информации;
- проверочный лист;
- люкентекст (текст с пропусками);
- изменение перспективы (ученик пересказывает текст с позиции действующих лиц);
- восстановление деформированного текста (перепутаны фрагменты текста, или последовательность предложений).
При регулярном применении послетекстовых стратегий на уроках английского языка у учащихся формируется умение адекватно использовать средства для построения диалогического или монологического высказывания, использовать в процессе устного и письменного общения основные синтаксические конструкции и морфологические формы английского языка в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно значимом контексте.
Таким образом, развитие способностей смыслового чтения при работе с учебными текстами на английском языке помогут учащимся овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения. Современные реалии требуют, чтобы ученики успешно использовали полученные знания, умения и навыки не только в процессе учебной деятельности, но и в реальных жизненных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка
Выбором темы для данной методической разработки послужил опыт моей работы учителем английского языка в течение 15 лет. В начале изучения английского языка школьниками ни один учитель не может пожалова...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/19/picture-596752-1424344195.jpg)
Использование компьютерных технологий на уроке, как важный фактор повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
Современные педагогические технологии, такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационно - коммуникационных технологий (ИКТ), Интернет-ресурсов помогают реали...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/06/picture-750700-1454754526.jpg)
Театральная деятельность на уроках английского языка как средство мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
Статья учителя английского языка об актуальности применения методики театральных постановок, театральной деятельности при обучении иностранному языку...
![](/sites/default/files/pictures/2024/08/28/picture-1049253-1724874781.jpg)
Практические приемы смыслового чтения на уроках английского языка.
В документе Word и презентациях (для начального и старшего звеньев) представлены некоторые практические приемы смыслового чтения, которые можно активно использовать на уроках английского языка при изу...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/07/picture-1088899-1544172768.jpg)
Приемы смыслового чтения на уроках английского языка.
Это статья о приемах смыслового чтения, которые можно применять на уроках английского языка при чтении текстов....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/03/picture-375408-1388767642.jpg)
Приемы смыслового чтения на уроках английского языка
Данную презентацию можно использовать для выступления с мастер-классом перед коллегами....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/22/picture-598212-1424605661.jpg)
Использование приемов смыслового чтения на уроках английского языка
Цель смыслового чтения на уроках английского языка - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитыв...