Индивидуализация обучение как условие развития способностей одаренных учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности
статья по английскому языку
В данной статье рассматриваются проблемы в работе учителей с одоренными детьми. Предлагается несколько способов выявления одаренности и различные формы и выды работы с одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_individualizatsiya_obucheniya_kamenskaya_t.b.docx | 26.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Индивидуализация обучение как условие развития способностей одаренных учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности»
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
По мнению психологов одаренность бывает разной. Существует несколько видов одаренности: академическая, творческая, психомоторная и коммуникативная, которые в свою очередь делятся еще на подвиды. Мы, учителя, часто путаем понятие «способный ребенок» и «одаренный ребенок» (это чаще всего только развитая академическая одаренность). Таким образом, мы можем предположить, что одаренных детей намного больше, чем нам это кажется. Поэтому задача родителей, воспитателей и учителей выявить таких детей и в дальнейшем раскрыть и развить в ребенке эти способности.
Проблема одаренности детей остается актуальной, и в настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблемам выявления, обучения и развития таких детей в рамках школьного обучения. По моему мнению, выделяются три проблемы в работе с одаренными детьми, с которыми сталкивается рядовой учитель в школе:
1)выявить детей с одаренностями 2)мотивировать одаренных детей на изучение английского языка, поддержать интереса, развивая их способности
3)найти время для работы с одаренными детьми.
Т.е. проблема трех «К»: кого? когда? и как?
Выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Но зачастую одаренный ребенок может себя не проявить, если на уроке преобладают традиционные методы обучения и авторитарный способ общения учителя с детьми. Применение на уроках различных методов и технологий, таких как проблемный метод, метод проектов, коммуникативный метод, игровые методики способствуют развитию творческой активности учащихся, проявлению их индивидуальности. Это позволяет привлечь к работе на уроке каждого ученика, а значит более ярко увидеть уровень способностей и одаренности каждого ребенка.
Считаю, систему работы с одаренными детьми по английскому языку можно разделить на три части:
- Урочная деятельность - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, экскурсия, ролевая игра, интегрированные уроки;
- Внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные недели, научно-исследовательская работа, творческие домашние задания;
- Система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, самостоятельная работа учащихся.
В процессе обучения одаренных детей значимым является поиск наиболее эффективных форм занятий. Классно-урочная система может, как содействовать, так и препятствовать развитию интеллектуально-творческих способностей ребенка. Дифференциация и индивидуализация может помочь в решении этой проблемы.
Данные формы работы можно совмещать и использовать на любом уроке. Хорошо использовать разноуровневые задания. Для учащихся начальной школы это могут быть задания от Дюймовочки или Золушки. Для детей постарше- задания на каточках разного цвета.
Задания на уроке нужно стараться подбирать с учетом способностей ребенка или его вида одаренности (творческой, академической или коммуникативной). Индивидуальные домашние задания и задания на уроке помогут скоординировать работу с одаренными детьми. Например, при аудировании, чтении одаренным детям можно предложить не ответить на вопросы или выбрать верные или неверные утверждения, а задать вопросы к тексту, составить верные/неверные утверждения, разыграть диалог между героями, изобразить услышанное ,придумать конец рассказа, описать героев и т.д.
Учителям порой очень трудно найти время на уроке для индивидуальной работы с детьми. Но индивидуальную работу на уроке можно успешно совмещать с работой всего класса. Например, проверка домашнего задания учащимися (самопроверка или взаимопроверка) по заранее определенным критериям, самостоятельная или групповая работа над новым материалом по опорным схемам может проводиться параллельно с индивидуальной работой с одаренными учащимися.
Способный, одаренный ребенок-это предмет желания всех учителей. Каждый учитель старается нагрузить такого ученика, привлечь его в свою сферу. У таких детей элементарно не хватает времени на все и, как следствие, они могут потерять интерес к предмету. Иностранный язык-средство познания мира. Для поддержания мотивации считаю важным учитывать интересы ребенка, используя ресурсы других предметных областей. Если ребенок увлечен, к примеру, историей или физикой, музыкой или живописью, то нужно подобрать подходящий материал для чтения, аудирования, предложить исследовательскую или проектную работу, связанную с областью его интересов.
Одаренные дети имеют особенность быстро утрачивать интерес к ежедневным однообразным занятиям. Зачастую им не хватает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий. Если не занимать таких детей заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими заданиями, то такие учащиеся могут быстро потерять свой интерес к предмету. Считаю, что у каждого учителя должна быть копилка заданий не только повышенной сложности, но и творческих заданий, в которых ребенок наиболее ярко может проявить свои способности. Примеры творческих заданий, которые можно предложить ученикам практически на каждом уроке:
- Составить рассказ по картинкам;
- составить чайнворд, кроссворд, ребус;
- придумать начало или конец истории или историю по началу и концовке
- описать героев рассказа;
- придумать стишок по рифме (shower-towel, spring-green, excite-delight);
- рассказать историю от имени одного из персонажей;
- составить рассказ по ключевым словам;
- придумать рекламу или анонс пьесы, фильма;
- составить кластер;
- заполнить текст с пропусками;
- исправить ошибки;
- написать краткий пересказ;
- художественный перевод стихотворения, песни;
- составить викторину по заданной теме;
- драматизировать диалог, инсценировать шутку, сказку;
- работа с картой, со справочной литературой…
Практическая реальность высвечивает и то, что школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. Учителю приходится подбирать материал, самотоятельно ориентируясь в многообразии источноков. В УМК О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой,по которой занимаются учащиеся нашей школы, предлагаются альтернативные творческие задания : рассказать от лица разных персонажей, придумать конец истории и т.д. С 3го класса предлагаются темы проектных работ. Материал Рабочей тетради и Книги для чтения предоставляет дополнительный материал, который может быть использован при работе с одаренными детьми. Но такие задания носят не систематический характер. Хотелось бы ,чтобы подобного рода задания отмечались в учебниках определенным знаком.
Помимо работы на уроке очень эффективным средством развития одаренной личности является внеурочная и внеклассная деятельность. В первую очередь, это привлечение одаренных детей в участии в олимпиадном движении ВСОШ и дистанционных олимпиадах и конкурсах(Мета-school, Snail, Bulldog,Go West, олимпиады УРФО). Для подготовки к олимпиадам я считаю важным проводить разбор заданий предыдущих олимпиад, индивидуальные консультации. Проведение внеклассных мероприятий так же помогает одаренным детям проявить себя.
Проектные и исследовательские работы- еще один яркий пример мотивации одаренных детей в изучении предмета. Немалую роль на первом этапе играет сам факт выявления учеников, желающих заниматься исследовательской работой. Надо сказать, что не все одаренные дети стремятся выполнять проектную или исследовательскую работу по английскому языку. Поэтому нужно найти таких учеников, заинтересовать их и помочь на всех этапах выполнения проекта(начиная с выбора темы, постановки целей, подборки материала, определения продукта и т.д.).
Так, в рамках изучения тем мои учащиеся выполняют парные, групповые (Идеальный дом, Показ мод, Игры народов мира и т.д.) и коллективные (Подготовка Урока-праздника ко Дню Святого Валентина, Дню Благодарения, «Англия. Традиция и культура.» и т.д. ) проектные работы. С некоторыми учащимися удалось выполнить индивидуальные проектные работы, такие как « Путеводитель по Лондону», «Представители Династии Тьюдор», «Компьютерная игра «Пряничный человечек», «Английская живопись 19 века». Индивидуальные проекты и исследовательские работы больше подходят для работы с одаренными детьми, т.к. затрагивают мир их интересов, помогают им расширять знания по предмету и проявить себя в классе, школе, сохраняя психологический комфорт.
Очень важным условием развития одаренной личности является саморазвитие. Но заниматься саморазвитием может только высоко мотивированный ученик. Учитель в этом случае может выполнять роль координатора, рекомендуя учащимся литературу, интернет-сайты, фильмы, журналы. За этим должен идти анализ услышанного, прочитанного, обсуждение, советы и т.д. Дети могут выступить с этим на уроке, рассказать одноклассникам и т.д. Интересным видом работы считаю «Care to Share», где ученики раз в неделю делятся тем, что нового они прочитали, что узнали помимо школьной программы.
Говоря в целом о работе с одаренными детьми в общеобразовательной школе, хочу отметить, что эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. При этом не подавить в ребенке его индивидуальность, те черты и особенности, которые, собственно говоря, и делают его другим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка и во внеурочное деятельности.»
Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют. Автор: Чехов Антон Павлович 1. Творчество - это созидание. Оно порождает новые ...
«Метод проекта - как форма развития исследовательских способностей у обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности»
Обобщение моего опыта работы...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.
В с.воей статье рассматриваю влияние нестандартных уроков, внеклассной учебной деятельности на развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка...
Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС
Презентация по теме "Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС"...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.
Внеклассная работа по английскому языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания английского языка, но и способствует...
Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)
В данной презентации отражена работа по выявлению и развитию способностей учащихся...
Выступление на ШМО учителей иностранного языка на тему "Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности" 2022
В данном выступлении говорится о проблеме выявления одаренности детей...