Из практики использования проектной методики.
статья по теме

Смолякова Светлана Николаевна

В работе содержится полезная информация для учителей применяющих проектную методику на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_praktiki_ispolzovaniya_proektnoy_metodiki.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Из практики организации проектной деятельности

Вид  проектов, который я активно использую в своей работе - это самостоятельные, индивидуально-групповые проекты, которые  планируются, и реализуется учащимися в удобной для них форме давая возможность ученикам самим сконструировать содержание их проекта, начиная с самого первого урока.

Большинство проектов можно выполнить индивидуально, и этот вид проектов нами широко используется, но работа в группах более интересна и эффективна. Я предлагаю ребятам объединяться в группы по двое, четверо. Иногда, если вижу необходимость,  корректирую состав групп таким образом, чтобы в них входили учащиеся с разными способностями. Более слабые учащиеся могут выполнить посильную им задачу, например, подбор иллюстративного материала. Проект-процесс творческий. Он тем и хорош, что позволяет выйти за рамки урока не теряя связи с предметом. Я стараюсь не ограничивать учащихся строгими, четкими правилами, за исключением, может быть, этапов подготовки проекта. Дети сами выбирают средства и как результат конечный продукт-то, в каком виде провести презентацию своего проекта.

Уже на начальном этапе обучения языку все УМК предлагают темы, при прохождении которых уместно использовать проектный метод. В начальной школе с детьми мы готовим проекты непосредственно на уроках, с тем, чтобы  учащиеся получили представление о том, как следует готовить проект: подбирать и систематизировать информационный и иллюстративный материал. Этот вид деятельности на уроке,  конечно, имеет ряд особенностей, и прежде всего это организация и дисциплина. В таких ситуациях шум на уроке неизбежен, поскольку учащимся может потребоваться встать, попросить необходимые им предметы, проконсультироваться со мной или одноклассниками. Это естественная, рабочая обстановка на таких уроках.

Главное я тщательно готовлюсь к выполнению работы сама и должна быть уверена, что все учащиеся понимают какое задание необходимо выполнить.

Учащимся предлагается участие в краткосрочных проектах, упрощенных по оформлению. Дети с удовольствием рисуют, оформляют фотоальбом, создают коллажи. Этот прием активизирует деятельность уч-ся, так как соответствует их возрастным особенностям и интересам, развивает их творческие способности. Примерные темы проектов в начальной школе, которые я широко применяю в практике своей работы, соответствуют темам школьной программы.

Учащиеся, используя домашние заготовки, рисунки любимых животных, поделки, компьютерные рисунки, приступают к заключительному этапу подготовки проекта – составлению рассказа о любимом животном.

Используются опорные схемы учебника, помощь учителя. Слабые уч-ся чаще обращаются за помощью, учащиеся с более развитыми речевыми умениями в основном сами справляются с работой.

Рисунки и поделки докрашиваются, обрезаются, устраняются все шероховатости.

Большинство уч-ся к концу урока завершают проект, некоторым разрешается доделать его дома, в основном это те, кто владеет техникой работы на компьютере. Они перепечатывают готовый рассказ, дополняют его рисунками .

Проект оценивают как учащиеся класса, так и учитель с  комментариями в основном на русском языке, с целью проанализировать ошибки и в  следующем  проекте их избежать.

Впоследствии переходим к проектам со скрытой координацией. С учащимися 5 класса, например, готовя проект “English-speaking world” мы организовали два направления в рамках одного проекта – “Discover Britain”  и “British way of life”. Объединившись в две группы ребята собирали материал. В подготовленных альбомах создавали иллюстрации связанные с реалиями английской жизни. Каждому разделу проекта  в альбоме была отведена отдельная страница.

В 8 и 9 классах мы работаем с линейкой учебников NEW MILLENIUM ENGLISH каждый раздел, которого заканчивается проектом. Таким образом, каждые 6-8 уроков учащиеся  готовят проекты на различные темы. Делают они это с большим удовольствием!

Презентацию проектов мы проводим  на заключительном уроке темы с «защитой» проекта. Почти в каждом случае такая защита проекта проходит на английском языке. Для слабых, но желающих показать свой проект, учащихся предлагается защита на родном языке с акцентом на основных моментах проекта на английском языке.

При выполнении полномасштабного проекта работа выходит за пределы класса.

Некоторым учащимся может потребоваться помощь, репетиция, которая снимет трудности и исключит ошибки.

Иногда может показаться, что несколько проектов на одну и туже тему это скучно. Ничего подобного. Ученики подходят к вопросу подготовки проекта творчески. За несколько лет активного применения проектной методики не было ни одного идентичного проекта. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; совершенствует культуру общения, формирует творческие способности. Таким образом, процесс обучения и воспитания происходят неразрывно, что приводит  к практическому владению иностранным языком.

Метод проектов является составной частью обучения английскому языку школьников на начальном этапе, так и при дальнейшем овладении им. Одной из главных задач обучения иностранным языкам является решение такой важной проблемы, как развитие самостоятельной работы учащихся, ориентирование их на активное творческое усвоение материала, умение логично мыслить и оперативно принимать самостоятельно решения.

Например, в 9 классе в конце темы “What’s your line?” учащиеся готовили проект под названием “Crazy jobs fair”.

Проекты ребят получились содержательными и интересными. Какие-то рассказывали о существующих уже, но немного не привычных нам профессиях таких как например… «трамидатор». Другие придумали свои, несуществующие профессии. Если дети затруднялись проводить презентацию на английском, только основные моменты были на языке. Это мощнейший стимул. Не просто придумать и нарисовать картинку, но и понять, что тот предмет, который считался долгое время неприступным, стал интересным. Считаю это возможным и даже  более полезным для изучения т к мотивирует слабых учащихся дает им возможность поверить в свои силы мотивирует на дальнейшие успехи.

И конечно все проекты без исключения участвуют в конкурсе проектов, а затем и в выставке. Ежегодно, уже на протяжении 5 лет  мы проводим предметную неделю английского языка в нашей школе и в рамках проведения  этой декады мы планируем конкурс проектов.

Организуя работу над проектом, именно в старших классах важно, учитывая их возрастные и психологические особенности, соблюсти несколько условий:

Тематика проектов может быть связана со страной изучаемого языка, так и со страной проживания; уч-ся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран, подходов в решении тех или иных проблем и т.д.;

Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;

Необходимо вовлечь в работу над проектом всех учащихся класса, предложив каждому задание с учетом уровня его языковой подготовки.

Основные принципы, которыми я руководствуюсь, применяя метод проектов на уроке это, пожалуй:

Когнитивный подход к грамматической составляющей, который заключается в том, что мы совместно прорабатываем материал, делая акценты на изученных грамматических единицах. Таким образом, грамматические структуры усваиваются лучше и снимаются трудности в их использовании.

Следующий принцип это адаптация заданий. Чтобы задания соответствовали уровню обученности, уровень  их сложности необходимо максимально  адаптировать. Это реализует еще один важный принцип обучения-индивидуальный, дифференцированный подход. Например, в процессе подготовки проекта «Семейное древо» по теме «Семья» в 6 классе (учебник М. З. Биболетовой) учащимся был предложен широкий спектр заданий:-сделать подписи под фотографиями членов семьи; -нарисовать семейное древо и рассказать о своих родственниках; - написать рассказ о жизни родителей, бабушек и дедушек; рассказать о том, как в семье распределены обязанности. Таким образом, учащиеся могли выбрать задание, которое им было интересно в зависимости от уровня знаний, интересов и материала который доступен обучаемым.

Работу над данной темой я начала с введения метода проектов в практику работы именно в среднем звене/5-9 классы/. В 5-8 классах средней школы закладываются основы исследовательской деятельности. На этом этапе можно создавать ситуации, которые позволят уч-ся находить новые темы для исследований. Методические комплекты “NEW MILLENIUM ENGLISH”,   с которых началось активное внедрение мной проектной методики, предоставляют широкие возможности для использования метода проектов(Supplement 4). Они нацелены на формирование у школьников внутреннего мотива речевой деятельности. Темы проектов жизненные и подросткам очень интересные.

В продолжении мне хотелось бы еще рассказать об использовании ИКТ в процессе подготовки проекта - компьютерных  презентаций с использованием программы Power Point.

Компьютерные технологии и урок иностранного языка - актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений. Помня о том, что мои дети относятся к поколению “Digital natives”, начиная примерно с 6 класса, когда основная масса учащихся уже имеет представление о том, как создать презентацию, мы проводим показ проектов именно с помощью них. Ребятам этот вид работы очень нравится. Чем же интересны школьникам мультимедийные проекты?

Интерактивность- способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя, что позволяет ему вносить необходимые изменения в одну и ту же презентацию.

Возможность  использования комплекса эффектов для представления информации/текст, звук, графика, мультипликация, видео/ одним техническим средством.

Возможность использовать объекты из других программ.

Доступность-наличие у пользователя элементарных навыков работы с компьютером.

За время работы с использованием проектной методики накоплено немало проектов учащихся. За 5 лет работы над темой собраны лучшие проекты по разной тематике и типологии. Метод проектов можно использовать и во внеклассной работе по предмету. В последние несколько лет в своей школе мы с ребятами и учителями проводим социально - ориентированные, социально - значимые долгосрочные проекты. Эти мероприятия интересны по содержанию, требуют привлечения творческих способностей школьников и способствуют их интеллектуальному развитию. Например, мы подготовили социально - значимый продолжительный проект “The importance of being healthy”(Supplement 5), творческие проекты “Have a happy Halloween”, “Thanksgiving day in America”, социально-ориентированный проект “Celebrate Libraries, Books, Reading.”

В качестве примера использования проектной методики приведу краткое содержание социального проекта «Как важно быть здоровым».Это многоуровневый проект, поскольку в процессе его реализации принимали участие учащиеся всех без исключения классов. Мы начали с учеников начальной школы, которые написали сочинения на русском языке. Ученики старших классов переводили лучшие  отобранные сочинения на английский язык, создавали компьютерные презентации по их содержанию. Учащиеся 5-8 классов имели возможность принять участие в конкурсах “Talking T-shirts”(Supplement 6), конкурсе рисунков и плакатов по теме «Здоровый образ жизни». Результатом проекта стали выступления ребят со своими презентациями и рассказами. Одна из учениц  9 класса в процессе работы над проектом заинтересовалась темой алкогольной зависимости, подготовила выступление и презентацию. Позже, эта тема стала темой ее реферата на областной конференции “NATUROPA”.

Систематизируя материал по этой теме, я решила провести опрос среди учащихся. Все вопросы, конечно, касались проектов, нравится ли им подготавливать проект, какую форму подготовки  проекта они считают наиболее приемлемой, в каком виде должна проходить защита проекта, какой свой проект они считают наиболее удачным и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной методики на уроке немецкого языка

Цель: воспитывать и развивать самостоятельно мыслящих, умеющих добывать и обрабатывать информацию, анализировать полученные знания, делать выводы и аргументированно доказывать свою точку зрения,облада...

Урок-мастерская, 7 класс (с использованием проектной методики)

Урок закрепления лексико-грамматических навыков с использованием проектной методики по теме "Table manners" способствует развитию навыков говорения и повышению мотивации к изучению английского языка. ...

Использование проектной методики в процессе обучения английского языка.

Каждый учитель мечтает приобщить учащихся к изучению своего предмета, хочет видеть их более развитыми и любознательными. Все хорошо знают, как непросто воспитать у учащегося потребность изучать ...

Презентация педагогического опыта по теме "Использование проектной методики на уроках английского языка"

В данной работе описаны основные виды проектов и методика работы с ними на уроках....

Мастер класс "по теме «Система работы учителя по использованию проектной методики в личностно – ориентированном обучении немецкому языку»

1. Теоретический блок  «Метод проектов. Основные требования, признаки, типы, подходы использования метода проектов, схема выполнения проекта.Поэтапная разработка совместной деятельности учит...

Практика использования проектной деятельности в дополнительном образовании

Материал преставляет собой методическую разработку по теме "Практика использования проектной деятельности в дополнительном образовании"...

Практика использования проектной деятельности для достижения метапредметных результатов

В статье представлен опыт использования проектной деятельности для достижения метапредметных результатов...