Учебное содержание и зона актуального развития ребенка.
статья по теме
Подросток, несостоявшийся в учебе рискует стать изгоем среди сверстников (отсюда проблемы общения), либо начинает самоутверждаться через отклонения поведения. Государственный стандарт не позволяет менять усложняющуюся программу, остается только изменить условия ее усвоения. Нашему обществу нужны знающие, творчески мыслящие, инициативные, деятельные, высокой культуры, компетентные в своем деле люди. Поэтому главная педагогическая задача урока – создать условия, при которых ученик займет позицию соавтора учителя, его сотрудника. Образование нельзя дать, его можно только взять. Усвоение учащимися учебного материала - это совместное движение ученика с учителем, совместная работа ума, чувства и воли. Научность, систематичность, сознательность, доступность, актуальность и все остальные требования к уроку, к содержанию его учебного материала свое оптимальное выражение обретают тогда, когда ученик хочет учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnoe_soderzhanie_i_zona_aktualnogo_razvitiya_pebenka.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебное содержание и зона актуального развития ребенка
Подросток, несостоявшийся в учебе рискует стать изгоем среди сверстников (отсюда проблемы общения), либо начинает самоутверждаться через отклонения поведения. Государственный стандарт не позволяет менять усложняющуюся программу, остается только изменить условия ее усвоения. Нашему обществу нужны знающие, творчески мыслящие, инициативные, деятельные, высокой культуры, компетентные в своем деле люди. Поэтому главная педагогическая задача урока – создать условия, при которых ученик займет позицию соавтора учителя, его сотрудника. Образование нельзя дать, его можно только взять. Усвоение учащимися учебного материала - это совместное движение ученика с учителем, совместная работа ума, чувства и воли. Научность, систематичность, сознательность, доступность, актуальность и все остальные требования к уроку, к содержанию его учебного материала свое оптимальное выражение обретают тогда, когда ученик хочет учиться. Готовя урок, ты видишь, чувствуешь, думаешь обо всем классе и о личности каждого в отдельности. Все сокровища лаборатории учителя приводятся в движение, комбинируются, варьируются, ассоциируются, свариваются в труде учителя, в его раздумьях, поисках, участвуют в подготовке урока, в отборе учебного содержания. В настоящее время индивидуализация обучения стала горячей точкой в проблеме усвоения учебного материала. Усложняющая программа, компьютеризация обучения требуют того, что учитель должен учитывать индивидуальные особенности развития каждого ребенка в отдельности и использовать на уроках индивидуальный подход к каждому ученику. Речь идет об учении отдельного ученика, являющегося членом классного коллектива. Факультативные занятия, модули, школы с определенным предметным уклоном – это уже дифференциация. Но надо искать пути обучения отдельного школьника на уроке в общеобразовательной школе. Ведь даже в классе развивающегося обучения среди активно выступающих школьников найдется молчун, медленно мыслящий человек, скрытный, стеснительный, или слишком лидирующий, подавляющий других, оригинально мыслящий, за которым могут не успеть, потускнеть рядом с ним некоторые школьники. Для усвоения всеми учащимися учебного материала надо выбирать такие приемы, создать такие условия на уроке, чтобы слабоуспевающий ученик не чувствовал своей ущербности, а после усвоения учебного содержания испытал чувство радости, удовлетворения, даже, скажем, гордости. Ведь плохой ответ или неответ унижает ученика. Зная уровень учебных возможностей учащихся, их обучаемость (проведя для этого диагностику, о которых мы уже говорили много раз), я, к примеру, на некоторых своих уроках в обычных классах для успешного усвоения учебного материала даю право выбора учащимися приема изучения нового материала. Потребность свободного, иногда спонтанного выбора решений является, по-моему, внутренним качеством каждого ребенка. Именно свободный выбор характера учебной работы определяет развитие истинной потребности в учебном труде и его индивидуализации, позволяет прочно усвоить учебный материал. Например, я предлагаю на уроке, скажем, три пути усвоения грамматической или лексической темы: 1) путь самостоятельно разобрать новый материал и усвоить его по учебнику; 2) путь усвоить его без учебника на основании наглядного пособия с условными обозначениями (грамматика) или опоры Рацимора (лексическая тема); 3) наконец, выслушать объяснения учителя. Каждый ученик выбирает способ, наиболее ему импонирующий. Учащиеся, выбравшие 3-ий способ, группируются вокруг меня, и я объясняю им материал, пользуясь доской, иллюстрациями, что дает им возможность глубже, полнее, на более высоком уровне или, наоборот, популярнее объяснить материал в расчете на индивидуальные возможности каждого ученика. Работа заканчивается коллективным обобщением узнанного учебного материала и дает, по-моему, более высокие результаты. Если эту работу производить систематически, то наблюдаешь, что учащиеся не остаются постоянно в одних и тех же группах, они пробуют себя и в других: поработав в группе с учителем, некоторые пробуют свои учебные возможности и в группе, где самостоятельно изучается учебный материал. То есть, можно на основе такой работы прослеживать зоны актуального развития учащихся, изучать их учебные возможности и предвидеть уровень, который ребенок может достичь.
Итак, для успешного усвоения учебного материала и для определения зоны актуального развития ребенка нужно руководствоваться личностно ориентированным обучением, т. к. в центр школьного образования поставлено развитие и воспитание человека культуры, способного влиять на собственную образовательную траекторию, соотнеся ее с национальными и общечеловеческими достижениями.
Содержание учебного материала зависит от цели урока. А цель урока определяется общей стратегической целью - социальным заказом. Чтобы выполнить социальный заказ надо знать зону актуального развития каждого ребенка: учитывая учебные возможности учащихся и их обучаемость, нужно добиваться того, чтобы каждый ребенок мог достичь того уровня, который ему по силе.
Для выявления зоны актуального развития у детей с ЗПР идет большая психолого-педагогическая работа. Сначала я изучила психолого-педагогические карты детей, побеседовала с учителем начальных классов, с психологом. Проанализировав особенности психического развития детей, их учебные возможности, проявленные в начальной школе, выделив имеющиеся проблемы, я стала подбирать учебный материал в зависимости оттого, что надо корректировать, развивать. В упражнениях на уроках немецкого языка по развитию памяти, внимания, мышления учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Задания усложняются, чтобы не останавливаться на достигнутом.
Составив карты обучаемости и работоспособности учащихся, отслеживая эти характеристики, корректируя их, я вижу, что кто-то из детей с низкой обучаемостью и работоспособностью перейдет в среднюю, а иногда из средней в высокую. А это уже результат, который радует: не останавливаться на достигнутом.
Все зависит от учителя. «Чего нет в творце, не может быть в творенье» - гласит древняя мудрость. Душа учителя, его внутренний мир, его устремленность к творчеству - вот центр, ядро его творческой лаборатории подготовки урока, отбора учебного материала, все изыскания которой, словно стрелка компаса, направлены на личность ученика, а через ученика - к уроку, чтобы опять повернуться к ученику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход в содержании образования. Формирование и развитие универсальных учебных действий.
Анализ особенностей содержания преподаваемого предмета (физика) и возможностей учеников, уровня их развития, позволил вы...
План работы городского Центра развития ребенка раннего возраста на 2011-2012 учебный год
ТЕМА: « Современные подходы к воспитанию детей раннего и младшего возраста»Цель: Научно - методическое обеспечение обновления воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях.Задачи...
Развитие регулятивных универсальных учебных действий - важное условие успешного обучения ребенка в школе.
В разработке представлены рекомендации для родителей по развитию у младших школьников регулятивных навыков....
Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС.Урок рефлексии (фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании). Урок совершенствования речевых навыков./ Урок развития р
Уроки рефлексии (фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании). Урок совершенствования речевых навыков./ Урок развития речевого умения....
План и краткое содержание мастер-класса для детей с ОВЗ, их родителей и педагогов «Сенсорное развитие ребенка. Волшебные коробочки»
Представлен опыт проведения мастер-класса для детей с ОВЗ, их родителей и педагогов по направлению "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста"...
Содержание работы по индивидуальному плану поддержки и развития ребенка 1года обучения
Индивидуальный план поддержки и развития ребенка 1года обучения...
Содержание работы по индивидуальному плану поддержки развития ребенка 4года обучения
индивидуальный план поддержки развития ребенка 4 года обучения...