Техники и приемы формирования критического мышления для повышения интереса на уроках английского языка
опыты и эксперименты по английскому языку
Техники и приемы формирования критического мышления для повышения интереса на уроках английского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopilka_rech_slaydy_1.docx | 40.11 КБ |
Предварительный просмотр:
(СЛАЙД 1) Техники и приёмы формирования критического мышления для повышения интереса на уроках английского языка
(СЛАЙД 2) Критическое мышление – разумное рефлексивное мышление,
сфокусированное на решение того, во что верить и что делать.
Это поиск здравого смысла, это способность выдвигать
новые идеи, увидеть новые возможности.
Дж. А. Браус и Д. Вуд
(СЛАЙД 3) В связи с переходом образовательных учреждении на ФГОС второго поколения возникла острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. В отличие от традиционного урока, который является, по сути, ретрансляцией знаний и опыта учителя, современный урок должен стать «театром» действий ученика, который становится активным участником образовательного процесса и самостоятельно планирует свою учебную деятельность, а также способен к адекватной самооценке своей деятельности.
(СЛАЙД 4) Уважаемое жюри, конкурсанты и гости! Хочу представить Вам свой опыт работы по использованию технологии критического мышления учащихся на уроке английского языка и поделиться с вами приёмами, которые использую в своей работе.
Работая в школе, сталкиваешься с проблемой отсутствия интереса и низкого качества знаний учащихся. Для решения этих проблем я начала использовать в своей работе приемы критического мышления. Технология развития критического мышления «включает» учащихся в активный процесс познания и достижения истинных знаний, учит ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию.
(СЛАЙД 5)Актуальность использования технологии развития критического мышления заключается в том, что:
- английский язык наряду с другими школьными предметами, решает задачи формирования всесторонней и гармонично-развитой личности учащихся, у большинства из которых отсутствует мотивация к познавательной деятельности;
- которые имеют недостаточно развитый уровень мышления;
- которые не умеют анализировать и делать выводы,
что в свою очередь ведет к неспособности применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях
(СЛАЙД 6)Цель работы - поделиться собственным опытом по повышению качества обучения, используя приёмы критического мышления.
(СЛАЙД 7) Первое, что я сделала - провела анализ качества знаний изучения английского языка до применения технологии критического мышления, а с целью проверки результативности использования приёма - в конце полугодия. Прошу обратить внимание на диаграмму, в которой вы можете увидеть уровень качества знаний в четырёх классах (в %). (СЛАЙД 8)
Совместно с педагогом-психологом школы был проведен опрос на тему «Уровень заинтересованности в изучении английского языка» среди учеников 5-8 классов. (СЛАЙД 9)Анкетирование было анонимным, в опросе приняло участие 40 респондентов.
(СЛАЙД 10)Исходя из полученных данных, я стала внедрять приёмы критического мышления на уроке. Изначально, вводя новые приемы на уроках английского языка, я столкнулась с непониманием учащимися того, что от них требуется, с неприятием нового, ранее не применяемого на уроках иностранного языка в их классах. Со временем, совершенствуя навыки использования технологии КМ, дети адаптировались, а меня радовало то, что успеваемость и заинтересованность уроком появилась и у учащихся с низкой мотивацией.
(СЛАЙД 11) Для того чтобы учащийся мог воспользоваться способностями своего критического мышления, ему важно развить в себе ряд качеств [Д. Халперн]:
- Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения.
- Настойчивость.
- Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы.
- Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
- Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
(СЛАЙД 12)
Практическая значимость проведенной мной работы состоит в том, что она будет представлять интерес не только для учителей английского языка, но и для учителей, применяющих на уроке приёмы, способствующие развитию творческой и мыслительной деятельности учеников.
Каким же образом можно обеспечить развитие критического мышления на уроках иностранного языка?
Преподавание иностранного языка, в силу своей коммуникативной природы, всегда отличалось творческим характером и большей направленностью на создание своих собственных речевых продуктов. Все это, несомненно, требует креативности, самостоятельности и критичности мышления.
Применяя технологию развития критического мышления в своей работе, я накопила определенный «багаж» приемов. Разумеется, не все приемы могут быть использованы в повседневной работе, но, вооружившись даже несколькими из них, превратив в «изюминки» урока, учитель может повысить результативность учебного процесса.
Предлагаю рассмотреть некоторые примеры
Модули урока | Приемы и техники, которые можно использовать для достижения поставленных целей |
1.Начало урока | Нестандартный вход в урок. Ассоциативный ряд. |
2.Актуализация знаний | Корзина идей, понятий, имен. «Рассыпанный текст» |
3.Изучение нового материала | Инсерт Бортовой журнал Кластер |
4. Обсуждение и решение проблем | Стратегия «ИДЕАЛ». |
5. Контроль знаний, обратная связь
| Жокей и лошадь. |
7. Формирование умения задавать вопросы | Хочу спросить Вопрос к тексту Ромашка Блума |
8. Рефлексия | «Телеграмма» Синквейн |
(СЛАЙД 13)
(СЛАЙД 14)
1.«Нестандартный вход в урок»
При изучении темы «Здоровье превыше всего» в 7 классе, детям предлагается расшифровать название темы урока.
H-is the first letter and the end
E-is after H
A-is between E and I
L-is the 4th letter
T-is before h
(Health)
После чего детям предлагается просмотреть ряд фотографий и определить названия болезни, а также составить предложения с этими словами. Например:
• When I have а headache, I….
(СЛАЙД 15)
Корзина идей – приём организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии вызова, когда идёт актуализация знаний и опыта. Этот приём позволяет выяснить всё, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. Говоря об этом приёме, поначалу мою идею не все ученики оценили. Пришлось доказывать из урока в урок о том, что этот приём поможет провести более продуктивную работу. Этот метод стал одним из любимых у учеников и стал использоваться мною на уроках в 7,8 классах вместо «языковой разминки», и вместо вопросов: «Кто очередной? Кто отсутствующий?», мы стали давать для обдумывания ключевое слово или ключевую фразу занятия. Например, если тема урока «Внешность», ученики говорят все слова, фразы, мысли, которые появляются у них, когда они слышат это слово.
(СЛАЙД 16)
«Рассыпанный текст» Учащиеся составляют вариант сообщения по теме в группах, используя предложения как опору. Предложения даны в разброс. Затем варианты обсуждаются, и учащиеся приходят к единому образцу для сообщения
(СЛАЙД 17)
Кластер
Кластер я стала использовать в начале изучения критического мышления. Могу сказать, что кластер подходит для любого возраста и уровня знаний.
Например при изучении темы «Scotland» предлагаю учащимся посмотреть на схему (кластер) и высказать свои предположения о том, что могут означать эти места. Затем учащиеся читают текст и сравнивают свои предположения с информацией в тексте.
You know some information about Scotland. What do you know about Scotland? Look at the scheme and express your ideas.
S1. – I think that Edinburgh is the capital city
S 2- To my mind English and Scots are languages.
S3 – In my opinion Glasgow is the largest city.
Очень удобен прием и при составлении различных карт, например карта прогноза погоды (фото). Дети в течение месяца наблюдали за погодой и вносили свои наблюдения в лист. Также кластер удачно подходит и при ведении лингвистических словарей (СЛАЙД 18) (СЛАЙД 19)
(СЛАЙД 20) «Идеал»
Пример.
Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как.
Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.
Есть ли хорошие решения? Если да, то из множества предложенных решений выбираются хорошие и эффективные.
А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы.
(СЛАЙД 21) Приём “Жокей и лошадь”. Группа делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».
На уроке английского языка при изучении темы "Jobs" одной команде ("Жокеям") даются карточки с названиями профессий, другой («лошадям») - карточки с указанием мест их работы. Цель – найти место работы каждой из профессий ( doctor – hospital, postman – postoffice).
(СЛАЙД 22) Синквейн
Данный прием очень нравится детям в 5-6 классах. Используется как способ синтеза материала. Как показывает опыт, синквейн может быть полезен в качестве:
1) инструмента для синтеза сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства развития творческой выразительности.
Обозначу некоторые возможности данного приема. (СЛАЙД 23)как составляется
(СЛАЙД 24) Синквейн как прием постановки темы урока. При этом в начале урока ученики видят на доске синквейн с пропущенной первой строкой и по содержанию других четырех строк пытаются сформулировать тему синквейна, соответственно и урока.
ПРИМЕР. Тема «House», 6класс.
1) (House)
2) comfortable, modern.
3) To stay, to build, to clean.
4) I have a nice comfortable sofa
5) Home (СЛАЙД 25)фото
(СЛАЙД 26)Синквейн как обобщение работы по тексту. Наиболее эффективно оказалась парная организация работы. Каждой паре дается 3-4 минуты для составления синквейна, после чего происходит обсуждение нескольких получившихся работ с последующим их объединением в один наиболее четкий синквейн. Так дети научились синтезировать свои мысли и в итоге пересказывать тексты.
(СЛАЙД 27)фото
Благодаря синквейну повысилась заинтересованность в изучении нового лексического материала, слабые дети стали проявлять заинтересованность и активно себя проявлять.
(СЛАЙД 28)Подводя итог хочу сказать, что Технология критического мышления позволяет ученику:
- повысить эффективность восприятия информации;
- повысить интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
Технология критического мышления позволяет учителю:
- развивать умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления в процессе обучения
(СЛАЙД 29)Обратите внимание на диаграмму, где показан результат повышения качества знаний учащихся (в %), который я получила за время работы с применением технологии КМ,.
(СЛАЙД 30)Более того, при повторном опросе-исследовании уровня заинтересованности в изучении английского языка среди учеников 5-8 классов изменились и его показатели (в %).
(СЛАЙД 31)Рассмотренные приёмы развития критического мышления на уроках английского языка позволяют сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной.
(СЛАЙД 32)Применяя на уроках технологию критического мышления, несомненно, улучшилась успеваемость, а повышение мотивации стало проявляться, в том числе, и в участии в олимпиадах, Фестивале английского языка, участии в предметных неделях английского языка и в проекте для одаренных детей «Алые паруса». (СЛАЙД 33 -37 до конца)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательного интереса на уроках английского языка на основе использования ИКТ.
Интенсивное внедрение ИКТ в образование, серьезное увлечение молодежи компьютером, а также рост популярности английского языка в мировом пространстве, создали благопр...
Методические рекомендации "Повышение интереса к занятиям английского языка через игру и искусство на начальном этапе обучения"
В данной работе рассматриваются способы повышения интереса к занятиям английского языка через игру и искусство на начальном этапе обучения: дается понятие интереса и его роли в обучении языку, особенн...
Формирование познавательного интереса на уроках английского языка
Главная задача сделать обучение не только результативным, но и интересным, вовлечь учащихся в процесс обучения, сделать их главными и активными его участниками. Эффективность этих методов обусловлена ...
Технология критического мышления при внедрении ФГОС на уроках английского языка
Выступление на пед.совете с темой "Технология критического мышления при внедрении ФГОС" (с примерами и пояснениями)....
Техники, технологии, приемы и методы работы со слабомотивированными обучающимися на уроке. Английский язык.
В статье приведены примеры использования некоторых технологий и приемов работы со слабомотивированными учащимися на уроках английского языка с указанием целей и задач предметного и метапредметного хар...
мастер-класс "«Методические приемы формирования критического мышления обучающихся, в области проектной и исследовательской деятельности»
Данный мастер-класс позволяет представить мой опыт использования методических приёмов формирования критического мышления обучающихся на уроках, в области разработки и развитии идей и инициатив обучающ...