Роль игровой технологии в обучении иностранным языкам учащихся 5-6 классов.
статья по английскому языку (6 класс) на тему
Роль игровой технологии в обучении иностранным языкам учащихся 5-6 классов.
Анализ основ игровых приемов и игры.
Особенность иностранного языка как предмета заключается в том, что учебная деятельность подразумевает иноязычную речевую деятельность, т. е. общение, в процессе которого формируются как знания, так и речевые умения.
Познавательные мотивы учащихся, которые содержатся в самой учебной деятельности, придают ей личностный смысл. Реальные потребности изучающих иностранный язык связаны с желанием общаться на этом языке, выражать свое мнение, говорить и писать на нем. Все это приводит к необходимости продуманного подбора средств и приемов обучения иноязычной речевой деятельности для поддержания мотивации. В этой связи использование игровой технологии обучения приобретает особую значимость.
Многие известные психологи, занимающиеся исследованиями детской психики, такие как: Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.Л. Коломенский и другие, относят игру к действенному средству умственного развития человека. Поэтому, задача учителя состоит в том, чтобы правильно и грамотно подобрать игры, соответствующие интересам и возрастным особенностям учащихся.
В психологический концепции игра определяется как деятельность, предмет и мотив которой лежат в самом процессе ее осуществления.
По мнению Д. Б. Эльконина, «человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». [25]
По определению, которое дает нам С.А. Шмаков, игра - « это вид деятельности в условиях ситуаций, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в которой складывается и совершенствуется самоуправление поведением». [24]
Определение данное А. А. Деркачом считается наиболее приемлемым: «учебной игрой называется игра, используемая в учебном процессе в качестве задания, содержащая учебную проблему (проблемную ситуацию), решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели». [8]
В общественной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра понимается, как общенаучная, серьезная категория. В России дидактическое значение игры доказывал еще К. Д. Ушинский.
Игра – это мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у обучающихся готовность, желание играть, общаться и изучать иностранный язык.
Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на обучаемых, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации. Учебная игра-упражнение помогает активизировать, закрепить, проконтролировать, скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников. Игра-задание, содержащая учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность обучаемых, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений или гипотез. Она является своеобразным индикатором успехом учащихся в овладении учебной дисциплине. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом. Все это определяет функции учебной игры как средства психологического, социально-психологического и педагогического воздействия на личность.
Социально-психологическое воздействие игры обнаруживает себя в преодолении боязни говорения (общения) на иностранном (или родном) языке и в формировании культуры общения, в частности культуры ведения диалога. Игра порождает интерес к стране изучаемого языка, к чтению зарубежной прессы. Она формирует способность принимать самостоятельные решения, оценивать свои действия и действия других участников игры.
Согласно теории Э. Берна [1], игра по своей природе очень близка в реальным жизненным ситуациям, а иногда и неотделима от них. Благодаря вымышленной проблеме и реальным усилиям по ее разрешению игра позволяет моделировать социокультурный контекст, проигрывать различные варианты поведения, корректировать и затем снова проигрывать. То, что в жизни трудно или совсем невозможно исправить (межкультурный конфликт или межкультурный шок), в игре можно проигрывать снова и снова, вырабатывая стратегии, необходимые для избегания данного конфликта.
Эффект игры основан на таком механизме памяти, как непроизвольное запоминание. В игре учащиеся запоминают неосознанно то, что не стремились запомнить. Игра является деятельностью, которая создает эмоционально-стимулирующую заинтересованность и способствует непроизвольному запоминанию.
По мнению С. Т. Занько [9], обучающие игры представляют собой синтез релаксопедических подходов (синтез барьеров, психологическое раскрепощение) и цепи имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями. Широко практикуются обучающие имитационные игры, но используются также игры поискового характера, результатом которых должны быть реальные проекты преобразований, исследования и выводы по спорным подходам.
Непосредственная эмоциональная включенность в ситуацию, состязательность и коллективизм в поиске лучших решений, возможность широкого варьирования ситуаций, овладение новыми методами непосредственно в деле, в процессе делового общения, тренировка интуиции и фантазии, развитие импровизационных возможностей и умение быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства сделали метод обучающих игр очень популярным. Но в силу ограниченности времени чаще используются отдельные игровые ситуации или фрагменты.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. [20]
5.2 Функции игры как педагогического феномена:
1) развлекательная: основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес;
2) коммуникативная: игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения;
3) самореализация: игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не ее результат, процесс конкуренции или достижение какой-либо цели. Процесс игры — это пространство самореализации.
4) игротерапевтическая: игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими, в учении.
5) диагностическая: игра обладает некоторым элементом предсказуемости (ее можно спрогнозировать), чем любая другая деятельность человека. Игра — это особое «поле самовыражения».
6) коррекционная: при соблюдении учащимися правил сюжета игры, знаний своей роли и ролей партнера, психологическая коррекция в игре происходит естественно. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклонением в поведении, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками.
7) социализация: эта функция заключается в синтезе усвоения богатства культуры, потенции воспитания и формирования личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектив.
Превосходство игры над другими средствами обучения обнаруживаются в том, что она способна обеспечить не только индивидуальную, но и парную, групповую и коллективную форму работы на занятии, что позволяет каждому обучаемому максимально эффективно использовать учебное время.
С. Т. Занько [9], выделяет ряд требований различного характера к применению игр на уроках:
1) Психологические требования. Учебная игра должна обладать релевантностью и иметь личностный смысл и значимость для каждого из участников. Так же как и любая деятельность, игровая деятельность на занятии должна быть мотивирована, а учащиеся должны испытывать потребность в ней.
2) Педагогические требования. Применяя игру как методический прием обучения, преподаватель должен быть уверен в целесообразности ее использования, должен определить цели игры в соответствии с задачами учебного процесса. Учебные игры должны составлять систему, предполагающую определенную последовательность и постепенное усложнение. При этом необходимо учитывать особенности группы учащихся. Педагогические требования подразумевают вплетение оптимальных условий ведения игры ы учебном процессе.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igrovoi_tehnologii_v_obuchenii_inostrannym_yazykam_uchashchihsya_5.docx | 139.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль игровой технологии в обучении иностранным языкам учащихся 5-6 классов.
Анализ основ игровых приемов и игры.
Особенность иностранного языка как предмета заключается в том, что учебная деятельность подразумевает иноязычную речевую деятельность, т. е. общение, в процессе которого формируются как знания, так и речевые умения.
Познавательные мотивы учащихся, которые содержатся в самой учебной деятельности, придают ей личностный смысл. Реальные потребности изучающих иностранный язык связаны с желанием общаться на этом языке, выражать свое мнение, говорить и писать на нем. Все это приводит к необходимости продуманного подбора средств и приемов обучения иноязычной речевой деятельности для поддержания мотивации. В этой связи использование игровой технологии обучения приобретает особую значимость.
Многие известные психологи, занимающиеся исследованиями детской психики, такие как: Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.Л. Коломенский и другие, относят игру к действенному средству умственного развития человека. Поэтому, задача учителя состоит в том, чтобы правильно и грамотно подобрать игры, соответствующие интересам и возрастным особенностям учащихся.
В психологический концепции игра определяется как деятельность, предмет и мотив которой лежат в самом процессе ее осуществления.
По мнению Д. Б. Эльконина, «человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». [25]
По определению, которое дает нам С.А. Шмаков, игра - « это вид деятельности в условиях ситуаций, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в которой складывается и совершенствуется самоуправление поведением». [24]
Определение данное А. А. Деркачом считается наиболее приемлемым: «учебной игрой называется игра, используемая в учебном процессе в качестве задания, содержащая учебную проблему (проблемную ситуацию), решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели». [8]
В общественной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра понимается, как общенаучная, серьезная категория. В России дидактическое значение игры доказывал еще К. Д. Ушинский.
Игра – это мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у обучающихся готовность, желание играть, общаться и изучать иностранный язык.
Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на обучаемых, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации. Учебная игра-упражнение помогает активизировать, закрепить, проконтролировать, скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников. Игра-задание, содержащая учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность обучаемых, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений или гипотез. Она является своеобразным индикатором успехом учащихся в овладении учебной дисциплине. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом. Все это определяет функции учебной игры как средства психологического, социально-психологического и педагогического воздействия на личность.
Социально-психологическое воздействие игры обнаруживает себя в преодолении боязни говорения (общения) на иностранном (или родном) языке и в формировании культуры общения, в частности культуры ведения диалога. Игра порождает интерес к стране изучаемого языка, к чтению зарубежной прессы. Она формирует способность принимать самостоятельные решения, оценивать свои действия и действия других участников игры.
Согласно теории Э. Берна [1], игра по своей природе очень близка в реальным жизненным ситуациям, а иногда и неотделима от них. Благодаря вымышленной проблеме и реальным усилиям по ее разрешению игра позволяет моделировать социокультурный контекст, проигрывать различные варианты поведения, корректировать и затем снова проигрывать. То, что в жизни трудно или совсем невозможно исправить (межкультурный конфликт или межкультурный шок), в игре можно проигрывать снова и снова, вырабатывая стратегии, необходимые для избегания данного конфликта.
Эффект игры основан на таком механизме памяти, как непроизвольное запоминание. В игре учащиеся запоминают неосознанно то, что не стремились запомнить. Игра является деятельностью, которая создает эмоционально-стимулирующую заинтересованность и способствует непроизвольному запоминанию.
По мнению С. Т. Занько [9], обучающие игры представляют собой синтез релаксопедических подходов (синтез барьеров, психологическое раскрепощение) и цепи имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями. Широко практикуются обучающие имитационные игры, но используются также игры поискового характера, результатом которых должны быть реальные проекты преобразований, исследования и выводы по спорным подходам.
Непосредственная эмоциональная включенность в ситуацию, состязательность и коллективизм в поиске лучших решений, возможность широкого варьирования ситуаций, овладение новыми методами непосредственно в деле, в процессе делового общения, тренировка интуиции и фантазии, развитие импровизационных возможностей и умение быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства сделали метод обучающих игр очень популярным. Но в силу ограниченности времени чаще используются отдельные игровые ситуации или фрагменты.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. [20]
5.2 Функции игры как педагогического феномена:
1) развлекательная: основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес;
2) коммуникативная: игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения;
3) самореализация: игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не ее результат, процесс конкуренции или достижение какой-либо цели. Процесс игры — это пространство самореализации.
4) игротерапевтическая: игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими, в учении.
5) диагностическая: игра обладает некоторым элементом предсказуемости (ее можно спрогнозировать), чем любая другая деятельность человека. Игра — это особое «поле самовыражения».
6) коррекционная: при соблюдении учащимися правил сюжета игры, знаний своей роли и ролей партнера, психологическая коррекция в игре происходит естественно. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклонением в поведении, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками.
7) социализация: эта функция заключается в синтезе усвоения богатства культуры, потенции воспитания и формирования личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектив.
Превосходство игры над другими средствами обучения обнаруживаются в том, что она способна обеспечить не только индивидуальную, но и парную, групповую и коллективную форму работы на занятии, что позволяет каждому обучаемому максимально эффективно использовать учебное время.
С. Т. Занько [9], выделяет ряд требований различного характера к применению игр на уроках:
1) Психологические требования. Учебная игра должна обладать релевантностью и иметь личностный смысл и значимость для каждого из участников. Так же как и любая деятельность, игровая деятельность на занятии должна быть мотивирована, а учащиеся должны испытывать потребность в ней.
2) Педагогические требования. Применяя игру как методический прием обучения, преподаватель должен быть уверен в целесообразности ее использования, должен определить цели игры в соответствии с задачами учебного процесса. Учебные игры должны составлять систему, предполагающую определенную последовательность и постепенное усложнение. При этом необходимо учитывать особенности группы учащихся. Педагогические требования подразумевают вплетение оптимальных условий ведения игры ы учебном процессе.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии в обучении иностранному языку, как средство формирования коммуникативной компетенции
В докладе рассмотрены игровые технологии в обучении иностранному языку, представлена более подробно технология ролевой игры....
Игровая технология при обучении иностранному языку в начальной школе
Игра- лучший способ запоминания нового материала учащимися начальной школы, а игровая технология-одна из самых эффективных. В данной статье рассмотрено, каким образом можно построить урок с применение...
Аннотация статьи: "ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ" по материалам V Международной НПК «ИНФОРМАЦИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ: ГРАНИЦЫ КОММУНИКАЦИЙ» INFO\'13
Ключевые слова: Игра, мотивация, коммуникация, общение, диалог, монолог.Key words: Playing, motivation, communication, dialogue, monologue....
Статья "Игровые технологии в обучении иностранному языку младших школьников"
Использование разного рода игр на уроках иностранного языка...
Игровые технологии в обучении иностранному языку
Игровая деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения учебного материала. Привлечение игры как приема обуче...
Игровые технологии в обучении иностранному языку
Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр....
Методика использования игровых технологий в обучении иностранному языку на начальном этапе обучения в школе
При определении целей занятий учитель обязательно должен учитывать личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности. Для большей результативности обучения необходим индивидуальный подход...