Социализация и самореализация школьника в условиях новой образовательной среды
статья по теме

Гоголева Наталья Владиславовна

научная статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_mioo.docx50.47 КБ

Предварительный просмотр:

Московский институт Открытого Образования

кафедра иностранных языков

Курсовая работа

тема: Социализация и самореализация личности школьника в условиях новой образовательной среды.

 Слушателя группы ИЯ 2

ГОГОЛЕВОЙ

НАТАЛЬИ

ВЛАДИСЛАВОВНЫ

ГБОУ СОШ №1000

ЗАО

Москва 2012-2013 уч. год

Оглавление.

  1. Введение……………………………………….. 3 стр.
  2. Теоретическая часть……………………… 4 – 10 стр.

- Понятия социализации и самореализации.

- Новая школа – новая образовательная среда и ее актуальные задачи.

- Мониторинг социальных педагогических условий.          

  1. Роль иностранных языков в становлении личности учащегося…………. 11-13 стр.
  2. Заключение ……………………………………………. 14 стр.
  3. Литература………………………………………………. 15 стр.
  4. Приложение ……………………………………………. 16 – 24 стр.

«Воспитание достигло своей цели,

когда человек обладает силой и волей

 самого себя образовывать

 и знает способ и средства,

как это осуществить»

(Адольф Дистерверг

немецкий педагог-демократ)

        ХХI век объявлен ЮНЕСКО «веком образования». Знания, культура, воспитанность и интеллигентность должны стать приоритетными в жизни человечества. Система образования, являясь стратегически важной сферой человеческой деятельности, одним из социальных институтов, значимость которых будет неуклонно возрастать по мере продвижения общества по пути прогресса, ориентирована как социальное явление на формирование личности, на выполнение важнейших функций профессионализации, социализации и воспитания человека.

Согласно самому общему определению, социализация – это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического, интеллектуального и личностного развития.  Или другими словами, преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально - нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения.

Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка – с другой стороны.

Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным миром – это не просто усвоить сумму знаний, сведений, умений, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.

Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания. Овладение социальным опытом происходит тремя взаимосвязанными  путями:

- идет пассивно, так как ребенок не пассивно вбирает воздействие окружающей среды, а включаясь в совместные акты поведения;

- социальный опыт реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение и обучение;

- складывается спонтанно, он быстро приспосабливается к условиям жизни, к людям.

Общество заинтересовано в том, чтобы человек успешно овладел ролью мужчины или женщины, создал прочную семью, мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни, был законопослушным гражданином.

Социализация, как процесс становления личности несет в себе широкие социальные влияния средств массовой информации, традиций региона, школы, семьи, а также спонтанные проявления – изменения оценок, взглядов, суждений.

Процесс социализации имеет личностный характер, он постепенно выходит к самоконтролю поведения, к собственной инициативе и ответственности взрослеющего ребенка.

Самореализация  предполагает реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности или взаимоотношений. При этом необходимо, чтобы успешность реализации признавалась и одобрялась уважаемыми людьми.

Самореализация может иметь разнообразные формы. Быть ценной, социально полезной, социально приемлемой , а также асоциальной или антисоциальной.

Самоутверждение – достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом или процессом самореализации.

Школа должна видеть свою цель не только в формировании системы знаний, умений и навыков,  но в становлении готовности личности к самоопределению в нравственной, интеллектуальной, коммуникабельной, гражданско - правовой, трудовой сферах деятельности. Школа должна стараться создать свою социокультурную среду, обогащать образ жизни детей.

По мнению Д. Равена «очевидно, что среда, в рамках которой человек живет и работает, влияет на него прямо, опосредованно и косвенно.

Прямо – через ограничения, которые она налагает на его деятельность;

опосредованно – через понятия, представления и виды компетентности, которые он имеет возможность применять и развивать;

косвенно – посредством влияния на его мотивацию, т.е. на его мнение о том, как можно себя вести и как другие люди отреагируют на различные виды его поведения».

ИКОС (информационно - коммуникационно - образовательная среда)  - это совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов  учебно - информационного взаимодействия между обучаемым и преподавателем и средствами ИКТ, формированию познавательной активности обучаемого, при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием; а также обеспечивающих осуществление деятельности с информационным ресурсом некоторой предметной области с помощью интерактивных средств ИКТ, взаимодействующих с пользователем как с субъектом информационного общения и  личностью, интерактивное информационное взаимодействие между пользователем и объектами предметной среды, отображающей закономерности и особенности соответствующей предметной области (определение толкового словаря).

Центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельность в учебной деятельности самих обучаемых. Это разные формы проектного, сетевого и проблемно- ориентированного обучения.

Считается, что в основе успешности деятельности человека лежит его проектная способность.

Образовательная среда  на базе средств ИКТ способна реализовать проектную модель.

Информационное общество – неограниченный доступ к информации, это возможность передачи и получения информации и знаний дистанционным путем. Это приведет к развитию технологий интерактивного дистанционного обучения, что позволит повысить качество образования и обеспечить равные возможности всем гражданам России для получения образования всех уровней и ступеней.

Идет смещение акцента с односторонней активности преподавателя на самостоятельное обучение, ответственность и активность самих обучаемых.

В ИКОС во многом изменяются роли субъектов образовательного процесса. Во главе угла стоит сам обучающийся – его мотивы, познавательные потребности, психологические особенности.

Модель  «обучаемый – преподаватель» обогащается. Преподаватель с помощью средств информационных технологий создает проблемные ситуации, способствующие реализации активного и интерактивного диалогов. Деятельность преподавателя в этих условиях приобретает характер «тьюторства», наставничества, координатора, партнера. Он направляет учебный процесс в целях развития личности обучающегося.

Приоритетным направлением в ИКОС становится личностно- ориентированное обучение, способное объединить разные педагогические технологии – обучение в сотрудничестве. Преимущественными считаются те, которые ориентированы на самостоятельную деятельность обучаемого, где будет представлен «продукт»  деятельности, и он может быть оценен учителем и товарищами, востребован в учебной и практической деятельности.

Образовательное пространство – важная социокультурная характеристика общества. Эволюция образовательного пространства отражает специфические особенности, основные этапы и закономерности развития общества. Развитие общества тесно связано с человеческой деятельностью.

Формирование феномена, получившего название «культуры» полностью обязано процессу образования, процессу эволюции образовательных пространств и сред, влияющих на характер педагогического взаимодействия. Существенными вехами на пути изменения акта педагогического взаимодействия является возникновение письменности, печатания и использование книг и, наконец, электронная фиксация и электронное распространения знаний. В последнем случае особая роль принадлежит компьютеру, как устройству по обработке информации, как персональному средству связи с окружающим миром. Продолжающееся ускорение темпов развития науки и техники приводит к качественным  трансформациям в сфере образования.

Компьютер был создан, чтобы помочь человеку в выполнении сложной однообразной работы, автоматизировать и облегчить деятельность человека. Функциональные возможности компьютера внедрились во все  сферы жизнедеятельности человека.

Старшеклассникам компьютер помогает проявить себя в какой-то предметной области, в творчестве.  Внедрение компьютера в педагогическую практику способствует не только успешному усвоению учебного материала, но и повышению познавательной активности школьников, стимулированию интереса к предмету.  Составление серьезных  научно- исследовательских и практико-ориентированных проектов доказывает создание в «человеке играющем» «человека понимающего».

«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. ОН – олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания» (А. Дистерверг)

     Изменения, происходящие в России, процессы формирования гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание прав человека и его свобод высшей ценностью – определяют новые задачи для отечественной системы образования.

       Школа, как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым моментом обеспечения нового качества образования, от чего зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом.

    Реализация ФГОСов, ожидаемый переход школьного образования к стандартам второго поколения означает отказ от традиционной модели формирования системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ и переход к компетентностным основаниям этой системы.

В настоящее время российское образование должно работать на опережение, готовить человека к жизни в постоянно меняющихся условиях, способствовать развитию человеческого потенциала, решению наиболее значимых и острых социальных проблем. В связи с этим нужно говорить о принципиальном изменении роли и места образовательных систем в современном мире.

Новые подходы к формированию современной модели образования нашли отражение в нормативно-правовых документах: законе «Об образовании»,  Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.,  Приоритетном национальном проекте «Образование».

Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Что же такое Новая школа:

- это школа где будет создана творческая среда для выявления особо одаренных ребят, где будет обеспечиваться успешная социализация каждой личности.

- это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, с новым мышлением, мобильными, непрерывно работающими над повышением своего мастерства.  Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

- это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.

Это означает, что облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Отсюда вытекают требования, предъявляемые к современной школе.

- от знаниевой парадигмы обучения к парадигме развития, самоопределения и самореализации личности.

- от отрицательных мотивов избегания неприятностей  к комплексной положительной мотивации успеха.

- от знаний, умений и навыков к формированию личностных и предметных компетенций.

- от традиционных методик преподавания к современным образовательным технологиям.

- от организации школьного пространства к созданию комфортной мотивационной образовательной среды, обеспечивающей активность и успех каждого ребенка.

- от традиционных отношений «преподаватель-ученик», «преподаватель -родитель» к отношениям сотрудничества, партнерства всех субъектов образования.

- от качества образования к качеству жизни в стенах и за пределами школы.

Какой же быть школе, учитывая специфику учебного заведения, в современных условиях? Как соотнести традиционное и новое?

Перед школой в настоящее время стоят следующие актуальные задачи.

1.Создание благоприятных условий, гарантирующих реализацию образовательных программ в полном объеме;

2.Формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов,

3.Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;

4.Формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;

5.Разностороннее развитие учащихся, их познавательных интересов, творческих способностей, умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.

Чтобы осуществить цели и задачи, поставленные пред новой школой, нужно создать социально-педагогические условия.

Современные требования к условиям предоставления образования.

Первое условие (педагогическое) – создать творческую среду учреждения, которая рассматривается  как пространство деятельности, создаваемое в учреждении, основной ценностью которого является творчество, влияющее на характер взаимодействия педагога и ученика, а также систему социальных, культурных, материальных условий, необходимых для самореализации личности.

Компонентами творческой среды в учреждении выступает образовательный процесс, характеризующийся вариативностью, ситуацией выбора и успеха, ориентированный на создание индивидуальной образовательной траектории.

Второе условие (социальное) – разработать комплекс образовательных программ в отдельных направлениях, обеспечивающих вариативность образовательного процесса, создающего ситуацию выбора в процессе самореализации одаренного ученика, что повышает эффективность социально-педагогической поддержки.

Третье условие (педагогическое) – разработать методическое сопровождение социально-педагогической поддержки самореализации одаренных детей в дополнительном образовании, которое рассматривается как постоянная помощь методической службы педагогам, направленная на совершенствование социально-педагогической поддержки посредством повышения их профессиональной компетентности.

Четвертое  условие (педагогическое) – сформировать положительное отношение педагога к ученику. На это обстоятельство обращается внимание практически во всех концепциях гуманистического  образования и воспитания. Для педагога положительное отношение взрослого к ребенку – это атмосфера, которая демонстрирует: «я забочусь о тебе», а не «я буду заботиться о тебе, если ты будешь вести себя так-то и так-то». Положительное отношение педагога к каждому своему воспитаннику возможно лишь при наличии веры в ребенка, в его силы и способности.

Если упустить из вида этот момент, то это влечет за собой отрицательные социальные последствия:

Выпускники школ показывают низкие результаты при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения, несоответствие итоговых оценок по предметам результатам ЕГЭ.

Снижается результативность участия школьников в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах.

Наблюдается рост правонарушений среди подростков.

Недостаточный уровень востребованности выпускников.

Выходит социально неадаптированная личность.  Часть выпускников не может творчески решать научные, производственные и общественные задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение других людей, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования.

Качество образования в полной мере не удовлетворяет запросы родителей

Для выявления и создания условий, необходимых для организации планомерного процесса в учебном заведении, среди обучающихся можно провести мониторинг социально-педагогических условий по следующим вопросам:

1)      В школе созданы условия для качественного обучения?

2)      Учителя относятся с уважением к личности ученика?

3)      Школьники чувствуют поддержку учителя, заинтересованность в их успехах?

4)      Создана атмосфера комфорта в классных коллективах и школе в целом?

5)      Школа заинтересована в совместном сотрудничестве с родителями?

6)      Школьники не задумываются над возможностью обучаться в другой школе?

7)      Учителя заинтересованы в результатах своего труда?

8)      Учителя уважительно относятся друг к другу?

9)      Наиболее типичные состояния на уроках (безразличие, заинтересованность, усталость, сосредоточенность, волнение)?

10)  Помогает ли учебное заведение заботиться о вашем здоровье?

Результатом  нашей работы должен стать достойный уровень качества образования наших выпускников.

Желаемый образ – модель выпускника, выполняющего следующие социальные роли:

·   семьянина, который чтит мать и отца, бабушек и дедушек, заботится о них и о других членах семьи;

·   ученика, умеющего учиться, хорошо и много читающего, понимающего, что учиться придется всю жизнь и поэтому необходимо овладевать приемами самообразования;

·   труженика – осознающего в труде свой долг, источник благополучия семьи и процветания России;

·   гражданина – патриота, интернационалиста, борца за процветающую демократическую Россию;

·   ценителя и творца прекрасного;

·   приверженца здорового образа жизни.

Таким образом, модель выпускника рассматривается как стандарт, соединивший представления государства, педагогов, учащихся и родителей о наиболее значимых качествах личности.

Роль иностранного языка в становлении личности учащегося.

         «Дать каждому ученику

правильное воспитание

и тогда каждый займёт

своё правильное место

в жизни»  

М. Лайтман.

.

                Изучение иностранного языка представляет нам огромное количество средств, с помощью которых мы сумеем создать не только образованного человека, но и воспитать личность, обладающую высокой системой общечеловеческих ценностей, новым мышлением и реалистичным взглядом на современный мир.

        Социальная сущность иностранного языка заключается в передаче ученикам творческого опыта эмоционально-ценностного отношения человека к миру.

 Использование иностранного языка в качестве средства передачи и приёма иностранной информации от окружающей действительности из самых различных предметных областей создаёт благоприятные  предпосылки для расширения общеобразовательного кругозора учеников, для формирования творческого интеллигентного человека, практически владеющего иностранным языком.

Результатом этого является личность, способная принимать активное участие в социально-экономическом и культурном развитии общества. По словам  профессора Михаила  Лайтмана, мы должны дать каждому ученику правильное воспитание и тогда каждый займёт своё правильное место в жизни.

Поэтому основной целью обучения иностранному языку является развитие личности учащихся, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в  овладеваемой ими, иноязычной речевой деятельности.

Эта цель раскрывается в единстве 4-х взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного и практического.

Рассмотрим воспитательный компонент, цель которого заключается в следующем:

-формирование у учеников уважения и интереса к культуре и народу страны изучаемого языка; ( каждый год 26 сентября в нашей школе проводится внеклассное мероприятие, посвященное празднику  « День  Европейских языков», где ученики демонстрируют свои проекты о разных странах);

        -воспитание культуры общения (почти в каждом уроке учебника есть задание по составлению диалогов по темам речи – там и необходимо помнить о воспитании культуры речи);

- поддержание интереса к учению и формированию познавательной активности; (этот момент должен быть учтён при продумывании  целей урока);

        -воспитание потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности (так же указывается в целях урока);

Воспитательные возможности заключены в трёх сторонах урока:

- в содержании используемых материалов

- в методической системе обучения

- в личности учителя и его поведении.

Методическим содержанием урока должна быть коммуникативность, то есть речевая направленность. Уроку надо  придать форму общения. Организационный момент урока не должен быть одинаковым, а должен иметь тематический характер, соответствующий теме урока. Весь урок должен строиться на коммуникативной направленности: диалоги, мнение товарищей по высказываниям и т.д.

Коммуникативное обучение развивает и воспитывает трудолюбие, настойчивость, инициативность; развивает волю, мышление, внимание, память и т.д.

Большую помощь для этого оказывают уроки с использованием проектов по краеведческому материалу школьных музеев «Боевой славы» и « Истории Солнцева» по таким темам как:

« Что мы называем нашей Родиной?», « Как мы заботимся о нашей планете?», « Лицо города – визитная карточка страны»,  «Экология и экологические проблемы нашей местности»,  «Животный мир нашего региона», « Моя родословная» и др.

Работа над этими проектами способствует патриотическому воспитанию, расширяет кругозор и развивает познавательный интерес учащихся.

Необходимо использовать краеведческие  материалы  музеев школы такие как: « Предприятия нашего региона – ЗВС, автобаза, НПО  «Взлёт» , « Художники живут рядом», « Наши писатели и поэты» и др.

В эпоху непрерывного самообразования особенно важным становится  культура чтения и информационная грамотность – умение находить и критически оценивать информацию. Психологи и методисты выделяют основными типами восприятия школьниками прочитанного : преобладание наглядных и образных элементов и  преобладание словесных и логических восприятий. Здесь важную роль играет составление учащимися проектов и работа с интернетом.

Ученики « рассудочного» типа  легко составляют планы прочитанного, активно участвуют в работах итогового характера, но хуже работают с текстами, не чутки к художественному слову.

Ученики « эмоционального» типа  с интересом работают с текстами, улавливают выразительные средства авторов, но труднее им удаётся составлять планы прочитанного и  работа над выводами.

Учитель должен знать особенности своих учеников и правильно распределять индивидуальные задания для развития познавательных задатков и  интересов учащихся. Но обязательно надо сохранять в ученическом восприятии элемент наслаждения, который опосредован начитанностью ученика, объёмом знаний, его эмоциональностью, а также потребностью воспринимать произведения искусства. Всё это развивает в ученике не только эстетическое чувство, но и мышление. На уроках появляется сотрудничество в совместной учебно-познавательной деятельности, творческая среда обучения.

Так, планируя выбор книг для дополнительного чтения, надо  основываться на интересах детей. В 5 – 6 классах мы читаем и работаем с текстами сказок М.Твена, Коллоди, Уайлда,  в 7 – 8 классах продолжаем чтение Уайлда,  начинаем Шекспира и др. Дети с удовольствием читают по ролям, инсценируют отдельные главы, пересказывают содержание книг.

Только на уроках иностранного языка затрагиваются, практически, все стороны жизни человека (в некотором варианте можно говорить ещё только об истории, обществоведении и литературе).

Особенность уроков иностранного языка в том, что только на них мы обучаем общению, которое по своей сути личностно. Ученик не просто рассказывает о чём-то, он высказывает своё мнение, своё отношение к предмету общения. Именно через этот канал и проникает в сознание ребёнка воспитательное воздействие. Уже в начальной школе дети говорят и беседуют по темам: « Я», « Моя семья». « Мои друзья». « Моя школа», «Профессии», в дальнейшем темы усложняются.

В программу иностранного языка  для развития устной речи учащихся  включены темы, которые демонстрируют речевое  поведение в естественной среде, в разных ситуациях общения:  «Как пройти…», « Поговорим о…», « В музее» и др.

Прежде всего,  это происходит с помощью оригинальных текстов, аудиозаписи, видеофильмов, которые содержат лингвострановедческую информацию. Чтение текстов на иностранном языке предоставляет огромные воспитательные возможности.

Прекрасный автор учебников немецкого языка И.Л. Бим говорит, что иностранный язык, как учебный предмет, располагает большими возможностями для воспитания патриотизма, интернационализма и формирования нравственных качеств личности ученика.  

Иностранный язык формирует совместно с родным языком нравственные качества и высокую культуру личности ученика. А ознакомление со страной изучаемого языка создаёт плодотворную почву для высокого интеллекта и социокультурного уровня развития учащихся.

                               

Образ выпускника – человек, преданный России, деятельный патриот, оберегающий и охраняющий свою Родину, ее историю и культуру, соединивший в своем сознании идею личного блага с благом государственным. Духовно богатая, творческая, свободная личность, обладающая лучшими чертами русского характера, стремящаяся к физическому и нравственному совершенству. Человек образованный, обладающий культурой ума, готовый к самообразованию, самоопределению и самореализации во взрослой жизни.

Литература.

  1. Адольф Дистерверг «Руководство к образованию немецких учителей»
  2. Аксенова Н.И. «Создание благоприятных условий для развития личности ребенка»
  3.  Алмаева В.В. «ITпространство как новая образовательная среда» г.Томск
  4. Джон Равен «Компетентность в современном обществе»
  5. Зенкина С.В. «Компьютерные обучающие системы»
  6.  Ильин В.С., Поташник М.М., Шамова Т.Н. (педагогическая система) Открытый педагогический форум «Новая школа».
  7. Сурхаев М.А. «Новая образовательная среда как основа для внедрения новых педагогических технологий»

 

Приложение

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 250-летию    

Роберта Бернса - великого Шотландского поэта.

Ведущий : Dear guests! We’re glad to see you at our meeting devoted to one of the greatest Scottish poets Robert Burns.

 Дорогие друзья, мы рады приветствовать вас на нашей встрече, посвященной великому шотландскому поэту Роберту Бернсу.

Презентация – заставка №1 (о 250-летии поэта), звучит музыка и навстречу друг другу выходят Р.Бернс и Джин Армор – его жена.

Р.Бернс: Oh my love’s like a red, red, rose,

                That’s newly spring in June:

                 Oh, my love’s like a melodie,

                 That’s sweetly played in tune.

                       Любовь, как роза, роза красная,

                       Цветет в моем саду,

                       Любовь моя – как песенка,

                       С которой в путь иду.

Джин:   And fare thee weel, my only love!

              And fare thee weel a while!

              And I will come again, my love,

              Tho it were ten thousand mile.

                        Сильнее красоты твоей

                       Моя любовь одна,

                       Она с тобой, пока моря

                       Не высохнут до дна.

Р.Бернс: My name is Robert Burns.

Джин: My name is Jean Armour.

Р.Б. She is my wife, she is my love.

Ведущий : Роберта Бернса знает весь мир, и все же именно нашу страну шотландцы называют его второй родиной. Первые переводы Бернса появились у нас во второй половине 19 века. Поэзией  Р.Б. занимались многие переводчики. Мы же с вами познакомимся с замечательными переводами С.Я.Маршака.

Ведущий : «Маршак сделал Бернса русским, оставив его шотландцем», - писал Александр Твардовский. Все многочисленные переводы Маршака хранятся в доме- музее Бернса в Аллоуэе.

( Коттетдж  семьи Бернса)

Р.Б.  Oh, yes. Alloway is my birthplace. I was born in January, 25th in 1759 in South-western Scotland. My father William Burns was a farmer. There were 7 children. Our family was very poor.

Ведущий : Вы, конечно, поняли, что сказал Роберт Бернс. Но я хочу добавить, что эта глиняная мазанка под соломенной крышей, где он родился, сохранилась до сих пор. По тогдашним временам, это был хороший дом: в нем даже было окно с пузырчатым толстым стеклом, что считалось роскошью: за окна платили особый налог.  

Ведущий : В ночь на 25 января 1759 года, когда родился Бернс, к ним зашла цыганка, которая гадала новорожденному по руке.

      Чтец:          Разжав младенческий кулак,

                         Гадалка говорила так:

                          - Мальчишка будет не дурак.

                          Пускай зовется Робин!

Немало ждет его обид,

Но сердцем все он победит.

Парнишка будет знаменит,

Семью прославит Робин.

Ведущий: Отец Роберта Вильям был фермером, но хозяйство постепенно приходило в упадок. Неплодородная земля давала скудные урожаи. Вильям Бернс работал изо всех сил, но прокормить семью, где было 7 детей, было очень трудно.

      Чтец:         Раз- овсянка,

                          Два - овсянка  

                          И овсянка в третий раз.

                          А на лишнюю овсянку

                          Где мне взять крупы для вас.

Век живет со мной забота,

Не могу ее прогнать.

Чуть запрешь за ней ворота

Тут как раз она опять.

Ведущий :  Вильям Бернс понимал, что только образование поможет его детям «выбиться в люди». С малых лет он сам учил сыновей арифметике и чтению. Когда Роберту исполнилось 7 лет, отец пригласил в дом молодого учителя Джона Мердока, который оказал огромное влияние на своего старшего ученика. Мердок не только познакомил мальчиков с произведениями Мильтона и Шекспира, но и научил их правильно говорить по- английски и выразительно читать стихи.

Роберт Бернс

Я в свет пустился без гроша,

Но был беспечный малый,

Богатым быть, я не желал,

Великим быть – пожалуй!

Таланта не был я лишен,

Был грамотен немножко

И вот решил по мере сил

Пробить себе дорожку.

Ведущий:  Рано Роберт Бернс начинает писать лирические стихи.

Чтец:.

Об этой девушке босой

Я позабыть никак не мог,

Казалось, камни мостовой

Терзают кожу нежных ног…

Такие ножки бы одеть

В цветной сафьян или в атлас,

Такой бы девушке сидеть

В карете, обогнавшей нас!

Бежит ручей ее кудрей

Льняными кольцами на грудь.

А блеск очей во тьме ночей

Пловцам указывал бы путь.

Красавиц всех затмит она,

Хотя ее не знает свет.

Она достойна и скромна,

Ее милее в мире нет.

Ведущий: Многие из его стихов положены на музыку.

 Песня из к\ф   « Служебный роман»..

Ведущий : Народ ждал своего поэта – и этот поэт родился в самой гуще народа и стал его голосом, его совестью, его сердцем.

Роберт Бернс:  Одной мечтой с тех пор я жил:

                             Служить стране по мере сил

                             ( Пускай они и слабы!),

Народу пользу принести –

Ну, что-нибудь изобрести

Иль песню спеть хотя бы!

Песня из к.ф. «Служебный роман»

Ведущий:

 Источником его успеха была его родина – Шотландия.

(Презентация о Шотландии и её замках).

Р.Бернс: My heart is in Highlands, my heart is  not here;

                My heart is in Highlands, I-chasing the dear;

                Chasing the wild deer, and following the roe-

                My heart is in Highlands wherever I go.

Farewell to the Highlands, farewell to the North,

The birthplace of valour, the country of worth;

Wherever I wonder, wherever I rove,

The hills of the Highland forever I love.

Чтец:               В горах мое сердце…доныне я там.

                        По следу оленя лечу по скалам.

                        Гоню я оленя, пугаю козу.

                        В горах мое сердце, а сам я внизу.

Прощай, моя родина! Север, прощай, -

Отечество славы и доблести край.

По белому свету судьбою гоним,

На веки останусь я сыном твоим.

Ведущий:. Музыка, песни, баллады, легенды, танцы… В них нашла отражение душа шотландского народа.

 (Шотландский танец).

Ведущий: После смерти отца 25-летний Роберт стал главой семьи. Он по-прежнему без устали работал на ферме, но по вечерам часто уходил потанцевать с местными красотками, которым он посвятил  много стихов.

Чтец:             Пробираясь до калитки,

                        Полем вдоль межи,

                        Дженни вымокла до нитки

                        Вечером во ржи.

Очень холодно девчонке,

Бьет девчонку дрожь:

Замочила все юбчонки,

Идя через рожь.

Если звал кого-то кто-то

Сквозь густую рожь

И кого-то обнял кто-то,

Что с него возьмешь?

                  И какая нам забота,

                  Если у межи,

                  Целовался с кем-то кто-то,

                  Вечером во ржи.

Джин: Здесь на танцах мы и встретились.

Д.Б.Speaking silence, dumb confession,

       Passion’s birth, and infant’s play,

       Dove - like fondness,  chaste concession,

       Glowing dawn of  future  day!

Чтец:     Поцелуй.

Влажная печать признаний,

Обещанье тайных нег-

Поцелуй, подснежник ранний,

Свежий, чистый, точно снег.

          Молчаливая уступка,

          Страсти детская игра,

          Дружба голубя с голубкой,

          Счастья первая пора.

Радость в грустном расставанье,

И вопрос: когда ж опять?

Где слова, чтобы названье

Этим чувствам отыскать.

Джин: Мне было 17 лет, мой отец, богатый и суровый, всегда бранил Роберта за вольные стихи…но мы любили друг друга…

Так по ручью пустились в путь

Через цветущий дол,

Щекой к щеке хотелось льнуть,

Любовь казалась сном.

Он молвил: «Мэри, как же нам

Тот трепет оживить?»

В ответ: «Любимый, по волнам

Лишь за тобой мне плыть.»

Джин:  И он стал моей любовью и судьбой на всю жизнь.

Джин:

Муженек, не спорь со мной,
Не сердись напрасно,
Стала я твоей женой -
Не рабой безгласной!
РОБИН:
- Признаю права твои,
Нэнси, Нэнси,
Ну, а кто ж глава семьи,
Дорогая Нэнси?
ДЖИН:
- Если ты мой властелин,
Подыму восстанье.
Будешь властвовать один, -
С тем и до свиданья!
РОБИН:
- Жаль расстаться мне с тобой,
Нэнси, Нэнси,
Но смирюсь я пред судьбой,
Дорогая Нэнси!

ДЖИН:
- Погоди, дождешься дня:
Лягу я в могилу.
Но, оставшись без меня,
Что ты скажешь, милый?
РОБИН:
- Небо в помощь призову,
Нэнси, Нэнси,
И авось переживу,
Дорогая Нэнси!
ДЖИН:
- Но и мертвая не дам
Я тебе покоя.
Страшный призрак по ночам
Будет пред тобою!

Робин:
           - Я жену себе найду
           Вроде Нэнси, Нэнси –

            И все призраки в аду
           Затрепещут, Нэнси!

Роберт:  Чтобы жениться на Джин, нужны были деньги, и в это время вышел маленький томик, первое издание моих стихов. Меня окружила слава, знатные люди приглашали меня к себе.

Песня «Любовь и бедность» из к.ф. «Здравствуйте, я ваша тетя!».

Джин: Последние годы его жизни были самыми сложными. Он не умел молчать, когда видел несправедливость. 21 июля 1796 года, в возрасте 37 лет, он умер от болезни сердца, в нищете.

Ведущий: Друзья Роберта позаботились о его семье, все 5 сыновей получили образование. Имя Бернса живет до сих пор, для шотландцев Роберт Бернс – символ национальной гордости. Каждый год 25 января, в день его рождения, проводится праздник не только в Шотландии, но и во всей Великобритании.

Ведущий :  Звучат прощальные стихи Роберта Бернса.

Р.Бернс:  Моя Шотландия, прощай!

                 Милей мне твой туманный край

                 Садов богатых юга.

                 Прощай, родимая семья -

                 Сестра и брат, и мать моя,

                 И скорбная подруга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Трудный" ребенок. Самореализация личности школьника в условиях новой образовательной среды.

Каждая эпоха рождает свой тип мировоззрения, новые знания, новый жизненный опыт, непрерывно изменяя наши взгляды на окружающий мир, на самого человека, на его место в нем. За последние три столетия ци...

Доклад на школьном педагогическом совете на тему "Развитие и воспитание творческой личности школьника в условиях формирующейся новой образовательной среды"

Современное общество, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня новая целя обучения - это накопление учеником не только определенной суммы знаний, умений и навыков, но и ...

ДОКЛАД «Трудный ребенок. Самореализация и социализация личности школьника в условиях новой образовательной среды».

Выступление на педсовете с докладом "Трудный ребенок. Самореализация и социализация личности школьника в условиях новой образовательной среды"...