ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА «Формирование системы ценностей, социального опыта, здорового образа жизни у школьников в условиях развивающейся образовательной среды». (2011-2016гг)
опыты и эксперименты на тему
План инновационной деятельности МБОУ СОШ № 11
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_zdorovesberezheniyu_2011_-_2016gg.docx | 153.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 города Невинномысска
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11,
г. Невинномысска Ставропольского края
ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
«Формирование системы ценностей, социального опыта, здорового образа жизни у школьников в условиях развивающейся образовательной среды».
(2011-2016гг)
(Новая редакция программы «Радуга здоровья»: 2007-2010гг)
Если думаешь на год – посади семена,
Если думаешь на несколько лет - вырасти дерево,
Если думаешь на сто лет вперёд – воспитывай человека.
Народная мудрость.
Обсуждено
на заседании педагогического совета МБОУ СОШ № 11
Протокол № 1 от 30.08.2011г.
Принято на заседании Управляющего совета МБОУ СОШ № 11
Протокол № 1 от 30.08.2011г.
Программа реализуется в рамках краевой экспериментальной площадки. Научный руководитель: кандидат педагогических наук Н.Н. Сивакова, заведующая лабораторией по здоровьесбережению и духовно-нравственному воспитанию СКИРО и ПРО.
«Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия – постоянные, и значит заменить их ничем нельзя» (Н.Амосов).
1. Актуальность Программы. Обоснование необходимости реализации.
Приоритетной выделена цель современного образования – создание условий для раскрытия личности ребёнка, сохранения его физического и психического здоровья, воспитания в детях интереса к образованию, учёбе.
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья. Представление о здоровье как триединстве здоровья физического (соматического), психического и духовно – нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только духовном благополучии, необходимость комплексного подхода.
Здоровье каждого человека определяется отношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействия полезных для здоровья факторов, с другой стороны. Степень успешности этой деятельности – устранение вредных воздействий (корректировка окружающей среды) и повышение устойчивости к ним (тренировка, повышение адаптационных способностей организма) – определяет направления усилий школы по сохранению и укреплению здоровья.
Причинами ухудшения здоровья детей являются социальные, экономические и экологические условия, ухудшение состояния здоровья матерей, недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей, стрессы, дефицит двигательной активности, неполноценное питание, частичное разрушение служб врачебного контроля. Исследования Института возрастной физиологии РАО позволили также выявить школьные факторы риска, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей: нерациональное питание детей и подростков, интенсификация образовательного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям обучающихся, статичность положения обучающихся и их низкая двигательная активность, нарушение санитарно-гигиенических норм и правил в организации образовательного процесса, отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Главным средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала людей, сохранения физического здоровья, на наш взгляд, является возрождение системы ценностей, формирование основ здорового образа жизни, адаптация ребёнка в современном социуме. Здоровье школьников находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания. Поэтому, говоря о приоритетах в образовании, закономерно во главу угла ставить вопросы здоровьесбережения в тесной взаимосвязи «ученик – учитель – родитель» и проводить комплексные мероприятия с привлечением и участием всех субъектов образовательного процесса.
Данная Программа инновационного проекта (продолжение работы с 2007 года по проекту «Радуга здоровья») –система взглядов педагогического коллектива на создаваемую им образовательную среду, на её назначение и требования к процессу функционирования в современных образовательных условиях, определяет основные стратегические направления развития школы до 2016 года. Основные цели и задачи программы инновационного проекта соответствуют целям и задачам Федеральной программы развития образования, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2015 г., Федеральным требованиям к образовательному учреждению в части охраны здоровья обучающихся (2010г), учитывают социально-экономические, культурные, демографические и другие особенности окружающего социума.
2. Информационная справка о школе. Ресурсное обеспечение Программы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 «Дружба» г. Невинномысска была открыта в 1968 году. Лицензия на образовательную деятельность: серия А №2782, регистрационный номер 8409 от 24.02 2012 года. Свидетельство о государственной аккредитации: регистрационный № 1631 от 22.02. 2012 г.
Адрес: юридический, фактический, телефон. 357108, город Невинномысск, улица Менделеева, д. 5-а, телефон 7-18-17, 7-12-17. Электронная почта: shdruzhba11@mail.ru
Школа в соответствии с действующим законодательством оказывает необходимые муниципальные услуги:
- Услуга по предоставлению информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиках.
- Диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей; психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми.
- Об организации горячего питания.
- О доступности общего образования.
- Об организации каникулярного отдыха.
- О порядке проведения ГИА.
- О доведения до сведения учащихся и их родителей результатов ГИА.
- Об организации дополнительного образования.
- О зачислении учащихся в образовательное учреждение.
- О профессиональном самоопределении школьников. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Каждая услуга закреплена пакетом нормативно-правовых документов, включающих в себя Положение об услуге, регламент осуществления, образцы заявления, претензии.
Школа работает в 1 смену (занятия с 8.30 до 13.30) в режиме 6- дневной учебной недели для 3– 11 классов, 1 -2 классы учится в режиме 5-дневной учебной недели. Продолжительность урока в 1классе – 35минут, 2-11 классах – 40 минут.
Учащиеся 1-4 классов обучаются в одном кабинете на протяжении всего учебного дня, за исключением уроков иностранного (английского) языка, рисования, информатики и физкультуры. Для учащихся 5-11 классов предусмотрена кабинетная система обучения – каждый предмет в отдельном кабинете.
Во второй половине дня для учащихся начальной школы в отдельных параллелях работают группы продлённого дня, во всех классах в соответствии с учебным планом школы организована работа спецкурсов, кружков и секций, в 1 классах – внеурочная деятельность.
Продолжительность учебного года: в 1 классе – 33 учебные недели, во 2-11 классах – 34 учебные недели.
Периодичность проведения промежуточной аттестации:
учебные четверти- I, II образовательные ступени (1-9 классы),
полугодие - III образовательная ступень (10-11 классы). Режим и условия обучения в школе организованы в соответствии с требованиями СанПина:
- Учтены гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки при составлении учебного плана.
- Расписание строится с учетом умственной работоспособности учащихся, продолжительность перемен между уроками не менее 10 минут, большая перемена - 15 минут.
- Освещенность, воздушный и тепловой режим соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
- Мебель в классных кабинетах начальной школы в полной мере соответствует возрастным особенностям учащихся
- Используются следующие формы учебных занятий: учебное занятие, урок, лекция, практикум, семинар, зачет, смотр знаний, защита творческого проекта и др.;
В течение учебного осуществляется работа Школы будущего первоклассника.
Формы образования: очная, экстернат, семейная форма.
Учебный план школы для 1-11 классов предусматривает:
4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов. Продолжительность учебного года:
1 класс-33 учебные недели, 2-4 классы-34 учебные недели;
5-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования для 5-9 классов. Продолжительность учебного года:
5-9 классы- 34 учебные недели;
2-летний срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования - 34 учебные недели (не включая проведения учебных сборов по основам военной службы).
В МБОУ СОШ № 11 г. Невинномысска 14 классов-комплектов, в которых обучаются 415 обучающихся.
Условия осуществления образовательного процесса, в т. ч. с учетом материально-технической базы.
Здание размещается внутри территории микрорайона, удаленной от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстоянии 70-100 метров. На земельном участке школы выделяются следующие зоны: физкультурно-спортивная, спортивно – игровая, хозяйственная, учебно-опытная
Школа располагает учебными кабинетами, из них:
кабинеты начальной школы | 6 | кабинет информатики | 2 |
кабинеты математики | 3 | кабинеты физики | 1 |
кабинеты филологии | 3 | кабинеты истории | 1 |
кабинеты географии | 1 | кабинеты биологии | 1 |
кабинеты иностранного языка | 2 | кабинеты химии | 1 |
кабинеты музыки и хореографии | 1 | кабинеты технологии | 2 |
кабинеты ОБЖ | 1 |
Школа располагает малым и большим спортивными залами, тренажёрным залом, спортивными и игровыми площадками, столовой, медицинским и процедурным кабинетами, работают кабинеты психолога, логопеда, социального педагога. На каждом этаже школы размещены санузлы для мальчиков и девочек. Гардероб для учащихся расположен на 1 этаже.
В школе имеется библиотека с читальным залом. Школа подключена к сети Internet (кабинеты администрации, информатики, начальная школа). В компьютерном классе оборудована локальная сеть. Компьютерной техникой оснащены кабинеты математики, русского языка, истории, ОБЖ, 4 кабинета начальной школы, библиотека. Компьютерный класс оборудован сплит-системой. Температура воздуха в классах, лабораториях и актовом зале: от 18до 22°С. В спортзале: - 18°С. и выше. В учебных помещениях есть естественное освещение, обеспечивается централизованное водоснабжение и канализация. В школе работает фельдшер. В соответствии с действующими требованиями все учащиеся проходят регулярные медицинские осмотры.
На территории имеется пришкольный учебно-опытный участок площадью 0,3 га.
В здании школы имеется столовая (площадь - 265 кв.м.) с обеденным залом на 100 посадочных мест. Горячее питание обеспечивает ООО «Столовая № 5». Горячим питанием обеспечиваются все желающие учащиеся 1 – 11 классов. В рацион питания входит первое, второе, третье блюда и буфетная продукция. Осуществляется организованный прием пищи. Буфетную продукцию учащиеся могут приобретать на всех переменах. Для улучшения работы пищеблока работает бракеражная комиссия, которая осуществляет контроль за готовой кулинарной продукцией. Соблюдение норм хранения продуктов и калорийности питания контролируется медицинским работником школы ежедневно.
Школа успешно прошла все процедуры лицензирования, аттестации, аккредитации в 2012 году. Это свидетельствует о создании всех необходимых условий для качественного выполнения государственных стандартов образования. Для выполнения различных образовательных программ создано достаточное методическое обеспечение. Школа укомплектована руководящими и педагогическими кадрами, узкими специалистами, обеспечивающими стабильное функционирование и развитие образовательного учреждения (Приложение № 1).
3. Стратегические цели по оздоровлению школьников и пропаганде здорового образа жизни.
Ведущая идея Программы: создание оптимальной Модели рефлексивно-культурологического подхода образовательного пространства (Приложение №2), способствующего интеллектуальному, нравственному, физическому, эстетическому развитию личности ребенка, формированию ключевых компетентностей, сохранению и укреплению здоровья школьников путем обновления структуры и содержания образования.
Программа преследует следующие стратегические цели:
1. Поиск оптимальных средств сохранения и укрепление здоровья учащихся.
2. Создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей достижения успеха.
Научная и практическая значимость деятельности состоит в том, что с помощью Модели можно будет разработать систему профилактики, ранней диагностики и предупреждения комплекса психологических, социальных и физиологических проблем детей дошкольного и школьного возраста. Позволит обратить внимание на здоровье учителей. Большая учебная нагрузка, нехватка времени для профилактики здоровья, отсутствие материальных возможностей для санаторного лечения, зачастую «профессиональное выгорание» – вот далеко не полный перечень условий, подрывающих здоровье педагогов, чей средний возраст приближается к пенсионному.
4. Задачи, решение которых обеспечивает достижение заявленных целей.
- Оптимизировать учебно-воспитательный процесс, систему здоровьесбережения и психологического сопровождения учебного процесса в условиях реализации модели рефлексивно-культурологического подхода.
- Обеспечить систему полноценного сбалансированного питания детей с учетом особенностей состояния их здоровья.
- Совершенствовать материально-техническую базу.
- Сделать системным комплексный мониторинг здоровья детей и оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности школы.
- Развивать социально-психологическую службу школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся в рамках кабинета здоровья.
- Продолжить в системе воспитательную работу по формированию ценностного отношения к собственному здоровью, обучению навыков здорового образа жизни. Определить «гpyппы риска» (участники образовательного процесса) с дальнейшей разработкой и реализацией индивидуальных программ по их реабилитации, социальной адаптации и коррекции, развития.
- Оптимизировать систему просвещения родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.
5. Законодательно-нормативное обеспечение реализации Программы. (Нормативно-целевой компонент Модели)
- Конституция РФ
- ФЗ «Об образовании» № 3266-1-ФЗ от 10.07.1992г.
- Международная конвенция "О правах ребенка" 1989 г.
- Федеральный закон «О санитарно-гигиеническом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999г.
- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178-02 от 28.11.2002г.
- Концепция духовно- нравственного развития и воспитания.
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (2010г).
Технологический уровень: исследования в области здоровья и валеологического образования (Г.К. Зайцев, Л.Г. Татарникова), здоровьесберегающие технологии (O.A. Бутакова, С.К. Смирнов,), концепции здоровьесбережения (H.H. Куинджи, Н.В. Никитин).
6. Сроки реализации Программы.
I этап – организационно - прогностический, формирующий
(сентябрь 2011 – июнь 2012 гг.).
Реализация диагностической, прогностической, организационной функций. Создание механизма психологического и научно-методического сопровождения эксперимента. Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом модели реализации Программы.
- Изучение современных технологий новаторов, изучение опыта.
- Определение стратегии и тактики деятельности.
- Разработка учебно-методического сопровождения (субъекты образовательного процесса, образовательная среда).
- Изучение социального заказа родителей учащихся.
- Разработка пакета документов и программы по психологическому и педагогическому сопровождению.
- Выбор учебных курсов практической направленности, отвечающих целям Программы.
II этап – практический (сентябрь 2012 – август 2015 гг.)
Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих, технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития духовно-нравственной и физической культуры школьников.
- Осуществление опытно-педагогической деятельности по построению учебно-воспитательной системы классов и школы.
- Обработка и интерпретация данных за период 2 этапа.
- Анализ выполнения планов и разделов программы. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
III этап – обобщающий (август 2015 – апрель – май 2016гг.)
Обработка и интерпретация данных за 5 лет. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования образовательной среды.
- психологический и педагогический анализ возможных затруднений и негативных факторов, пути их коррекции;
- моделирование педагогической деятельности с учётом возможных затруднений, проведение обучающих семинаров по проблемам;
- управление учебно-воспитательным процессом в режиме функционирования.
7. Принципы в реализации Программы.
1. Принцип активности и сознательности – привлечение всех участников педагогического процесса, социума к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по духовно – нравственному развитию личности, оздоровлению своего организма, формированию здоровых привычек.
2. Принцип комплексности и интегративности – решение задач, направленных на укрепление здоровья и духовно – нравственное развитие школьников в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
3. Принцип адресованности и преемственности –учет разноуровневого развития и состояния здоровья как психического, так и физического.
4. Принцип блочно-проектного подхода позволяет педагогически
воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации.
8. Методы работы в условиях реализации Программы.
- теоретические – теоретический анализ социологической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы, обобщение, систематизация, классификация, аналогия, синтез;
- сопоставительные: рассмотрение научно-методической, психолого-педагогической литературы, материалы научно-практических конференций разного уровня по теме исследования;
- эмпирические – наблюдение за деятельностью педагогов, классных
руководителей и учащихся; проведение диагностических процедур с использованием комплекса стандартизованных диагностических методик опросного характера, педагогический эксперимент и интерпретация полученных результатов, беседы;
- статистические – социологические методы; анкетирование, тестирование, наблюдение, метод групповых экспертных оценок; ранжирование, шкалирование, рейтинговая оценка и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов;
- социологический: анализ, сравнение, сопоставление и обобщение результатов наблюдений, тестирование и анкетирование, собеседования, системный анализ документации.
- организационно-практические – моделирование системы педагогического взаимодействия педагогов с учащимися и их родителями;
9. Механизм реализации Программы. Основные направления деятельности. (Организационно-методический компонент модели).
Механизм реализации Программы (Приложение № 3) включает в себя реализацию монопроекта «Здоровье и безопасность», рассматривается в качестве программ совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса. (Комплексный план оздоровления участников образовательного процесса. Приложение № 4).
Цель монопроекта «Здоровье и безопасность»: сохранение физического и психического здоровья участников образовательного процесса через создание условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья всех субъектов образовательного процесса (Приложение № 5).
Задачи:
- формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью, формирование представления об ответственности за собственное здоровье;
- формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек;
- формирование культуры здоровья педагогов, обеспечение им необходимой достоверной информацией в области здоровья, формирование компетенции в вопросах здоровьесберегающих образовательных технологий;
- создание материально - технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению школьников, их родителей (законных представителей), педагогов к здоровому образу жизни;
- использование системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.
Направления в деятельности.
9.1. Создание здоровьесберегающего пространства школы.
Цель – создание и развитие финансово – хозяйственной базы школы как среды сохранения и укрепления здоровья.
Задачи:
- Создание и развитие материально – технической базы школы, позволяющей создавать условия для здоровьесбережения
- Создание и поддержание санитарно - гигиенических условий.
1 | Оснащение современным оборудованием: пищеблок, учебные комнаты, спортплощадки |
2 | Косметический ремонт помещений |
3 | Приобретение наглядных пособий, аудио- и видеоматериалов |
4 | Оборудование кабинета хореографии, ремонт в тренажёрном зале |
5 | Содержание здания и помещений в соответствии с санитарными нормами. Соблюдение норм в период эпидемиологического периода. (Приложение ) |
6 | Организация качественного горячего питания. Снижение острой и хронической заболеваемости учащихся. Обеды для учащихся группы продленного дня. Обеды для детей из малоимущих семей из средств бюджета. |
7 | Совершенствование деятельности социально-психологической службы |
8 | Оборудование и обустройство «зелёных зон» в рекреациях школы |
9 | Оптимальное функционирование малого и большого спортзала, тренажёрного зала, спортивных зон в рекреациях. |
10 | Ремонт санузлов |
11 | Обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности в школе |
12 | Содержание в исправности всех средств пожаротушения |
13 | Проверка состояния охраны труда в школе и документации по технике безопасности в учебных кабинетах |
14 | Обеспечение требований техники безопасности во время ремонта школы и трудовой практики учащихся |
15 | Разработка плана мероприятий по охране труда и технике безопасности в школе |
16 | Приобретение ростомерной мебели |
17 | Соблюдение воздушного, теплового и светового режима в школе |
18 | Организация качественного дежурства по школе (предупреждение детского травматизма). В Приложение |
Ожидаемые результаты
1. Улучшение материально – технической базы школы. Совершенствование оздоровительного комплекса в школе.
2. Создание санитарно - гигиенических условий, соответствующих нормам.
3. Проведение косметического и капитального ремонта учебных и вспомогательных помещений школы.
Критерии эффективности реализации блока
- Отсутствие предписаний ОГПН и СЭС, касающихся вопросов техники безопасности учебного процесса и выполнения санитарно – гигиенических норм.
- Отсутствие случаев травматизма и несчастных случаев во время учебно – воспитательного процесса.
- Наличие различного инвентаря, средств и материалов для улучшения качества проведения мероприятий учебно – воспитательного, организационного – педагогического и материально – технического направлений деятельности.
9.2. Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием психофизиологического здоровья учащихся и педагогов
Цель: Создание единого социально-психологического пространства, способствующего развитию личностного, интеллектуального, творческого потенциала обучающихся.
Задачи:
-Осуществление психолого-педагогических диагностик для раннего выявления личностных проблем у учащихся, определение причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления;
-Оказание помощи (содействия) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.
-Развитие социально-психологической компетентности участников образовательного процесса.
-Создание условий для гармоничного развития учащихся в процессе школьного обучения в условиях внедрения ФГОС.
-Оформление паспорта здоровья учащихся. Заполнение листка здоровья и медицинской карты.
-Снижение уровня тревожности. Отсутствие психологического дискомфорта.
Комплексный мониторинг
- Анализ физиологических особенностей, физических возможностей учащихся, информация о динамике физиологических процессов.
- Работа психолога по формированию стрессовой устойчивости школьников.
1 | Медико-биологический: | индивидуальная оценка уровня здоровья, физического развития, «структуры здоровья» коллектива класса. | Учитель физкультуры Н.В. Панькова Школьный фельдшер |
2 | Педагогический: | физической подготовленности, качества образования. | Учитель физкультуры Н.В. Панькова |
3 | Психологический: | тревожности, умственной работоспособности, речевого развития. | Педагог – психолдог М.А. Осипенко Логопед С.Н. Самойленко |
4 | Социальный | К выявлению детей «группы риска» | Соц педагог А.И. Бельмас |
Профилактика (социально-психологический блок)
1 | Профилактика сезонных заболеваний учащихся | Зам дир по УВР Р.Ш. Остроумова Кл. руководители 1-11 классов |
2 | Профилактика негативных эмоциональных отношений между школьниками | Педагог - психолог |
3 | Контроль пищевого рациона | Бракеражная комиссия школы комиссия по контролю за питанием |
4 | Проведение психологических бесед. | Педагог – психолог |
5 | Проведение психодиагностики с целью предупреждения стрессовых ситуаций. | Педагог – психолог |
6 | Тренинги по вопросам подготовки к жизненно-важным ситуациям. | Педагог – психолог , социальный педагог, Уполномоченный по правам ребёнка |
7 | План индивидуального социального психологического сопровождения (для детей, попавших в трудную ситуации., для детей «группы риска » | Соц педагог А.И. Бельмас Педагог -психолог |
8 | Профилактическая коррекционно-развивающая работа: предупреждение, своевременное выявление, «сдерживание» отклонений в поведении, состоянии школьника. | Педагог – психолог, социальный педагог, Уполномоченный по правам ребёнка |
.
Ожидаемые результаты
1. Снижение количества конфликтных ситуаций между обучающимися, обучающимися и педагогами, родителями и обучающимися.
2. Увеличение количества обучающихся с адекватной, положительной самооценкой.
3. Позитивное самоощущение учащихся (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира.
4. Увеличение процента участия во всех проводимых профилактических мероприятиях, предусмотренных профилактическими программами различного уровня.
5. Комфортное пребывание обучающихся в классе, в ОУ.
6. Успешное прохождение возрастных кризисов учащимися.
7. Адаптированность к социуму (семье и школе), умение выполнять основные социальные и семейные роли.
Критерии эффективности реализации
- Количественный и качественный показатели участия обучающихся в профилактических программах, мероприятиях различного уровня;
- Уровень мотивации обучающихся;
- Динамика изменений количества обучающихся с гиперактивным, неуверенным поведением;
- Динамика изменений в состоянии психофизического и нравственного здоровья обучающихся, родителей и педагогов;
- Уровень социальной адаптации обучающихся, комфортности пребывания в ОУ.
9.3. Учебный блок. Организация учебного процесса.
Цель:
Формирование социальной компетентности учащихся через внедрение разделов федеральной программы «Здоровье» в общеобразовательные предметы и применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе в условиях внедрения ФГОС.
Задачи:
1. Оптимизировать учебный процесс с целью преодоления школьных факторов отрицательного воздействия на здоровье детей.
2. Применять формы и методы, позволяющие активизировать учебную деятельность.
1 | Включение материала по духовно – нравственному и физическому развитию в поурочное планирование во всех предметных циклах |
2 | Включение 3 часа физической культуры |
3 | Проведение физкультминуток и физкультурных пауз |
4 | Ведение спецкурсов: «Этика» для 1-4 классов, «Уроки здоровья», «Ступени здоровья», (Приложение № 5,6) |
5 | Классные часы с элементами здоровьесбережения и ЗОЖ |
6 | Просмотр, чтение и анализ художественных, классических произведений и (или) материала, изучаемого в курсе предметов |
7 | Индивидуальность при выполнении домашних заданий. |
8 | Проведение перед первым уроком зарядки. Проведение на уроке в момент утомления зарядки, динамических пауз. |
9 | Частая смена деятельности на учебном занятии. Развитие мелкой моторики руки. |
10 | Прогулки на свежем воздухе. |
11 | Соблюдение норм СанПина при проведении урочных и внеурочных занятий. |
12. | Организация индивидуального, дистанционного обучения (Приложение № 7) |
13 | Составление расписания в соответствии с нормами. |
14 | Домашние практические задания по физвоспитанию |
15 | Проведение уроков физкультуры и динамических пауз на свежем воздухе |
16 | Использование передовых образовательных технологий в педагогической практике |
9.4. Внеурочная деятельность. Оздоровительные мероприятия
Цель. Привитие навыков здорового образа жизни, сознанное отношение школьников к своему здоровью. Обеспечение активного двигательного режима школьников.
1 | Пропаганда здорового образа жизни: конкурсы рисунков и плакатов; беседы и викторины о профилактике ЧП и травматизма | |
2 | Предупреждение вредных привычек: встреча с врачами-специалистами; проведение тематических классных часов. | |
3 | Проведение Дней Здоровья, тренировок по эвакуации, профилактика травматизма | |
4 | Предупреждение ДТП (обучение правилам дорожного движения) | |
5 | Совершенствование спортивно-массовой деятельности, работы спортивных секций | |
6. | Организация активного отдыха детей и их родителей: походы выходного дня, поездки, экскурсии, соревнования | |
Анализ занятости учащихся в спортивных кружках и секциях | ||
Анализ результативности участия школы в спортивных мероприятиях школьного и муниципального уровней | ||
Анализ работы объединений дополнительного образования, в том числе и спортивных секций | ||
Анализ проведения мероприятий |
9.5. Воспитательный блок. Творческая активность обучающихся в сфере сохранения здоровья и ЗОЖ.
Цель создание благоприятных, с позиции здоровьесбережения, условий для развития личности, позволяющих познавать себя и самосовершенствоваться.
Задачи:
1. Сформировать ценностные установки жизненных приоритетов на здоровый образ жизни.
2. Помочь учащимся осознать необходимость постоянного поддержания достаточной физической активности, соблюдения норм рационального питания, сохранения устойчивого психоэмоционального состояния.
Реализация социально-образовательных проектов:
1 | Здоровый дух в здоровом теле… воспитание здорового образа жизни | Проведение бесед с учащимися «Содействовать здоровью – повышать качество жизни» Классные часы, беседы, акции по темам сохранения здоровья Месячники здоровья (по отдельному плану) Организация активного отдыха на переменах (подвижные игры, работа библиотеки) Проведение Дней здоровья Проведение бесед о вреде курения, употребления спиртосодержащей продукции Организация работы Санпостов в классе Участие в городских краевых спортивных соревнованиях Тестирование и анкетирование «Знаете ли вы о вреде курения?», «Как я поддерживаю свое здоровье?», «Правильно ли я распределяю время» Школьная спартакиада |
2 | От добрых мыслей и чувств к поступкам… Формирование толерантности. | воспитание нравственного чувства и этического сознания (план «Человек в поликультурном пространстве» (Приложение № 8. План мероприятий)) |
3 | Моя малая родина: отчизне посвятим души прекрасные порывы! | гражданско-патриотическое и социально-экологическое направление, краеведение (отдельный блок плана) |
4 | Красотой спасётся мир | эстетическое направление |
5 | Не позволяй душе лениться… | воспитание способности к познанию |
6 | «Организация работы в рамках ученического самоуправления | |
7 | Включение в воспитательный план работы школы мероприятий, содействующих духовно – нравственной и физической культуре школьников Конкурсы рисунков «В здоровом - теле здоровый дух», «Мы за здоровье нации!» Просмотр к/ф и м/ф о здоровье, ЗОЖ, спорте Выставки книг о здоровье, ЗОЖ, о вреде ПАВ и других вредных привычках |
Ожидаемые результаты
1.Улучшение условий обучения детей в школе (отсутствие стресса, адекватность требований)
2. Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями)
3. Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям учащихся.
4. Увеличение участия в социально-образовательных проектах.
5. Увеличение количества спортивных кружков и секций.
6. Повышение доли охвата учащихся дополнительным образованием, в том числе и спортивными секциями.
7. Улучшение результатов участия в городских спортивных мероприятиях
Критерии эффективности реализации
1. Наличие разработок уроков по учебным предметам с внедрением разделов федеральной программы «Здоровье».
2. Систематическая организация физкультминуток и физкультпауз;
3. Внедрение в образовательный процесс педагогических технологий: деятельностного подхода, продуктивного обучения, технологии ТРИЗ, адаптивной системы обучения, коллективного способа обучения, метода проекта.
4.Улучшение комфортности школьной среды, психологического самочувствия воспитанников и педагогов, их отношения к школе, отсутствие учебной перегрузки.
5. Изменение в положительную сторону отношения школьников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
6. Снижение уровня заболеваемости, повышение уровня активности.
9.6. Информационно-культурно-просветительская деятельность (учащиеся, их родители, педагоги).
Цель: организация сотрудничества со специалистами и родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся
Задачи:
разработка плана сотрудничества с организациями, структурами, специалистами, родителями в рамках работы по здоровьесбрежению.
работа сотрудничества в рамках работы по здоровьесбережению.
1 | Учащиеся (Приложение) |
2 | Посещение выставок, музеев, театров, библиотек, кинотеатров и иных учреждений в рамках изучаемых тем предметных циклов |
3 | Проведение в рамках предметных и методических недель мероприятий, содействующих духовно – нравственной и физической культуре школьников |
4 | Поведение экскурсий по местам культурного и духовного наследия в рамках изучаемых тем предметных циклов |
5 | Разработка творческих и научно - исследовательских работ и проектов в сфере духовно - нравственного и физического воспитания |
6 | Ведение рубрики в школьном альманахе «Большая перемена» |
7 | Проведение специальных акций по вопросам здорового образа жизни, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию и просвещению. |
8 | Мероприятия по профилактике вредных привычек, предупреждению правонарушений. (Приложение) |
9 | Использование сказкотерапии и духовного наследия русского литературного творчества в формировании гармонично развитой личности. |
Родители повышение компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребёнка | |
10 | Просвещение родителей в рамках школьного клуба «Есть мнение…» |
11 | Проведение родительских собраний по проблемам духовно-нравственного и физического воспитания школьников |
12 | Привлечение родителей в работу семинаров, круглых столов, конференций, дискуссий, встреч со специалистами и представителями сотрудничающих организаций и учреждений: о навыках ЗОЖ в семье, необходимости проведения медицинских осмотров и проведения профилактических прививок учащимся специалистами детской поликлиники. О необходимости организации для детей здорового сбалансированного питания, витаминизации блюд (напитков), проведении немедикаментозных профилактических способов оздоровления и закаливания, проведение систематических мероприятий по охране зрения детей и подростков |
Педагоги Повышение квалификации педагогов по вопросам ЗОЖ, здоровьесберегающих технологий. | |
13 | Повышение квалификации, компетентностей педагогов по вопросам здоровьесбережения |
14 | Проведение семинаров, круглых столов, конференций, дискуссий, встреч со специалистами и представителями сотрудничающих организаций и учреждений по вопросам работы с учащимися и семьями в контексте инновационной работы, по вопросам приобщению школьников к духовно – нравственной и физической культуре |
15 | Подготовка и проведение тематических педагогических советов, психолого-педагогических чтений, совещаний по изучению передового педагогического, социального опыта Организация активного отдыха работников школы, как пропаганда здорового образа жизни |
Общий блок | |
16 | «Кабинет здоровья» -координационный центр формирования здорового образа жизни. (Приложение) |
17 | Выпуск бюллетеней и памяток для детей и их родителей по вопросам здоровьесбережения |
18 | Изготовление стендов для родителей с освещением вопросов всех аспектов здоровья учащихся |
Ожидаемые результаты
- Повышение компетенции родителей в вопросах сохранения и укрепления физического, нравственного, морального и социального здоровья школьников.
- Широкое привлечение родителей к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
- Пропаганда опыта работы школы по созданию комфортной учебно-воспитательной среды на основе здоровьесберегающих технологий в СМИ, профессиональной печати.
- Охват всех учащихся профилактическими осмотрами и процедурами по проведению профилактических прививок.
- Организация активного отдыха и досуга учащихся школы.
- Увеличение количества родителей, активно участвующих в организации и подготовке мероприятий по линии здоровьесбережения.
- Наличие и реализация плана совместной деятельности школы и родителей.
9.7. Организация деятельности пришкольного оздоровительного летнего лагеря «Дружба»
Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.
Задачи:
- Создание оптимальных условий для укрепления здоровья детей, развития их интеллектуальных и творческих способностей, гигиенической и физической культуры.
- Разработка и реализация медико-профилактических, спортивных, образовательных, культурно-досуговых программ, обеспечивающих восстановление сил, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, экологическое, трудовое воспитание и развитие воспитанников.
- Приобретение детьми практических знаний, умений и навыков, способствующих успешной социализации
- Обеспечение безопасной и здоровой среды в сферах питания, нахождения и времяпрепровождения
1 | Изучение интересов детей и их родителей, анализ работы за предшествующий период |
2 | Подготовка и обеспечение нормативной базы, регламентирующей деятельность пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием. Разработка программы «Здоровое лето» |
3 | Подготовка вожатых из учащихся 6- 10 классов для работы в пришкольном лагере. Подбор кадров для работы с детьми в лагере |
4 | Прохождение медицинских осмотров сотрудников, работающих в пришкольном лагере |
5 | Проведение инструктивно-методических совещаний |
6 | Подготовка школьных помещений к открытию пришкольного лагеря согласно нормам СЭС |
7 | Обеспечение и поддержание санитарно – гигиенических условий, согласно нормам СЭС, в помещениях, задействованных в пришкольном лагере и соблюдение режима работы лагеря |
- Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей
- Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря
- Укрепление и сохранение здоровья воспитанников, развитие их гигиенической и физической культуры
- Развитие творческой активности каждого ребенка
- Расширение кругозора знаний
- Формирование культуры общения
- Укрепление связей между разновозрастными группами детей
Критерии эффективности реализации
- Благоприятный психологический климат в едином воспитательном пространстве, желание участвовать в работе лагеря на следующий год
- Удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности и формами работы
- Показатели общего оздоровления детей
- Пополнение жизни детей интересными социокультурными событиями и привитие навыков конструктивного сотрудничества в результате творческой деятельности
- Отсутствие случаев несчастных случаев во время деятельности пришкольного лагеря
Результативно-оценочный компонент Модели
10. Организация контроля исполнения Программы.
Данное направление в работе осуществляется в рамках внутришкольного контроля по правилам, предусмотренным разделом «Контроль над соблюдением гигиенических норм и правил, а также созданием условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся».
Направления внутришкольного контроля в течение учебного года.
1 | Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. |
2 | Качество комплексного сопровождения системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся |
3 | Уровень организации профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися. |
4 | Качество организации системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни. |
5 | Уровень организации горячего питания. |
6 | Уровень организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе. |
7 | Рациональный выбор методов и форм учебной деятельности в образовательном процессе. |
8 | Дозировка домашних заданий. |
9 | Степень соответствия инфраструктуры школы условиям здоровьесбережения обучающихся. |
Достижение поставленных задач будет оцениваться в ходе анализа ситуации экспертной группой из представителей администрации, учителей, родителей.
Результаты будут обсуждаться на Управленческом Совете, общешкольном родительском собрании и педагогическом совете.
11. Оценка эффективности Программы. Ожидаемые результаты.
Эффективность будет оцениваться по количественным и качественным показателям:
Критерий | Показатели |
Обеспечение выполнения законодательства об образовании | Повышение адаптационных возможностей детского организма и стабилизация уровня обученности на всех этапах обучения. Сохранение и по возможности укрепление психосоматического здоровья школьников через овладение навыками ЗОЖ. Обеспечение условий безопасности детей в учебное и внеучебное время. Повышение комфортности психологического микроклимата в различных образовательных диалоговых системах. Доступность образования для всех детей соответствующего возраста. |
Совершенствование содержания образования | Организация предшкольной подготовки Наличие программы по оздоровительной и адаптивной физкультуре для детей специальной группы и детей, временно освобожденных от физкультуры |
Обновление образовательных технологий | Эффективное применение новых образовательных ресурсов. |
Развитие образовательных услуг | Увеличение количества подготовленных педагогических кадров и специалистов в школе в сфере духовно-нравственного и физического воспитания школьников Наличие системы мониторинга, позволяющего определять уровень готовности ребенка осуществлять познавательно-досуговую деятельность в социуме на начальном этапе обучения. Привлечение общественности, работодателей, представителей власти к развитию содержания, технологий и оценке образования. |
Качественная организация просветительской работы с участниками образовательного процесса | увеличение количество участников массовых и культурно-досуговых мероприятий в сфере духовно-нравственного и физического воспитания Формирование правовой культуры учащихся, умение ими отстаивать свои права и использовать возможности законодательной системы государства. Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни. Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания. |
Наличие творческой активности участников образовательного процесса в области пропаганды ЗОЖ | Активизация деятельности учащихся в местном сообществе, проведении общественно полезных дел, участии в благотворительных акциях, научно-исследовательской и поисковой работе. Реализация творческих и исследовательских проектов в сфере духовно-нравственного и физического развития и воспитания. |
Наличие современной образовательной инфраструктуры | Соответствующий уровень санитарно-гигиенического состояния школы. Режим работы в соответствии с санитарными нормами. Наличие немедикаментозных способов оздоровления и профилактических мероприятий
Проведение мероприятий по охране зрения учащихся Организация активного отдыха на переменах (подвижные игры, работа библиотеки) Контроль за качеством питания и питьевым режимом Обеспечение требований техники безопасности во время ремонта школы и трудовой практики учащихся Организация здорового питания |
Показателями - индикаторами будут являться:
1 | число дней, пропущенных учащимися по болезни на одного школьника |
2 | удельный вес учащихся, охваченных горячим питанием |
3 | степень удовлетворённости родителей и учащихся режимом работы школы |
4 | число детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в системе предшкольной подготовки |
5 | удельный вес численности детей, охваченных дополнительным образованием |
6 | удельный вес численности детей, охваченных психолого-педагогическим обслуживанием |
7 | доля учащихся, принимающих участие в интеллектуальных и творческих, спортивных конкурсах |
8 | доля учащихся, занятых проектной и исследовательской деятельностью по краеведению, экологии, здоровьесбережению |
9 | Отсутствие предписаний СЭС по составлению учебного расписания, согласно рекомендациям и нормам, по качеству питания и организации питьевого режима |
10 | Наличие программы по оздоровительной и адаптивной физкультуре для детей специальной группы и детей, временно освобожденных от физкультуры и её качественная реализация. |
11 | Организация активного отдыха и досуга работников школы |
12 | Охват всех работников профилактическими медицинскими осмотрами и процедурами по проведению профилактических прививок |
13 | Охват всех учащихся профилактическими осмотрами и процедурами по проведению профилактических прививок |
14 | Удельный вес родителей, участвующих в деятельности школы |
Выпускники должны иметь представление о здоровом образе жизни, придерживаться общепринятых правил, позволяющих сохранить своё здоровье, руководствоваться нормами морали.
Наличие компетентностей:
Социально-коммуникативная компетентность:
- Продуктивное участие в диалоге, полилоге.
- Умение строить монологическое высказывание по теме.
Сформированность ключевых компетенций:
- Познавательные универсальные умения;
- Информационно-интеллектуальная;
- Умение выделять ведущие понятия;
- Организационные умения;
- Умение применять знания и умения в реальных жизненных ситуациях.
Сформированность волевой сферы. (Высокий уровень самоорганизации и личностной самоактуализации)
Главные показатели успешности педагогической деятельности:
если участник образовательного процесса проявляет способность
- определять уровень своего физического здоровья, знать потенциал своих физических возможностей.
- ориентироваться в духовных ценностях, уметь высказать самостоятельное суждение о нравственно-этической проблеме.
Список используемой литературы:
- Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.-С.84-92.
- Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации// Валеология.-2004.-№4.-С.93-98.
- Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22.
- Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные технологии.-2004.-№2.-С.200-207.
- Смирнов Н.К. Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе//Практика административной работы в школе.-2006.-№1.-С.30-38.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803 «Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг.».
- Концепция модернизации российского образования;
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.- 256 с.
- Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений. / Под ред. М.М. Поташника, В.С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995.- 464 с.
- Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М. Педагогика 1988
Электронные ресурсы
- Здоровье и образование www.valeo.edu.ru
- Каталог образовательных интернет-ресурсов. Распорядительные и нормативные документы системы российского образования: http://www.orto.ru/ru/education.shtml
- Применение здоровьесберегающих технологий в школе №1317 г.Москвы: http://www.specialschool.ru/health/
Составители программы инновационного проекта:
Директор школы Г.И. Рябова Зам директора по ВР В.М. Пушкова
Зам директора по УВР Р.Ш. Остроумова Педагог – психолог М.А. Осипенко
Социальный педагог А.И. Бельмас Учитель физической культуры Н.В. Панькова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».
Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....
Формирование культуры здорового образа жизни у школьников в условиях введения ФГОС
Работа посвящена формированию культуры здорового образа жизни у школьников в условиях образовательного пространства гимназии...
Опыт формирования ценностного отношения учащихся к здоровому образу жизни в условиях развивающейся образовательной среды
В тстатье представлена модель рефлексивно-культурологического подхода, включающая в себя нормативно–целевой, технологический, контрольно-оценочный компоненты....
Итоговый отчет инновационной площадки на тему «Формирование системы ценностей, социального опыта здорового образа жизни у младших школьников в процессе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» за о
В документе представлен опыт работы школы по реализации здоровьесберегающей модели в ОУ....
Исследовательская работа на тему:«Организационно-педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у школьников младшего возраста»
Здоровый образ жизни - объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельно...
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.
В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....