"Интегрированные уроки как форма реализации компетентностного подхода в обучении"
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovan._urok_2.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Заявка для участия в конференции.
1. Богданова Виктория Сергеевна
2. Учитель
3. МБОУ Краснослободская СОШ
4.
5. Действительный член «РГО»
6. 8-919-791-94-75
7. 404161,Волгоградская область, город Краснослободск, улица Ушакова,
дом 33.
1.Дзюба Марина Сергеевна
2.Учитель
3.МБОУ СОШ№11Новопокровского района Краснодарского края
4.
5.-
6.8-861-493-12-84
7. 353025, Краснодарский край, Новопокровский район, станица Плоская, улица Степная, дом 45.
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ
Богданова В.С., Дзюба М.С.
В течение определенного времени мы решаем проблему применения интегрированных уроков. Актуальность этой темы, на наш взгляд, обуславливается несколькими факторами. Во-первых, наблюдается снижение интереса обучающихся к занятиям. Некоторые традиционно построенные уроки однообразны для них, так как они традиционны по форме и содержанию, недостаточно развивают творческую активность. А без этого невозможно повышение уровня образования по предмету и качество подготовки обучающихся. Во-вторых, традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного творческого общения и не представляет возможностей всем без исключения обучающимся раскрыть себя с учетом их индивидуальных особенностей. Это существенно снижает эффективность учебного процесса. Таким образом, стремление к развитию интереса у обучающихся, интенсификация их учебной работы на уроке требует организации учебного процесса по предмету так, чтобы он соответствовал запросам современной жизни, а учителю необходимо искать новые подходы в обучении. Один из них - интегрированные уроки. Интегрированный урок относится к группе технологий, которая представляет собой стремление уйти от схоластического подхода к образованию, крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную связь с жизнью. В настоящее время тема интеграции и межпредметных связей учебных дисциплин актуальна. Появились новые типы уроков, в частности, интегрированный урок, называемый также бинарным, синтетическим, совмещенным, что не меняет сути дела.
Интегрированный урок – это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. К использованию интегрированного урока учителя прибегают редко. Главным образом при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках; при дефиците времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины; при изучении межнаучных и обобщённых категорий, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности; при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета; при создании проблемной, развивающей методики обучения предмету. Есть и другие случаи мотивации использования интегрированных уроков. Прежде чем решиться на подготовку и проведение интегрированного урока, необходимо сотрудничество с учителем предмета, с которым планируется интеграция. Обоим учителям предстоит определить совместный интерес в интегрировании своих дисциплин. Оба педагога должны давать себе отчет, что их ждет большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков.
Урок географии можно интегрировать со многими учебными дисциплинами и будет насыщенный, интересный по форме и содержанию урок. В целях повышения мотивации к учебно – познавательной деятельности, расширению страноведческих знаний о Германии, развития толерантного отношения к культуре другого народа, развитию речевых способностей обучающихся нами были разработаны и проведены интегрированные уроки географии и немецкого языка в 7 и 10 классах.
Уроки построены в форме путешествия по Германии. Наглядный материал позволит обучающимся ощутить себя в известных уголках ФРГ от горных систем Альп и Шварцвальда до побережья Балтики и Северного морей. Обучающиеся разбиты на группы, которые дифференцированы по объёму и сложности учебного материала. Урок начинается со вступительного слова учителей географии и немецкого языка, которые обосновывают цели урока, дают характеристику стране. Учитель немецкого языка при необходимости дублирует своё выступление на русском языке. Основные вопросы, изучаемые в ходе подобного путешествия особенности экономико – географического положения, природа страны, её отличие от природы нашего края, народы населяющие страну, их быт, традиции и культура, экономическое развитие. На уроке в 10 классе особенностям развития экономики необходимо уделить большее внимание. Опережающее задание о крупных немецких предприятиях обогатит урок современным фактическим материалом, позволит сделать вывод об экономическом сотрудничестве России и ФРГ. С сообщениями учащиеся выступают на немецком и русском языках. Возможен отдельный рассказ о достопримечательностях страны, сопровождаемый мультимедиа презентацией. Итогом урока может стать игра «Найди соответствие». Учитель немецкого языка задаёт вопросы на немецком языке, обучающиеся отвечают на русском. Домашнее задание – это творческие работы «Путеводитель по достопримечательностям Германии», «Немецкая кухня», «Современная немецкая музыка» .
При проведении интегрированного урока необходимо отработать технологию взаимодействия двух учителей, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала. Продолжительность интегрированного урока может быть разной. Но чаще всего для него используют два или три урочных часа, объединенных в один урок. Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить и обобщить материал, соединить опыт учащихся с творчеством учителя, систематизировать изученный материал.
Литература.
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование, 1998.-256с.
2. Дедов М.М. Интегрированный урок.//География в школе,-2003, №10,-С.54-56
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КУРС «КОНСТРУИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ МОДЕЛЕЙ» - ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
На современном этапе развития общества необходим человек отличающийся мобильностью, способный к творческому овладению знаний, умеющий применять эти знания в нестандартных ситуациях. Все эти каче...
Интегрированные уроки как форма реализации компетентностного подхода в обучении русского языка и литературы
выступление на иновационном форуме...
"ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ФГОС"
Методические приёмы формирующие критическое мышление:Ø кластерØ мозговой штурмØ синквейнØ «знаем /хотим узнать / узнали»Ø учимся вместеØ ажурная пилаØ зигзагØ инсертØ 5-“w”Ø Бриллиант...
Реализация компетентностного подхода при обучении химии.Компетентностно-ориентированные задания для 8 и 9 класса
Данный материал содержит статью о компетентностном подходе в преподавании химии в школе и дидактические материалы для учащихся 8-9 класса....
Технологии реализации компетентностного подхода в обучении школьников
Школьный семинар...
Представление собственного педагогического опыта "Реализация компетентностного подхода в обучении на уроках истории и во внеурочной деятельности."
Представление педагогического опыта "Реализация компетентностного подхода в обучении на уроках истории и во внеурочное время"...
Пример из комплекса организации работы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы в процессе реализации компетентностного подхода к обучению
Пример из комплекса организации работы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы в процессе реализации компетентностного подхода к обучению...