КУРС «КОНСТРУИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ МОДЕЛЕЙ» - ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
календарно-тематическое планирование по алгебре (5 класс) на тему
На современном этапе развития общества необходим человек отличающийся мобильностью, способный к творческому овладению знаний, умеющий применять эти знания в нестандартных ситуациях. Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении. Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результат образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Этот подход, по нашему мнению, является перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostnyy_prdhod.docx | 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
И.М. Ястребова (г. Армавир, МБОУ СОШ № 18)
КУРС «КОНСТРУИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ МОДЕЛЕЙ» - ИНСТРУМЕНТ
РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
На современном этапе развития общества необходим человек отличающийся мобильностью, способный к творческому овладению знаний, умеющий применять эти знания в нестандартных ситуациях. Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении. Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результат образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Этот подход, по нашему мнению, является перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер.
Ученики, получают новую для себя роль - «роль исследователей», которые под скрытым руководством учителя открывают для себя все новые и новые знания. На наш взгляд принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть вместе с учебником носителем знаний. Он организовывает самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Он равноправный партнер по учебному процессу, с которым можно спорить, отстаивать свою позицию, которому можно предложить альтернативную точку зрения и эта точка зрения будет услышана и понята. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности,
Разработанный нами курс «Конструирование учебных моделей» дает возможность решить эту задачу, а также дополнить учебный предмет «Математика» практической конструкторской деятельностью. Конструкторско-практическая деятельность обуславливает формирование элементов конструкторского и технического мышления, конструкторских и технических умений, способствует актуализации и закреплению в ходе практического использования математических знаний и умений, повышает уровень осознанности изученного материала, создает условия для развития логического мышления и пространственных представлений учащихся.
Курс предназначен для учащихся пятых классов, рассчитан на 34 часа. Занятия предполагают большое количество практических работ с различными материалами: бумагой, картоном, тканью, пластилином, проволокой.
Цель курса: сформировать элементы логического и конструкторского мышления, развить познавательную активность и интерес к математике.
Задачи курса:
- формирование умения узнавать изученные геометрические фигуры в объектах, различать линейные, плоскостные и пространственные геометрические фигуры;
- развитие воображение учащихся;
- формирование способности выполнять мыслительные операции с геометрическим материалом, умения мысленно расчленять объект на составные части, умения собирать объект из частей, усовершенствовать его по заданным условиям, умения построить чертеж модели, собрать модель по чертежу, умения рассуждать и делать выводы, сравнивать и анализировать, находить общее и частное, устанавливать простые закономерности;
- формирование графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами;
- овладение учащимися различными способами моделирования;
- обучение способам получения знаний в индивидуальном творческом поиске, способам оперирования с имеющимися знаниями в любой ситуации, в том числе нестандартной, творческой.
- формирование стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Результаты обучения
К результатам обучения относятся следующие:
- в личностном направлении:
- знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы происхождения и развития геометрии из практических потребностей людей;
- в метапредметном направлении:
- умение планировать свою деятельность;
- умение работать с геометрическим материалом;
- умение проводить несложные рассуждения опираясь на ранее изученный материал;
- умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы построений;
- применение приемов самоконтроля при решении определенных задач;
- в предметном направлении:
- усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;
- приобретение навыков изображения геометрических фигур;
- умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
- умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- умение использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных изделий;
- умение проводить несложные практические расчеты, рационально размечать материал с помощью линейки, угольника, шаблона;
- умение выполнять технический рисунок простого изделия; читать рисунок и чертеж, изготавливать по нему изделие;
- умение находить периметр, площадь и объем геометрических фигур.
Поурочное тематическое планирование
№ п\п | Содержание учебного материала | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту | Оборудование |
1 | Создание рисунка из простейших геометрических фигур | 1 | Альбом, цветные карандаши, линейка | ||
2 | Практическая работа «Дом моей мечты» (рисунок из геометрических фигур) | 1 | Альбом, цветные карандаши, линейка | ||
3 | Бордюры из геометрических фигур | 1 | Альбом, цветные карандаши, линейка | ||
4 | Бордюры из геометрических фигур. Выставка лучших работ. | 1 | Альбом, цветные карандаши, линейка | ||
5 | Конструирование моделей по теме «Доли и дроби» | 1 | Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка | ||
6 | Конструирование моделей по теме «Доли и дроби» | 1 | Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка | ||
7 | Конструирование моделей симметричных фигур.(бабочка) | 1 | Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка | ||
8 | Конструирование моделей симметричных фигур.(Старинный замок) | 1 | Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка | ||
9 | Линии в жизни. Проектная работа «Безопасный маршрут «Дом-школа». | 1 | Альбом, цветные карандаши, линейка | ||
10 | Линии в жизни. Проектная работа «Карта-схема «Город мечты». Выставка лучших работ. | 1 | Альбом, цветные карандаши, линейка | ||
11 | Циркульные орнаменты. | 1 | Альбом, цветные карандаши, линейка, циркуль | ||
12 | Проволочные каркасы. Построить конструкцию по заданному образцу | 1 | Проволока, спички, пластилин | ||
13 | Проволочные каркасы. Построить конструкцию по словесному описанию. | 1 | Проволока, спички, пластилин | ||
14 | Проволочные каркасы. Проектная работа «Каркас бабочки», «Каркас парусника». Выставка лучших работ. | 1 | Проволока, спички, пластилин | ||
15 | Проволочные каркасы. Проектная работа «Домик для щенка». Выставка лучших работ. | 1 | Проволока, спички, пластилин | ||
16 | Творческая мастерская «Задача для друга». Задачи на движение. | 1 | Интерактивная доска | ||
17 | Конструирование геометрических паркетов из треугольников и четырехугольников. Создание паркета по образцу. | 1 | Цветная бумага, ножницы, клей, линейка | ||
18 | Конструирование геометрических паркетов из треугольников и четырехугольников. Создание паркета по словесному описанию. | 1 | Цветная бумага, ножницы, клей, линейка | ||
19 | Исследовательская работа «Возможно ли выложить паркет из данных фигур?» | 1 | Цветная бумага, ножницы, клей, линейка | ||
20 | Проектная работа «Школьный двор моей мечты». Выставка лучших работ. | 1 | Цветная бумага, ножницы, клей, линейка | ||
21 | Исследовательская работа «Площадь и периметр школьного двора» | 1 | |||
22 | Проектная работа «Фартук для моей мамы» (работа с лоскутками треугольной и четырехугольной формы) | 1 | Цветная бумага, ножницы, клей, линейка | ||
23 | Творческая мастерская «Задача для друга». Составление задач на доли и дроби. | 1 | Интерактивная доска | ||
24 | Творческая мастерская «Задача для друга». Составление задач на доли и дроби | 1 | Интерактивная доска | ||
25 | Развертка куба. Создание разверток куба. | 1 | Цветной картон, ножницы, клей, линейка | ||
26 | Модель куба. Создание моделей куба. | 1 | Цветной картон, ножницы, клей, линейка | ||
27 | Развертка прямоугольного параллелепипеда. Создание разверток прямоугольного параллелепипеда. | 1 | Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка | ||
28 | Модель прямоугольного параллелепипеда. Создание модели прямоугольного параллелепипеда. | 1 | Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка | ||
29 | Развертка конуса. Создание разверток конуса. | 1 | Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка | ||
30 | Модель конуса. Создание модели конуса. | 1 | Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка | ||
31 | Развертка цилиндра. Создание разверток цилиндра. | 1 | Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка | ||
32 | Модель цилиндра. Создание модели цилиндра. | 1 | Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка | ||
33 | Творческая мастерская «Замок из многогранников». Выставка лучших работ. | 1 | Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка | ||
34 | Построение диаграмм. Исследовательская работа «Одноклассники и их успеваемость», «Одноклассники и их увлечения» | 1 | Альбом, цветные карандаши, линейка, циркул |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика учебных достижений учащихся при обучении математике.
Обзор форм и методов диагностики результатов обучения....
Учебная мотивация в процессе обучения математики
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося ...
Развитие учебной мотивации в процессе обучения математике и информатике
•С конца семидесятых годов прошлого века в педагогических исследованиях стала всё больше осознаваться необходимость постановки и решения задач предметной мотивации. Был сделан вывод о том, что у...
Методическое объединение по теме "Использовании электронных образовательных ресурсов как одной из стратегий формирования универсальных учебных действий школьников при обучении математике. "
В своей работе я следую изречению известного французского публициста и общественного деятеля Анри Барбюса: «Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо ...
Формирование интереса к учебной деятельности в процессе обучения математике через применение игровых технологий.
Отчет по теме самообразования на МО учителей математики....
Выступление на РМО учителей математики "Формирование универсальной учебной деятельности (УУД) при обучении математики как средство реализации ФГОС ООО"
Универсальные учебные действия-это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющимиоснову умения учиться....
Организация учебной деятельности учащихся в обучении математики
Материал предназначен для учащихся средних классов, общеобразовательных школ....