КУРС «КОНСТРУИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ МОДЕЛЕЙ» - ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
календарно-тематическое планирование по алгебре (5 класс) на тему

 На современном этапе развития общества необходим человек отличающийся мобильностью, способный к творческому овладению знаний, умеющий применять эти знания в нестандартных ситуациях. Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении. Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результат образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Этот подход, по нашему мнению, является перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnostnyy_prdhod.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

И.М. Ястребова (г. Армавир, МБОУ СОШ № 18)

КУРС «КОНСТРУИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ МОДЕЛЕЙ» - ИНСТРУМЕНТ

РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО  ПОДХОДА

ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

 На современном этапе развития общества необходим человек отличающийся мобильностью, способный к творческому овладению знаний, умеющий применять эти знания в нестандартных ситуациях. Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении. Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результат образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Этот подход, по нашему мнению, является перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер.

Ученики, получают новую для себя роль - «роль исследователей», которые под скрытым руководством учителя открывают для себя все новые и новые знания. На наш взгляд принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть вместе с учебником носителем знаний. Он организовывает самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.  Он  равноправный партнер по учебному процессу, с которым можно спорить, отстаивать свою позицию, которому можно предложить альтернативную точку зрения и эта точка зрения будет услышана и понята. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности,

Разработанный нами курс «Конструирование учебных моделей» дает возможность решить эту задачу, а также дополнить учебный предмет «Математика» практической конструкторской деятельностью. Конструкторско-практическая деятельность обуславливает формирование элементов конструкторского и технического мышления, конструкторских и технических умений, способствует актуализации и закреплению в ходе практического использования математических знаний и умений, повышает уровень осознанности изученного материала, создает условия для развития логического мышления и пространственных представлений учащихся.

Курс предназначен для учащихся пятых классов, рассчитан на 34 часа. Занятия предполагают большое количество практических работ с различными материалами: бумагой, картоном, тканью, пластилином, проволокой.

Цель курса: сформировать элементы логического и конструкторского мышления, развить познавательную активность и интерес к математике.

Задачи курса:  

- формирование умения узнавать изученные геометрические фигуры в объектах, различать линейные, плоскостные и пространственные геометрические фигуры;

- развитие воображение учащихся;

- формирование способности выполнять мыслительные операции с геометрическим материалом, умения мысленно расчленять объект на составные части, умения собирать объект из частей, усовершенствовать его по заданным условиям, умения построить чертеж модели, собрать модель по чертежу, умения  рассуждать и делать выводы, сравнивать и анализировать, находить общее и частное, устанавливать простые закономерности;        

- формирование графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами;

- овладение учащимися различными способами моделирования;

- обучение способам получения знаний в индивидуальном творческом поиске, способам оперирования с имеющимися знаниями в любой ситуации, в том числе нестандартной, творческой.

- формирование стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Результаты обучения

К результатам обучения относятся следующие:

  1. в личностном направлении:

- знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы происхождения и развития геометрии из практических потребностей людей;

  1. в метапредметном направлении:

- умение планировать свою деятельность;

- умение работать с геометрическим материалом;

- умение проводить несложные рассуждения опираясь на ранее изученный материал;

- умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы построений;

- применение приемов самоконтроля при решении определенных задач;

  1. в предметном направлении:

- усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;

- приобретение навыков изображения геометрических фигур;

- умение распознавать  и изображать равные и симметричные фигуры;

- умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

- умение использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных изделий;

- умение проводить несложные практические расчеты, рационально размечать материал с помощью линейки, угольника, шаблона;

- умение выполнять технический рисунок простого изделия; читать рисунок и чертеж, изготавливать по нему изделие;

- умение находить периметр,  площадь  и объем геометрических фигур.

Поурочное тематическое планирование

№ п\п

Содержание учебного материала

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Оборудование

1

Создание рисунка из простейших геометрических фигур

1

Альбом, цветные карандаши, линейка

2

Практическая работа «Дом моей мечты» (рисунок из геометрических фигур)

1

Альбом, цветные карандаши, линейка

3

Бордюры из геометрических фигур

1

Альбом, цветные карандаши, линейка

4

Бордюры из геометрических фигур. Выставка лучших работ.

1

Альбом, цветные карандаши, линейка

5

Конструирование моделей по теме «Доли и дроби»

1

Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

6

Конструирование моделей по теме «Доли и дроби»          

1

Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

7

Конструирование моделей симметричных фигур.(бабочка)

1

Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

8

Конструирование моделей симметричных фигур.(Старинный замок)

1

Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

9

Линии в жизни. Проектная работа «Безопасный маршрут «Дом-школа».

1

Альбом, цветные карандаши, линейка

10

Линии в жизни. Проектная работа «Карта-схема «Город мечты». Выставка лучших работ.

1

Альбом, цветные карандаши, линейка

11

Циркульные орнаменты.

1

Альбом, цветные карандаши, линейка, циркуль

12

Проволочные каркасы. Построить конструкцию по заданному образцу

1

Проволока, спички, пластилин

13

Проволочные каркасы. Построить конструкцию по словесному описанию.

1

Проволока, спички, пластилин

14

Проволочные каркасы. Проектная работа «Каркас бабочки», «Каркас парусника». Выставка лучших работ.

1

Проволока, спички, пластилин

15

Проволочные каркасы. Проектная работа «Домик для щенка». Выставка лучших работ.

1

Проволока, спички, пластилин

16

Творческая мастерская «Задача для друга». Задачи на движение.

1

Интерактивная доска

17

Конструирование геометрических паркетов из треугольников и четырехугольников. Создание паркета по образцу.

1

Цветная бумага, ножницы, клей,  линейка

18

Конструирование геометрических паркетов из треугольников и четырехугольников. Создание паркета по словесному описанию.

1

Цветная бумага, ножницы, клей, линейка

19

Исследовательская работа «Возможно ли выложить паркет из данных фигур?»

1

Цветная бумага, ножницы, клей, линейка

20

Проектная работа «Школьный двор моей мечты». Выставка лучших работ.

1

Цветная бумага, ножницы, клей, линейка

21

Исследовательская работа «Площадь и периметр школьного двора»

1

22

Проектная работа «Фартук для моей мамы» (работа с лоскутками треугольной и четырехугольной формы)

1

Цветная бумага, ножницы, клей, линейка

23

Творческая мастерская «Задача для друга». Составление задач на доли и дроби.

1

Интерактивная доска

24

Творческая мастерская «Задача для друга». Составление задач на доли и дроби

1

Интерактивная доска

25

Развертка куба. Создание разверток куба.

1

Цветной картон, ножницы, клей, линейка

26

Модель куба. Создание моделей куба.

1

Цветной картон, ножницы, клей, линейка

27

Развертка прямоугольного параллелепипеда. Создание разверток прямоугольного параллелепипеда.

1

Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

28

Модель прямоугольного параллелепипеда. Создание модели прямоугольного параллелепипеда.

1

Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

29

Развертка конуса. Создание разверток конуса.

1

Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

30

Модель конуса. Создание модели конуса.

1

Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

31

Развертка цилиндра. Создание разверток цилиндра.

1

Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

32

Модель цилиндра. Создание модели цилиндра.

1

Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

33

Творческая мастерская «Замок из многогранников». Выставка лучших работ.

1

Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

34

Построение диаграмм. Исследовательская работа «Одноклассники и их успеваемость», «Одноклассники и их увлечения»

1

Альбом, цветные карандаши, линейка, циркул


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика учебных достижений учащихся при обучении математике.

Обзор форм и методов диагностики результатов обучения....

Учебная мотивация в процессе обучения математики

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося ...

Развитие учебной мотивации в процессе обучения математике и информатике

•С конца семидесятых годов прошлого века в педагогических исследованиях стала всё больше осознаваться необходимость постановки и решения задач предметной мотивации. Был сделан вывод о том, что у...

Методическое объединение по теме "Использовании электронных образовательных ресурсов как одной из стратегий формирования универсальных учебных действий школьников при обучении математике. "

В своей работе я следую  изречению  известного французского  публициста и общественного деятеля Анри Барбюса: «Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо ...

Выступление на РМО учителей математики "Формирование универсальной учебной деятельности (УУД) при обучении математики как средство реализации ФГОС ООО"

Универсальные учебные действия-это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющимиоснову умения учиться....

Организация учебной деятельности учащихся в обучении математики

Материал предназначен для учащихся средних классов, общеобразовательных школ....