"ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ФГОС"
учебно-методический материал по теме

Ольга Александровна Булатошкина

 

Методические приёмы формирующие критическое мышление:

Ø кластер

Ø мозговой штурм

Ø синквейн

Ø «знаем /хотим узнать / узнали»

Ø учимся вместе

Ø ажурная пила

Ø зигзаг

Ø инсерт

Ø 5-“w”

Ø Бриллиант

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Венгеровская средняя общеобразовательная школа №2

«Технология критического мышления при реализации компетентностного подхода в обучении школьников иностранному языку в рамках ФГОС».

О.А. Булатошкина, учитель иностранного языка,

первая квалификационная категория

2013

Методы, технологии развития критического мышления.

Методические приёмы формирующие критическое мышление:

  1. кластер
  2. мозговой штурм
  3. синквейн
  4. «знаем /хотим узнать / узнали»
  5. учимся вместе
  6. ажурная пила
  7. зигзаг
  8. инсерт
  9. 5-“w”
  10. Бриллиант

Cluster-Method (гроздь).

  1. служит для стимулирования мыслительной деятельности. Спонтанность, освобождённая от цензуры. Графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а «гроздятся» -  располагаются в определённом порядке.
  1. Технология  составления:
  1. Ключевое слово;
  2. Запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются  с основным словом.
  3. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.
  4. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
  1. Возможности использования
  1. Кластеры могут стать как ведущим приёмом на стадии вызова (evocation)
  2. Систематизация  информации, полученной  до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков;

Метод “Mind-Map”(Карта памяти)

  1. Технология записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро,  ассоциативно. Тема - в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу.
  2. Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.

Ситуации использования “Mind-Map”

  1. При систематизации, повторении материала;
  2. При работе с текстом;
  3. При повторении в начале урока;
  4. При введении в тему;
  5. При сборе необходимого языкового материала;
  6. При контроле.

Метод «Знаем/ хотим узнать/ узнали»

  1. Этот приём подходит для чтения или прослушивания материала. Учащимся предлагается начертить таблицу из трёх колонок:

«Знаем /хотим узнать / узнали».

Такая же таблица находится и на доске.

  1. заносятся главные сведения по заявленной тематике.
  2. В колонку « Хотим узнать» заносятся спорные идеи и вопросы и то, что ученики хотят узнать по данной теме.
  3. В колонке « Узнали» учащиеся фиксируют то, что они извлекли нового из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идёт обмен информацией и наработками внутри группы. Итоги  помещаются в колонку.

Эвристический метод.

  1. Методы обучения,  результатом применения которых всегда является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, текстовое произведение, картина, поделка, план своих занятий и т. п. называются эвристическими.
  2. Метод эмпатии (вживания) означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта, «вселения» учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри.
  3. Например, вжиться в сущность дерева, кошки, облака и других образовательных предметов. В момент вживания ученик задаёт вопросы объекту-себе, пытаясь на чувственном  уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен в устной, письменной, рисуночной форме.

Example:

Личностные универсальные и коммуникативные учебные действия.

Времена года (Seasons)

Цель игры:

Изучение названий времен года и месяцев.

Ход игры:

Учитель либо начинает сам, либо выбирает ученика, который будет играть роль Зимы. Далее игра идет по цепочке, и в ней участвуют все дети по очереди.

Ученик 1: I'm winter. I'm cold and snowy. My months are December, January, February. And who are you?

Ученик 2: I'm spring. I'm warm and sunny. Go away, Winter! It's my turn. My months are March, April, May. And who are you?

Ученик 3: I'm summer. I'm hot and bright. Go away, Spring! It's my turn. My months are June, July, August. And who are you?

Ученик 4: I'm autumn. I'm cool and rainy. Go away, Summer. It's my turn. My months are September, October, November. And who are you?

Ученик 5: I'm winter. I'm cold and snowy. Go away, Autumn. It's my turn. My months are... и т.д.

(Продолжительность игры: 7-10 мин. Позже, когда дети усвоят лексику, она сократится до 5 мин.)

Инсерт (INSERT)

Этот приём работает на стадии осмысления          содержания

I —interactive             интерактивная

N —noting                   размечающая

S —system                   система для

E —  effective           эффективного

R —reading and           чтения и

T —thinking                 размышления

Это маркировка  текста значками по мере его чтения.

  1. « V» —знал
  2. «+» —узнал
  3. «-»  — думал иначе
  4. «?» — имеются вопросы, не всё понятно

Во время чтения учащиеся делают на полях пометки;

Заполняют таблицу, в которой значки являются заголовками граф.

В таблицу тезисно заносятся сведения из текста.

"Учимся вместе" (Learning Together)

При работе с грамматическим материалом.

Например, при изучении темы Past Simple Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами:

Случаи употребления"/ "Указатели" / "Схемы".
Класс делится на три группы. Каждая выполняет свою функцию.

Группа получает карточки с типовыми предложениями по теме;

Первая группа выявляет основные случаи употребления времени- описывает действия;

Вторая - находит указатели, слова-помощники;

Третья - составляет схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений.
Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома.

Diamond – Бриллиант.

При характеристике, сравнении двух противоположных понятий используется приём

"Даймонд". В переводе с английского - бриллиант, алмаз. Важный момент в задании - встреча, столкновение, соприкосновение двух противоположных понятий. Здесь учащиеся высказывают свою точку зрения и суждения, исходя из жизненного опыта.
Например:

«Обсуждение профессий» по степени опасности.

Черты характера, присущие людям определенных профессий.

Синквейн.

  1. это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.
  2. Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк.
  3. Каждому учащемуся даётся 5-7 минут чтобы написать синквейн, затем из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это дает возможность критически рассмотреть тему. Затем группа знакомится с парными синквейнами. Это может породить дальнейшую дискуссию.

ПравилА написания синквейна:

В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
Четвертая строка — фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
Заключительная строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Синквейны - быстрый, но мощный инструмент для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации.

Как это создавать:

Название (обычно существительное)   ——————

Описание (обычно прилагательное)     ——————

Действия    ———————————————————

Чувство (фраза)    ————————————————

Повторение сути  ————————————————

Условия работы:

  1. Быть доброжелательным.
  2. Не критиковать.
  3. Соблюдать регламент высказывания идей.
  4. Принять и записать все идеи.
  5. Высказать свое мнение должен каждый.
  1. Технология критического мышления является сложным процессом творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысления и переоценки понятий, информации
  2. активный и интерактивный процесс познания, происходящий одновременно на нескольких уровнях
  3. сложный мыслительный процесс, начинающийся и заканчивающийся принятием решений, сопровождающийся анализом, рефлексивной деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социокультурный подход с использованием технологии критического мышления в формировании экологических компетенций при обучении немецкому языку.

Мастер-класс для учителей немецкого языка и других предметов гуманитарного направления с целью ознакомления  с основными приемами обучающих технологий, которые можно  использую в обучен...

Реализация компетентностного подхода в обучении: технология коллективной деятельности

В данной статье рассматривается технология коллективной деятельности на уроках английского языка с точки зрения ее практической значимости в деле формирования иноязычной коммуникативной компетенции уч...

Технологии реализации компетентностного подхода в обучении школьников иностранному языку в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Осуществлять компетентностный  подход  необходимо с применением инновационных технологийигровые технологииинформационно-коммуникационные технологиипроблемные технологиипроектные  ...

Обобщение опыта работы по теме"Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку через инновационные технологии"

Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку через инновационные технологии (методы технологии развития критического мышления, эвристический метод)...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Метод исследовательских проектов предполагает развитие познавательных навыков обучаемых, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информ...