"ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ФГОС"
учебно-методический материал по теме
Методические приёмы формирующие критическое мышление:
Ø кластер
Ø мозговой штурм
Ø синквейн
Ø «знаем /хотим узнать / узнали»
Ø учимся вместе
Ø ажурная пила
Ø зигзаг
Ø инсерт
Ø 5-“w”
Ø Бриллиант
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Венгеровская средняя общеобразовательная школа №2
«Технология критического мышления при реализации компетентностного подхода в обучении школьников иностранному языку в рамках ФГОС».
О.А. Булатошкина, учитель иностранного языка,
первая квалификационная категория
2013
Методы, технологии развития критического мышления.
Методические приёмы формирующие критическое мышление:
- кластер
- мозговой штурм
- синквейн
- «знаем /хотим узнать / узнали»
- учимся вместе
- ажурная пила
- зигзаг
- инсерт
- 5-“w”
- Бриллиант
Cluster-Method (гроздь).
- служит для стимулирования мыслительной деятельности. Спонтанность, освобождённая от цензуры. Графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а «гроздятся» - располагаются в определённом порядке.
- Технология составления:
- Ключевое слово;
- Запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.
- Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.
- Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
- Возможности использования
- Кластеры могут стать как ведущим приёмом на стадии вызова (evocation)
- Систематизация информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков;
Метод “Mind-Map”(Карта памяти)
- Технология записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема - в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу.
- Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.
Ситуации использования “Mind-Map”
- При систематизации, повторении материала;
- При работе с текстом;
- При повторении в начале урока;
- При введении в тему;
- При сборе необходимого языкового материала;
- При контроле.
Метод «Знаем/ хотим узнать/ узнали»
- Этот приём подходит для чтения или прослушивания материала. Учащимся предлагается начертить таблицу из трёх колонок:
«Знаем /хотим узнать / узнали».
Такая же таблица находится и на доске.
- заносятся главные сведения по заявленной тематике.
- В колонку « Хотим узнать» заносятся спорные идеи и вопросы и то, что ученики хотят узнать по данной теме.
- В колонке « Узнали» учащиеся фиксируют то, что они извлекли нового из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идёт обмен информацией и наработками внутри группы. Итоги помещаются в колонку.
Эвристический метод.
- Методы обучения, результатом применения которых всегда является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, текстовое произведение, картина, поделка, план своих занятий и т. п. называются эвристическими.
- Метод эмпатии (вживания) означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта, «вселения» учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри.
- Например, вжиться в сущность дерева, кошки, облака и других образовательных предметов. В момент вживания ученик задаёт вопросы объекту-себе, пытаясь на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен в устной, письменной, рисуночной форме.
Example:
Личностные универсальные и коммуникативные учебные действия.
Времена года (Seasons)
Цель игры:
Изучение названий времен года и месяцев.
Ход игры:
Учитель либо начинает сам, либо выбирает ученика, который будет играть роль Зимы. Далее игра идет по цепочке, и в ней участвуют все дети по очереди.
Ученик 1: I'm winter. I'm cold and snowy. My months are December, January, February. And who are you?
Ученик 2: I'm spring. I'm warm and sunny. Go away, Winter! It's my turn. My months are March, April, May. And who are you?
Ученик 3: I'm summer. I'm hot and bright. Go away, Spring! It's my turn. My months are June, July, August. And who are you?
Ученик 4: I'm autumn. I'm cool and rainy. Go away, Summer. It's my turn. My months are September, October, November. And who are you?
Ученик 5: I'm winter. I'm cold and snowy. Go away, Autumn. It's my turn. My months are... и т.д.
(Продолжительность игры: 7-10 мин. Позже, когда дети усвоят лексику, она сократится до 5 мин.)
Инсерт (INSERT)
Этот приём работает на стадии осмысления содержания
I —interactive интерактивная
N —noting размечающая
S —system система для
E — effective эффективного
R —reading and чтения и
T —thinking размышления
Это маркировка текста значками по мере его чтения.
- « V» —знал
- «+» —узнал
- «-» — думал иначе
- «?» — имеются вопросы, не всё понятно
Во время чтения учащиеся делают на полях пометки;
Заполняют таблицу, в которой значки являются заголовками граф.
В таблицу тезисно заносятся сведения из текста.
"Учимся вместе" (Learning Together)
При работе с грамматическим материалом.
Например, при изучении темы Past Simple Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами:
Случаи употребления"/ "Указатели" / "Схемы".
Класс делится на три группы. Каждая выполняет свою функцию.
Группа получает карточки с типовыми предложениями по теме;
Первая группа выявляет основные случаи употребления времени- описывает действия;
Вторая - находит указатели, слова-помощники;
Третья - составляет схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений.
Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома.
Diamond – Бриллиант.
При характеристике, сравнении двух противоположных понятий используется приём
"Даймонд". В переводе с английского - бриллиант, алмаз. Важный момент в задании - встреча, столкновение, соприкосновение двух противоположных понятий. Здесь учащиеся высказывают свою точку зрения и суждения, исходя из жизненного опыта.
Например:
«Обсуждение профессий» по степени опасности.
Черты характера, присущие людям определенных профессий.
Синквейн.
- это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.
- Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк.
- Каждому учащемуся даётся 5-7 минут чтобы написать синквейн, затем из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это дает возможность критически рассмотреть тему. Затем группа знакомится с парными синквейнами. Это может породить дальнейшую дискуссию.
ПравилА написания синквейна:
В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
Четвертая строка — фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
Заключительная строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Синквейны - быстрый, но мощный инструмент для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации.
Как это создавать:
Название (обычно существительное) ——————
Описание (обычно прилагательное) ——————
Действия ———————————————————
Чувство (фраза) ————————————————
Повторение сути ————————————————
- Быть доброжелательным.
- Не критиковать.
- Соблюдать регламент высказывания идей.
- Принять и записать все идеи.
- Высказать свое мнение должен каждый.
- Технология критического мышления является сложным процессом творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысления и переоценки понятий, информации
- активный и интерактивный процесс познания, происходящий одновременно на нескольких уровнях
- сложный мыслительный процесс, начинающийся и заканчивающийся принятием решений, сопровождающийся анализом, рефлексивной деятельностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социокультурный подход с использованием технологии критического мышления в формировании экологических компетенций при обучении немецкому языку.
Мастер-класс для учителей немецкого языка и других предметов гуманитарного направления с целью ознакомления с основными приемами обучающих технологий, которые можно использую в обучен...
Технологии реализации компетентностного подхода в обучении школьников
Школьный семинар...
Реализация компетентностного подхода в обучении: технология коллективной деятельности
В данной статье рассматривается технология коллективной деятельности на уроках английского языка с точки зрения ее практической значимости в деле формирования иноязычной коммуникативной компетенции уч...
Технологии реализации компетентностного подхода в обучении школьников иностранному языку в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Осуществлять компетентностный подход необходимо с применением инновационных технологийигровые технологииинформационно-коммуникационные технологиипроблемные технологиипроектные ...
Реализация компетентностного подхода в обучении школьников математике
Интересная презентация...
Обобщение опыта работы по теме"Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку через инновационные технологии"
Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку через инновационные технологии (методы технологии развития критического мышления, эвристический метод)...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
Метод исследовательских проектов предполагает развитие познавательных навыков обучаемых, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информ...