Коммуникативно-ориентированное обучение
статья по теме
ЦЕЛЬ коммуникативно-ориентированного обучения – не только усвоение грамматики и лексики изучаемого языка, но и формирование умений иноязычной коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativno.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
О.В.ТАСЕНЮК
КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ
ОБУЧЕНИЕ
Коммуникативный подход основан на утверждении о том, что для успешного овладения иностранным языком учащиеся должны знать не только языковые формы (т.е. фонетику, грамматику, лексику), но также иметь представление о том, как их использовать для целей реальной коммуникации. После появления исследований в той области, авторы учебников, разработчики программ и преподаватели начали использовать понятие «функции». Существуют различные коммуникативные функции, которые важны для изучающих иностранный язык, такие, например, как спросить дорогу или представиться. Были разработаны методика и учебные материалы, которые знакомили учащихся с функциональным аспектом изучаемого языка и предлагали соответствующую систему упражнений.
Продолжая эту традицию, современное коммуникативно-ориентированное обучение готовит учащихся к использованию языка в реальной жизни. Учитель планирует на уроке как можно больше ситуаций общения и всячески поощряет попытки учащихся принять в них участие.
Таким образом, ЦЕЛЬ коммуникативно-ориентированного обучения – не только усвоение грамматики и лексики изучаемого языка, но и формирование умений иноязычной коммуникации. Формальные аспекты языка - грамматика, лексика, фонетика – представлены в коммуникативном контексте так, что учащимся сразу становится понятно их использование в речи. Кроме того, учащимся предлагаются приближенные к реальной жизни задания, в ходе выполнения которых систематически развиваются иноязычные речевые умения (аудирование, говорение, чтение, письмо).
Основные ПРИНЦИПЫ коммуникативно-ориентированного обучения:
- В процессе обучения учащиеся включаются в познание окружающего мира.
- Учащиеся принимают активное участие в процессе обучения и познавания.
- Учащихся просят выразить свое мнение, чувства, поделиться опытом.
- Учащиеся принимают участие в деятельности, имитирующей реальные ситуации.
- Поощряется совместная работа учащихся (проекты, бэк-рипоты).
- Учащиеся несут ответственность за результаты обучения и развивают у себя умение учиться
- Роль учителя различна в зависимости от задачи на каждом этапе урока (носитель информации, наблюдатель, консультант).
СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ПОСОБИЙ
ПРИ КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ
Программа обучения включает содержание (чему учить) и последовательность (как учить). При составлении программы обучения в современные пособия включают различные аспекты языка и коммуникативные умения. Такие программы называются КОМПЛЕКСНЫМИ. Такие программы обязательно включают в себя следующие части:
- Изучение грамматических структур.
- Изучение функций языка.
- Изучение лексики.
- Работа над произношением.
- Развитие речевых умений.
- Развитие учебных умений.
- Межпредметные связи.
Хотелось бы остановиться на развитии РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ. Целью этой части программы является обучение ПОЛЬЗОВАНИЮ языком, а не сообщение знаний о нем. В большинстве современных учебных комплексов развиваются все речевые умения, но некоторые пособия поэтапно формируют отдельные составляющие коммуникативных умений. Микроумения это:
- Чтение (просмотровое, поисковое, ознакомительное; формулирование собственного мнения; понимание главной мысли текста).
- Говорение (ролевая игра, обсуждение).
- Аудирование (конспектирование, краткое изложение содержания, развитие языковой догадки).
- Письмо (заполнение бланков, т.е. пропусков, составление описаний, дополнение недостающей информации, пунктуация).
В жизни различные речевые умения и их составляющие взаимосвязаны. Например, умение вести конспекты требует развитых умений аудирования и письма. Многие пособия формируют эти умения и вместе, и по отдельности.
И последнее, на чем хотелось бы остановиться, это СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ, его роль и место в коммуникативно-ориентированном обучении и, соответственно, в современных учебных пособиях.
В таких УМК содержатся различные АУТЕНТИЧНЫЕ материалы, аутентичные в том смысле, что речь в них идет о существующих в действительной жизни людях и взятых из жизни ситуациях, что побуждает учащихся высказываться на РЕАЛЬНЫЕ темы. Содержание таких учебников должно быть не только интересным, увлекательным и реалистичным, но так же и образовательным в широком смысле слова и социально значимым. Учебные материалы формируют не только стиль иноязычного речевого поведения, но и стиль СОЦИАЛЬНОГО поведения, ИНТЕРЕС и УВАЖЕНИЕ к культурным и социальным традициям других народов.
В связи с тем, что современные пособия коммуникативно-ориентированного обучения обучают иностранному языку как средству международного ОБЩЕНИЯ, они содержат сведения о различных странах и культурах, традициях и обычаях, даже дают сведения о характерных жестах и приметах. В УМК для старшеклассников обсуждаются и более серьезные темы межкультурного общения, например, расизм, проблемы молодежи, наркотиков, экологии и др. Эти проблемы именно обсуждаются, учащиеся высказывают свое мнение, свое отношение к серьезным проблемам, а не просто происходит их ознакомление с материалом и выполняются оторванные от жизни грамматические упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Коммуникативно-ориентированное обучение английскому языку на уроке"
Неотъемлемой частью процесса обучения является формирование у учащихся «умения учиться» - это включает овладение совокупностью способов и приемов организации школьником своей деятельности, на основе к...
Статья Использование коммуникативно-ориентированного подхода в обучении чтению на иностранном языке
Данная статья посвящена использованию коммуникативно - ориенторованного подхода в обучении одному из самых сложных видов речевой деятельности на иностранном языке. В статье дается характеристика чтени...
Коммуникативно -ориентированный подход при обучении диалогической речи
при обучении диалогу на уроках английского языка важно использовать коммуникативно- ориентированный подход....
«Лингвострановедческий аспект как фактор содержания коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку.»
Лингвострановедческий аспект как фактор содержания коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку.»...
Коммуникативно-ориентированное обучение грамматике
методическая разработка по английскому языку .Работа может быть использована при введении и закрепленииправильных глаголов в прошедшем времени....
«Коммуникативно-ориентированное обучение как один из эффективных методов обучению английскому языку»
Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций. Работая...
Коммуникативно-ориентированная направленность в обучении - один из эффективных методов обучения говорению на иностранном языке
Коммуникативно-ориентированная направленность в обучении - один из эффективных методов обучения говорению на иностранном языке. Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего...