Коммуникативно-ориентированное обучение грамматике
методическая разработка по английскому языку по теме

Гнездилова Галина Леонидовна

методическая разработка по английскому языку .Работа может быть использована при введении и закреплении

правильных глаголов в прошедшем времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коммуникативно ориентированное обучение грамматике на примере введения и закрепления правильных глаголов в  Past Simple .

Английский язык.

Гнездилова ГЛ-учитель английского языка МБОУ СОШ №63  с углублённым изучением отдельных предметов, г. Нижний Новгород, Заслуженный учитель РФ.

Успешное изучение иностранного языка невозможно без знания лексики и грамматики, которые являются основой существования языка. При введении грамматической структуры следует обратить внимание учащихся не только на её форму, но также на значение и употребление её в речи. Если учащиеся будут знать смысл и коммуникативную функцию изучаемой структуры, то они не просто заучат модель, но и смогут правильно использовать её в речи.

Опыт показывает, что грамматика является порой для учащихся скучной, малоинтересной, труднопонимаемой из-за различия грамматических структур иностранного и родного языка. Как же формирование грамматического навыка сделать продуктивным, мотивированным, как развить в учащихся умение познавательного, аналитического проникновения в грамматический строй изучаемого языка.

Прежде всего, необходимо изучать грамматику в контексте или специально созданной для грамматической структуры ситуации. В этом случае учащиеся увидят грамматическую структуру в смысловом действии, грамматическую модель, которая работает естественным образом в том или ином тематическом контексте. Грамматика будет логически связанной с речевой ситуацией, она не станет абстрактной формулой, которую надо выучить без понимания. Таким контекстом может быть текст для чтения или аудирования, видеосюжет, песня, стихотворение.

Когда мы говорим на любом языке, то для нас более существенным является то, что мы говорим, а не какую грамматику мы используем. Следовательно, грамматика должна быть настолько хорошо отработана, чтобы учащиеся пользовались ею как бы автоматически, непроизвольно,  для выражения собственных мыслей на языке. Порой бывает так, введём новую структуру, отработаем её, а на последующих уроках она никак не используется. Например, ввели структуру”I want to have my hair cut” и почему бы на последующих уроках учителю, обращаясь к ученикам не сказать“I want to have the blackboard cleaned”или спросить ученика”Have you had your computer fixed?”итд. Поэтому важным условием хорошего владения грамматикой помимо её закрепления является как можно частое слуховое восприятие определённой грамматической структуры, использование её в повседневной речи на уроках, как самим  учителем, так  и учениками.  В результате учащиеся будут уверенно владеть грамматикой и смогут самостоятельно применить её для общения в любых ситуациях.

Немаловажным условием для успешного постижения грамматики считаю вовлечение учащихся в некий процесс исследования, создание условий как бы для их самостоятельного открытия грамматического явления. Для этого подойдёт метод анализа,  учебного эксперимента, привлечения  уже известного грамматического материала, сравнения с русским языком, нахождение общих элементов в грамматике разных языков,  исторический экскурс.

Как  вышеизложенная теория воплощается на практике обучения грамматике, покажу на примере введения и закрепления правильных глаголов в простом прошедшем времени(Past Simple, 6 класс, учебник “Spotlight”).

Известно, что заучивание  3х форм неправильных глаголов является для учащихся довольно трудным делом из-за разницы в звучании и написании, их большого  количества. Тем не менее, опыт показывает, что ученики порой намного легче запоминают формы неправильных глаголов, чем правильных в Past Simple,в окончаниях которых часто допускаются серьёзные фонетические ошибки.

Конечно, причина может быть в недостаточной отработке или в недостаточном контроле над произнесением учащимися окончаний правильных глаголов в Past Simple.

Но, если ребёнок зазубрил эти окончания, не познав суть самого правила, да ещё сам впервые прочитал неверно и услышал этот неверный вариант, будьте уверены он так и будет произносить окончания глаголов с ошибками, как бы потом мы не старались их исправлять. Как же добиться исключения этого варианта из практики работы?

Во-первых, нельзя самим учащимся читать  формы  правильных глаголов в Past Simple без возможности сначала услышать их правильное, образцовое произнесение учителем или диктором. Также  очень важно соединить зрительное и слуховое восприятие одновременно. Для этого я даю ученикам текст, который они будут слушать,  читать и одновременно видеть и слышать, как произносятся окончания правильных глаголов. Первое восприятие правильного звучания сразу же откладывается в памяти учеников, и у них появляется возможность сравнивать последующие варианты с первично услышанным образцом. Текст”Aunt Vera”, который я предлагаю учащимся 6-го класса был составлен таким образом, что состоял почти  из одних правильных глаголов, логически связанных сюжетом повествования. Текст несложный, почти  не содержит незнакомой лексики, и цель стоит не только прочитать и понять содержание, но и обратить внимание учащихся, как можно рассказать о том, что было вчера, когда-то, давно, и как ведут себя уже знакомые ученикам глаголы в прошедшем времени.

Перед чтением и прослушиванием текста ученикам даётся задание: 1)listen and read

2) Say who tells the story

3) Say when the story takes place.

4) What helps us to tell stories in the past?

После чтения и прослушивания, отвечая на вопрос”Who tells the story?”ученики, торопясь ответить, говорят:”Aunt Vera” или “the boy”. Если нет более правильного ответа, прошу ответить на вопрос « когда происходит событие в рассказе». На этот вопрос ученики обычно отвечают правильно, догадываясь, что рассказ идёт в прошедшем времени, но не все могут объяснить, как они догадались об этом.

Тогда мы начинаем анализировать, что помогло им понять, что повествование идёт в прошедшем времени. Не все, но найдутся ученики, которые правильно заметят, что есть фраза “ I remember”,значит, человек вспоминает о том, что было, когда он был ребёнком и во-вторых глагол “to be” стоит в форме “ was”(его ученики уже знают). После этого небольшого анализа ученики дадут обоснованно правильный ответ на первый вопрос: “ A man or an author tells the story about himself when he was a small boy”. Далее продолжаем размышлять: «А что вас удивило в этом тексте, что необычного вы услышали и увидели при его чтении?» Обязательно найдутся учащиеся, которые заметят, что знакомые глаголы  приобрели незнакомые окончания и произносятся они  непривычно. Вот это самый важный ответ, которого я добиваюсь: увидеть и услышать формы глаголов и заметить, что одно и то же окончание-ed читается по-разному. В этом месте я даю установку на внимательное прослушивание и выборочно, очень чётко произношу глаголы, которые записаны на доске в три столбика по способу произношения окончаний. Окончания и последняя буква основы должны быть выделены любым способом (цветом, размером итд).

[t]                         [d]                           [id]

worked              cleaned                  visited

looked                enjoyed                  decided  

Но как это правило запомнить ученикам? Сложность запоминания снимается моментально, когда я говорю ,что это правило никто не придумывал специально, что оно появилось благодаря способности нашего горла произносить звуки. И вот здесь  мы проводим небольшой эксперимент.  Если основа звучит глухо, шипит или свистит, то и окончание будет произноситься глухо как [t], потому что нам удобно так произносить: [stopt], [workt], [woIt] (учащиеся отрабатывают произношение в парах). А теперь попробуем сказать: [stopd], [wokd]или [lukd],(пробуют произнести этот вариант и убеждаются как это действительно неудобно  и трудно произносить), наше горло само говорит:[stopt],[lukt],[laikt]. А вот played, opened и lived удобно произносить как [pleid],[oupend],[livd],т.е. звонкая основа-звонкое окончание. А вот decided,started,wanted,visited невозможно произнести с окончанием[t] или [d] ,без соединительной гласной “e”. Почему? Попробуем сказать: [disaidd] или[disaidt],[ni:dd] или [ni:dt], получается смешно, дети с увлечением произносят, исследуют все варианты и приходят к выводу, что, если основа глагола оканчивается на “t” или “d”, то произнести [disaidid],[sta:tid],[wonted],[vizitid], используя соединительную гласную “е” очень удобно. Так появляется  правило, которое формулируют ученики,  ему и подчиняются глаголы,   получившие название “правильные”.  Такие методические приёмы не только способствуют осознанному пониманию грамматики, но и обеспечивают способ её запоминания.

Далее может идти разнообразная работа по закреплению грамматического навыка на данном и последующих уроках.

 1.На доске под номерами записаны глаголы из предложенного текста:1)wash 2)play 3)stop 4)decide 5)clean 6)open 7)help  8)turn 9) want 10) start. Учащимся даётся следующее задание:Listen and write down the past simple of the verbs in the correct box : -[t]             -[d]             -[id]. Учитель произносит  глаголы, делая акцент на окончания, учащиеся записывают глаголы  в колонку согласно их произношению.

2.Когда дети ознакомлены с правилом написания окончаний, можно дать диктант с аналогичным заданием. Здесь проверяется и правописание и произношение.

3.Выбрать из текста глаголы и записать их по произношению окончаний в три столбика.

Решая задачу формирования грамматического навыка  на основе учебного текста, мы одновременно достигаем и основную цель урока, а именно, развитие умения читать и понимать содержание рассказа в новом грамматическом времени, т. е. мы развиваем речевое умение на основе формирования грамматического навыка. Для этого подойдут такие  задания:

1.True or False (каждому ученику даются  распечатанные заготовки с утверждениями) Учащиеся должны указать верные, неверные утверждения, а  последние исправить.

2.Дополнение недостающей информации Gap- fill. Учащиеся дополняют предложения, заполнив пропуски соответствующими глаголами из текста.

3.Реконструировать предложение: под цифрами в колонках написаны начала предложений, во второй колонке под буквами-окончания предложений (ученики любят это задание и с удовольствием выполняют его на оценку), или: собрать разрезанные на части предложения.

4.Найти  заданную информацию (перед повторным чтением поставить вопросы или  утверждения и дать задание найти ответы или объяснения)

5. Следующие задания могут выполняться на продуктивном уровне (можно дать их и в виде домашнего задания): 1.Придумать предложения с правильными глаголами в прошедшем времени и записать их. 2.Составить свой рассказ о событиях в прошлом, используя правильные  глаголы (здесь необходимо дать ученикам общий план рассказа, повторить обстоятельства в Past Simple).  3.Передать содержание рассказа от имени тёти Веры, начав  со слов I remember when I worked on the farm….Выполняя это задание, учащиеся узнают и то, что во всех лицах и числах правильные глаголы имеют одну и ту же форму.

Учитель может придумать сколько угодно упражнений разного типа, и все они будут решать комплексную задачу: формировать грамматические навыки и развивать речевые умения слушать, читать, говорить и  писать.

                         

 I Remember My Aunt Vera.

         I remember when I was a child; my mother and I visited my aunt Vera. She lived in a small town Semyonov and worked on a farm. She looked after pigs. She was a kind woman and liked them very much. She wanted them to be big and healthy. Aunt Vera worked hard and needed some help. We wanted to see Aunt Vera and help her in her work. We decided to go to Semyonov on holidays.

Before leaving we cleaned our flat and packed our cases. Then we cooked an apple pie, washed the dishes, turned the gas and the water off, closed the windows and started our trip.

We enjoyed our holidays at my aunt’s.

 [ t ]                       [ d ]                          [ld]

worked                            lived                                     visited

looked                             cleaned                                wanted

liked                                turned                                   needed

packed                            closed                                  decided

cooked                            enjoyed                                started

washed    

Литература.

1 Зимняя И.А.  Психологические основы обучения говорению на иностранном языке. Москва, 1978.

2.Шамов А.Н.    Методика преподавания иностранных языков. (Общий курс).

3.Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному говорению.

4Введение в коммуникативную методику обучения английскому языку. Oxford University Press,1997.           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Коммуникативно-ориентированное обучение английскому языку на уроке"

Неотъемлемой частью процесса обучения является формирование у учащихся «умения учиться» - это включает овладение совокупностью способов и приемов организации школьником своей деятельности, на основе к...

Статья Использование коммуникативно-ориентированного подхода в обучении чтению на иностранном языке

Данная статья посвящена использованию коммуникативно - ориенторованного подхода в обучении одному из самых сложных видов речевой деятельности на иностранном языке. В статье дается характеристика чтени...

Коммуникативно-ориентированное обучение

ЦЕЛЬ коммуникативно-ориентированного обучения – не только усвоение грамматики и лексики изучаемого языка, но и формирование умений иноязычной коммуникации. ...

Коммуникативно -ориентированный подход при обучении диалогической речи

при обучении диалогу    на уроках  английского  языка  важно использовать  коммуникативно- ориентированный  подход....

«Лингвострановедческий аспект как фактор содержания коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку.»

Лингвострановедческий аспект как фактор содержания коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку.»...

«Коммуникативно-ориентированное обучение как один из эффективных методов обучению английскому языку»

Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций. Работая...

Коммуникативно-ориентированная направленность в обучении - один из эффективных методов обучения говорению на иностранном языке

Коммуникативно-ориентированная направленность в обучении - один из эффективных методов обучения говорению на иностранном языке. Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего...