Коммуникативно-ориентированная направленность в обучении - один из эффективных методов обучения говорению на иностранном языке
методическая разработка по английскому языку
Коммуникативно-ориентированная направленность в обучении - один из эффективных методов обучения говорению на иностранном языке.
Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций. Как же эффективнее построить свои уроки, какой метод подобрать, чтобы детям был интересен и сам материал, и способ его подачи.
Овладение языком в искусственных условиях, то есть вне среды, где на нем говорят, требует создания воображаемых ситуаций, способных стимулировать общение на изучаемом языке, и связано с развитием воображения. Как показала практика, этого можно достичь при использовании в обучении иностранному языку коммуникативного подхода, цель которого состоит в том, чтобы научить свободно ориентироваться в иноязычной среде и уметь адекватно реагировать в различных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnoe_obuchenie.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Коммуникативно-ориентированная направленность в обучении - один из эффективных методов обучения говорению на иностранном языке.
Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций. Как же эффективнее построить свои уроки, какой метод подобрать, чтобы детям был интересен и сам материал, и способ его подачи.
Овладение языком в искусственных условиях, то есть вне среды, где на нем говорят, требует создания воображаемых ситуаций, способных стимулировать общение на изучаемом языке, и связано с развитием воображения. Как показала практика, этого можно достичь при использовании в обучении иностранному языку коммуникативного подхода, цель которого состоит в том, чтобы научить свободно ориентироваться в иноязычной среде и уметь адекватно реагировать в различных ситуациях.
Коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку является эффективным методом, позволяющим ребенку к окончанию школы овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для адаптации в иноязычном обществе. Сущность коммуникативного обучения - готовить учащегося к участию в процессе иноязычного общения в условиях иноязычного общения, созданных в классе. Коммуникативный подход как нельзя лучше мотивирован: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка по средствам накопления и расширения их знаний и опыта. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятий, например, во время посещения страны изучаемого языка, во время приёма иностранных гостей дома, при переписке, при обмене аудио и видеокассетами, результатами заданий и т. п. со школами и друзьями в стране изучаемого языка.
Главными участниками процесса обучения с применением коммуникативно-ориентированного подхода являются учитель и ученик. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправном речевом партнерстве.
При построении урока мной обычно учитываются следующие принципы:
Во-первых, это речевая направленность, обучение иностранным языкам через общение.
Это означает практическую ориентацию урока. Правомерны лишь уроки на языке, а не о языке. Конечно, на начальном этапе невозможно вести урок только на иностранном языке. Но ключевые фразы, которые повторяются из урока в урок (команды, приветствие, задания и пр.) нужно изначально озвучивать на изучаемом языке.
Во-вторых, функциональность - предполагает, что как слова, так и грамматические формы усваиваются сразу в деятельности: учащийся выполняет какую-либо речевую задачу - подтверждает мысль, сомневается в услышанном, спрашивает о чем-то, побуждает собеседника к действию и в процессе этого усваивает необходимые слова или грамматические формы.
В-третьих, ситуативность, ролевая организация учебного процесса. Принципиально важным является отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют учащихся каждого возраста. На начальном этапе это семья или сказочные герои, праздники, в средней школе детям интересны страны и их обычаи, особенно стран изучаемого языка. Практически всегда материал учебника можно представить в виде ситуации, распределить роли, вынуждая тем самым говорить на языке каждого участника образовательного процесса.
Так же важен принцип новизны. Новизна проявляется в различных компонентах урока. Это прежде всего новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнера, условий общения и т.д.). Это и новизна используемого материала (его информативность), и новизна организации урока (его видов, форм), и разнообразие приемов работы. В этих случаях учащиеся не получают прямых указаний к запоминанию - оно становится побочным продуктом речевой деятельности с материалом (непроизвольное запоминание).
Обязательно нужно учитывать личностную ориентацию общения. Речь всегда индивидуальна. Любой человек отличается от другого и своими способностями, и умением осуществлять учебную и речевую деятельность, и своими характеристиками как личности, а тем более дети.
Коммуникативное обучение предполагает учет всех этих личностных характеристик, ведь только таким путем могут быть созданы условия общения: вызвана коммуникативная мотивация, обеспечена целенаправленность говорения, сформированы взаимоотношения и т.д.
Еще один важный принцип - это коллективное взаимодействие - такой способ организации процесса, при котором ученики активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи остальных.
Ну, и наконец, упражнения. В процессе обучения практически все зависит от упражнений. В упражнении отражается вся концепция обучения. При коммуникативном обучении все упражнения должны быть по характеру речевыми, т.е. упражнениями в общении.
Это может быть пересказ текста своими словами, описание картины, серии картин, лиц, предметов, комментирование и т.д. Таким образом, коммуникативное обучение представляет собой преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера.
Варианты упражнений с применением коммуникативно-ориентированного подхода разнообразны. Вот некоторые из них.
- Расширяющиеся синтагмы.
В первой фразе в скобках дается значение нового слова, в последующих оно должно быть понятно без перевода, и в результате многократного восприятия и использования ученик запоминает его. Например:
Обязанность (перевод)
Я знаю свои обязанности.
Учиться – это не самая главная обязанность.
Я думаю, что самая главная моя обязанность – это быть порядочным человеком. и т.д.
На базе расширяющейся синтагмы возможен комплекс упражнений, обеспечивающий свободное владение всем речевым материалом. Также расширяющиеся синтагмы могут «сопровождать» предъявление какого-либо факта культуры. Например:
Кельнский собор.
Неужели это Кельнский собор?
Действительно, Кельнский собор – это настоящее чудо архитектуры.
Я давно хотел увидеть это чудо архитектуры и узнать о Кельнском соборе побольше.
- Упражнения со списком слов.
Слова иностранного языка нужно заучивать, а это большая трата времени и труд совсем не привлекательный. Идея таких упражнений заключается в том, что учащиеся выполняют ряд заданий, в которых слова являются не целью, а средством выполнения их – срабатывает принцип непроизвольного запоминания. Например:
При обсуждении темы дружбы и друзей можно дать следующие задания:
- Друзья бывают хорошие и не очень. Найдите в представленном списке необходимые слова и перепишите их к себе в тетрадь, разделяя на две колонки – положительные черты и отрицательные.
- Прочитайте небольшой рассказ и дополните свои списки словами, характеризующие настоящего друга.
- А теперь, не глядя ни в список, ни в текст, перечислите все характеристики настоящего друга.
- Подберите 10 самых уважаемых вами черт. Назовите самую любимую.
- Назовите три самых ненавистных недостатка.
- Что бы вы выбрали из черт характера для вашего друга: учитель называет по два качества противоположных по смыслу (ленивый – работящий; бесчувственный – чувствительный и т.д.)
- Представьте портрет вашего воображаемого друга (глядя в список или по памяти)
Можно использовать рифмовки по проблеме. Рифмовки должны быть серьезными или шутливыми, но обязательно осмысленными. Например:
My friend is not crazy,
She is never lazy.
My friend was cunning
But it wasn’t stunning.
My friend is really optimistic
But I’m rather pessimistic.
- Задания, предполагающие «информационное неравенство» участников (information gap).
Задания типа "information gap" могут принимать различные формы:
- picture gap (у обучаемых имеются почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются, и различия нужно обнаружить при помощи вопросов, не видя картинки партнера,— matching tasks);
- text gap (у школьников имеются аналогичные тексты или фрагменты одного и того же текста, где подробности, присутствующие в тексте одного ученика, отсутствуют в тексте другого ученика, и недостаток информации нужно восполнить — jig-saw reading);
- knowledge gap (у одного ученика имеется информация, которой нет у другого, и ее нужно восполнить — complete-the-table tasks);
- belief/opinion gap (у обучаемых имеются разные убеждения, а нужно выработать единое мнение);
- reasoning gap (у школьников имеются разные доказательства, которые важно собрать вместе и сопоставить).
- Упражнения с постановкой разнообразных проблемных задач.
Одним из подобных упражнений являются проблемные речемыслительные задания, основанные на критическом мышлении — осознанном подвергании сомнению тех или иных положений, мыслей и высказываний. При этом формулируются следующие возможные вопросы:
- Является ли эта мысль истинной или ложной (true or false)?
- Имеется ли в тексте (на изображении) ответ на данный вопрос (present or missing)?
- Похожи ли эти два текста (изображения) или отличаются (alike or different)?
- Существенны эти детали содержания текста (изображения) или второстепенны (essential or non-essential)?
- Достаточен ли данный ответ на поставленный вопрос или нет (adequate or inadequate)?
Критическое мышление позволяет формировать «неравнодушных» учащихся, готовых думать, говорить и общаться. Взаимодействия в группе организуются как свободное общение участников, обмен мнениями, дискуссии, ролевые игры, импровизации, скетчи и др. Эффективность коммуникативных заданий возрастает, если предварительно проводится традиционная работа над словарным запасом и грамматическими навыками обучаемых.
В заключении хочется сделать следующие выводы:
Коммуникативно-ориентированный подход привлекает обучаемых путем сосредоточения на интересующих их темах и представления им возможности выбора текстов и задания для достижения целей программы. Коммуникативная способность обучаемых развивается через их вовлечение в решение широкого круга значимых, реалистичных, имеющих смысл и достижимых задач, успешное завершение которых доставляет удовлетворение и повышает их уверенность в себе.
Коммуникативное обучение языку подчёркивает важность развития способности учащихся и их желание точно и к месту использовать изучаемый иностранный язык для целей эффективного общения.
Коммуникативная методика способствует быстрому овладению учащимися навыками разговорной речи. Это обеспечивается за счёт усвоения различных видов монологической речи, типовых диалогов и форм языкового моделирования. Здесь, на первом плане находится конкретная языковая модель. Основной единицей урока и всей стратегии обучения данной методики является акт говорения.
Безусловно, современному учителю необходимо знать и применять на практике не одну технологию, не один метод обучения. Но залог успешного урока заключается не только в выборе той или иной технологии, важно вызвать интерес каждого ребенка к теме урока, подготовить занимательные задания, с помощью которых будет происходить познавательный процесс, т.е. сформировать внутреннюю мотивацию учащихся. А это полностью зависит от учителя, его опыта и желания научить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные методы и приемы преподавания иностранного языка в старших классах.
При анализе методов и приемов преподавания иностранного языка в средней школе можно выделить приемов организации урока, без которых сложно добиться качества знаний по предмету:...
Методическая разработка Использование группового метода обучения как средства индивидуализации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку
Данная разработка адресована учителям иностранного языка средних общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением английского язы...
Презентация по теме « Игровые приемы как один из эффективных методов обучения письменной речи на начальном этапе».
Презентация по теме « Игровые приемы как один из эффективных методов обучения письменной речи на начальном этапе»....
Доклад на ШМО "Домашние задания - как один из эффективных методов обучения математике"
Докад на ШМО "Домашние задания - как один из эффективных методов обучения математике", где рассказывается о видах домашних заданий, о формах контроля за выполнением домашней работы....
«Коммуникативно-ориентированное обучение как один из эффективных методов обучению английскому языку»
Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций. Работая...
Интерактивные методы обучения,как средство формирования ключевых компетенций на уроках иностранного языка
Об основных методических инновациях, связанных с применением интерактивных методов обучения....
Драматизация как один из эффективных методов обучения иностранному языку в рамках проектной деятельности
Многообразие форм учебной деятельности по иностранному языку позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них универсальных учебных действий. О...