Современное обучение ИЯ
статья по теме
Предварительный просмотр:
Современное обучение ИЯ: цели, особенности, роль учителя
Российское образование на сегодняшний день переживает многочисленные реформы, среди которых и переход к ЕГЭ, и присоединение к Болонскому процессу, и, наконец, всеобщая гуманизация образования. Уметь общаться с иностранцами, понимать их культуру и быть толерантным становится общепринятым стандартом для каждого образованного человека. Знать иностранные языки – задача, которую ставят перед собой многие школьники, и начинают изучать их углубленно уже с раннего детства. Российская школа, несмотря на сложные социальные условия, экономический спад продолжает выполнять заказ общества и готовить таких выпускников школ, которые смогут успешно адаптироваться во взрослой жизни. Работать в такой школе, когда правительством начинают создаваться все необходимые условия, в таком обществе, когда школьники и их родители начинают понимать всю важность образования – это сложно, но интересно, и это шанс для каждого молодого специалиста реализоваться и стать настоящим профессионалом.
Мировой кризис в различных сферах человеческой деятельности все чаще заставляет задумываться человека, как же именно мы пришли к такой ситуации и как из нее выйти. При этом одним из самых мощнейших инструментов считается образование, которой и отдается миссия спасения. Воспитание молодых умов, воспитание новых талантов и просто воспитание личности в детях – и есть та глобальная цель, ради которой имеет смысл трудиться.
Если же разбираться в данном вопросе более детально, то можно утверждать, что характерной особенностью современного образования является требование к интеграции различных составляющих целей образования для достижения пяти базовых компетенций, которые в совокупности и могут обеспечить готовность выпускников школ к дальнейшей самореализации. Необходимо подчеркнуть, что именно эти компетенции – хотя их деление представляется условным – были зафиксированы как «фундамент» участниками симпозиума в Берне в рамках проекта «Среднее образование для Европы».
Итак, 5 компетенций:
- Социально-политическая компетенция, или готовность к решению проблем;
- Информационная компетенция;
- Коммуникативная компетенция;
- Социокультурная компетенция;
- Готовность к образованию через всю жизнь.
Владение данными компетенциями в предмете «Иностранный язык» весьма важно. Умение проявить инициативу, отыскать информацию и проанализировать ее, активно вступить в дискуссию и защитить свою точку зрения, проявив толерантность и уважение к оппоненту, и при этом быть готовым постоянно совершенствоваться и улучшать свои знания – именно такими качествами должен обладать современный молодой человек, ставящий высокие цели в изучении иностранных языков.
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что коммуникативная компетенция может рассматриваться как ведущая и стержневая компетенция, поскольку именно она лежит в основе развития всех других; именно формирование коммуникативной культуры устной и письменной речи является не только целью, но и средством успешности овладения любыми предметными и межпредметными знаниями и умениями.
Возвращаясь к аспекту толкования целей современного образования, можно выделить следующую триаду целей:
Образовательные и практические цели направлены на получение информации, предметных и межпредметных знаний, которые и создают фундамент учебной и реальной деятельности. Применительно к изучению иностранного языка они включают формирование языковых навыков – лексических, грамматических, фонетических; коммуникативных умений в устной и письменной речи – в аудировании, говорении, чтении и письме; а также знаний о странах изучаемого языка и своей стране и культуре.
Развивающие цели можно соотнести с формированием различных навыков и умений, а также с развитием определенных мыслительных способностей, без которых невозможно эффективное применение полученных знаний.
Воспитательные цели – это и есть кульминация образования, желаемый итог или набор компетенций, связанных с готовностью и способностью к действию и взаимодействию с учетом принятых в обществе законов и норм поведения, а также сформированных морально-ценностных установок личности.
Необходимо отметить, что одной из последних тенденций в образовании становится возложение воспитательных целей именно на предмет «Иностранный язык», так как овладевание социокультурной компетенцией предполагает как понимание и толерантность к иной культуре, так и знание собственной культуры и истории – не только страны, но и родного края, что может успешно реализовываться при включении регионального компонента в образовательный процесс. Именно на уроках иностранного языка у педагога есть время, что пройти виртуальный тур по родному городу, вспомнить все знаменательные даты и громко звучащие имена, задуматься о настоящем и будущем.
Если же говорить в целом о содержании современного образования, то можно отметить концепцию Солововой, которая предлагает следующие составляющие:
- Предметная информация;
- Умение работать с текстами;
- Умение создавать собственные тексты.
В современном образовании все больше прослеживается тенденция усиления автономии учащихся в целях воспитания самостоятельной, инициативной личности.
В классической схеме взаимодействия учителя и учеников на уроке только учитель:
- Обладает всей полнотой информации о программе, содержании обучения, характере контроля;
- Является главным источником знания (их «транслятором»);
- Отвечает за работу учеников на уроке;
- Обладает привилегией оценивать результаты.
Несомненно, при таком подходе, когда вся учащиеся выступают в пассивной роли, даже самые активные и творческие дети теряют интерес к предмету. Можно отметить, что именно на уроках иностранного языка создание учебной автономии весьма актуально, так как именно в западных странах такой подход уже давно практикуется и работа учащихся в более свободных условиях поможет им лучше понять истинный дух демократии. Поэтому в новых условиях образовательного пространства, когда воспитание активной целеустремленной личности – одна из основных целей, каждый учитель:
- Делает содержание учебных программ, формы и содержание контроля открытыми и понятными для учеников;
- Отказывается от роли единственного источника информации;
- Выступает в роли помощника и консультанта учебной деятельности;
- Обеспечивает необходимыми учебными материалами и технологиями работы с ними;
- Стимулирует умения в само/взаимоконтроле достигнутых результатов.
Таким образом, центром образовательной деятельности становится ученик, а не учитель. Необходимо отметить, что современные дети действительно ценят оказываемое им доверие и вполне способны на самостоятельные исследования самых сложных тем, хотя и под чутким руководством своего научного руководителя.
Среди особенностей современного языкового образования можно выделить возросший интерес к модульной модели построения курса. Необходимо отметить, что собственно под модулем может пониматься как и отдельный урок или тема, так и целиком учебный курс. Несомненно, что в условиях некоторой свободы учителя иностранного языка, когда он самостоятельно составляет календарное и поурочное планирование, имеет возможность выбирать УМК, внедрять региональный компонент, можно говорить о возможности применения данной модели. Поэтому, говоря об особенностях современного урока иностранного языка, прежде всего хотелось бы рассмотреть принципы модульного обучения, адаптированных к специфике языкового образования:
- Принцип модульности структурного содержания, с возможностью усвоения информации в автономных режимах;
- Принцип гибкости, динамичности, нелинейности, когда учитель моделирует курс обучения в интересах отдельной группы учащихся;
- Принцип рефлексивной деятельности и междисциплинарности, когда ученик соединяет изученную им теорию из различных областей знания с целью решения конкретных задач;
- Принцип автономности обучения и равной ответственности, когда учитель и ученик одинаково серьезно понимают стоящие перед ними цели и задачи.
Необходимо заметить, что работа с базовыми учебниками так же может предполагать использование данной модели. Приступая к работе над темой, учитель заранее готовится к уроку, подготавливая материалы для прочтения, аудирования, выбирая темы и упражнения для речемыслительной деятельности. Многие УМК оставляют место для методической деятельности учителя, позволяя ему самостоятельно подбирать дополнительные материалы. Прорабатывая модуль, учитель одновременно справляется и с прохождением программы, имеет возможность использовать учебник и свои собственные разработки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные методы как основа современного обучения английскому языку
Конспект выступления на методическом объединении...
Методические принципы современного обучения английскому языку
В наши дни преподавательское искусство четко диктует необходимость новых подходов к обучению, в том числе и английскому языку. Старые методики, бывшие когда-то единственно верными, уходят в прошлое, а...
Использование технологии подкастинга в современном обучении.
Осветить вопросы интеграции в процессе обучения иностранному языку (в частности английскому языку) в технологии подкастинга....
традиционный урок и актуальные технологии современного обучения
Материал из книги Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть I: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед.учеб.зав...
Сотрудничество как одно из определяющих основ современного обучения
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Х. Й. Лийметс...
Методическое пособие для учителей физики "Современное обучение физике: от теории - к практике"
Методическое пособие для учителей физики....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ В ЖАНРЕ ЛИТЕРАТУРНОГО БЛОГА КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА КРЕАТИВНОСТИ В РАЗВИТИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Методические рекомендации к работенад сочинением в жанре литературного блога как реализация принципа креативности в развитии письменной речи учащихся в условиях современного обучения...