Интерактивные методы как основа современного обучения английскому языку
статья по английскому языку на тему

Конспект выступления на методическом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._metod._obedinenie.docx33.55 КБ

Предварительный просмотр:

Профессия учителя в некотором смысле схожа с профессией актёра. Посудите сами: смолкает оркестр, затихает зал, поднимается занавес – мой выход. В свете рампы я одна перед публикой, и теперь в моей власти её удивить, заинтриговать и… научить! Актёр перед своим выходом как бы настраивается, вживается в неё и появляется на сцене в образе совершенно другого человека.

Готовность к уроку для меня, как учителя, означает, что:

- план урока составлен;

- я настроилась на занятие и целиком сосредоточена на положительных эмоциях, связанных с уроком.

Первый год работы, организуя учебный процесс, я, прежде всего, была озабочена содержанием своей собственной деятельности. Анализируя свои первые планы занятий, я пришла к выводу, что в них четко и подробно была  прописана только деятельность педагога. Как в плане, так и на самом занятии я становилась центральным действующим лицом, показывала или рассказывала, спрашивала.

А результат: ребята боялись строить свои предложения, просто заучивали пересказы, не могли  использовать эти предложения в собственных рассказах, при ответах на вопросы. Я вроде бы все делала правильно. Несмотря на это, приятного чувство удовлетворения от проделанной работы я не ощущала.  В чем вопрос? Кто я в классе? Судья, друг, советчик, партнер, собеседник? Ведь язык- это общение, коммуникация.

 Сейчас изучающий язык – LanguageLearner – не может довольствоваться только знаниями о языке, сколь бы глубокими они ни были. Необходима тренировка реального использования языка в ситуациях коммуникативных, когда нужно решить какую-то проблему. Получается, на моих уроках учащийся оказался   пассивным слушателем, которому иногда предоставлялась возможность вербализовать свои знания. Необходима выработка так называемых lifeskills т.е. умений в определенной жизненной ситуации  принять решения, знать как поступить и что сказать. Но многие дети слышат иноязычную речь только 2 часа в неделю, на моих уроках.  А значит, нужна внутренняя мотивация “Хочу, потому что интересно”. Как этого добиться?  Я  обратилась к социально-психологическим исследованиям, стала посещать уроки своих коллег, внимательно слушала выступления на заседании кафедры учителей иностранного языка гимназии, активно посещала все районные методические мероприятия.

И сегодня для меня является на уроке самым главным то, чтобы излагали, показывали, рассказывали и спрашивали больше сами дети, чтобы мне больше приходилось слушать..., чтобы дети все время были активными. Участвуя в дискуссиях, обсуждая различные проблемы, проигрывая ситуации, ребята усваивают от 70% до 90% информации.  Подтверждение этой мысли отразил Эдгар  Дейл, профессор Государственного университета штата Огайо, который изучал и анализировал способность обучаемых воспроизводить полученную информацию. Результаты исследования были оформлены в виде «Dale’sconeofexperience» (известном как конусе Дейла).слайд

Пирамида запоминания показывает, что, чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше информации усваивается ими.

Такому эффективному процессу познания способствует применение интерактивных методов.

 В переводе с английского интерактивный («inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Итак, интерактивные методы – методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Именно формирование иноязычной коммуникативной компетенции рассматривается сегодня как одна из важнейших целей обучения школьников иностранному языку. Как отмечает Ефим Израилевич Пассов (российский лингвист, специалист в области методики иноязычного образования, один из основоположников коммуникативного метода обучения иноязычному общению),  коммуникативная обстановка на занятии подразумевает создание установки на общение с самого начала урока, включение всех учащихся в общение, психологический комфорт, доступность предмета речи и интерес к нему. В такой ситуации педагог выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, так называемого “facilitator” (создателя условий для инициативы учащихся). Такая роль учителя мне гораздо ближе, а моим учащимся предоставляет больше свободы в выражении своего мнения. Мои ученики не чувствуют  интеллектуального или психологического давления в процессе обучения. Для нас класс становится  местом совместного интеллектуального труда и взаимообогащающего общения.

Среди интерактивных методов выделяют:

1. Творческие задания.

2. Работа в малых группах.

3. Обучающие игры.

4. Общение с носителями языка.

5. Экскурсии.

6. Соревнования.

7. Выставки, спектакли, представления и т.д.

8. Ученик в роли учителя.

9. Работа с наглядным пособием.

10. Каждый учит каждого.

11. Письменная работа по обоснованию своей позиции.

12. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем

13. Проектный метод.

14. Дискуссия.

15. Дебаты.

16. Мозговой штурм.

Поскольку я работаю с детьми в начальной школе, мне необходимо учитывать их возрастные особенности. Перечисляю лишь некоторые, наиболее важные для моей практики:

  1. Непроизвольное внимание преобладает над произвольным.
  2. Длительное напряжение произвольного внимания к учебным действиям затрудняет и утомляет ребенка.
  3. Особенностью здоровой психики ребенка является познавательная активность.
  4. Сильно развита непроизвольная память.

Значит основными видами деятельности для ребенка должны быть игра, рисование, конструирование. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Учебной  же деятельности еще только предстоит развиться.

       В соответствии с этим в своей работе я  использую следующие интерактивные методы обучения:

1) творческие задания;

2) работа в малых группах;

3) обучающие игры;

4) проектный метод.

  1. Творческие задания.

Под творческими заданиями я понимаю такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Возможность найти своё собственное «правильное» решение, основанное на своём персональном опыте и опыте своего друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, со-обучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.

Я использую разные виды творческих заданий для младших школьников на своих уроках английского языка. Мы составляем сказки, загадки, пословицы, разучиваем короткие стихи и игровые двустишия для тренировки грамматических явлений, подбираем слова в рифму к данному слову, составляем кроссворды. Ребята очень любят составлять кроссворды. Здесь они проявляют не только уже усвоенные знания английских слов, но и имеют неограниченные возможности для расширения своего словаря. Особенно детей привлекает не сама художественная деятельность, не то, какие слова они использовали в кроссворде (хотя это не маловажно). Их завораживает процесс наблюдения, как одноклассники разгадывают эти кроссворды, и они в свою очередь, тоже пытаются отгадать, вспомнить.

С ребятами в 1 и порой даже во 2 классах мы сталкиваемся с проблемой, что они  совсем ещё не чувствуют характерной особенности рифмы – одинаковое звучание. Так, например, к слову «стол», я из года в год слышу рифму «стул». Но как только детки понимают этот нюанс, их уже не остановить. Сначала они используют известные им слова, а потом составляют новые и такие, которых нет в английском языке. Я сразу стараюсь перевести реально существующие слова и отмечаю факт словотворчества. Это очень воодушевляет ребят. Когда набирается достаточное количество рифм, мы приступаем к сочинению стихотворений. Несмотря на ограниченность речевой структуры, выбранной за каркас, на выходе я не вижу ни одной похожей работы – каждая уникальный шедевр. Так, к слову cat мы подбираем рифмы bat, hat, mat, rat, flat. А к слову сake – lake, snake, stake. Я предлагаю конструкцию I have got… - У меня есть… Ребята сочиняют свои собственные стихотворения, например:

I have got a cake,       слайд

I have got a lake.

I have got a hat,

I have got a rat.

При составлении загадок дети выходят на принципиально новый этап применения знаний – выявление характерных особенностей предмета или явления, а самое главное, формулирование, описание, оформление всего этого в предложение на английском языке. Так, мы составляли загадки по темам «Животные», «Еда», «Мебель» и др. Ребят привлекал момент тайны (никто не знает, что ты загадал).

Эффект неожиданности привносит в наши уроки задание «Закончи предложение». Я пишу простое предложение или только его начало, а ребята пытаются его продолжить. Например, «Yesterday evening I …» - «Вчера вечером я…». Ребята предлагали следующие варианты.

Yesterday evening I didn’t do my homework.

Yesterday evening I visited my granny.

Yesterday evening I called Alla Pugachyova.

Как вы видите, ребята составляли не только правдивые предложения, но и придумывали небылицы.

  1. Работа в малых группах.

Чаще всего выполнение творческих заданий предполагает работу в микрогруппах. Ребята составляют диалоги по темам, а потом и разыгрывают их  перед одноклассниками с большим удовольствием. Преимуществом работы в группе, на мой взгляд, является и то, что учащиеся работают как бы в свободном режиме.

  1. Обучающие игры.

Ролевые игры на основе ситуаций, адекватных реальным ситуациям общения побуждают учащихся говорить на английском языке. Мы очень любим с ребятами ходить в магазин и покупать там еду, одежду, игрушки. Нам нравится встречать гостей и дарить им подарки. Порой, нам приходится посещать доктора. Ребята с удовольствием собирают портфель сказочным героям.

 Не могу не упомянуть о таком случае. Я вела занятия в 1 классе в рамках внеурочной деятельности. Мы часто  разыгрывали ситуации встречи, знакомства, представления семьи. Вскоре я заметила, что в свободное время на переменах, а позже выяснилось, что и дома с родителями, малыши пытались высказываться  с помощью известных им выражений. Радует то, что я смогла донести до них, а они уловили эту мысль: язык – это средство общения.

Ребят 1-2 классов приводит в восторг в ролевой игре то, что они могут воплощаться в разных образах, примерить на себя любую роль. Дети очень любят разыгрывать беседы с мягкими игрушками, изменяя голос, придумывая вопросы или ответы за своего героя.

Часто на уроках мы играем в игру «Chain»  - «Цепочка», другое название «Снежный ком». Цель этой игры - закрепление лексики по теме урока, тренировка памяти. Начиная игру, учитель называет первое слово. Каждый последующий ученик должен назвать все предыдущие слова в том порядке, в каком они включались в игру, и сказать новое слово. Если кто-то забыл слово или перепутал порядок, он выбывает из игры.  

Игровые задания на шифрование слов также очень интересны моим детям.

Игра How many pages? Беспроигрышный вариант при изучении числительных.  У меняна столе всегда лежат много красивых книг. Однажды я спрашиваю у детей, показывая на одну из книг: - How many pages are there in this book? Сколько страниц в этой книге? Дети пытаются отгадать.

На этапах закрепления и повторения я использую игры с пенями и движениями? В них язык употребляется в реальном контексте. Песни и рифмовки помогают выработать правильное произношение и интонацию. Более того, использование песен способствует запоминанию новой лексики и повышает желание учиться. Движения к песням ребята придумывают сами. Песни и движения создают атмосферу праздника и непосредственности.

  1. Проектный метод.

Об интерактивности проектного метода можно говорить на стадии защиты проекта, когда учащиеся обсуждают результаты продолжительной самостоятельной работы, представляя друг другу разнообразную информацию на иностранном языке, высказывая свое мнение по различным вопросам.

 Тематика проектов на наших уроках связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран. Я стараюсь вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учётом уровня его языковой подготовки. Итак, мы изготавливаем поздравительные открытки ко Дню рождения, Новому году, Дню Святого Валентина, к 8 Марта, рисуем семейное дерево, составляем план квартиры или отдельной комнаты, готовим сообщения об известных людях, рисуем холодильник и его наполняем, формулируем правила здорового образа жизни.

Результаты и перспективы

Результативность применения методов интерактивного обучения на уроках английского языка можно проследить по  позитивной динамике качества знаний моих учащихся:  таблица             слайд.

 Мои ученики принимают активное участие в международном игровом конкурсе по английскому языку “BritishBulldog”, из них стали победителями узнать!!!

Опыт работы по теме «Интерактивные методы как основа обучения иностранному языку», а также знания, полученные на курсах в лингвистическом центре LanguageLink по темам «Презентация и активизация новой лексики младшим школьникам» и «Обучение младших школьников в соответствии с современными тенденциями в преподавании английского языка», были представлены  на заседаниях кафедры учителей иностранного языка гимназии.

В рамках информатизации образования и в связи с введением ФГОС НОУ наша гимназия получает компьютерное оборудование. Таким образом, передо мной открываются широкие возможности использования электронно-интерактивного метода обучения иностранному языку. Но на мой взгляд, ни один компьютер или программа не сможет заменить общения с реальным человеком. Они являются средством обучения.

В дальнейшей своей работе я планирую освоить и постепенно ввести в практику такой интерактивный метод, как метод мозгового штурма. Считаю, что он уместен на уроках английского языка в 4 классах. В этом возрасте ребята уже способны высказывать собственное мнение, предлагать различные варианты решения поставленной проблемы.

         И закончить своё выступление я бы хотела словами мудрой китайской пословицы:

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я смогу запомнить.

Но позволь мне это сделать, и это станет моим навсегда.

Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть. (Я.Корчак)

Я не стыжусь учиться; я выспрашиваю и выведываю, и питаю великую благодарность к тому, кто мне отвечает, и никто не бывает у меня этой благодарностью обойден. (Сократ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы организации интерактивного чтения на старшей ступени обучения английскому языку.

Статья о  применении некоторых приёмов интерактивного чтения на уроках английского языка....

"Использование интерактивных упражнений для повышения качества обучения английскому языку" (Обобщение работы по теме самообразования)

У многих возникают сложности в описании своего педагогического опыта работы. Надеюсь мой вариант будет кому-то полезен. Опыт работы над темой самообразования представлен в виде презентации с описанием...

"Использование интерактивных упражнений для повышения качества обучения английскому языку" (Обобщение педагогического опыта)

В работе отражена актуальность, новизна, научная обоснованность, результативность и оптимальность испотльзования интерактивных упражненйи на уроках английского языка. Описан опыт работы с ресурсом ...

Статья по теме: "Интерактивные методы и формы организации обучения немецкому языку с целью формирования функциональной грамотности обучающихся."

В статье есть материал о проведении  уроков иностранного языка с использованием интерактивных методов обучения....

Применение современных методов и ресурсов при обучении английскому языку

Методы, технологии, интернет-ресурсы, применяемые на уроках английского языка ля повышения мотивации и качества знаний...