Сотрудничество как одно из определяющих основ современного обучения
статья по теме

 Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Х. Й. Лийметс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotrudnichestvo.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ИРМО «Уриковская СОШ»

Учитель технологии и изобразительного искусства Кишова О.А.

Сотрудничество как одно из определяющих основ современного

обучения

Большинство исследований сравнительной эффективности разных форм организации учебного процесса (фронтальная, индивидуальная, соперничество, сотрудничество) свидетельствует о положительном влиянии на деятельность его участников. Это выражается, в частности, в том, что в условиях сотрудничества успешнее решаются сложные мыслительные задачи (Г.С. Костюк и др., В. Янтос), лучше усваивается новый материал (В.А. Кольцова и др.). В работах Х.И. Лийметса, например, было показано активизирующее и мотивирующее влияние групповой работы учеников на повышение уровня их коммуникативных умений [8].

Х. Й. Лийметс считает, что главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Руководители учебных групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня знаний, совместимости учащихся, что позволяет взаимно дополнять и обогащать друг друга[8].

В концепции общего среднего образования понятие «сотрудничество» рассматривается как «гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности. В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся»[6].

В психологическом словаре Р.С. Немова понятие «сотрудничество» определяется как «совместная деятельность людей, предполагающая распределение между ними обязанностей, координацию их действий, оказание помощи, поддержки друг другу» [11].

По мнению И. А. Зимней, сотрудничество как совместная деятельность, как организационная система активности взаимодействующих субъектов характеризуется: пространственным и временным соприсутствием; единством цели; организацией и управлением деятельностью; разделением функций, действий, операций, наличием позитивных межличностных отношений [5].

Работать вместе, принимать участие в общем деле, согласно определению С.И. Ожегова, значит сотрудничать [12]. Л. С. Выготский предлагает термин «сотрудничество», который позволяет рассматривать деятельность учителя и ученика как совместный труд в поиске необходимых знаний и способов действий.

Для обозначения учебной работы, основанной на непосредственном взаимодействии обучаемых, исследователи употребляют такие наименования, как «групповая работа», «совместная учебная деятельность», «совместно-распределенная учебная деятельность», «коллективно-распределенная учебная деятельность», «учебное сотрудничество» и др.

В настоящее время в отечественной педагогической психологии чаще используется термин «учебное сотрудничество», определение которому дала Г. А. Цукерман. Автор рассматривает учебное сотрудничество как «взаимодействие, в котором учитель создаёт ситуацию необходимости перестройки сложившихся у ребёнка способов действия; организует учебный материал так, чтобы ребёнок мог обнаружить объективную причину своей неумелости, некомпетентности и указать её взрослому; вступает в сотрудничество с учащимися только по их инициативе, по запросу о конкретной помощи, но делает всё возможное, чтобы такой запрос был сформирован на языке содержания обучения, в виде гипотез о недостающем знании» [21].

Г. А. Цукерман, анализируя специфику учебного сотрудничества, подчеркивает его важные особенности:

  • построение учебного сотрудничества с взрослыми требует создания таких ситуаций, которые блокируют возможность действовать репродуктивно и обеспечивают поиск новых способов действия и взаимодействия;
  • построение учебного сотрудничества со сверстниками требует такой организации действий детей, при которой стороны понятийного противоречия представлены группе как предметные позиции участников совместной работы, нуждающиеся в координации;
  • для того чтобы возникло учебное сотрудничество с самим собой, нужно учить детей обнаруживать изменения собственной точки зрения[20].

Г.А. Цукерман рассматривает динамику форм учебного сотрудничества как последовательное движение ученика: от сотрудничества со сверстниками к сотрудничеству с учителем и далее – к сотрудничеству с самим собой [20]. Сотрудничество со сверстниками необходимо для формирования субъекта учебной деятельности

На основе обобщения проведенных в мире исследований, Г.А. Цукерман отмечает, что при совместной учебной деятельности:

  • возрастает объем усваиваемого (материала) и глубина понимания;
  • растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей;
  • меньше времени тратится на формирование знаний и умений;
  • снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации;
  • ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
  • меняется характер взаимоотношений между учениками;
  • резко возрастает сплоченность класса, при этом само- и взаимоуважение растут одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности;
  • ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения;
  • учитель получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные склонности детей, их уровень подготовки, темп работы;
  • воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений... [21].

Д. Б. Эльконин утверждал, что воспитательный эффект сотрудничества обусловлен формированием «условно-динамической позиции» в ситуации совместной работы со сверстниками. Она выявляется в умении человека оценивать себя не просто с точки зрения другого, а с разных точек зрения в зависимости от его места и функции в совместной деятельности [25].

Как пишет В. В. Рубцов, развитие ребёнка определяется усвоением им самой формы организации действия и идёт по следующим направлениям:

  • овладение способов взаимодействия со взрослыми и другими людьми;
  • формирование совместных целей деятельности;
  • овладение знаковыми средствами управления своими действиями
  • развитие взаимопонимания и коммуникации [17].

Анализ литературы по проблеме исследования [1-26] дал возможность выделить признаки учебного сотрудничества:

  • наличие единой цели для участников, включенных в деятельность;
  • наличие общей мотивации;
  • распределение единого процесса деятельности на отдельные операции и распределение их между участниками;
  • согласование индивидуальных деятельностей в соответствии с заранее определённой последовательностью.

Поскольку технология сотрудничества носит общепедагогический характер, она может применяться очень широко:

  • во-первых, на всех образовательных ступенях – от дошкольного образования до повышения квалификации учителей;
  • во-вторых, на уроках по самым разным предметам, начиная с русского языка и математики и заканчивая такими практико-ориентированными предметами, как физкультура, информатика, технология, изобразительное искусство;
  • в-третьих, на школьных мероприятиях, где изучается какой-либо новый материал – на уроках, классных часах, педагогических советах и даже родительских собраниях.

Анализ исследования педагогов показывают, что обучение в сотрудничестве не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.

Таким образом, сотрудничество - это одно из определяющих основ современного обучения, оно обеспечивает развитие ученика как субъекта учебной деятельности - человека, который умеет учиться самостоятельно определять цель, задачи, границу знания и незнания.

Учебное сотрудничество со сверстниками направлено на поиск новых знаний и способов действий, главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

Использованная литература

  1.  Выготский Л. С.  Собрание сочинений Т. 4. Детская психология /Под ред. Д. Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984. —432 с
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. -М.: Интор, 1996. -554 с.
  3. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / О. Б. Дарвиш ; под ред. В. Е. Клочко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 264 с.
  4. Дьяченко В. К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. М.: Народное образование, 2004.
  5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
  6. Концепция общего среднего образования (проект)//ВНИК « Школа ». М., 1988.
  7. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1998.
  8.  Лийметс Х. Й. Групповая работа на уроке. М., 1975
  9. Мкртчян М. А. Теория и технология коллективных учебных занятий. Красноярск, 2005.
  10.  Мухина B. C. Возрастная психология. М., 1997
  11. Немов Р. С. Н50 Психологический словарь / Р.С. Немов. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 560 с.
  12.  Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; РАН, ИН-т рус. яз. Им. В. В. Виноградова. – М. : Азбуковник, 1997.- 944с.
  13.  Первин И. Б. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под редакцией И.Б. Первина – М. : Педагогика, 1985. – 144 с.
  14.  Психологический словарь/ Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца,  Б. Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. -М.: Педагогика, 1983. -448 с.
  15.  Программы «Изобразительное искусство», 5-9 классы, авторы: Б.М. Неменский, Л. А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2013.
  16. Реана А.А. Психология подростка : учебник /под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана - СПб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2006.-480 с.
  17. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в  процессе обучения. М., 1987
  18.  Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. М.:Школа-Пресс, 2000.-384 с.
  19.  Фролов Ю.И. Психология подростка. Хрестоматия. / Составитель Ю.И. Фролов – М. : Российская педагогическое агенство, 1997. – 526 с.
  20.  Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.– Томск: Пеленг, 1993.
  21.  Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться. М., 1992.
  22.  Цукерман Г.А., Елизарова Н.В., Фрумина М.И., Чудинова Е.В.: Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. 1993. №2 - 35 с.
  23.  Эльконин Д. Б, Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М.: Издательство «Просвещение», 1967.-360 с.
  24.  Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития. М. : Изд. «Тривола», 1994 – 168с.
  25.   Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.— М.: Педагогика, 1989. 560 с
  26. Эльконин Д. Б, К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Избранные психологические труды. -  1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для 1 класса" Гендерное обучение в начальной школе как одно из эффективных условий опережающего обучения баскетболу".

 Раздельное обучение девочек и мальчиков в начальной школе на уроках физкультуры .                             ...

Педагогика сотрудничества – одна из технологий личностно - ориентированного обучения.

Личностно- ориентированная технология  реализуется организацией учебно – воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся.       ...

Технология обучения в сотрудничестве как главный фактор достижения качественных результатов обучения

В методике обучения выделяют ключевое понятие «педагогическое сотрудничество».Один из мифов древности утверждал, что Земля стоит на китах. А есть ли такие "киты" у педагогического сотрудничества?Педаг...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Сотрудничество как одна из ценностей культуры задает основания жизненно важным способам поведения и деятельности человека, обеспечивает особенности его самореализации, а также позволяет транслировать ...