Сотрудничество как одно из определяющих основ современного обучения
статья по теме
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Х. Й. Лийметс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnichestvo.docx | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ ИРМО «Уриковская СОШ»
Учитель технологии и изобразительного искусства Кишова О.А.
Сотрудничество как одно из определяющих основ современного
обучения
Большинство исследований сравнительной эффективности разных форм организации учебного процесса (фронтальная, индивидуальная, соперничество, сотрудничество) свидетельствует о положительном влиянии на деятельность его участников. Это выражается, в частности, в том, что в условиях сотрудничества успешнее решаются сложные мыслительные задачи (Г.С. Костюк и др., В. Янтос), лучше усваивается новый материал (В.А. Кольцова и др.). В работах Х.И. Лийметса, например, было показано активизирующее и мотивирующее влияние групповой работы учеников на повышение уровня их коммуникативных умений [8].
Х. Й. Лийметс считает, что главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Руководители учебных групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня знаний, совместимости учащихся, что позволяет взаимно дополнять и обогащать друг друга[8].
В концепции общего среднего образования понятие «сотрудничество» рассматривается как «гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности. В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся»[6].
В психологическом словаре Р.С. Немова понятие «сотрудничество» определяется как «совместная деятельность людей, предполагающая распределение между ними обязанностей, координацию их действий, оказание помощи, поддержки друг другу» [11].
По мнению И. А. Зимней, сотрудничество как совместная деятельность, как организационная система активности взаимодействующих субъектов характеризуется: пространственным и временным соприсутствием; единством цели; организацией и управлением деятельностью; разделением функций, действий, операций, наличием позитивных межличностных отношений [5].
Работать вместе, принимать участие в общем деле, согласно определению С.И. Ожегова, значит сотрудничать [12]. Л. С. Выготский предлагает термин «сотрудничество», который позволяет рассматривать деятельность учителя и ученика как совместный труд в поиске необходимых знаний и способов действий.
Для обозначения учебной работы, основанной на непосредственном взаимодействии обучаемых, исследователи употребляют такие наименования, как «групповая работа», «совместная учебная деятельность», «совместно-распределенная учебная деятельность», «коллективно-распределенная учебная деятельность», «учебное сотрудничество» и др.
В настоящее время в отечественной педагогической психологии чаще используется термин «учебное сотрудничество», определение которому дала Г. А. Цукерман. Автор рассматривает учебное сотрудничество как «взаимодействие, в котором учитель создаёт ситуацию необходимости перестройки сложившихся у ребёнка способов действия; организует учебный материал так, чтобы ребёнок мог обнаружить объективную причину своей неумелости, некомпетентности и указать её взрослому; вступает в сотрудничество с учащимися только по их инициативе, по запросу о конкретной помощи, но делает всё возможное, чтобы такой запрос был сформирован на языке содержания обучения, в виде гипотез о недостающем знании» [21].
Г. А. Цукерман, анализируя специфику учебного сотрудничества, подчеркивает его важные особенности:
- построение учебного сотрудничества с взрослыми требует создания таких ситуаций, которые блокируют возможность действовать репродуктивно и обеспечивают поиск новых способов действия и взаимодействия;
- построение учебного сотрудничества со сверстниками требует такой организации действий детей, при которой стороны понятийного противоречия представлены группе как предметные позиции участников совместной работы, нуждающиеся в координации;
- для того чтобы возникло учебное сотрудничество с самим собой, нужно учить детей обнаруживать изменения собственной точки зрения[20].
Г.А. Цукерман рассматривает динамику форм учебного сотрудничества как последовательное движение ученика: от сотрудничества со сверстниками к сотрудничеству с учителем и далее – к сотрудничеству с самим собой [20]. Сотрудничество со сверстниками необходимо для формирования субъекта учебной деятельности
На основе обобщения проведенных в мире исследований, Г.А. Цукерман отмечает, что при совместной учебной деятельности:
- возрастает объем усваиваемого (материала) и глубина понимания;
- растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей;
- меньше времени тратится на формирование знаний и умений;
- снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации;
- ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
- меняется характер взаимоотношений между учениками;
- резко возрастает сплоченность класса, при этом само- и взаимоуважение растут одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности;
- ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения;
- учитель получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные склонности детей, их уровень подготовки, темп работы;
- воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений... [21].
Д. Б. Эльконин утверждал, что воспитательный эффект сотрудничества обусловлен формированием «условно-динамической позиции» в ситуации совместной работы со сверстниками. Она выявляется в умении человека оценивать себя не просто с точки зрения другого, а с разных точек зрения в зависимости от его места и функции в совместной деятельности [25].
Как пишет В. В. Рубцов, развитие ребёнка определяется усвоением им самой формы организации действия и идёт по следующим направлениям:
- овладение способов взаимодействия со взрослыми и другими людьми;
- формирование совместных целей деятельности;
- овладение знаковыми средствами управления своими действиями
- развитие взаимопонимания и коммуникации [17].
Анализ литературы по проблеме исследования [1-26] дал возможность выделить признаки учебного сотрудничества:
- наличие единой цели для участников, включенных в деятельность;
- наличие общей мотивации;
- распределение единого процесса деятельности на отдельные операции и распределение их между участниками;
- согласование индивидуальных деятельностей в соответствии с заранее определённой последовательностью.
Поскольку технология сотрудничества носит общепедагогический характер, она может применяться очень широко:
- во-первых, на всех образовательных ступенях – от дошкольного образования до повышения квалификации учителей;
- во-вторых, на уроках по самым разным предметам, начиная с русского языка и математики и заканчивая такими практико-ориентированными предметами, как физкультура, информатика, технология, изобразительное искусство;
- в-третьих, на школьных мероприятиях, где изучается какой-либо новый материал – на уроках, классных часах, педагогических советах и даже родительских собраниях.
Анализ исследования педагогов показывают, что обучение в сотрудничестве не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.
Таким образом, сотрудничество - это одно из определяющих основ современного обучения, оно обеспечивает развитие ученика как субъекта учебной деятельности - человека, который умеет учиться самостоятельно определять цель, задачи, границу знания и незнания.
Учебное сотрудничество со сверстниками направлено на поиск новых знаний и способов действий, главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Использованная литература
- Выготский Л. С. Собрание сочинений Т. 4. Детская психология /Под ред. Д. Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984. —432 с
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. -М.: Интор, 1996. -554 с.
- Дарвиш О. Б. Возрастная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / О. Б. Дарвиш ; под ред. В. Е. Клочко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 264 с.
- Дьяченко В. К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. М.: Народное образование, 2004.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
- Концепция общего среднего образования (проект)//ВНИК « Школа ». М., 1988.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1998.
- Лийметс Х. Й. Групповая работа на уроке. М., 1975
- Мкртчян М. А. Теория и технология коллективных учебных занятий. Красноярск, 2005.
- Мухина B. C. Возрастная психология. М., 1997
- Немов Р. С. Н50 Психологический словарь / Р.С. Немов. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 560 с.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; РАН, ИН-т рус. яз. Им. В. В. Виноградова. – М. : Азбуковник, 1997.- 944с.
- Первин И. Б. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под редакцией И.Б. Первина – М. : Педагогика, 1985. – 144 с.
- Психологический словарь/ Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. -М.: Педагогика, 1983. -448 с.
- Программы «Изобразительное искусство», 5-9 классы, авторы: Б.М. Неменский, Л. А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2013.
- Реана А.А. Психология подростка : учебник /под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана - СПб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2006.-480 с.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987
- Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. М.:Школа-Пресс, 2000.-384 с.
- Фролов Ю.И. Психология подростка. Хрестоматия. / Составитель Ю.И. Фролов – М. : Российская педагогическое агенство, 1997. – 526 с.
- Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.– Томск: Пеленг, 1993.
- Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться. М., 1992.
- Цукерман Г.А., Елизарова Н.В., Фрумина М.И., Чудинова Е.В.: Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. 1993. №2 - 35 с.
- Эльконин Д. Б, Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М.: Издательство «Просвещение», 1967.-360 с.
- Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития. М. : Изд. «Тривола», 1994 – 168с.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.— М.: Педагогика, 1989. 560 с
- Эльконин Д. Б, К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Избранные психологические труды. - 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре для 1 класса" Гендерное обучение в начальной школе как одно из эффективных условий опережающего обучения баскетболу".
Раздельное обучение девочек и мальчиков в начальной школе на уроках физкультуры . ...
«Применение на уроках географии современных технологий как одно из условий повышения уровня обученности учащихся»
квалификационная работа...
«Применение на уроках географии современных технологий как одно из условий повышения уровня обученности учащихся»
квалификационная работа...
Педагогика сотрудничества – одна из технологий личностно - ориентированного обучения.
Личностно- ориентированная технология реализуется организацией учебно – воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. ...
Технология обучения в сотрудничестве как главный фактор достижения качественных результатов обучения
В методике обучения выделяют ключевое понятие «педагогическое сотрудничество».Один из мифов древности утверждал, что Земля стоит на китах. А есть ли такие "киты" у педагогического сотрудничества?Педаг...
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Сотрудничество как одна из ценностей культуры задает основания жизненно важным способам поведения и деятельности человека, обеспечивает особенности его самореализации, а также позволяет транслировать ...