Языковой портфель как средство обучения и инструмент оценивания достижений учащихся по иностранному языку
статья (английский язык) по теме
Языковой портфель – это пакет документов, позволяющий учащемуся самостоятельно фиксировать и оценивать свои достижения и опыт в овладении иностранным языком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vatoropina._yazykovoy_portfel_kak_sredstvo_dokument_microsoft_word.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.В.Ваторопина, МБОУ СОШ № 67, г. Екатеринбург
Языковой портфель как средство обучения и инструмент оценивания достижений учащихся по иностранному языку
Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра… Джон Дъюи
Целью и основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, коммуникативной, информационной и прочих сферах. Поэтому перед учителем иностранного языка стоят задачи усилить направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков. Для этого необходимо, на наш взгляд, применять интерактивные и коммуникативные методы обучения. Изучаемый материал должен быть приближен к проблемам повседневной жизни. Следует развивать навыки самостоятельной работы учащихся, а также усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса. Современная школа должна обеспечить знание на уровне функциональной грамотности одного иностранного языка и желание изучать другие иностранные языки.
Задачей школы является создание таких условий, которые способствовали бы развитию мотивации и самореализации учащихся. Мотивация – активные состояния психики, побуждающие человека совершать определенные виды действий (Социологический словарь).
В процессе мотивации можно выделить следующие основные этапы:
Возникновение потребности.
Разработка стратегии и поиск путей удовлетворения потребностей.
Определение тактики деятельности и поэтапное осуществление действий.
Удовлетворение потребности и получение материального или духовного вознаграждения.
В процессе обучения роль учителя на каждом из этих этапов нельзя переоценить. Выявляя детей, имеющих высокую мотивацию к изучению языка, и, напротив, относящих данный предмет к разряду нелюбимых, учитель может сделать вывод о том, насколько предмет интересен детям, посилен им, и что он может и должен сделать, чтобы изменить ситуацию.
Языковой портфель – это пакет документов, позволяющий учащемуся самостоятельно фиксировать и оценивать свои достижения и опыт в овладении иностранным языком. Языковой портфель позволяет ученикам отслеживать прогресс в изучении иностранного языка, анализировать проблемы, ставить новые задачи и решать их, непрерывно повышая свой языковой уровень. Языковой портфель показывает то, что ученик уже знает и умеет делать на иностранном языке и то, что хотелось бы ему изучать. Он может быть полезен для ученика при дальнейшем обучении, выборе профессии, путешествиях и новых знакомствах в будущем.
Работу с учащимися над языковым портфелем я веду в течение 4 лет. За это время я имела возможность убедиться в ее эффективности и важности как для ученика, так и для педагога. Мы начали работу над портфолио с ребятами в 4 классе. Сейчас мои шестиклассники и семиклассники накопили уже довольно большой интересный и, что самое главное, полезный, с точки зрения эффективности изучения языка, материал в своем языковом портфеле. Для себя основным в работе над портфелем считаю возможность развития и поддержки заинтересованности каждого школьника в изучении английского языка, вооружение обучающихся инструментом для определения их достижений в изучении языка, а также возможность оценить уровень достижений каждого ученика в овладении языком и внести при необходимости корректировку в преподавание.
Языковой портфель – это дневник или папка, красочно и ярко оформленная, включающая выполненные учащимся работы и проекты. Цели ведения портфеля – показать таланты и лучшие работы учащегося, развивать у учащегося навык рефлексии по поводу проделанной работы, дать возможность учителю понять, какие курсы и задания оказали наибольшее влияние на учащегося, что вызвало определенные трудности, что нужно сделать, чтобы их преодолеть.
Примерная структура и содержание языкового портфеля:
Раздел I – Языковой паспорт ( Языки, которые я изучаю)
Раздел II – Биография ( Мои успехи)
Раздел III – Досье ( Моя копилка) – работы, свидетельствующие об успехах учащегося в овладении языками. Это могут быть: различные формы признания достижений учащегося (грамоты, дипломы, сертификаты и др.); «лучшие» письменные работы («лучшие» – не обязательно с отличными оценками); работы по чтению, диктанты; сочинения, стихи, написанные учащимся; индивидуальные и групповые исследовательские и творческие проекты; работы, выполненные на компьютере; письма; доклады, рефераты. Let me introduce myself … Name _______________________________ Surname _____________________________ Age ________________________________ Nationality ___________________________ I live in _______________________________ My address ___________________________ My family _____________________________ My home ______________________________ My friends and my pen friends _____________ My hobbies____________________ My ambitions___________________________ My achievements________________________ I go to school___________________________ I am in the _________ form My favourite subject is __________________ I have been learning English ______________ My mother tongue is_____________________ |
Языковой портфель содержит также перечень оценочных листов, согласно которым ребята должны оценить свой уровень умений (для младших классов на русском языке, для старших – на иностранном языке). Основная психолого–педагогическая цель работы с портфолио – это формирование и развитие адекватной самооценки учащихся, в процессе их совместной деятельности с учителем по созданию портфолио. Чтобы подвести учащегося к анализу своей деятельности, я провожу собеседование по созданной учащимися работе. Чему ты научился и что нового узнал в процессе создания новой работы? Чем она отличается от предыдущей? Какие были трудности? Как ты решал эти проблемы? Что у тебя стало получаться лучше?
Что я умею ?
Когда я слушаю,… | я понимаю детские стихи и песни. я понимаю имена, числа. я понимаю, как зовут собеседника. я понимаю простые команды, просьбы, предложения. я понимаю … |
Когда я разговариваю,… | я умею поздороваться и попрощаться. я умею поблагодарить своего собеседника. я умею отвечать на вопросы собеседника о том, где я живу и что мне нравится. Я умею … |
Я умею читать и понимать… | короткие сообщения на открытках. простые короткие рассказы с картинками. умею читать вслух и понимать знакомые слова. вывески рекламы на улице. умею соотносить слова с картинками. короткое простое письмо своего друга или родственника. Я также умею … |
Я умею писать… | свое имя, возраст, адрес. слова и предложения. поздравительные открытки. о своей семье, любимых занятиях. Я также умею … |
Ученики пишут рефлексию к каждой статье портфолио. В ней они объясняют важность данной конкретной работы для них лично. Объясняют, какая цель была достигнута, какой навык совершенствовался. Что они узнали о себе? Почему это – «лучшая» работа? «Лучшая» не обязательно подразумевает отличную оценку. Рефлексия включает отзывы учителя, одноклассников и родителей о портфеле.
Памятки включают рекомендации по развитию учебных навыков (скорости чтения; умения организовать свою работу; схема написания эссе, личного и делового письма, резюме; советы по подготовке к собеседованию; терминологический словарь и т.д.).
В заключение хочу подчеркнуть, что работа с языковым портфелем важна для учителя прежде всего потому, что она
повышает мотивацию в преподавании языка;
позволяет эффективнее планировать свою деятельность и контролировать процесс обучения;
дает возможность вносить необходимые коррективы в процесс обучения на основе полученной информации;
раскрывает личность и формирует его самостоятельность;
повышает профессиональное и методическое мастерство учителя.
Литература
1. Гальскова Н. Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков // Иностранные языки в школе. № 5. 2000.
2. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Методика. Теория и практика обучения иностранному языку. Айрис Пресс, Москва. 2004.
3. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. – М.: АРКТИ, 2002.
4. Полат Е. С. Портфель ученика // Иностранные языки в школе. № 1. 2002.
5. Симкин В.Н. Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция // Иностранные языки в школе. № 5. 1998г.
6. Сысоев П.В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования // Иностранные языки в школе. № 4. 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Языковой портфель как средство рефлексивного обучения ИЯ.
Характеристика, цели и формы работы с языковым портфелем....
Методика преподавания иностранного языка в начальной школе. Система оценивания достижений учащихся.
В соответствии с планируемыми результатами освоения программы по английскому языку для начальной школы предлагаемые в итоговой работе задания относятся к двум уровням сложности: базовому и повышенному...
Языковой портфель – как средство комплексной оценки индивидуальных достижений обучающихся
Языковой портфель представляет собой современную технологию обучения иностранным языкам, которая обеспечивает как развитие продуктивной учебно-познавательной деятельности учащегося, так и его личностн...
Методический проект «Использование интерактивных и информационно-коммуникационных технологий и средств обучения для формирования познавательного интереса обучающихся к иностранному языку».
Целью проектной работы является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка методики применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам, направленно...
Языковой портфель как средство формирования учебно-познавательной и коммуникативной компетенций при обучении учащихся основной школы иностранному языку
Статья посвящена формированию учебно-познавательной компетенции с помощью технологии "языковой портфель". В статье раскрываются понятия "компетенция", "учебно-познавательная компетенция", "языковой по...
Использование театрально-языкового компонента, как средства формирования коммуникативной и социокультурной компетенции учащихся по английскому языку в начальных классах.
Актуальность моей темы обуславливается тем, что происходит сложный период преобразования в нашей стране, переосмысление ценностей и формирование новых, выдвигает на первый план ценность личности в Нац...
ИКТ В РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.
Примеры использования ИКТ для контроля и оценки знаний...