Языковой портфель как инновационная технология обучения русскому языку
статья по русскому языку на тему
Выступление содержит описание одной из инновационных технологий, как "языковой портфель".Данная технология направлена на формирование рефлексивных умений, без которых невозможен процесс обучения по новым стандартам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetnyy_portfel.doc | 77.5 КБ |
yazykovoy_portfel.ppt | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Языковой портфель как инновационная технология обучения русскому языку
О.Б.Кочетова, учитель РЯ и Л
«Языковой портфель» сегодня считается одной из инновационных технологий. Он представляет собой одну из разновидностей «Портфеля ученика», или портфолио. В педагогической литературе портфолио описано с разных точек зрения, что обусловило выделение нескольких его видов. Так, портфолио может представлять собой коллекцию работ учащихся, всесторонне демонстрирующую не только учебные результаты, но и усилия, приложенные школьником для получения результатов. Портфолио могут составлять работы, свидетельствующие об учебных достижениях школьника. Наконец, портфолио может включать задания, направленные на обучение рефлексии, самооценке, самодиагностике.
На современном этапе по ведущей цели выделяют несколько типов портфолио.
I. Портфолио «Папка достижений»
Цель такого портфеля: показать достижения учащегося в учёбе в целом или в изучении конкретного предмета.
В «Папку достижений» могут входить табели успеваемости, почётные грамоты и дипломы, сертификаты, свидетельства об окончании курсов и т. п. Материалы, помещённые в «Папку достижений», могут храниться на протяжении всех лет изучения предмета, а могут обновляться. Полезно при «ревизии» папки отслеживать, что будет сохранено, а что нет.
Работа | Вложить в портфель | Сохранить в приложении к портфелю | Не сохранять |
Моя лучшая контрольная работа по русскому языку |
|
|
|
Мой лучший диктант |
|
|
|
Мой лучший проект (доклад) по русскому языку |
|
|
|
Копия успешно сданного теста |
|
|
|
Грамота за участие в олимпиаде |
|
|
|
Материалы, помещаемые в такой портфель, должны быть структурированы. Принципы структурирования могут быть различными: по классам («5 класс», «6 класс» и т.д.), по рубрикам (например, «Мои творческие достижения», «Достижения в учёбе») и т.д.
Однако наполнение такой «Папки достижений» не должно становиться самоцелью. Она должна развивать внутрисубъектную рефлексию школьника, его самооценку. Для этого в «Папку достижений» необходимо включить определённые страницы, например
«Зачем мне нужна «Папка достижений» по русскому языку?»
Чтобы зафиксировать свою успеваемость
Чтобы улучшить свои знания и умения по русскому языку
Чтобы зафиксировать свои успехи по предмету
Чтобы реально оценить свои достижения
Чтобы спланировать свою работу по устранению пробелов и др
II. Рефлексивный портфолио
Цель этого портфеля: отслеживание результативности учебно-познавательной деятельности ученика, как в количественном, так и в качественном плане. Он раскрывает динамику личностного развития ученика. Рефлексивный языковой портфель служит для того, чтобы:
- ученик описывал проделанную им работу;
- описывать то, что ученик знает и умеет делать;
- показать учителю в случае перехода ученика в другой класс, школу;
- узнать, насколько объективна самооценка ученика;
- узнать, насколько совпадает самооценка ученика и оценка его знаний и умений учителем.
Осознание достигается через описание учеником уровня владения разными видами компетенции, составляющими систему целей обучения русскому языку, обусловленную результатами, к которым должно привести обучение.
Рефлексивный языковой портфель составляют следующие части: «Досье», «Языковая биография» и «Языковой паспорт».
1. В «Досье» ученик помещает сведения о себе:
- в какой(их) школе(ах) изучал предмет;
- у какого(их) учителя(ей);
- по каким учебникам.
Кроме того, в «Досье» могут быть помещены итоговые (за четверть и за год) оценки по русскому языку и многое другое.
2. «Языковая биография» раскрывает содержательный и деятельностный аспекты изучаемого предмета.
«Языковую биографию» по каждой теме или разделу учитель разрабатывает сам с учётом их предметного содержания и требований к результатам обучения, представленным в конкретной программе и учебнике.
После изучения раздела или темы учащиеся на уроке под наблюдением учителя заполняют «Языковую биографию». Они оценивают своё знание (понимание) и владение умением, выбирая соответствующий критерий и отмечая его условным знаком в соответствующей колонке. Так, колонка 1 соответствует критерию «затрудняюсь (не могу)/ затрудняется (не может)»; колонка 2 – «могу (может), приложив усилия»; колонка 3 – «могу (может) легко, без затруднений». После этого оценить знания и умения на основе наблюдений и контроля работы ученика при изучении этой темы может учитель (в трёх последних колонках).
Приведу пример «Языковой биографии» рефлексивного языкового портфеля для некоторых разделов программы по русскому языку.
Русистика, её разделы и ученые-лингвисты
Критерий | Содержание | Ученик | Учитель | ||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | ||
Знаю/ пониманию | Что такое лексикология |
|
|
|
|
|
|
Что такое фразеология |
|
|
|
|
|
| |
Какие лингвисты изучали лексику русского языка |
|
|
|
|
|
| |
Какие лингвисты изучали фразеологию русского языка |
|
|
|
|
|
| |
Умею /могу | Дать определение лексикологии |
|
|
|
|
|
|
Дать определение фразеологии |
|
|
|
|
|
| |
Назвать одного-двух ученых, изучавших фразеологию |
|
|
|
|
|
| |
Рассказать о жизни и научной деятельности ученых, изучавших лексику или фразеологию |
|
|
|
|
|
|
3. «Языковой паспорт» представляет собой описание уровня знаний и умений школьника. Например, критерием определения уровня сформированности знания (понимания) и умений может служить процентный показатель условных знаков, поставленных учеником и учителем в определённой колонке. Возможный вариант распределения процентного показателя по уровням может быть следующим:
Уровень | Показатель (%) |
Высокий | 100 - 90 |
Продвинутый | 89 - 75 |
Норма | 74 - 50 |
Низкий | Ниже 50 |
Например, для раздела «Лексикология.Фразеология» показателем высокого уровня знаний и умений будут считаться не менее трёх условных знаков, поставленных учеником и учителем в колонке 3 («Могу легко, без затруднений»); продвинутого – не менее двух знаков в колонке 3 и не менее двух знаков в колонке 2 («Могу, приложив усилия»). Норму же охарактеризует один условный знак, поставленный в колонках 2 и 3.
Уровень | «Могу, приложив усилия» | «Могу легко, без затруднений» |
Высокий | - | Не менее 3 |
Продвинутый | 1-2 | Не менее 2 |
Норма | Не менее 1 | Не менее 1 |
Низкий | Ни одного | Ни одного |
Не менее важными являются результаты сопоставления самооценки ученика и оценки, данной учителем. Соотношение количества совпадений этих показателей и будет определять общий уровень сформированности у учащихся соответствующих компетенций. 100 – 90% случаев совпадения – показатель высокого уровня развития самооценки ученика; 89 – 75 % - продвинутого; 74 – 50 % - уровень нормы; показатель ниже 50 % характеризует низкий уровень развития самооценки. Сопоставление самооценки ученика и оценки педагога даёт возможность школьнику понять, насколько объективен он сам в оценке собственных знаний и умений, а учителю – насколько у школьников развито критическое мышление, рефлексия и самооценка.
Уровень | Показатель (%) |
Высокий | 100 - 90 |
Продвинутый | 89 - 75 |
Норма | 74 - 50 |
Низкий | Ниже 50 |
Ещё одной формой отслеживания результатов развития самооценки, рефлексии и образовательных приращений школьников может стать сопоставление показателей заполненных таблиц. Личностные приращения могут заключаться в овладении каким-либо умением, в углублении этого умения за счёт работы с более сложным материалом. Систематический анализ таких приращений или недоработок помогает ребёнку осознать КПД собственной учебно-познавательной деятельности, выявить пробелы в собственных знаниях, и, возможно, вместе с учителем наметить шаги по их устранению. Такая работа формирует рефлексивные знания и умения школьника, без которых трудно представить сегодня субъект учения.
Учитель же, анализируя самооценку учащегося, планирует индивидуальную работу, направленную на повышение уровня его знаний и умений.. Т.О анализ «Языковой биографии» и «Языкового паспорта», заполненных школьником, даёт возможность учителю в дальнейшем организовать индивидуальную работу с учеником, постепенно повышая уровень сложности материала и степень самостоятельности ученика в выполнении задания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Типы портфолио Папка достижений Рефлексивный портфолио Языковой паспорт
Папка достижений табели успеваемости, почётные грамоты и дипломы, сертификаты, свидетельства об окончании курсов
Зачем мне нужна папка достижений? Чтобы зафиксировать свою успеваемость Чтобы улучшить свои знания и умения по русскому языку Чтобы зафиксировать свои успехи по предмету Чтобы реально оценить свои достижения Чтобы спланировать свою работу по устранению пробелов и др
Рефлексивный портфолио «Досье», «Языковая биография» «Языковой паспорт».
Досье в какой(их) школе(ах) изучал предмет; у какого(их) учителя(ей); по каким учебникам.
Языковая биография колонка 1 соответствует критерию «затрудняюсь (не могу)/ затрудняется (не может)»; колонка 2 – «могу (может), приложив усилия»; колонка 3 – «могу (может) легко, без затруднений». После этого оценить знания и умения на основе наблюдений и контроля работы ученика при изучении этой темы может учитель (в трёх последних колонках).
Русистика, её разделы и ученые-лингвисты Критерий Содержа ние Ученик Учитель 1 2 3 1 2 3 Знаю/понимаю Что такое лексикология Что такое фразеология Какие лингвисты изучали лексику РЯ Умею/могу Дать определение… Назвать 1-2 лингвистов, изучавших… Рассказать о жизни и научной деятельности
Языковой паспорт Уровень Показатель Высокий 100-90% Продвинутый 89-75% Норма 74-50% Низкий Ниже 50%
Уровень Могу, приложив усилия Могу легко, без затруднений Высокий - Не менее 3 Продвинутый 1-2 Не менее 2 Норма Не менее 1 Не менее 1 Низкий Ни одного Ни одного
Сопоставление показателей таблиц
Анализ «Языковой биографии» и «Языкового паспорта», заполненных школьником, даёт возможность учителю в дальнейшем организовать индивидуальную работу с учеником, постепенно повышая уровень сложности материала и степень самостоятельности ученика в выполнении задания.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал составлен на основе лекций Горбич Ольги Ивановны,кандидата педагогических наук, доцента...
Современные образовательные технологии обучения русскому языку и литературе
Материалы о проектной технологии...
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе...
Интерактивные технологии обучения русскому языку
В настоящее время из всех главных достижений в развитии средств массовой коммуникации является Интернет. Несмотря на все нарекания, которые поступают от учителей, теперь появилась уникальная возможнос...
Формирование языковой культуры школьников на основе современных технологий обучения русскому языку (презентация)
Формирование языковой культуры школьников на основе современных технологий обучения русскому языку...
Инновационные технологии обучения немецкому языку в условиях сетевого взаимодействия
В статье показаны современные дидактически средства: интерактивные дидактические приемы, дидактические игры и др., применяемые при обучении школьников в условиях сетевого взаимодействия с учреждениями...
Проектирование урока русского языка с использованием предметно-ориентированных технологий обучения русскому языку
Проектирование урока русского языка с использованием предметно-ориентированных технологий обучения русскому языку...