Доклад по теме "Современные образовательные технологии и методы в преподавании иностранного языка"
статья на тему
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.
Преподаватель УКСИВТ: Ерофеева С.М.
Задача развития, совершенствования, оптимизации методов обучения иностранным языком всегда была одной из актуальных проблем российского образования. Проведенные исследования педагогической работы в этой области показали, что обучение иностранным языкам сегодня невозможно без инновационной составляющей. В свете современных требований к целям обучения иностранному языку меняется статус как обучаемого, так и преподавателя, которые переходят от схемы “учитель – ученик” к технологии личностно-ориентированного обучения в плотном сотрудничестве. Принцип вариативности, провозглашенный в российском образовании, дает возможность учебным заведениям выбирать любую модель педагогического процесса, включая авторские. В этих условиях преподавателю иностранного языка предоставлена определенная свобода творчества, свобода выбора инновационных моделей и технологий обучения, без которых немыслим современный образовательный процесс. Традиционные методы обучения иностранному языку предполагают усвоение знаний в искусственных ситуациях, вследствие чего будущий выпускник не видит связи изучаемого предмета со своей будущей профессиональной деятельностью. Наиболее эффективным средством развития мышления будущих выпускников является имитационное моделирование. Подобный подход в обучении обеспечивает имитацию элементов профессиональной деятельности, ее типичных и существенных черт. Его применение на занятиях иностранного языка дает возможность формировать навыки и умения общения; развивает привычку самоконтроля, способствует реальной подготовке студентов к предстоящей деятельности и жизни в обществе в целом; помогает сделать занятия иностранного языка более живыми, интересными, содержательными, дают возможность учащимся больше и чаще высказывать собственные мнения, выражать чувства, мысли, оценки, т.е. мыслить на иностранном языке. В качестве приемов, обеспечивающих повышение профессиональной направленности изучения иностранного языка, могут выступать: общение – диалог по поводу профессиональной информации, прочитанной на иностранном языке, анализ социальных и профессиональных ситуаций, выполнение творческих заданий с профильным содержанием, игровые ситуации, ролевые игры, викторины. Современные тенденции в преподавании иностранных языков связаны как с радикальной сменой методической парадигмы, так и с техническим обновлением процесса обучения, что выражается в массированном наступлении новых средств обучения, прежде всего, мультимедийных компьютерных программ, Интернет, мультимедийных учебников. Последние достижения в области высоких технологий открывают перед преподавателями иностранного языка широчайшие возможности для дальнейшего совершенствования учебного процесса и его перевода на качественно новую основу. Технологические возможности мультимедийных средств велики, т.к. они позволяют организовать разнообразную учебную деятельность учащихся, значительно повышают эффективность и мотивацию обучения.
Особенность предмета “иностранный язык” состоит в том, что целью обучения является не столько знание о самом предмете, т.е. о языке (языковая компетенция), сколько выработка определенных навыков и умений разных видов речевой деятельности на основе знаний о способе деятельности (коммуникативная компетенция). Язык есть культура, т.е .культурные знания передаются в процессе обучения языку через аутентичный языковой материал.Учащиеся все чаще встречаются в реальной жизни с необходимостью решения проблемных ситуаций. Метод активного обучения направлен на организацию развития, самоорганизации, саморазвития личности. Активное обучение является, безусловно, приоритетным на современном этапе преподавания иностранного языка, так как опирается на активную мыслительную деятельность.
Применение эвристических методов развивает у студентов самостоятельность, способность к самообразованию, это очень важный аспект в подготовке современного специалиста. Впоследствии студенты применяют навыки моделирования при решении всевозможных задач при выполнении курсовых и дипломных проектов, т.е. прививается вкус к моделированию и как следствие развивается творческое мышление. Применение эвристических методов в обучении совместно с использованием моделирующих программ позволяет формировать у студентов специальную и другие компетенции, что является основной задачей образования на современном этапе.
Формы и методы эвристического обучения — это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др. К эвристическим формам занятий относятся: эвристические уроки, олимпиады, погружения, деловые игры, очные и дистанционные проекты, интерактивные формы обучения, творческие защиты. Рассмотрим их особенности.
Эвристический урок включает в себя задание на собственное творчество учащихся, требующих творческого самовыражения в различных предметных областях с учетом их индивидуальных способностей. Эта форма позволяет учащимся создать творческие продукты небольшого объема за короткие промежутки времени. На эвристической олимпиаде оценивается не правильность решения сложных задач, а степень творчества созданных учащимися продуктов. Деловая игра максимально приближает обучение к реальным, научным или производственным условиям. Деловые игры организуются в виде разработки и защиты учащимися проектов, в форме группового решения задач с экономическим, производственным или иным содержанием, в форме “круглого стола”, бригадного выполнения лабораторной работы и т.д. На занятии в игровой форме моделируется деятельность любой организации по решению реальной для нее проблемы. Интерактивные обучающие программы. Среди современных тенденций развития компьютерных образовательных технологий наблюдается переход от информационной ориентации к интерактивной. Дистанционные формы творчества. К ним относятся образовательные проекты, реализуемые с помощью электронной почты E-mailили системы Webглобальной сети Internet. В дистанционной форме реализуются эвристические олимпиады, совместные исследования учащимися разных учебных заведений и стран одних и те же проблем, разработка творческих проектов. Творческие работы отличаются по типу, объему, времени их выполнения. Одни работы выполняются студентами на уроке и представляют собой элемент творчества в рамках изучаемой темы. Другой вид работ — это текущие творческие работы студентов, выполненные ими не только на уроке, но и дома в течение 1-3 дней. Такие работы не требуют специального оформления и официальной защиты. Студенты выступают с подобными работами прямо на уроках. Следующий вид творческих работ — это те, которые студенты готовят и защищают в конце семестра или во время творческой недели. Такие работы оформляются по установленным стандартным требованиям: формулируются цели, описывается ход работы и полученные результаты, осуществляется рефлексия, приводятся рецензии студентов и взрослых. Работы выполняются под руководством педагогов в рамках индивидуальных консультаций. Лучшие работы по итогам защиты публикуются и включаются в компонент содержания образования для дальнейшего использования в учебном процессе.
Эвристические формы занятий включают в себя соответствующие методы обучения.Рассмотрим особенности некоторых эвристических методов обучения. Метод придумывания: создание нового, не известного ранее продукта в результате определенных умственных действий. Метод “Если бы…” Студентам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Метод эвристических вопросов.Этот метод идет от древнеримского теоретика ораторского искусства Квинтилиана, рекомендовавшего своим ученикам ставить перед собой семь вопросовдля отыскания сведений о каком-либо событии или объекте: кто? (субъект), что? (объект), зачем? (цель), где? (место), чем? (средства), как? (метод), когда? (время). Если эти вопросы в определенной последовательности соединить между собой (1, 1-2, 1-3 и т. д. до 1-7; 2, 2-2 ... 2-7 и т. д.), они порождают массу новых, порой совершенно неожиданных вопросов.Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта. “Мозговой штурм”– метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы, предложенный американским психологом А.Осборном. В процессе мозговой атаки обстановка в группе, в которую входит до 10 человек, должна быть непринужденной, люди раскованны, недопустимы критика и самокритика; все идеи, даже парадоксальные и нереальные, принимаются и проходят групповую экспертизу.Эвристический метод изложения - такое изложение информации, когда последовательность действий по применению изученных правил в конкретных обстоятельствах не показывается и студент самостоятельно, часто путем многочисленных проб и ошибок, должен пройти их (такое изложение иногда называют проблемным). Большинство современных учебников построено по этому принципу: они содержат понятия, законы, определения, правила, формулы, а способ их применения не указывается, что является причиной больших затруднений для студентов. Этот метод обучения приближает студентов к самостоятельному разрешению проблем, т.к. предполагает поэлементное усвоение ими опыта творческой деятельности. Большое внимание следует уделять деятельности, направленной на выработку умений видеть проблему, высказывать свои предположения о путях ее решения, самостоятельно строить доказательства, делать выводы из представленных фактов, строить план их проверки и т.п. Преподаватель в ходе эвристической беседы вовлекает студентов в совместную деятельность, предоставляет возможность самостоятельных действий (поиска). Необходимо подготовить заранее систему вопросов, которые помогут студентам решить конкретную задачу, развить их способности самостоятельно анализировать ситуацию. Эта система вопросов отрабатывается и интерпретируется в соответствии с содержанием учебного материала и поставленными целями. Частично-поисковый метод, реализуемый путем эвристической беседы с элементами самостоятельной работы студентов, служит подготовительным этапом к освоению опыта творческой деятельности, готовит студентов к самостоятельному решению проблемных задач.Как указывается в современных работах по психологии усвоения знаний, наибольшая активность мышления побуждается при возникновении проблемной ситуации. Такой подход лежит в основе проблемного обучения, которое реализуется с помощью трех методов: проблемное изложение знаний, частично-поисковый (эвристический), исследовательский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii_i_metody.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.
Преподаватель УКСИВТ: Ерофеева С.М.
Задача развития, совершенствования, оптимизации методов обучения иностранным языком всегда была одной из актуальных проблем российского образования. Проведенные исследования педагогической работы в этой области показали, что обучение иностранным языкам сегодня невозможно без инновационной составляющей. В свете современных требований к целям обучения иностранному языку меняется статус как обучаемого, так и преподавателя, которые переходят от схемы “учитель – ученик” к технологии личностно-ориентированного обучения в плотном сотрудничестве. Принцип вариативности, провозглашенный в российском образовании, дает возможность учебным заведениям выбирать любую модель педагогического процесса, включая авторские. В этих условиях преподавателю иностранного языка предоставлена определенная свобода творчества, свобода выбора инновационных моделей и технологий обучения, без которых немыслим современный образовательный процесс. Традиционные методы обучения иностранному языку предполагают усвоение знаний в искусственных ситуациях, вследствие чего будущий выпускник не видит связи изучаемого предмета со своей будущей профессиональной деятельностью. Наиболее эффективным средством развития мышления будущих выпускников является имитационное моделирование. Подобный подход в обучении обеспечивает имитацию элементов профессиональной деятельности, ее типичных и существенных черт. Его применение на занятиях иностранного языка дает возможность формировать навыки и умения общения; развивает привычку самоконтроля, способствует реальной подготовке студентов к предстоящей деятельности и жизни в обществе в целом; помогает сделать занятия иностранного языка более живыми, интересными, содержательными, дают возможность учащимся больше и чаще высказывать собственные мнения, выражать чувства, мысли, оценки, т.е. мыслить на иностранном языке. В качестве приемов, обеспечивающих повышение профессиональной направленности изучения иностранного языка, могут выступать: общение – диалог по поводу профессиональной информации, прочитанной на иностранном языке, анализ социальных и профессиональных ситуаций, выполнение творческих заданий с профильным содержанием, игровые ситуации, ролевые игры, викторины. Современные тенденции в преподавании иностранных языков связаны как с радикальной сменой методической парадигмы, так и с техническим обновлением процесса обучения, что выражается в массированном наступлении новых средств обучения, прежде всего, мультимедийных компьютерных программ, Интернет, мультимедийных учебников. Последние достижения в области высоких технологий открывают перед преподавателями иностранного языка широчайшие возможности для дальнейшего совершенствования учебного процесса и его перевода на качественно новую основу. Технологические возможности мультимедийных средств велики, т.к. они позволяют организовать разнообразную учебную деятельность учащихся, значительно повышают эффективность и мотивацию обучения.
Особенность предмета “иностранный язык” состоит в том, что целью обучения является не столько знание о самом предмете, т.е. о языке (языковая компетенция), сколько выработка определенных навыков и умений разных видов речевой деятельности на основе знаний о способе деятельности (коммуникативная компетенция). Язык есть культура, т.е .культурные знания передаются в процессе обучения языку через аутентичный языковой материал. Учащиеся все чаще встречаются в реальной жизни с необходимостью решения проблемных ситуаций. Метод активного обучения направлен на организацию развития, самоорганизации, саморазвития личности. Активное обучение является, безусловно, приоритетным на современном этапе преподавания иностранного языка, так как опирается на активную мыслительную деятельность.
Современная парадигма образования предполагает развитие творческого мышления у студентов. Это особенно актуально при изучении дисциплин, изучаемый материал которых быстро изменяется во времени. К такому типу относятся дисциплины, связанные изучением электронной техники и средств вычислительной техники. Для подготовки студентов к самостоятельной деятельности после окончания колледжа необходимо научить их самостоятельно находить решения задач, которых они не решали в процессе обучения. Сделать это во многом помогают эвристические методы решения проблем. «Эвристика», в переводе с греческого слова heurisko означает «отыскиваю», «нахожу», «открываю». Эвристику, прежде всего, связывают с системой словесного обучения Сократа (469 - 399 гг. до н.э.): путем особых вопросов и рассуждений он помогал собеседнику самостоятельно приходить к постановке или решению проблемы, в результате истина открывалась, не только ученику, но и преподавателю. Универсальность и значимость эвристических методов познания привели к тому, что эвристику отнесли к отдельной науке: «Эвристика - наука, изучающая закономерности и методику процессов поиска и нахождения такого решения той или иной задачи, которое, сводя к минимуму или в какой-то мере ограничивая перебор возможного количества решений этой задачи, сокращает время на решение по сравнению с существующими известными в исследовательской деятельности методами (например, методом слепого перебора решений, методами, принятыми в классических аксиоматических исчислениях, и т.п.)». Психолого-педагогические признаки термина «эвристический» - стимулирование интереса к исследованию, вдохновение к самостоятельному поиску.
Применение эвристических методов развивает у студентов самостоятельность, способность к самообразованию, это очень важный аспект в подготовке современного специалиста. Впоследствии студенты применяют навыки моделирования при решении всевозможных задач при выполнении курсовых и дипломных проектов, т.е. прививается вкус к моделированию и как следствие развивается творческое мышление. Применение эвристических методов в обучении совместно с использованием моделирующих программ позволяет формировать у студентов специальную и другие компетенции, что является основной задачей образования на современном этапе.
Формы и методы эвристического обучения — это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др. К эвристическим формам занятий относятся: эвристические уроки, олимпиады, погружения, деловые игры, очные и дистанционные проекты, интерактивные формы обучения, творческие защиты. Рассмотрим их особенности.
Эвристический урок включает в себя задание на собственное творчество учащихся, требующих творческого самовыражения в различных предметных областях с учетом их индивидуальных способностей. Эта форма позволяет учащимся создать творческие продукты небольшого объема за короткие промежутки времени. На эвристической олимпиаде оценивается не правильность решения сложных задач, а степень творчества созданных учащимися продуктов. Деловая игра максимально приближает обучение к реальным, научным или производственным условиям. Деловые игры организуются в виде разработки и защиты учащимися проектов, в форме группового решения задач с экономическим, производственным или иным содержанием, в форме “круглого стола”, бригадного выполнения лабораторной работы и т.д. На занятии в игровой форме моделируется деятельность любой организации по решению реальной для нее проблемы. Интерактивные обучающие программы. Среди современных тенденций развития компьютерных образовательных технологий наблюдается переход от информационной ориентации к интерактивной. Дистанционные формы творчества. К ним относятся образовательные проекты, реализуемые с помощью электронной почты E-mail или системы Web глобальной сети Internet. В дистанционной форме реализуются эвристические олимпиады, совместные исследования учащимися разных учебных заведений и стран одних и те же проблем, разработка творческих проектов. Творческие работы отличаются по типу, объему, времени их выполнения. Одни работы выполняются студентами на уроке и представляют собой элемент творчества в рамках изучаемой темы. Другой вид работ — это текущие творческие работы студентов, выполненные ими не только на уроке, но и дома в течение 1-3 дней. Такие работы не требуют специального оформления и официальной защиты. Студенты выступают с подобными работами прямо на уроках. Следующий вид творческих работ — это те, которые студенты готовят и защищают в конце семестра или во время творческой недели. Такие работы оформляются по установленным стандартным требованиям: формулируются цели, описывается ход работы и полученные результаты, осуществляется рефлексия, приводятся рецензии студентов и взрослых. Работы выполняются под руководством педагогов в рамках индивидуальных консультаций. Лучшие работы по итогам защиты публикуются и включаются в компонент содержания образования для дальнейшего использования в учебном процессе.
Эвристические формы занятий включают в себя соответствующие методы обучения. Рассмотрим особенности некоторых эвристических методов обучения. Метод придумывания: создание нового, не известного ранее продукта в результате определенных умственных действий. Метод “Если бы…” Студентам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Метод эвристических вопросов. Этот метод идет от древнеримского теоретика ораторского искусства Квинтилиана, рекомендовавшего своим уче никам ставить перед собой семь вопросов для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте: кто? (субъект), что? (объект), зачем? (цель), где? (место), чем? (средства), как? (ме тод), когда? (время). Если эти вопросы в определенной последо вательности соединить между собой (1, 1-2, 1-3 и т. д. до 1-7; 2, 2-2 ... 2-7 и т. д.), они порождают массу новых, порой совершен но неожиданных вопросов. Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта. “Мозговой штурм” – метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы, предложенный американ ским психологом А.Осборном. В процессе мозговой атаки обстановка в груп пе, в которую входит до 10 человек, должна быть непринужден ной, люди раскованны, недопустимы критика и самокритика; все идеи, даже парадоксальные и нереальные, принимаются и проходят групповую экспертизу. Эвристический метод изложения - такое изложение информации, когда последовательность действий по применению изученных правил в конкретных обстоятельствах не показывается и студент самостоятельно, часто путем многочисленных проб и ошибок, должен пройти их (такое изложение иногда называют проблемным). Большинство современных учебников построено по этому принципу: они содержат понятия, законы, определения, правила, формулы, а способ их применения не указывается, что является причиной больших затруднений для студентов. Этот метод обучения приближает студентов к самостоятельному разрешению проблем, т.к. предполагает поэлементное усвоение ими опыта творческой деятельности. Большое внимание следует уделять деятельности, направленной на выработку умений видеть проблему, высказывать свои предположения о путях ее решения, самостоятельно строить доказательства, делать выводы из представленных фактов, строить план их проверки и т.п. Преподаватель в ходе эвристической беседы вовлекает студентов в совместную деятельность, предоставляет возможность самостоятельных действий (поиска). Необходимо подготовить заранее систему вопросов, которые помогут студентам решить конкретную задачу, развить их способности самостоятельно анализировать ситуацию. Эта система вопросов отрабатывается и интерпретируется в соответствии с содержанием учебного материала и поставленными целями. Частично-поисковый метод, реализуемый путем эвристической беседы с элементами самостоятельной работы студентов, служит подготовительным этапом к освоению опыта творческой деятельности, готовит студентов к самостоятельному решению проблемных задач. Как указывается в современных работах по психологии усвоения знаний, наибольшая активность мышления побуждается при возникновении проблемной ситуации. Такой подход лежит в основе проблемного обучения, которое реализуется с помощью трех методов: проблемное изложение знаний, частично-поисковый (эвристический), исследовательский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В 2014-2015 УЧЕБНОМ ГОДУ: методические рекомендации Приходько Е.В.
Настоящие методические рекомендации об организации учебного процесса по преподаванию иностранного языка адресованы методистам муниципальных методических служб, курирующим предметную область «Иностранн...
Технология проблемного обучения в преподавании иностранных языков
Статья выполнена в качестве зачетной работы по курсам повышения квалификации и раскрывает основные понятия проблемного обучения в преподавании иностранных языков...
Доклад на тему «Формирование исследовательских умений в процессе преподавания иностранного языка в техникуме».
Содержание обучения определено образовательным стандартом, оно хорошо сочетается с профильно-ориентированным обучением, в котором используются инновационные педагогические технологии. Они позволяют ст...
Доклад выступления на РМО на тему «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в рамках реализации ФГОС в образовательных учреждениях района»
В докладе рассмотрены актуальные проблемы психологического, административно-технологического и учебно-практического характера, препятствующие качественному преподаванию иностранных языков в рамках реа...
Зачетная работа слушателя курсов повышения квалификации по дополнительной профессиональной образовательной программе «Теория и методика преподавания иностранного языка в контексте реализации ФГОС ООО и СОО» (Срок обучения: 19.11.2018 – 04.12.2018)
Условие профессиональной задачи. Перечень шагов-заданий, выполнение которых должно продемонстрировать эксперту процесс и результат решения задачи учителем. Фрагмент технологической карты урока....
Активные методы в преподавании иностранных языков
Активные методы в преподавании иностранных языков. Использование активных форм урока для повышения мотивации к изучению иностранного языка. Презентации выступления на РМО учителей иностранных языков...
Доклад на ЦМК Дистанционные образовательные технологии в преподавании иностранного языка в медколледже
Доклад на ЦМК Дистанционные образовательные технологии в преподавании иностранного языка в медколледже...