Технология проблемного обучения в преподавании иностранных языков
статья по английскому языку на тему
Статья выполнена в качестве зачетной работы по курсам повышения квалификации и раскрывает основные понятия проблемного обучения в преподавании иностранных языков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachetnaya_rabota_po_kpk.docx | 26.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧОУ ДПО «Центр Знаний»
КПК «Практический опыт введения и применения
ФГОС ООО в деятельности образовательных учреждений»
Юхновец Маргарита Сергеевна,
учитель английского языка, вторая квалификационная категория,
МБОУ «СШ №21» г. Нижневартовск, Тюменской области,
( эссе, КПК «Практический опыт введения и применения
ФГОС ООО в деятельности образовательных учреждений», май 2015 г.)
Технология проблемного обучения в преподавании иностранных языков
Аннотация
В 2010 году мне посчастливилось пройти курсы повышения квалификации у Елены Витальевны Ковалевской по проблемному обучению. С тех пор на своих уроках я все время стараюсь применять технологию проблемного обучения, поскольку, на мой взгляд, эта технология мотивирует ученика на дальнейшее изучение предмета, заставляет его рассуждать и думать.
Данная работа может представлять интерес для учителей, которые активно применяют современные технологии обучения на своих уроках. Также этот материал поможет дальнейшему формированию конструктивных, коммуникативных и организаторских умений учителя.
Введение
Мастерство учителя выражается прежде всего в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития знаний учащихся. Настоящий учитель всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по-особому подойти к ученику, зажечь мысль.
Искусство учителя особенно проявляется в умении учить на уроках, добиваться от учеников усвоения программного материала именно на уроке. Для него домашнее задание – способ углубления, закрепления, расширения знаний. Секрет успеха учителя состоит в умении управлять деятельностью учащихся, умело дирижировать всем процессом образования, управлять работой учеников, развивая их умение активно овладевать материалом. Учитель должен обладать даром заставлять думать на уроке, используя разнообразные методы для активизации обучения.
Какие бы задачи ни решал учитель, он всегда организатор, наставник и мастер педагогического воздействия.
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными
становятся различные технологии. Одна из них, которую я как учитель английского языка, стараюсь применять на своих урока, технология проблемного обучения. Далее в этой работе мне бы хотелось раскрыть основные понятия проблемного обучения.
Понятие и сущность проблемного обучения
Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся.
Проблемное обучение это тип обучения, основанный на взаимодействии преподавателя и ученика, в ходе которого происходит не только освоение знаний и умений путем решения проблем, но, что особенно важно - формирование творческих способностей учащихся.
Е.В. Ковалевская утверждает, что сущность проблемного обучения состоит в формировании и развитии творческих способностей учащихся путем активизации их мышления на основе проблемных ситуаций, создаваемых педагогом в процессе овладения учащимися новыми знаниями, умениями и навыками.
Таким образом, учитель, создавая для ученика проблемную ситуацию, развивает его творческое мышление, что является основой проблемного обучения.
Характеристика проблемного обучения
Проблемное обучение |
1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем 2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают здесь высокого уровня 3. Темп передачи сведений зависит от учащегося или группы учащихся 4. Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов 5. Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности |
Достоинства проблемного обучения очевидны. Это в первую очередь большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности учеников; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, осторожность и решительность и т.п. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности.
Проблемное обучение связано с исследованием и поэтому предполагает растянутое во времени решение задачи. Ученик попадает в ситуацию, подобную той, в которой находится деятель, решающий творческую задачу или проблему. Он постоянно думает над ней и не выходит из этого состояния, пока ее не решит. Именно за счет этой незавершенности и формируются прочные знания, навыки и умения.
К недостаткам проблемного обучения можно отнести то, что оно всегда вызывает затруднение у ученика в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. Кроме того, как и при программированном обучении, разработка технологии проблемного обучения требует от преподавателя большого педагогического мастерства и много времени. Видимо, именно эти обстоятельства не позволяют широко применять проблемное обучение.
Создание проблемных ситуаций
Классификация способов создания проблемных ситуаций основана на характере противоречия, возникающего в процессе учения:
«1. Столкновение учащихся с явлениями и фактами, требующими теоретического объяснения.
2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий.
3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения,
4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, сталкивающих их с противоречиями между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
5. Выдвижение гипотез, формулировка выводов и их опытная проверка.
6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает познавательное затруднение.
7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов.
8. Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы.
9. Организация межпредметных связей».
Основное в проблемном обучении — создание проблемной ситуации. Разумеется, не всякий вопрос, на который ученик не знает ответа, создает подлинную проблемную ситуацию. Вопросы типа: «Каково количество жителей в Москве?», «Когда была Полтавская битва?» или «Какой город является столицей Турции?», «Как звали Гоголя?» — не являются проблемами с психолого-дидактической точки зрения, так как ответ можно получить из справочника, энциклопедии без какого-либо участия мыслительного процесса. Не является проблемой и такая задача, которая не представляет трудности для ученика (например, вычислить площадь треугольника, если он знает, как это делать).
Е. В. Ковалевской были разработаны «ступенчатые» ситуации, в которых цель моделируемого действия осложнена не одним, а цепочкой препятствий, выстроенных в определенной логической последовательности.
Например: «Вам нужно быть в институте вовремя, но:
1. Вы не можете уйти, потому что ждете важный телефонный звонок...
2. Вы просите соседа отвезти вас на работу, но он отказывается, потому что...
3. Вы едете автобусом, но не успеваете взять билет, входит контролер...
4. Автобус уходит, вы останавливаете такси, но появляется человек, который опаздывает на самолет...
5. Вы останавливаете машину, но по дороге водитель нарушает правила дорожного движения...
6. Вы приезжаете в институт, но у вас нет кошелька (денег), чтобы оплатить проезд...
7. Вам удается оплатить проезд, но вы опоздали на лекцию... и т.д.». На основе ступенчатых ситуаций, предъявляемых в устной форме на иностранном языке, преподаватель поддерживает общение, предлагая все новые и новые проблемы для решения.
Проблемную ситуацию мы можем создать при помощи проблемных заданий. Проблемное задание – это задание, которое содержит в себе проблемное слово, а именно глагол. Например: сравни, проанализируй, объясни, выбери. Чем короче само задание, тем успешней его выполнение!
Примеры проблемных заданий на уроках английского языка
- Ответьте на вопросы по тексту и найдите подтверждение в тексте.
- Выберите правильный вариант ответа из трех предложенных.
- Объясните почему…?
- Сравните два высказывания…
- Вставьте пропущенные буквы в слове…
- При разыгрывании диалогов, ситуаций, используйте слово «НО». ( Вы хотите купить другу подарок, но не знаете , что купить; вы знаете, что хотите купить, но у вас не хватает денег; вы знаете, что хотите купить, у вас есть деньги, но вы не знаете в какой лучше отправиться магазин.)
Заключение
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.
Проблемное обучение отвечает требованиям современности: обучать исследуя, исследовать обучая. Только так и можно формировать творческую личность, т. е. реализовать основную задачу педагогического труда.
Проблемное обучение не может заменить всего обучения, но без принципа проблемности обучение не сможет быть развивающим. «Проблемный тип обучения, не решает всех образовательных и воспитательных задач, поэтому он не может заменить собой всей системы обучения, включающей разные типы, способы и формы организации учебно-воспитательного процесса. Но также и общая система обучения не может быть подлинно развивающей без проблемного обучения.
Список использованной литературы
- Ковалевская Е. В. Проблемность в преподавании иностранных языков: современное состояние и перспективы – М.: «МНПИ», 1999
- Седова Н. Е. Основы практической педагогики: учебное пособие – М.:ТЦ Сфера, 2008;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение технологии проблемного обучения в преподавании математики 8 класса
Актуальность данной работы заключается в том, что при переходе к стандартам нового поколения меняется роль учителя и ученика, стиль их взаимодействия. Ученик должен быть активным, мыслящим, творческим...
Применение технологии проблемного обучения на уроках иностранного языка
Данная статья и презентация об использовании активных методов обучения с применением инновационных педагогических и информационных технологий, а значит, о том,как на уроках создается атмос...
Применение технологии проблемного обучения на уроках иностранного языка
Проблемное обучение – это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и пр...
Использование технологии проблемного обучения в преподавании истории России.
Использование технологии проблемного обучения в преподавании истории России....
Использование технологии проблемного обучения в преподавании истории России.
Использование технологии проблемного обучения в преподавании истории России....
Выступление " Использование технологии проблемного обучения в преподавании истории России."
Повысить качество обучения, пробудить интерес к знаниям и поднять их престиж, обратиться к реальным запросам ученика – таковы задачи школы сегодня.Одним из средств, обеспечивающих высокий уровен...
Технология проблемного обучения на уроках иностранного языка
Технология проблемного обучения на уроках иностранного языка...