Особенности организации внеурочных занятий по иностранному языку на начальном этапе
презентация на тему
Особенности организации внеурочных занятий по иностранному языку на младшем этапе обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вчера и сегодня
Общая характеристика внеклассных работ по иностранному языку
Эффективность и результативность внеклассной работы зависит от соблюдения следующих условий: - добровольность участия; - сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя; - занимательность и новизна содержания, форм и методов работы; - эстетичность всех проводимых мероприятий; - четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий; - наличие целевых установок и перспектив деятельности; - широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся; - гласность;
Отличия внеклассной работы от учебной Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности. Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в отсутствии строго урочной регламентации, касающийся времени, места, формы их проведения. Во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений.
Организация внеклассной работы Принцип добровольности Принцип массовости Принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов Принцип связи внеклассной работы с уроками Принцип комплексности Принцип увлеченности Принцип развития инициативы и самодеятельности
Формы внеклассной воспитательной работы Индивидуальная внеклассная работа Групповая форма внеклассной работы Массовые формы внеклассной работы
Что делать?!
Сюжетное построение уроков немецкого языка на начальном этапе как условие развития познавательной активности
Неделя иностранного языка Характеристики : • информативность и содержательность • коммуникативная направленность • ситуативность • ориентация задач на повышение языковой активности
конкурсы и викторины
Игры Задачи: Активизировать рече -мыслительную деятельность учащихся. Расширить кругозор и обогатить лексический запас. Воспитать культуру общения Функции: развлекательная Коммуникативная Игротерапевтическая Диагностическая функция коррекции межнациональной коммуникации социализации
Э к с к у р с и я
И н т е р н е т
Домашние работы как форма внеклассных занятий
Благодарю за внимание
Предварительный просмотр:
Татарский Гуманитарно-Педагогический Университет
Р Е Ф Е Р А Т
На тему: Особенности организации внеклассной работы по немецкому языку на начальном этапе
Подготовила: студентка ФИЯ,
гр. № 08-0813, Ханипова Г.С.
Преподаватель: кафедра немецкого языка,
Дворянинова Е.С.
Казань 2010
План
Введение.................................................................................................................. 3
Глава 1. Общая характеристика внеклассных работ по иностранному языку
1.1. Внеклассная работа по иностранному языку
как педагогическое явление...................................................................................4
1.2.Отличия внеклассной работы от учебной………………………………...... 5
Глава 2. Организация внеклассной работы по иностранному языку
2.1. Принципы организации внеурочных занятий…………………………….. 7
2.2. Формы внеклассной воспитательной работы по иностранному языку ….9
2.3. Цели, задачи и психолого-педагогические аспекты при организации внеклассной работы по иностранному языку………………………………….10
Глава 3. Практические рекомендации при организации внеклассной работы по немецкому языку на начальном этапе обучения
3.1. Схема деятельности учителя при подготовке внеклассного
мероприятия…………………………………………………………………….. 12
3.2. Виды и формы организации внеурочных занятий на начальном этапе обучения………………………………………………………………………… 12
3.2.1.Сюжетное построение уроков немецкого языка на начальном этапе
как условие развития познавательной активности…………………………… 13
3.2.2. Неделя иностранного языка……………………………………………...14
3.2.3. Проведение конкурсов и викторин………………………………………15
3.2.4. Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку………..15
3.2.5. Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку...17
3.2.6. Использование интернета во внеклассной работе ……………………. 18
3.2.7. Домашние работы учащихся как форма внеклассной работы по иностранному языку…………………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………………..22
Введение
В 20 – 80е годы ХХ века в советской школе внеклассная работа по иностранным языкам велась достаточно активно, являясь продолжением регулярного учебного процесса. Однако в начале 90х годов ХХ века в отечественной школе наметилась негативная тенденция «урокодательства», когда стали игнорироваться многие формы внеурочной работы, в том числе внеклассная работа по иностранным языкам. Причинами являлись неудовлетворительное финансирование школ и исключение из учебного плана так называемых необязательных занятий, в том числе факультативных, кружковых, клубных и т.д. В конце 90х годов правительство и министерство образования вновь обратили внимание на приоритет воспитания в школе и несколько улучшили финансирование системы образования.
За это время произошли изменения в жизни и системе образования, которые потребовали обновлённых подходов, форм и содержания внеклассной работы по иностранным языкам. В частности, широкое распространение в системе образования получила работа с компьютерами, использование интернет-сети в обучении, особенно в процессе контроля знаний, умений, навыков.
Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.
Важность таких занятий объясняется, с одной стороны, недостаточным количеством аудиторных часов, отводимых на занятия языком, а с другой – поддерживать интерес учащихся к иностранному языку, их желание лучше владеть языком.
3
Глава 1. Общая характеристика внеклассных работ по иностранному языку
1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое явление
Внеклассная работа, внеурочная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащих ся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий твор чеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеклассная работа получила в 20е годы ХХ века, когда в школах начали активно создаваться разнообраз ные кружки, самодеятельные коллективы и пе дагоги рассматривали внеурочную работу как неотъем лемую часть воспитания личности, ос нованного на принципах добровольности, активности и самостоятельности. С созда нием в 20-е гг. в СССР отрядов пионеров и ячеек комсомола внеурочная работа чаще всего сли валась с работой этих организаций. Попытки отдельных педагогов оживить внеурочную работу не смогли изменить общего авторитарного стиля в её организации.
Во 2-й половине 80-х гг. в процессе гумани зации воспитания начался поиск новых подходов к внеурочной работе ориентированной на личность школьника. Отмена обязательных ме роприятий, программ и инструкций поз волила школьным коллективам самостоятельно определять содержание и формы внеурочной работы с учётом своей специфики и увлечений уча щихся. Основными задачами внеурочной работы признаны создание благоприятных условий для про явления творческих способностей, на личие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в неё романтики, фантазии, эле ментов игры, оптимистические перспективы и приподнятости.
Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей и молодёжи в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров праздников, фестивалей и т. п. К специфической
4
форме внеурочной работы относится организация продлённого дня.
Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся
которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность.
Эффективность и результативность внеклассной работы зависит от соблюдения следующих условий:
- добровольность участия;
- сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
- эстетичность всех проводимых мероприятий;
- четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
- наличие целевых установок и перспектив деятельности;
- широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
- гласность;
1.2 Отличия внеклассной работы от учебной
Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:
1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности. Учащиеся решают для себя вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной работы прежде всего в соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое, заняться языком дополнительно с какими-то определенными целями.
Этот ведущий принцип организации внеклассной работы обязывает учителя своевременно обнаружить заинтересованность .учеников внеклассной работой и языком, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить в них интерес к ней. Этот принцип
5
определяет содержание и форму внеклассной работы — она должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к иностранному языку.
2. Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в отсутствии строго урочной регламентации, касающийся времени, места, формы их проведения. Местом проведения работы может быть парк, зал музея, школьный сад и т. д. Во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеклассной работы осуществляется в форме отчетных вечеров, концертов, сборов, выпуска стенгазет на иностранном языке и т. д.
3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений. В отличие от учебной работы, где помощь учителя играет ведущую роль, во внеклассной работе учащиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества как в выполнении, так и в организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям.
6
Глава 2. Организация внеклассной работы по иностранному языку
2.1. Принципы организации внеурочных занятий
Основными организационными принципами внеклассной работы по ИЯ являются принципы добровольности и массовости, принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов учеников, принцип связи внеклассной работы с уроками:
- Принцип добровольности состоит в том, что ученики включаются в внеклассную работу по собственному желанию. Этот принцип имеет свою особенность: ученик, который сам определил свое участие в том или другом виде внеклассной деятельности, берет на себя добровольное обязательство продолжать изучение ИЯ, что будет требовать от него дополнительных усилий.
- Принцип массовости предусматривает активное участие в внеклассных мероприятиях наибольшего количества учеников с разным уровнем владения иностранным языком.
- Принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов учеников предусматривает учет в контексте деятельности учеников их собственного опыта, интересов, желаний, наклонностей, мировоззрения, эмоционально-чувственной сферы и статуса личности в коллективе.
- Принцип связи внеклассной работы с уроками прежде всего состоит в том, чтобы обеспечить единство практических, развивающих и воспитательных целей внеклассных занятий и уроков. Он также предусматривает связь учебных материалов, которые используются во внеклассной работе, с материалом действующих учебно-методических комплексов по ИЯ.
Внеклассная работа базируется на владении учениками привычками и умениями, приобретенными на уроках ИЯ, поэтому очень важным есть то,
чтобы ученики наиболее полно использовали эти привычки и умения во время внеклассного мероприятия. Вместе с тем внеклассная работа может положительно влиять на учебную деятельность учеников по иностранному
7
языку.
Некоторые языковеды дополняют вышеупомянутые принципы принципами комплексности, увлеченности и развития инициативы и самодеятельности:
- Принцип комплексности может обеспечить единство и взаимосвязь морального, эстетичного, трудового и физического воспитания. Внеклассная работа по ИЯ должна воспитывать искреннего гражданина, который с уважением относится к своей стране и стране, язык которой он изучает. Этот гражданин должен быть честным, порядочным, понимать людей, с которыми общается, уважать и понимать ИЯ. На внеклассных мероприятиях необходимо прививать ученикам любовь к прекрасному, учить исполнять песни, слушать и понимать музыку, хорошо оформлять альбомы, стенгазеты, изготовлять костюмы и разный реквизит к спектаклям.
- Принцип увлеченности связан с выбором конкретных интересных приемов, которые оказывают содействие эффективному достижению поставленных задач, а также с содержанием учебных материалов, которое может быть новым, необыкновенным, захватывающим, большей частью страноведческого характера.
- Принцип развития инициативы и самодеятельности предусматривает стимулирование и развитие у школьников самодеятельности и инициативы в работе. Именно во внеклассной работе учитель может дать ученикам возможность самостоятельно использовать свои знания и умения, разрешить делать все, что касается подготовки и проведения внеклассного мероприятия, умело и незаметно руководя этим процессом. Самодеятельность - это основа творчества, а именно творческое удовлетворение в работе всегда оказывает содействие желанию работать лучше, знать иностранный язык совершеннее.
Инициатива может стать жизненной позицией каждого ученика. Учителю необходимо побудить своих учеников к тому, чтобы они сами выбрали тематику и формы внеклассного общения. Все вышеназванные принципы дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное,
8
последовательное, систематическое и вместе с тем разностороннее влияние на развитие личности.
2.2. Формы внеклассной воспитательной работы по иностранному языку
В методической литературе и в практике школы традиционно различают три формы внеклассной работы: индивидуальные, групповые и массовые. В основу такого распределения возложен признак количественного охвата участников.
- Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учениками, которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п. Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически.
- Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки: разговорные, вокальные, драматические, переводчиков, филателистов, внеклассного чтения и т.п. Некоторые методисты рекомендуют организовывать для учеников всех классов разговорные и хоровые кружки, для учеников старших классов - литературно-переводческие и страноведческие. Положительно зарекомендовали себя комбинированные кружки, где объединяются разные виды деятельности, например, разучивание песен и подготовка
инсценировок, внеклассное чтение и просмотр диафильмов с дальнейшим обсуждением просмотренного. Занятия в кружках, как правило, проводятся регулярно.
- Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы,
9
карнавалы, тематические вечера и т.п.. Эти мероприятия проводятся эпизодически.
2.3. Цели, задачи и психолого-педагогические аспекты при организации внеклассной работы по иностранному языку
Цели внеклассной работе по ИЯ:
- расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;
- стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;
- всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную,
- эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.
Задачи:
- усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках ИЯ;
- помощь ребёнку в формировании мировоззрения;
- развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;
- воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается.
Современная школа имеет большой опыт проведения просветительно- воспитательной работы по иностранному языку, которая составляет часть единого учебно-воспитательного процесса. Внеклассную работу по ИЯ можно определить как систему неоднородных по смыслу, назначением и методикой проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ.
Важным фактором успешного выполнения этих задач есть учет психолого- педагогических особенностей обучения ИЯ на разных уровнях. Знание свойств личности того или другого возраста дает возможность правильно определить содержание и форму внеклассной деятельности по ИЯ.
Следует также обратить внимание на то, что в процессе организации внеклассной работы по ИЯ необходимо учитывать как психологические особенности личности, так и психологические особенности коллектива:
10
уровень его развития, степень организационного, психологического, интеллектуального и эмоционального единства, направленность деятельности коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояние класса во время выполнения задач по внеклассной работе.
Знание психологических особенностей учеников - необходимая предпосылка успешного выбора соответствующих форм внеклассной работы, определение содержания этих форм, организации и проведение внеклассного мероприятия.
11
Глава 3. Практические рекомендации при организации внеклассной работы по немецкому языку на начальном этапе обучения
3.1. Схема деятельности учителя при подготовке внеклассного мероприятия.
- Определить тему мероприятия, время и место его проведения.
- Сформулировать цель и конкретные дидактические задачи.
- Назначить учащихся, которые будут заняты подготовкой к мероприятию.
- Составить план подготовки, указать в нём фамилии ответственных и сроки окончания тех или иных видов работы.
- Подобрать и проанализировать материал с учётом: цели, конкретных дидактических задач, актуальности содержания, познавательной ценности, возрастных и индивидуально-психологических особенностей школьников, лингвистических трудностей.
- Продумать сценарий, его музыкальное оформление, наглядность в соответствии с целью и дидактическими задачами мероприятия.
- Предусмотреть возможность привлечения других учителей к проведению данного мероприятия.
- Распределить материал между учащимися с учётом их индивидуальных особенностей, интересов, уровня владения языком.
- Проводить индивидуальные занятия с учениками в процессе подготовки.
- Провести генеральную репетицию.
- Пригласить зрителей.
- Проанализировать мероприятие.
3.2. Виды и формы организации внеурочных занятий на начальном этапе обучения
3.2.1.Сюжетное построение уроков немецкого языка на начальном этапе
как условие развития познавательной активности
Как известно, у детей младшего школьного возраста еще сохранены некоторые особенности предшествующего возрастного периода, когда
12
ведущей деятельностью является детская ролевая игра. Поэтому они охотно принимают воображаемые игровые ситуации, нереальные, сказочные или фантастические сюжеты. Это позволяет применять сюжетный принцип построения урока.
Термин “сюжет” означает последовательное и связное описание событий. Применительно к уроку иностранного языка он подразумевает логически выстроенный ход урока с наличием сюжетного действия, которое объединяет и подчиняет себе все элементы урока, его тематический материал. Сюжетный принцип построения позволяет учесть психологические особенности детей младшего возраста, такие как неустойчивость внимания, необходимость смены эмоциональных состояний, быстрая утомляемость, моторная активность, склонность к непосредственному переживанию, потребность к самовыражению в самых разнообразных формах. Эмоционально-выразительная активность, любознательность, интерес к новому, синтетичность восприятия позволяет каждому ребенку раскрыться в подобном сюжетном уроке. Появляется также возможность разнообразить формы работы и виды деятельности, часто переключая внимание с одного задания на другое, быстро менять сами задания, чередовать материал по уровню сложности, включать двигательные упражнения.
Сюжет урока позволяет органично включить в него игру, что является одним из главных средств познания для ребенка младшего школьного возраста. Можно применять самые различные виды игр: развивающие, обучающие, закрепляющие определенные умения и навыки, сюжетно-ролевые и творческие. Именно эти игры включают ученика в активный процесс познания иностранного языка, позволяют активизировать эмоции, внимание, память, интеллект. Очень часто в основе построения сюжета лежит придуманная история. В ней могут жить и действовать сказочные герои, мультяшки, путешествия во времени или пространстве. Сюжеты наших уроков могут быть бесконечно разнообразны, но желательно, чтобы они были хорошо организованы: движение от неизвестности к обретению знания.
3.2.2. Неделя иностранного языка
13
Неделя иностранных языков является эффективной формой внеклассной работы, так как она объединяет учащихся разного возраста и разных интересов, создаёт широкое пространство для общения. В нашей школе уже на протяжении многих лет проводится Неделя иностранных языков, которая нацелена на повышение интереса к немецкому языку, развития творческих способностей и речевых навыков учащихся. Могут проводиться как массовые, так и групповые и индивидуальные формы внеклассной работы по иностранному языку. Каждый год Неделя ИЯ бывает посвящена какому-то празднику, таким образом, учащиеся постепенно знакомятся с обычаями и традициями немецкого народа. В Неделю иностранных языков проводятся тематические радиопередачи, проводятся КВН, викторины, конкурсы.
Неделя иностранного языка проводят в определенный период учебного года по предварительно составленной программе, которая определяет цели, содержание и форму любого из его компонентов. Тематика мероприятий в рамках Недели должна быть интересной, познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки.
Виды внеклассной работы, которые обеспечивают оптимальные результаты, должны иметь такие характеристики:
• информативность и содержательность, которые оказывают содействие реализации практических и общеобразовательных целей внеклассной работы;
• коммуникативная направленность: все виды внеклассной работы должны обеспечивать пользование иностранным языком как средством получения и передачи информации в типичных естественных ситуациях общения;
• ситуативность: подавляющее большинство видов внеклассной работы должно включать "набор" ситуаций, которые являются предметным фоном и стимулом к целенаправленным языковым поступкам;
• ориентация задач на повышение языковой активности учеников; эмоциональность форм и способов реализации, которая оказывает содействие повышению интереса учеников к иноязычной деятельности.
14
3.2.3. Проведение конкурсов и викторин.
В школьной практике получили распространение следующие конкурсы:
* конкурс на лучшее выразительное чтение художественных
стихотворений
* конкурс на лучший рассказ без подготовки;
* конкурс на лучшее описание рисунков,
* конкурс переводчиков;
* конкурс на лучший письменный перевод;
Проведение конкурсов сопровождается выставками материалов урочной и внеурочной работы по немецкому языку. На школьных вечерах могут проводиться викторины, включающие различного рода задания и вопросы, выявляющие степень владения языком.
3.2.4. Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку
Игра вызывает интерес и активность учащихся и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Во время игры можно не только лучше усвоить изученное, но и приобрести новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать пройденное и запоминать все то новое, что встречается в игре. Игровая форма занятий создает условия для прочного усвоения языкового материала в обстановке, приближающейся к естественной.
В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как средству коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом межличностных связей: преподаватель-группа, преподаватель-ученик, ученик-группа, ученик-ученик и т. д. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность. Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Игра дает радость общения с единомышленниками.
Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире; даёт психологическую устойчивость; снимает уровень тревожности,
15
который так высок сейчас у родителей и передается детям; вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
Целью игры - развитие интереса учащихся к изучению иностранного языка.
Задачи:
- Активизировать рече-мыслительную деятельность учащихся.
- Расширить кругозор и обогатить лексический запас.
- Воспитать культуру общения
Функции:
- развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативная: освоение диалектики общения;
- игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникаю щих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру лично стных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
3.2.5. Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку
Учебная экскурсия — это проведение учебного занятия в условиях производства, природы, музея с целью наблю дения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности.
В зависимости от типа, содержания и метода проведе ния экскурсии, возраста учащихся, местных условий и вида передвижения в состав экскурсионной группы может вхо дить от десяти до сорока учеников. Длительность учебной экскурсии (от 40 до 90 минут) определяется в зависи мости от учебных задач,
16
конкретных условий проведения, возраста учащихся.
Экскурсии по могают ученикам охватить содержание обучения широко, всесторонне, увидеть взаимосвязь изучаемого предмета.На экскурсии учащиеся не только усваивают новые зна ния или углубляют, расширяют имеющиеся, но и приоб ретают умения и навыки их применения.
Экскурсия дает широкие возможности для более пол ного, комплексного использования методов обучения (и в первую очередь проблемных). Любая экскурсия пре доставляет учителю возможность изучить своих воспитанников. Известно, что в естественной и непринужденной об становке быстрее проявляются те качества личности, кото рые не сразу и не всегда можно выявить в условиях урока. Экскурсия обогащает знаниями и самого учителя, при общая его к сфере материального производства, к людям труда, знакомя с современной технологией и техникой производства.
Важнейшее назначение учебных экскурсий заключа ется в выявлении жизненности и актуальности учебного материала, в закреплении и конкретизации знаний, полу ченных на уроках, в применении знаний и умений на прак тике. Наглядность — существеннейший признак учебной экскурсии: удельный вес зрительной и слуховой нагляд ности в получении информации на экскурсии составляет более 70 процентов. Благодаря наглядности учащиеся бы стрее усваивают знания, которые затем на уроках и дру гих учебных занятиях становятся опорным фактическим материалом при восприятии новой темы, при обобщении и формировании соответствующих выводов. Экскурсионные наблюдения используются также для проверки, исправле ния, уточнения уже имеющихся у школьников знаний и представлений, для обогащения их новыми конкретными данными.
3.2.6. Использование интернета во внеклассной работе
В настоящее время использование средств сети Интернет во внеклассной работе стало очень популярным и доступным.Итак, какие же виды деятельности может осуществлять ученик в сети во внеурочное время с целью лучшего овладения иностранным языком? Индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, формированию или
17
совершенствованию грамматических, лексических навыков.
С этой целью очень полезно предложить ребятам использовать некоторые прикладные программы изучения языка.
Такая работа может проводиться и с домашнего компьютера. В настоящее время в сети много возможностей организовать индивидуальную самостоятельную деятельность школьников по совершенствованию тех или иных знаний, умений, навыков в овладении иностранным языком.
С помощью сети Интернет можно создать подлинную языковую среду и поставить задачу формирования потребности в изучении иностранного языка на основе интенсивного общения с носителями языка, работы с аутентичной литературой самого разного жанра, аудирования оригинальных текстов в исполнении носителей языка. В Интернете школьники и учителя могут найти любую необходимую для проекта информацию: о музеях и их экспонатах по всему миру, информацию о текущих событиях в разных уголках мира и реакцию людей на эти события, о национальных праздниках и т.д.
Можно воспользоваться web-страничками своих школ или даже личными страничками, сообщив потенциальным партнерам адреса. Тогда можно познакомиться поближе, увидеть друг друга на фотографиях, показать свою школу и т.д.
При работе с компьютером деятельность учащихся чаще носит характер индивидуальной деятельности, особенно, если ученик работает не в школьной медиатеке, а у себя дома, за собственным домашним компьютером.
Конечно же, компьютер - современное средство обучения. Только вот не в каждой школе есть компьютерный класс, а многие дети даже не знают как пользоваться компьютером. Чтобы изучать иностранный язык при помощи компьютера, для начала надо изучить информатику. По этому компьютер в кабинете иностранного языка на сегодняшний день может считаться роскошью, но в будущем, возможно, войдет в использование в кабинет иностранного языка как лингафонное оборудование.
3.2.7. Домашние работы учащихся как форма внеклассной работы по
18
иностранному языку
Доля умственных занятий в человеческой деятельности непрерывно возрастает. Поэтому приучение детей к систе матическому умственному труду делает необходимыми до машние учебные занятия. Иногда можно слышать: «А нужны ли до машние задания?».
Исследования показывают, что количество, объем и характер домашних заданий часто противоречат дидактическим тре бованиям, устанавливаются без учета реальных учебных возможностей школьников, в отрыве от системы общей ра боты, проводимой на уроках, рассчитаны на абстрактного «среднего» ученика. Наблюдается перегрузка учащихся практически по всем предметам. Причем замечено, что слабые ученики в основном тратят на домашние задания больше времени, чем успевающие ученики.
В самоподготовке в домашних условиях, которая чаще называется домашняя работа, большая роль принадлежит родителям учащихся, а также общению одноклассников между собой. Поскольку родители не всегда в состоянии оказать ребёнку помощь в выполнении домашней работы по иностранному языку, особая ответственность ложится на учителя. Его инструктаж и разъяснения по выполнению домашних заданий должны быть чёткими, несуетливыми, даваться до звонка с урока и являться логическим продолжением серии предшествующих уроков. Для того, чтобы поддерживать в учащихся постоянную мотивацию в выполнении домашних заданий целесообразно поручать детям групповые или парные задания.
20
Заключение
У учащихся младшего возраста мотивы деятельности очень часто определяются не такими факторами, как, например, чувство долга, жизненные планы, а интересом к самой деятельности. В связи с этим не имеет смысла чрезмерно увлекаться разъяснением социальной и личностной значимости иностранного языка. Гораздо важнее обеспечить разнообразную, способную увлечь детей коммуникативную деятельность и постараться организовать ее таким образом, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от достигнутых результатов, чтобы осознание успеха и чувство гордости стимулировали их деятельность на последующих этапах внеклассной работы. Внимание родителей и всего коллектива школы к достижениям учащихся в изучении иностранного языка имеет для них огромное значение и во многом определяет отношение к предмету.
Подводя итоги, можно сказать, что в преподавании иностранных языков,
внеклассная работа занимает важное место и проводится в соответствии со
спецификой предмета. Она решает две главные задачи: во-первых, развитие
интереса, углубления знаний, совершенствование навыков и умений по данному предмету; во-вторых, организация свободного времени учащихся с целью их общего развития, нравственного и эстетического воспитания. Внеурочная работа по иностранному языку решает эти задачи средствами иностранного языка и в соответствии с практическими, общеобразовательными и воспитательными целями и задачами обучения ему в школе. Она способствует развитию и углублению интереса учащихся к иностранному языку, совершенствованию их практических навыков и умений в нем, расширению их культурного кругозора и общеобразовательного уровня.
21
Список использованной литературы
- Внеурочная работа // Рос. Пед Энц. М.: 1993, с.151
- Денисова Л.Г. Интенсивная методика на внеклассных занятиях в школе. - ИЯШ, 1989, № 2, с 47-49.
- Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. – М.: Педагогика – 1975. 192с.
- Ляэнеметс У.Л. - О применении языковых знаний вне урока. - ИЯШ. 1988, №6, с.53-54.
- Паршина И.В. Самостоятельная работа учащихся по иностранному языку. //Иностранные языки в школе. – 1987. - №2.
- Подласый И.П. Педагогика: Учеб для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС , 1996. – 432с.
22
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Место письменной речи при обучении иностранному языку на начальном этапе
Целью обучения коммуникативной письменной речи является развитие умений создавать различные типы и жанры письменных сообщений – текстов, которые могут понадобиться обучаемым в их учебной или про...
Обучение лексике как важнейшему компоненту речевой деятельности на уроке иностранного языка на начальном этапе
Общеобразовательные учреждения ориентируются на повышение качества учебно-воспитательного процесса и эффективности изучения иностранного языка. В течение XXвека лингвистика, психология, методика и дид...
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Новая социально-экономическая ситуация в стране показала, что позитивные преобразования в обществе не могут быть достигнуты в рамках традиционной модели обучения. Инновационное обучение призвано снять...
Формирование коммуникативной компетенции как цель обучения иностранному языку на начальном этапе
В настоящее время в связи с приобретением иностранным языком статуса средства мирового общения, проблема оптимизации обучения иностранного языка и определения ведущих целей, задач, а также средс...
"Об организации обучения иностранному языку на начальном этапе в условиях модернизации образования"
Выступление на ГМО (2007-2008 учебный год)...
Внеклассная работа по английскому языку как средство мотивации к изучению иностранного языка на начальном этапе обучения
На современном этапе развития образования в методике обучения преобладает гуманистический подход. В центре педагогического процесса находится ученик. Внеклассная работа в сочетании с урочной деятельно...
IТ возможности Московской электронной школы в организации внеурочных занятий на английском языке в начальной школе
Данная статья посвящена передаче педагогического опыта в использовании информационных ресурсов МЭШ при проведении занятий по внеурочной деятельности в начальной школе по английскому языку....