"Об организации обучения иностранному языку на начальном этапе в условиях модернизации образования"
материал по теме

Матвеева Ольга Васильевна

Выступление на ГМО (2007-2008 учебный год)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_na_nachalnom_etape.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ГМО по теме

«Об организации обучения иностранному языку

на начальном этапе в условиях

модернизации содержания образования»

2007 – 2008 учебный год

Об организации обучения иностранному языку

на начальном этапе в условиях

модернизации содержания образования

Процессы межкультурной интеграции на национальном и международном уровнях обусловили модернизацию содержания языкового образования в России. Язык выступает как средство познания картины мира, приобщения к ценностям, созданным другими народами. Одновременно язык – это ключ для открытия уникальности и своеобразия собственной народной самобытности и исторических достижений представителей других культур.

К настоящему времени в российской системе языкового образования произошли значительные позитивные изменения, как в организационном, так и в содержательном аспектах. Успешно развиваются традиции школ (классов) с углубленным изучением иностранного языка. Значительно возрос интерес школьников и их родителей к билингвальному образованию, что повлекло за собой появление лингвистических школ. Успеху обучения иностранным языкам способствуют вариативные авторские программы и учебники нового поколения. Они обеспечивают формирование социокультурной компетенции и владение языком как средством общения в ситуациях межличностного взаимодействия. Согласно Базисному учебному плану иностранный язык включается в воспитательно-образовательный и развивающийся процессы начальной школы, что способствует более раннему приобщению детей к культуре коммуникативной деятельности, формированию положительной мотивации к изучению народного фольклора, детского литературного и художественного творчества носителей языка.

В соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по иностранному языку его изучение в начальной школе должно быть направлено на достижение следующих целей:

- обеспечить развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения;

- заложить основы для формирования умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;

- создать условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и для преодоления  в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения, для развития мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;

- формировать элементарные лингвистические представления, развивать речевые, интеллектуальные и познавательные способности младших школьников, а также общеучебные умения;

         - приобщать детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: познакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитывать дружелюбное отношение к представителям других стран.

За три года изучения иностранного языка (во II, III и IV классах) выпускники начальной школы должны достичь следующего уровня иноязычной подготовки в плане развития речевых умений и формирования языковых знаний и навыков:

Уметь:

- понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность;

- участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);

- расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника;

- кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;

- составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, о школе);

- читать вслух текст, соблюдая правила произношения и основные интонационные модели;

- читать про себя с пониманием основного содержания тексты, доступные по содержанию и языковому материалу;

- писать краткое поздравление (с днем рождения, с Новым годом) с опорой на образец.

Знать:

- алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;

- основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;

- название страны изучаемого языка, ее столицы;

- имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений;

- рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме).

Кроме того, к третьему году обучения иностранному языку совершенствуется опыт учебной деятельности учащихся, и выпускник IV класса овладевает следующими общеучебными умениями:

- различать основные типы предложений по интонации и цели высказывания;

- составлять элементарные монологические и диалогические высказывания по образцу, по аналогии;

- работать с текстом для чтения (догадываться о его содержании по заголовку, иллюстрациям, осуществлять поиск заданной информации в тексте и т.п.);

- списывать текст на иностранном языке, выписывать из него и (или) вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей.

Развиваются специальные учебные умения (применительно к предмету иностранный язык):

- наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений (например, долгих и кратких звуков, слов, близких по звучанию в родном и изучаемом иностранном языке и др.);

- пользоваться двуязычным словарем как при чтении (для раскрытия значений новых слов), так и при создании самостоятельного устного и письменного текста.

Усиливается опора на опыт изучения родного языка, развиваются умения сравнивать формы родного и иностранного языков, способность делать элементарные выводы и обобщения, а это, в свою очередь, влияет на более осознанное восприятие форм того и другого языка, на развитие культуры речи.

Расширяется кругозор детей за счет страноведческой информации, становится более полной картина мира.

Учитель, преподающий иностранный язык на первой ступени, должен знать, что:

- выбранные технологии обучения должны способствовать созданию доброжелательной, комфортной для ребенка атмосферы, стимулировать мотивацию к овладению новым языком общения;

- выбор технологий обучения осуществляется с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников (повышенная эмоциональность, подвижность, чувствительность,  утомляемость от единообразия), что требует частой смены форм, методов и приемов обучения;

- урок иностранного языка в начальной школе может иметь образовательную, воспитательную и развивающую ценность, если он строится на сюжетно-ролевой, игровой основе с привлечением сказочных персонажей, близких и понятных ребенку. В игре, сказочных ситуациях развивается эмоциональная сфера младшего школьника, воспитывается уважение к народному творчеству не только представителей иной культуры, но и собственной страны, формируется культура общения, поведения, самостоятельной познавательной деятельности.

Система языковых и речевых упражнений, предлагаемая в учебниках иностранного языка, нацелена на последовательное формирование фонетических, лексических и грамматических навыков, устно-речевых умений и умений в письменной речи. Координирующая роль принадлежит учителю, который в учебном процессе вычленяет индивидуальные ошибки учащихся и работает над ними, используя упражнения, заложенные в разных компонентах УМК. Так, учащимся, испытывающим трудности фонетического характера, целесообразно рекомендовать больше работать с аудиокассетой. Лексико-грамматические трудности помогут преодолевать тренировочные упражнения, предлагаемые в рабочей тетради. Проблемы, связанные с формированием речевых умений, потребуют от учителя организации более интенсивного общения на уроке.

По-прежнему нежелательна перегрузка учащихся избыточной лингвистической  или социокультурной информацией. Перед учителем не стоит задача научить всех учащихся всему, что дается в учебнике.

Все вышеперечисленное следует принимать во внимание при определении объема домашних заданий. Учащиеся, проявляющие повышенный интерес к изучению иностранного языка, обладающие выраженными способностями к языкам, могут выполнять более объемные задания, чем их одноклассники. Современные УМК предоставляют возможности для этого за счет дополнительных заданий, в том числе повышенной сложности в учебниках и рабочих тетрадях.

Вместе с тем объяснение домашнего задания требует специального времени на уроке. Несмотря на то что практически все задания, предусмотренные для самостоятельного выполнения, содержат образцы, учителю следует на уроке прочесть вместе с детьми формулировку задания, убедиться в том, что учащиеся смогут выполнить его, не обращаясь к помощи родителей. Суммарное время, выделяемое на выполнение всего домашнего задания по иностранному языку (устного и письменного) не должен превышать 20 минут. Для тех учащихся, которые проявляют повышенный интерес к изучению иностранного языка, в учебниках и рабочих тетрадях предусмотрены дополнительные задания. Это, как правило, либо задания занимательного характера ( кроссворды, сканворды, чайнворды и т.д.), либо задания повышенной трудности, требующие от учащихся интеллектуальных усилий и проявления языковой (лингвистической) догадки.

Важно иметь в виду, что контроль уровня обученности учащихся должен быть направлен только на выявление их достижений. Он должен вызывать у учащихся желание продемонстрировать свои способности, поддерживать в них чувство успеха и мотивировать к дальнейшему изучению иностранного языка. Для этого необходимо, чтобы во время проведения проверки в классе была спокойная и дружелюбная атмосфера, формат предлагаемых заданий для контроля, процедура их выполнения и система оценивания  должны быть знакомы и понятны учащимся.

Хотелось бы обратить внимание учителей на то, что при выставлении итоговой оценки они должны учитывать как результаты контроля по видам речевой деятельности, так и успехи учащихся в течение учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место письменной речи при обучении иностранному языку на начальном этапе

Целью обучения коммуникативной письменной речи является развитие умений создавать различные типы и жанры письменных сообщений – текстов, которые могут понадобиться обучаемым в их учебной или про...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Новая социально-экономическая ситуация в стране показала, что позитивные преобразования в обществе не могут быть достигнуты в рамках традиционной модели обучения. Инновационное обучение призвано снять...

Формирование коммуникативной компетенции как цель обучения иностранному языку на начальном этапе

В настоящее время в связи с приобретением иностранным языком статуса средства мирового общения, проблема оптимизации обучения иностранного языка и определения ведущих целей, задач, а также средс...

Современные подходы в обучении иностранному языку на начальном этапе

Использование различных методов при обучении английскому языку на начальном этапе обучения...

Методика использования игровых технологий в обучении иностранному языку на начальном этапе обучения в школе

При определении целей занятий учитель обязательно должен учитывать личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности. Для большей результативности обучения необходим индивидуальный подход...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Развитие компетенций субъектов образовательного процесса. Возможности личностно-ориентированного обучения иностранному языку в формировании коммуникативной компетентности и проблемы  его вн...

РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Ролевая игра- методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком....