Внеклассная работа по английскому языку как средство мотивации к изучению иностранного языка на начальном этапе обучения
статья по английскому языку на тему

На современном этапе развития образования в методике обучения преобладает гуманистический подход. В центре педагогического процесса находится ученик. Внеклассная работа в сочетании с урочной деятельностью открывает широкие возможности для осуществления гуманистического воспитания и формирования мировоззрения школьников за счёт организации усвоения языка, как подлинного элемента национальной культуры и средства общения. Там, где внеклассная работа выступает как естественное продолжение системы уроков, которым свойственна атмосфера сотрудничества и сотворчества, создаётся подлинная педагогическая среда непринуждённого общения, которую можно условно обозначить как педагогическую иноязычную среду. В такой среде учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки, убеждаются в практическом значении иностранных языков, в организации общения, приобретении дополнительной информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация

«Средняя общеобразовательная школа №77»

Статья: Внеклассная работа по английскому языку как средство мотивации к изучению иностранного языка на начальном этапе обучения.

Составила: учитель английского языка

Капитан Т.Р

г.Новокузнецк

2015

Содержание

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.
  3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕРИИ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
  4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития образования в методике обучения преобладает гуманистический подход. В центре педагогического процесса находится ученик. Внеклассная работа в сочетании с урочной деятельностью открывает широкие возможности для осуществления гуманистического воспитания и формирования мировоззрения школьников за счёт организации усвоения языка, как подлинного элемента национальной культуры и средства общения. Там, где внеклассная работа выступает как естественное продолжение системы уроков, которым свойственна атмосфера сотрудничества и сотворчества, создаётся подлинная педагогическая среда непринуждённого общения, которую можно условно обозначить как педагогическую иноязычную среду. В такой среде учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки, убеждаются в практическом значении иностранных языков, в организации общения, приобретении дополнительной информации.

Назначение внеклассной работы — в расширении сферы применения иностранного языка. Именно внеурочная работа, тесно связанная с классной, поможет школьникам увидеть истинные возможности изучаемого предмета и убедит их в том, что они «изучают его для жизни, а не для школы» [1, с.113].

        Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания и практические навыки учащихся  по иностранному языку, но развивает логическое мышление и смекалку; выявляет более одаренных и способных детей, способствует их дальнейшему развитию, вовлекает детей в занимательные занятия, а этим укрепляет дисциплину, воспитывает целеустремленность, организованность и коллективизм и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.

При организации и проведении внеклассной работы от учителя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов учащихся, учет их возрастных и психологических особенностей, их интересов.

Целью данной работы является систематизация теоретического и практического опыта внеклассной работы по иностранным языкам и представление собственных методических разработок и рекомендаций в данной области.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

 ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Цели, задачи и требования к внеклассной работе по иностранным языкам

          Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Пластичность природного механизма усвоения языка детьми раннего возраста, имитационные способности, природная любознательность и потребность в познании нового, отсутствие «застывшей» системы ценностей и установок, а также так называемого «языкового барьера» способствуют эффективному решению задач, стоящих как перед учебным предметом «Иностранный язык», так и перед начальным образованием в целом.

Возможности иностранного языка как учебного предмета в реализации стратегической направленности начальной школы на развитие личности ученика поистине уникальны. В процессе овладения учащимися новым средством общения у них формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности, а также личностные качества: общечеловеческие ценностные ориентации, интересы, воля и др. Кроме того, приобщение младшего школьника с помощью иностранного языка к иной культуре позволяет ему осознать себя как личность, принадлежащую к определенной социокультурной общности людей, с одной стороны, а с другой – воспитывает в нем уважение и терпимость к другому образу жизни.

Следует помнить, что только внеклассная работа помогает выйти за рамки традиционного урока и использовать английский язык как средство развития творческих способностей каждого ребенка, его коммуникативных навыков и умений, расширить представление о странах изучаемого языка, воспитать уважительное отношение к их культуре.

Любая внеклассная работа с детьми — дело очень увлекательное и полезное. Учитывая имитационные способности детей в освоении иностранного языка, их природную любознательность и потребность в познании нового, целесообразно использовать страноведческий и языковой материал как в урочное, так и внеурочное время.

Внеклассной и внешкольной работой называют «различные виды деятельности учащихся воспитательного и образовательного характера, организуемые и проводимые школой во внеурочное время» [2, с. 323].

Целями внеклассной работы по иностранному языку являются:

  • расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;
  • стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;
  • всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально- волевую и духовно-нравственную сферы.

Задачи внеурочных мероприятий:

1.Развитие памяти, мышления, воображения и фантазии, внимания, интеллектуальных способностей и эмоционально-мотивационной сферы личности учащихся.

2.Расширение филологического кругозора (изучение и закрепление лексических единиц и речевых оборотов, которые должны знать дети согласно требованиям программы), приобщение к иноязычной культуре (народный фольклор, произведения английских и американских писателей, современные музыкальные и поэтические произведения).

3.Формирование навыков работы в группе и коллективе, воспитание толерантного отношения учащихся друг к другу, чувства поддержки и взаимопомощи.

4.Реализация творческих устремлений учащихся в области изобразительного искусства и театрального мастерства.

Важным фактором успешного выполнения этих задач есть учет психолого-педагогических особенностей обучения иностранному языку на разных уровнях. Знание свойств личности того или другого возраста дает возможность правильно определить содержание и форму внеклассной деятельности по иностранному языку.

Внеклассная работа по иностранному языку решает эти задачи средствами иностранного языка и в соответствии с практическими, общеобразовательными и воспитательными целями и задачами обучения ему в начальной школе.

Она способствует развитию и углублению интереса учащихся к иностранному языку, совершенствованию их практических навыков и умений в нем, расширению их культурного кругозора и общеобразовательного уровня.

Роль практических целей в учебной работе по иностранному языку определяет в значительной мере и практическую целеустановку во внеурочной работе.

Для внеклассной работы актуальным является, как показывают исследования и опыт преподавания, прежде всего развитие и совершенствование устной речи в связи с благоприятными условиями для создания различного рода естественных речевых ситуаций.

Проблема, связанная с внеклассной работой, — это вовлечение учащихся в данный процесс без их желания, в приказном порядке. Игнорирование подобного обстоятельства нередко приводит к тому, что для некоторых ребят такая работа не только перестает быть источником положительных эмоций, но и становится причиной отрицательных переживаний, вызванных учебной деятельностью. Поэтому учителю иностранного языка следует внимательно относиться к пожеланиям учеников и учитывать их интересы.

Этот ведущий принцип организации внеклассной работы обязывает учителя своевременно обнаружить заинтересованность учеников внеклассной работой и языком, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить в них интерес к ней. Этот принцип определяет содержание и форму внеклассной работы - она должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к иностранному языку.

Увлекательность должна проявляться не только в материале, но и в формах и способах проведения внеклассной работы по иностранному языку.

Во время внеклассных мероприятий ничто не должно напоминать учащимся урока. Здесь нет учителя, а есть старший товарищ, готовый во всём помочь, правильно направить работу. Учащиеся не получают материал, который надо выучить, запомнить, а потом изложить учителю. Здесь учащиеся и учитель сообща выполняют конкретные задачи, решение которых связано с жизненными интересами учащихся. Здесь нет плохих и хороших оценок, но есть красивые, удачные и менее удачные дневники, альбомы, витрины, отражающие всю выполненную учащимися работу. Учитель встречается с учащимися в той обстановке, которая больше всего соответствует теме занятия, решению задач.

Специфика внеклассной работы заключается в том, что её основной задачей является развитие умений и навыков практического пользования языком в основном на базе языкового материала, изучаемого школьниками в процессе классных занятий. Кроме того, внеклассная работа должна содействовать развитию тех учащихся, которые проявляют особую склонность к изучению иностранных языков.

В процессе внеклассной и внешкольной работы основное внимание следует уделять формированию умений и навыков устной речи; совершенствование умения читать занимает более скромное место, занимая лишь на старшем этапе значительное место среди форм работы, направленных на развитие умений и навыков практического владения языком.

Ранее уже говорилось о требованиях к содержанию внеклассной работы, но самое главное требование — это развитие творческой инициативы школьников, самостоятельности и способствование всестороннему развитию личности.

Внеклассную работу можно разделить на несколько этапов, при этом каждому этапу соответствует определенный возраст учащихся. Следует помнить, что содержание языкового и страноведческого материала, используемого при подготовке и проведении досуговых мероприятий, должно соответствовать возрастным и психологическим особенностям учащихся, отражать их реальные потребности и интересы в общении и познании.

Первый этап — начальный уровень обучения (детский сад, 1—4-й классы). На данном этапе у детей прекрасно развита долговременная память. Учащиеся быстро заучивают простые рифмовки и песенки, даже спустя многие годы они отлично помнят речевые образцы и лексические единицы, выученные в начальной школе. В шестилетнем возрасте происходит постепенный переход от игровой деятельности к учебной. При этом игры сохраняют свою ведущую роль. Поэтому дети легко включаются во внеурочную деятельность, примеряя на себя роли Винни-Пуха или Колобка, Красной Шапочки или Мухи-Цокотухи. На начальном уровне обучения постановочные мероприятия могут проводиться на уроках-повторениях и уроках-обобщениях, в виде инсценировок и праздников. Дети дошкольного и младшего школьного возраста хорошо и быстро запоминают то, что интересно и вызывает у них эмоциональный отклик. В процессе увлекательного взаимодействия ребят создаются условия для непроизвольного усвоения материала. [6, с. 127].

Второй этап — средний уровень обучения (5—8-й классы). Учащиеся на данном этапе уже достигли определенного уровня владения иностранным языком. Внеурочная работа в 5—8-м классах может быть представлена всевозможными соревновательными мероприятиями типа КВНа, «Звездного часа», игры «Самый умный», а также постановками сказок и других произведений зарубежных писателей. Данный этап характеризуется имитационными способностями учащихся, их любознательностью и потребностью в познании нового, необычного. Познание ребенком окружающего мира через иностранный язык, через его культуру помогает на этом этапе сформировать положительную мотивацию к освоению иностранного языка и создать хорошую базу для дальнейшего овладения умениями общения на этом языке. [6, с.129].

Третий этап — продвинутый уровень обучения (9—11-й классы). Данный этап имеет огромное воспитательное значение. Совместная работа над подготовкой школьных сценических постановок — это прекрасная возможность дать каждому ребенку шанс проявить свою творческую индивидуальность, ненавязчиво обучая его работать в команде, уважительно и толерантно относиться к мнению одноклассников. Данный этап предполагает проведение научно-практических конференций, олимпиад, творческих вечеров, постановок спектаклей и фестивалей. Учащиеся данного уровня обучения могут быть организаторами общешкольных мероприятий, таких как Рождество или День Святого Валентина. [6, с. 133].

На всех этапах обучения, готовясь к внеурочным мероприятиям, огромное внимание следует уделять изучению песен и стихов, рифмованный текст которых помогает легко и быстро усваивать незнакомые слова, позволяет отрабатывать некоторые грамматические структуры, снимать фонетические трудности. На все внеклассные мероприятия ребята приглашают своих родителей, учителей.

Особенно огромное влияние внеклассная работа оказывает на «трудных» детей, которые характеризуются замкнутостью, ранимостью, повышенной обидчивостью. Поэтому во время внеклассных мероприятий необходимо общаться с ними, сублимируя их отрицательную энергию в творческое, созидательное русло, поощрять их участие в различных мероприятиях, стараться заинтересовать их и выделять им посильные роли. При этом важны похвала учителя, одобрение одноклассников, толерантность в случае возможной неудачи ребёнка, подбадривание, оптимистический настрой. Наиболее целесообразными мероприятиями, в которых участвуют «трудные» дети могли бы быть следующие дела:

1.театральная деятельность («трудные» дети могут участвовать не только в роли актёров, но и в роли реквизиторов, оформителей и т.д.);

2.игровая деятельность (игры помогают детям обрести инициативу, «чувство локтя», приучают к дисциплинированности и ответственности);

3.выполнение языковых заданий с помощью компьютерной сети «Интернет» (формальные и речевые упражнения) и т.д.

Думается, что учителя иностранных языков обладают большими возможностями для решения этой задачи в процессе общения с детьми, как на уроках, так и во внеурочное время. [7, с. 52].

Следует, однако, отметить, что даже если в школах и проводятся внеклассные мероприятия, учителя недооценивают этот вид работы, относятся к нему по «остаточному принципу» [8, с. 13], считая подготовку и проведение одного или двух мероприятий в год делом сложным и непосильным, не говоря уже об организации постоянных, традиционных форм праздников. Именно праздников, потому что всякое проявление творческой инициативы детей, будь то научно-практическая конференция, фестиваль или просто постановка сказки «Репка», есть праздник веселья, самоутверждения и победы. Положение усугубляется тем, что после проведения подобного мероприятия учитель жестко анализирует речевые ошибки детей, упрекая их в недостаточной подготовленности, навсегда отбивая охоту участвовать в спектаклях, олимпиадах, конференциях.

Принципы организации внеклассной работы по иностранным языкам.

В основе функционирования системы внеклассной работы по любому предмету лежит ряд принципов и частных требований, определяющих содержание, формы, методы, направление педагогического воздействия на личность, характер связи отдельных элементов системы.

Принципы внеклассной работы по иностранному языку – исходные положения, которые определяют требования к её содержанию, методам и организационным формам. Они отвечают целям и задачам всей внеклассной работы по иностранному языку в школе и иллюстрируют суть педагогической деятельности учителя – организатора внеклассной работы.

Внеклассная работа строится на следующих принципах: [9, с. 63].

1.Принцип связи обучения с жизнью. Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеклассной работы по иностранному языку с условиями жизни и деятельности ребёнка. Так, например, по окончании изучения темы «Around the city» можно предложить детям разыграть сценки, в которых они бы расспрашивали, как пройти или проехать к тому или иному месту на карте города. Необходимо при этом в процессе изучения данной лексики на уроке объяснять ученикам, что эта тема очень важна, т.к. каждый из ребят может оказаться в незнакомом городе или стране и ему надо будет узнать дорогу.

Основные условия реализации этого принципа следующие:

  • систематическое ознакомление подростков и старших школьников с актуальными событиями в жизни нашей страны и за рубежом;
  • широкое использование краеведческого материала;
  • встречи с людьми, использующими иностранный язык в своей профессиональной деятельности;
  • включение материалов на иностранном языке в общешкольные мероприятия;
  • использование на внеклассных занятиях материалов из жизни школы;
  • привлечение материалов переписки с зарубежными школьниками к работе над избранной тематикой.

2. Принцип коммуникативной активности учащихся. Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеклассной работе является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: ведение переписки с зарубежными друзьями, чтение книг на изучаемом языке, развитие умений и навыков устной речи на занятиях драматического кружка и т.д. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых, неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень. [9, с. 65].

3. Принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности внеклассной работы с уроками иностранного языка. Во внеклассной работе, так же, как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в речевую деятельность во многом зависит формирование интереса ребёнка к иноязычной деятельности. Преемственность урока иностранного языка и внеклассной работы по предмету ни в коей мере не означает дублирование темы, форм и методов работы. В рамках каждой из изучаемых по программе тем для устной речи и чтения можно выделить подтемы, представляющие наибольший интерес для учащихся. Назначение этих подтем – конкретизировать программную тему, приблизить её к интересам, условиям и обстоятельствам жизни детей. Постепенное расширение лексико-тематических связей в тематике внеклассной работы создаёт благоприятные условия для решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач.

4. Принцип учета возрастных особенностей учащихся. Эффективность внеклассной работы по иностранному языку во многом определяется соответствием её содержания, форм и методов этапам изучения иностранного языка и психофизиологическим особенностям учащихся. Знание и учёт типичных возрастных особенностей учащихся дают возможность учителю осуществлять перспективное планирование внеклассной работы по иностранному языку, определять её задачи и способы организации на каждом этапе. Общеизвестна острота и свежесть восприятия, любознательность, яркость воображения младшего школьника. Хорошо развита у него наглядно-образная память, поэтому легко и прочно запоминает он то, что непосредственно связано с его интересами. Учитывая возрастные интересы младших школьников, внеклассную работу необходимо подготавливать и проводить с большим количеством наглядных материалов. Например, после изучения темы «Yummy» можно провести конкурсы на лучшего повара с использованием картинок с продуктами и описанием приготовления блюда. Или после изучения темы «Wild animals» можно отправиться с ребятами в зоопарк, где ребятам можно предложить роль экскурсовода, описывающего животных на английском языке

5. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров, распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определённом этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива. [9, с. 69]. Так, при подготовке к проведению праздника, завершающего цикл уроков по теме «Animals» в 4 классе, необходимо распределить роли так, чтобы все ребята смогли внести свой вклад в мероприятие. Для этого необходимо организовать различные формы работы: всем учащимся предлагается принять участие в конкурсе сочинений на тему «My pet» (индивидуальная форма работы); две группы ребят готовят маленькие пьески «The lonely stray lamb», «How the tail of the fox became white» (групповая форма работы); все учащиеся класса готовят костюмы зверей и декорации к празднику (коллективная форма работы).

6. Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку. Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса школы – формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, во-вторых, единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям. В осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения. С учётом этого требования внеклассная работа по иностранному языку должна проводиться не изолировано, а тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Использование интересных материалов по географии, истории, литературе и другим предметам в работе кружков клубов знатоков страны изучаемого языка обогащает внеклассную работу по иностранному языку, способствует повышению интереса к ней учащихся и качества её проведения. [9, с. 71]. Очень интересно могут проходить внеклассные мероприятия (концерты к праздникам или родительским собраниям) с участием учеников 2-4 классов, подготовленные и проведённые совместно с учителем музыки.

Эффективность и результативность внеклассной работы зависит как от учета указанных выше принципов, так и от соблюдения следующих условий:

  1. добровольность участия;
  2. сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
  3. занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
  4. эстетичность всех проводимых мероприятий;
  5. четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
  6. наличие целевых установок и перспектив деятельности;
  7. широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
  8. гласность;
  9. привлечение учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися более младшего возраста.

Все вышеназванные принципы и условия дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и, вместе с тем, разностороннее влияние на развитие личности.

Формы внеклассной работы

Одним из способов интенсификации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку является создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету, так как изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе. При планировании и осуществлении внеклассной работы педагогический коллектив учителей иностранного языка должен выбрать те формы работы, которые, с одной стороны помогают в решении практических, образовательных и воспитательных задач, а с другой стороны, экономичны по времени, отвечают интересам детского коллектива и сочетаются со всей системой учебно-воспитательного процесса.

В методической литературе и в практике школы традиционно различают три формы внеклассной работы: индивидуальные, групповые и массовые. В основу такого распределения возложен признак количественного охвата участников. Подчеркивая нечеткость понятия "массовости", В.И. Шепелева предлагает различать формы внеклассной работы по ИЯ по организационно- структурным признакам. Соответственно она относит групповые формы к организационно-структурным формам, а индивидуальные и массовые - к неструктурным. [9, с. 97].

Индивидуальная форма работы имеет существенное значение для успешного проведения занятий с отдельными учениками во внеурочное время, которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п. Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически. [4, с.101].

Она способствует выявлению и развитию индивидуальных способностей и склонностей учащихся. Эта форма внеурочной работы дает возможность школьникам проявить творческую инициативу и активность. Как правило, ученики, занятые во внеурочной работе в индивидуальном порядке, участвуют и в других ее формах. Индивидуальная форма работы является основным фактором успешного проведения массовой и групповой форм.

Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников (примерно 10—15 человек), объединенных общими интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки и клубы: разговорные, вокальные, драматические, переводчиков, филателистов, внеклассного чтения и т.п. Некоторые методисты рекомендуют организовывать для учеников всех классов разговорные и хоровые кружки. Положительно зарекомендовали себя комбинированные кружки, где объединяются разные виды деятельности, например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение и просмотр диафильмов с дальнейшим обсуждением просмотренного. Занятия в кружках, как правило, проводятся регулярно.

Массовая форма внеклассной работы может проводиться эпизодически и периодически; во всех случаях, однако она должна включаться органично в общешкольный план внеклассных мероприятий. К этой форме относятся: вечера, утренники, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, пресс-конференции, день иностранного языка. В них принимают участие целые классы, параллели классов, а иногда вся школа.

Обе формы — массовая и групповая — планируются, подготавливаются и строятся на основе теснейшей связи с обязательным курсом.

Охарактеризуем основные виды внеклассной работы и методику их проведения; рассмотрим их содержание и организацию, имея в виду, что на них сказываются изменения, происходящие в жизни общества: одни виды выходят на первый план, другие уступают им места. [1, с.264].

Вечера и утренники относятся к основным видам массовой формы внеклассной работы, а на их содержании отражаются события школьной и внешкольной действительности. Они могут быть приурочены к знаменательным событиям культурной и социальной жизни. Они могут быть посвящены юбилейной дате выдающихся деятелей культуры страны, язык которой изучается. Сюда же относятся вечера, посвящение поворотным событиям мировой истории и история страны изучаемого языка.

Широко распространены вечера, именуемые обычно интернациональными, не связанные ни с какой датой, они проводятся в конце полугодия или года как своеобразный смотр сил в овладении иностранным языком. На таком вечере показывают свою работу различные кружки. Интернациональный вечер (утренник) тесно связан с обязательным курсом и фактически вытекает из него: многие уроки уподоблены репетиции, во время которой усваивается языковой материал и развиваются соответствующие навыки и умения для выступления во внеклассной работе; таким образом, вся подготовка приходится на обязательный курс, а ее реализация — на внеклассную работу. Такая тесная связь возможна только на начальном этапе.

Рассмотрим в обобщенной форме подготовку к вечеру, утреннику иностранного языка и его осуществление.

Подготовка — ответственный этап, который нужно организовать так, чтобы она представляла для учащихся самостоятельный интерес. Этого можно добиться в том случае, если их общение с учителем и друг с другом во время подготовки будет иметь познавательное значение, расширять их эстетические представления и вкус. Важна также четкая организация, как подготовки, так и самого вечера, утренника. Дата вечера, утренника определяется общешкольным планом внеклассной работы. Вокруг этой даты выстраивается вся подготовительная работа. Она предполагает координацию деятельности участников по классам, общее содержание вечера, утренника и конкретный вклад в него каждого класса. Далее происходит отбор соответствующего материала под руководством учителя. Этот материал отбирается из разнообразных источников: из учебника, книги для чтения, пособий для внеклассной работы, выпускаемых издательством «Просвещение», из приложения к журналу «Иностранные языки в школе», а также из дополнительных источников, на которые указывает учитель или которые находят сами учащиеся. Это может быть новая песня, стихотворение, пьеска.

За сбором материала следует распределение ролей. Когда мы говорим о распределении ролей; то мы имеем в виду, наряду с выбором «артистов» на роль действующих лиц, и определение ответственных за разные моменты вечера, утренника, начиная от оформления сцены в зале и кончая созданием и распространением пригласительных билетов.

Затем следуют репетиции — чрезвычайно ответственный момент подготовки. Они могут вестись с самого начала коллективно, если их предметом является пьеска. Важно организовать своего рода «застольный период» (К. С. Станиславский), когда обсуждаются общие проблемы, связанные с пьеской, выявляется ее общая тональность и место каждого действующего лица. Затем индивидуальные репетиции перемежаются с объединёнными. В конце подготовительного периода проводится генеральная репетиция в полном составе и в помещении, где состоится утренник, вечер.

Каждая репетиция должна проводиться так, чтобы она была для самих учащихся заметной вехой их прогресса. Высокие требования предъявляются, прежде всего, к произношению. Важно мотивировать эту сторону подготовки к выступлению, т. е. заронить интерес у учащихся к тому, как они будут «звучать со сцены». Тщательная отработка произносительной стороны позволит сделать следующий шаг — овладеть выразительностью речи, связанной с ее содержательно-смысловым планом, ибо ни о каком театральном эффекте не может быть и речи, если человек скован, если ему нужно думать о том, как правильно произносить.

Понятно, что на каждой репетиции сам учитель должен стремиться углубить представление учащихся о материале, над которым они работают, создавая тем самым обстановку, при которой каждый участник будет выполнять свою роль (обязанность) наилучшим образом.

Когда подготовительный период завершен, то составляется программа вечера, утренника.

I. Примерная программа утренника на тему «Что мы знаем и умеем» (4-й класс, конец I полугодия.) [10, с. 70].

1. Вступительное слово ведущего. Слово ведущего желательно разработать с учеником на иностранном языке. Оно должно быть кратким и примерно такого содержания: «Дорогие друзья, мы изучаем английский (немецкий, французский, испанский) язык. Сегодня такое-то число. Мы изучаем язык только ... месяцев (они перечисляются). Мы немного разговариваем, читаем и пишем, поем и играем. Теперь мы вам покажем, как мы это делаем». Рядом с ведущим во весь его рост из картона сделан «фрагмент словаря», в нем написаны с переводом те слова, которые зритель еще не знает, ведущий указывает на них по ходу своего рассказа. Заканчивает ведущий свое вступительное слово, назвав действующих лиц и исполнителей.

2. Пьеска «На уроке иностранного языка». Пьеска «На уроке иностранного языка» — это фактически «игра в учителя». На сцене — «класс», 3—4 стола, за которыми сидят учащиеся. Входит учитель и разыгрывает ряд сценок, связанных с буднями урока иностранного языка, при этом демонстрируется все, чем овладели дети: песни, рифмовки, диалоги, монологи. «Учитель» произносит реплики поощрения и порицания.

3. Награждение участников.

4. Разучивание новой песенки со зрителями. Разучивание новой песни со зрителями проводит учитель иностранного языка вместе с учителем музыки.

К каждому вечеру, утреннику следует подготовить выставку, которая создается также по инициативе школьников как результат их самостоятельной работы. Это может быть стенд по стране, странам изучаемого языка, стенд может быть посвящен выдающемуся деятелю или событию. Имеет смысл приурочить к вечеру, утреннику выставку, отражающую достижения учащихся в изучаемом ими языке, туда можно поместить лучшие сочинения с рисунками, выполненными самими школьниками, фотографии победителей конкурсов, стихотворные переводы, сделанные учащимися, и т. д.

Помимо интернационального вечера — этой массовой формы работы, которая очень популярна, в школах проводятся конкурсы, которые могут быть связаны с разными гранями изучения иностранного языка, являясь важным рычагом повышения уровня его усвоения. Опишем некоторые виды конкурсов. [1, с.267].

Конкурс на лучшего чтеца, выявляющий правильность произношения и общую выразительность речи. Обычно он проводится в несколько туров: на первом туре школьнику предлагается прочитать знакомый текст из учебника; для второго тура предлагается незнакомый материал, это могут быть прозаические отрывки, а также рифмовки, стихотворения, скороговорки (разумеется, мера трудности и объем соответствуют программным требованиям для данного класса учащихся); для третьего тура материал выбирается учащимися из предложенного, получается своего рода «произвольная программа», в которую включаются: небольшие законченные рассказы, поэтические произведения.

Конкурс на лучшего переводчика-синхрониста, который дает возможность выявить понимание речи на слух, так как учащиеся переводят аудиотексты. На первом туре — с голоса учителя, во втором туре — с голоса диктора, который звучит в звукозаписи.

Конкурс на лучшего рассказчика дает возможность выявить умение строить связное высказывание. Конкурсантам предлагаются ситуации, оформленные словесно или при помощи наглядных средств. Критериями оценки являются: полнота высказывания, которая проявляется в умении исчерпать ситуацию, используя языковые средства, которыми учащийся располагает; связность и логичность высказывания; языковая правильность речи, естественно, со «скидкой» на аппроксимацию.

Конкурс на лучшего собеседника выявляет умение вести диалог, обмениваться репликами. При этом задается ситуация, стимулирующая беседу. При оценке учитывается равноправие партнеров, проявляющееся в попеременном пользовании стимулирующими репликами, использование разговорных клише каждым из собеседников, обращенность речи, определяемая количеством модально-эмоциональной лексики, полнота высказываний, которая высчитывается по количеству употребленных диалогических единств и, наконец, языковая правильность реплик.

К конкурсу как одной из популярных массовых форм внеклассной работы примыкают викторины, олимпиады, КВН, игра «Что? Где? Когда?», которые фактически являются вариантами конкурса. Их роднит с конкурсом то, что в них в увлекательной форме испытываются знания, навыки и умения учащихся, в результате чего мобилизуется их интеллектуальная, эмоциональная и волевая активность.

Викторину можно проводить на любом этапе обучения иностранному языку. Ее предметом могут быть страноведческие знания, а иногда сам язык с элементами лингвострановедения. Материал для викторины может быть облечен в форму загадок, ребусов, чайнвордов, тестов, кроссвордов и т. д. Викторины могут быть связаны с выявлением самых разнообразных знаний, они опираются также на межпредметные связи, например:

— Знаете ли вы поэтов и писателей страны изучаемого языка?

— Знаете ли вы природу, реки, горы страны изучаемого языка?

— Какие достопримечательности в стране изучаемого языка вам известны?

— Какие важнейшие события в истории страны изучаемого языка вам известны?

Проводимая викторина может быть посвящена одному из указанных пунктов или нескольким. Конкретное ее содержание обусловлено жизненным и учебным опытом учащихся.

Среди массовых форм внеклассной работы по иностранному языку целесообразно выделить такую форму внеклассной работы как неделя иностранного языка в школе. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников. [1, с.270].

Неделя иностранного языка в школе как комплексная форма должна оказывать содействие целенаправленной организации и систематизации всей внеклассной работы по иностранному языку в школе, активизации работы кружков, для которых Неделя становится своеобразным творческим отчетом, формированию творческих отношений между учениками, учителями и родителями, которые взаимодействуют в процессе подготовки и проведения Недели. Неделю иностранного языка проводят в определенный период учебного года по предварительно составленной программе, которая определяет цели, содержание и форму любого из его компонентов. Тематика мероприятий в рамках Недели должна быть интересной, познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки. [11, с. 61]

Перейдем к рассмотрению групповых форм внеклассной работы. Это, прежде всего, различные кружки. Кружок — эффективная форма внеклассной учебной работы. Во время уроков не всегда можно удовлетворить все запросы учащихся. Познавательные интересы школьников нередко выходят за пределы учебных программ и учебников. В этом случае умело организованная кружковая работа приобретает большую педагогическую значимость. Кружки служат действенным средством в решении таких задач: привитие интереса к предмету; расширение и углубление знаний, полученных на уроке; формирование и совершенствование практических навыков и умений; развитие индивидуальных наклонностей учащихся к определенной отрасли науки; развитие творческой активности, инициативы и самостоятельности; формирование интереса к интеллектуальному и практическому труду; организация содержательного отдыха учащихся, направленного на их эстетическое и нравственное воспитание. [12, с. 204].

Наиболее распространенными кружками в школе являются: кружок разговорной речи, кружок любителей кино, хоровой кружок, драматический, кружок любителей поэзии и другие. При создании кружков учитываются интересы школьников и, конечно, возможности, склонности и вкусы учителя, поскольку без этого вести кружок практически невозможно.

Кружок разговорной речи один из самых популярных кружков, который призван утолить «голод» учащихся в общении. В этом кружке обычно занимаются школьники с высокой мотивацией к устной речи, поэтому здесь можно использовать ситуативную основу обучения, личностную ориентацию, ролевое поведение, оптимальное использование коллективных форм работы, — в целом, создание атмосферы, благоприятствующей общению.

В кружке разговорной речи следует побуждать учащихся к самым разнообразным драматизациям, подбирая пьески, соответствующие жизненному и языковому опыту учащихся. Возможно развивать у них также вкус к импровизациям, подхватывая их находки в этом отношении.

Примыкает к разговорному кружку кружок любителей фильмов. Стимулом развития общения в этом кружке служат диафильмы, эпифильмы, диапозитивы, кинофильмы. Они подбираются в соответствии с интересами учащихся и их языковой подготовкой. Они могут быть фабульными и познавательного характера. Работа в кружке может вестись разнообразно. Учащимся можно предложить посмотреть озвученный фильм, а затем разыграть его отдельные эпизоды, распределив роли. При этом фильм просматривается дважды, при вторичном просмотре учащиеся могут сделать для себя небольшую запись, которой затем они воспользуются как опорой. Возможен такой вариант: учащиеся смотрят фильм (диафильм, слайды и т. д.) с титрами на родном языке или «немой» фильм, в их задачу входит — передать содержание кадров на иностранном языке. Наконец, особое место занимает обсуждение фильма. Само собой разумеется, что для этого в кружке систематически читаются и обсуждаются рецензии на фильмы, прорабатывается их языковой материал, структура и композиция, чтобы они могли служить образцом для высказываний учащихся.

Кружок пения или хоровой кружок объединяет учащихся, которые любят петь. Особо успешно идет работа в таком кружке, если им руководит учитель иностранного языка в союзе с учителем пения и музыки. Программа такого кружка может быть разнообразной, состоящей из эстрадных песен, народных, лирических, политических. Занятия хорового кружка должны проводиться регулярно. Большое внимание в них отводится фонетической стороне текстов песен, так называемой «музыкальной фонетике» (С. А. Карцева), которая в песне легко отрабатывается.

Драматический кружок организуется вокруг учителя иностранного языка, любящего театр, энтузиаста театрального искусства. Этот кружок обладает большим воспитательным и образовательным потенциалом, поскольку в нем синтезируются многие виды искусства; он объединяет художественное чтение, пение, танцы, этот кружок предполагает вдумчивую интерпретацию текста пьесы. [1, с. 274].

Занятия драматического кружка проводятся регулярно. Работа над выбранной пьесой должна проводиться тщательно и охватывать длительный период: учебный год или полугодие. Вначале определенное время отводится «застольному периоду», содержанием которого является овладение идейно-художественным смыслом пьесы и всей ее языковой фактурой. Затем наступает период репетиций, поиски мизансцен совместно с учащимися. К разучиванию ролей учащимися предъявляются серьезные требования в отношении произношения, дикции. Специального внимания всего кружка заслуживает оформление спектакля: декорации, костюмы, грим, музыка.

Разновидностью драматического театра является кукольный театр, особенно популярный среди школьников начального этапа. В нем могут разыгрываться сценки с известными и любимыми детьми героями сказок. Иногда можно обычную пьеску поставить при помощи кукол. Работа с куклами в драматическом кружке также предполагает «застольный период», т. е. тщательное вчитывание, усвоение произношения, выразительности, подлинное понимание характера, присущего каждой кукле, их взаимоотношений.

Кружок, любителей поэзии на иностранном языке объединяет, как правило, любителей поэзии на родном языке. Любовь к поэтическому слову может быть легко перенесена на иностранный язык. Для этого нужно предлагать учащимся для чтения, заучивания наизусть и декламации стихотворения, близкие им по содержанию.

Для начального этапа это могут быть забавные рифмовки типа Nursery rhymes на английском языке с легко прослеживаемой фабулой, на среднем и старших этапах – образцы лирической, сатирической поэзии. В доступной форме учителю необходимо обратить внимание на особенности ритма, рифмы, композиции. Следует побуждать учащихся, даже младшего возраста, к попытке перевода стихотворений на родной язык в стихотворной форме.

Кружок любителей поэзии выдвигает на вечера иностранного языка своих исполнителей. Результаты переводческой деятельности учащихся освещаются в стенгазете и демонстрируются на школьных выставках. Кроме того, кружковцы могут принимать участие во внутришкольных и районных конкурсах «На лучшего чтеца», а их достижения также должны широко освещаться в стенгазете и по школьному радио.

Одна из интересных и эффективных форм внеклассной работы - выпуск стенгазет. Материал, подбираемый для газеты, включает доступную для учащихся лексику. Каждый учитель в течение учебного года выпускает вместе со своими учащимися стенгазету, внося в нее что-то свое, индивидуальное. Газеты, выпускаемые младшими школьниками, просты по содержанию, но красочны по оформлению. Они отражают творчество учащихся: сказки, мини-сочинения. Каждый школьник стремится представить в стенгазету свое маленькое произведение, красочно и оригинально оформляя его.

Ученические конференции как индивидуальная форма внеклассной работы по иностранному языку, как правило, носит тематический характер. В процессе её подготовки учащиеся на основе широкого круга источников, готовят доклады, сообщения, видеофильмы, серии стендов и альбомов по той или иной проблематике. Ученическая конференция даёт возможность учащимся и учителям погрузиться в атмосферу иностранного языка, почувствовать себя в диалоге с иной культурой. Жесткие рамки урока и четко определенное содержание учебных дисциплин не всегда позволяют учащимся познать все богатство связей между изучаемыми объектами, событиями и явлениями. В этом случае с целью актуализации, обобщения и систематизации изученного ранее материала, его углубления, расширения и упрочения проводятся ученические конференции. Конференция, как никакая другая форма внеклассной учебной работы, формирует личностной аспект восприятия знаний, способствует привитию учащимся умений и навыков, культуры интеллектуального и практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает общественную активность школьников. [14, с. 101].

Несомненно, складывающуюся систему внеклассной работы необходимо совершенствовать, наряду с традиционными формами, дающими хороший результат, использовать новые, т.к. внеклассная работа даёт неограниченные возможности для творчества, как учителя, так и учащихся.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕРИИ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Внеклассное мероприятие «Телемост: Америка – Россия» во 2-м классе

SATELLITE LINK: “AMERICA – RUSSIA” – сценарий внеклассного мероприятия, разработанный и проведённый во втором классе в конце первой четверти. В первом классе дети учатся только понимать английскую речь на слух и говорить, а со второго класса ребята начинают получать знания и в области чтения и письма, занимаясь по УМК Верещагиной И.Н., Притыкиной Т.А. "English 2".

В конце первой четверти ребята заканчивают изучение согласных букв английского алфавита и транскрипционные значки согласных звуков, также они умеют рассказать о себе, своей семье и своих друзьях. Обобщение этого материала целесообразно проводить с помощью внеклассного мероприятия "Телемост: Америка - Россия".

Внеклассная работа позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому языку, углублять и расширять их знания, совершенствовать навыки и умения.

Методической целью данного мероприятия является создание условий для проявления познавательной активности учеников, при обобщении изученного на уроках материала.

Конкурс "Познакомьтесь с моими родными и близкими" является стартовой площадкой для проведения подобной работы в среднем и старшем звене на более углубленной основе. Идея этого конкурса понравилась коллегам по кафедре.

Игра "Переводчик" позволяет ненавязчиво развивать грамматический навык употребления 3 лица единственного числа настоящего времени, что в обычных условиях часто вызывает трудности у учащихся.

Игра "Рыбалка" может использоваться и учителями начальной школы в период обучения грамоте. Эта игра помогает соотнести большие и маленькие буквы, способствует запоминанию букв. Для этого конкурса необходимо изготовить из цветного картона 20 "рыбок", на которых будут написаны маленькие буквы, к "рыбкам" прикрепить металлические скрепки, а также вырезаются 20 "тарелок", на которых написаны большие буквы. Изготовляются две удочки с магнитами на веревочке. Дети внутри своей команды по очереди "ловят" за ограничённое время "рыбу" и раскладывают её на "тарелки". Побеждает команда, наловившая больше "рыбы" и правильно разложившая её по "тарелкам".

Игра "Помоги Незнайке исправить ошибки" помогает развивать у учащихся аналитические мыслительные процессы, контроль и самоконтроль.

        Образовательные задачи:

1.закрепить речевые образцы, грамматические структуры, лексику по темам "Давайте познакомимся", "Семья";

2. научить переносить знания в новую ситуацию общения;

3. практиковаться в диалогическом общении;

4. практиковать умение читать стихи, петь песни на английском языке;

5.закрепить знание согласных букв, их написание, знание транскрипционных значков.

Развивающие задачи:

1.развивать познавательные процессы, память, воображение, внимание;

2.развивать мыслительные навыки: обобщение, систематизация, логическое и образное мышление;

3.формировать познавательные умения: задавать вопросы и отвечать на вопросы;

4.развивать аудитивные навыки учащихся: понимание речи учителя, одноклассников;

5.развивать и формировать интеллектуальною сферу.

Воспитательные задачи:

1. воспитывать инициативность и активность в беседе;

2. воспитывать чувство ответственности перед командой за свою игру;

3. воспитывать желание общаться на английском языке, петь песенки, читать стихи, получая при этом удовольствие, радость;

4. воспитывать этику взаимоотношений.

Цель методическая:

1. создать на мероприятии условия для проявления познавательной активности учеников.

Оборудование: карточки с изображением членов семьи (два комплекта по 9 штук); плакат "Алфавит"; плакат "Озеро"; фигура Незнайки; карточки жребия (2 штуки); американский флажок; российский флажок; 2 удочки с магнитами; 20 "рыбок" с маленькими буквами; 20 тарелок с большими буквами; аудиозаписи песен; оформленная доска; транскрипционные карточки (17 штук); наклейки в качестве награды за работу.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Тeacher: Good afternoon, children!

Pupils:  Good afternoon, teacher!

Teacher: Meet our guests.

Pupils:  Good afternoon!

Teacher: Sit down, please. Today we have an unusual meeting. We have a satellite link between American and Russian pupils. Let's draw lots to learn, which group is from America, and which is from Russia.

Дети тянут жребий.

Teacher: The first team will be ... (from America).

The second team will be ... (from Russia).

Let's start our meeting with a song "What is your name?".

The boys will ask the question, the girls will answer.

Дети поют песню.

Pupils:  What is your name?  

What is your name?

Now tell me, please,

What is your name?

My name is Helen,

My name is Helen,

My name is Helen,

That's my name.

Teacher: Let's get acquainted. Lera and Dima will tell us about themselves. Tell us what your name is and where you are from.

Pupil 1: Hello! My name is Lera. I am from America.

Pupil 2: Hello! My name is Dima. I am from Russia.

Teacher: Now groups can ask questions of each other. You can ask: "What is your name? Where are you from? How are you?"

От каждой команды встают ученики, образуя пары. Они задают друг другу вопросы и отвечают на них.

Teacher: Can you talk about the family?

Pupils: Yes.

Teacher: First let's listen to the poem "Dear Bet".

Pupil I: Dear Bet,

Have you got a brother?

Have you got a friend?

Have you got a sister?

Have you got a pet?

Pupil 2: I have got a brother.

I have got a friend.

I haven't got a sister.

I haven't got a pet.

Teacher: Let's see if you remember the words on the topic "Family". Look at the picture and say who it is.

Учитель показывает картинки членов семьи по очереди ученикам одной и другой группы, дети называют, кого они видят.

Teacher: Now let's play the game "Meet my nearest and dearest", Guess who he/she has got. Ask the question: "Have you got a... ?", and answer: "Yes, I have, or No, I haven't."

У каждой команды имеется стол с карточками, перевёрнутыми картинкой вниз. Ученик от первой команды подходит к столу, берет какую-нибудь картинку, не показывая её команде-противнику. Учащиеся другой команды должны угадать, кто у него/неё, есть, задавая вопрос: "Have you gоt a (brother)?". Ученик первой команды отвечает: "Yes, I have. / No, I haven't. " Когда кто-то из второй команды угадывает, он спрашивает об имени этого члена семьи. Теперь игру продолжает вторая команда. И т.д. Играют 3—4 ученика от каждой команды.

Teacher: Now you will play another game. "A translator". But first let's listen to the poems.

Pupil 1: I've got a doll,

I've got a ball,

I've got a hare,

I've got a Teddy-bear.

Pupil 2: She's got a doll,

She's got a ball,

She's got a hare,

She's got a Teddy-bear.

Pupil 3: I've got a car,

I've got a star,

I've got a stamp,

I've got a lamp.

Pupil 4: He's got a car,

He's got a star,

He's got a stamp,

He's got a lamp.

Teacher: Take the pictures, children. Say who you have got or haven't got. The pupils from another group must "translate" your - sentence.

Дети, не игравшие в прошлый раз, берут карточки в руки.

Pupil 1: I have got a mother.

Pupil 2: He has got a mother.

Pupil 3: I haven't got a friend.

Pupil 4: She hasn't got a friend.

Teacher: Now it is time to play with letters.

Обращает внимание детей на картинку "Озеро " на доске.

Teacher: What is this?

Pupils: This is a lake.

Teacher: What is the first letter of lake?

Pupils: "L".

Teacher: What can we see here?  

Pupils: We can see a duck, a swan, a fish, a boat and grass.

Teacher: What is the first letter of (duck)?

Pupils: "D".

Teacher: What can we do here?

Pupils: We can fish.

Teacher: OK, let's sing a song "Brother John".

Pupils: Are you fishing, are you fishing,

Brother John, Brother John?

Morning bells are ringing,

Morning bells are ringing:

"Ding-ding-dong,

Ding-ding-dong."

Teacher: Now play the game "Fishermen". Catch a fish, put it on the right plate. Then tell us what kind of fish you have caught. .

Две команды должны из своего "озера" наловить как можно больше рыбы и разложить её по нужным тарелкам. В конце игры дети называют буквы (рыбки и тарелки), показывая всем.

Teacher: Look at the blackboard. Dunno has written some letters. Are they correct?

Pupils: No.

Teacher: Correct him, please.

На доске написаны неправильно две группы букв по 6 штук. Дети должны исправить их, подходя к доске по очереди.

Teacher: I see, you know the letters. Let's sing a song "ABC".

Pupils: A, B, C, D, E, F, G,

            H,I,J,K,L,M,N,O,P,

             Q,R,S,T,U,V,W

and X,Y,Z.

Happy, happy,

Now you see,

I can sing my ABC.

Teacher: Do you remember transcriptions?

Pupils: Yes.

Teacher: Then name the sound.

Дети называют показываемые учителем транскрипционные значки.

Teacher: And the last task. Name the words with these sounds.

На доске две группы транскрипционных значков по 5 штук, дети по очереди называют слова, в которых есть указанные звуки.

[b]             [s]

[m]            [n]

[t]              [d]

[k]             [g]

Teacher: Thank you for your great work. Both the teams were good today and every pupil gets a nice stick. Good-bye.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Младший школьный возраст – период накопления и усвоения знаний. В этом возрасте дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. И этому очень способствуют восприимчивость и впечатлительность младшего школьника. Всё новое вызывает немедленную реакцию. Соответственно, именно в этот период учащихся следует привлекать к внеклассной работе.

Система внеклассной работы по иностранному языку включает систему взаимосвязанных и взаимодействующих организационных форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединенных общими целями.

Систематизация теоретического и практического опыта воспитательной работы в современной школе убедила нас в том, что она является неотъемлемой и важной частью педагогического процесса. Благодаря внеклассной работе по иностранному языку углубляются познавательные интересы школьников, развиваются социальные и познавательные мотивы учебной деятельности, стимулируется развитие личности, особенно её творческого потенциала, значительно расширяется кругозор, эрудиция и эмоционально-ценностное отношение к миру и к себе. Иначе говоря, внеклассная работа по иностранному языку способствует более эффективному усвоению содержания образования, построенного на принципе культуросообразности.

В данной работе проанализирована внеклассная воспитательная работа по иностранному языку с точки зрения системного подхода. Выделены следующие принципы внеклассной работы: принцип связи обучения с жизнью, принцип коммуникативной активности учащихся, принцип учёта уровня языковой подготовки учащихся и преемственности внеклассной работы с уроками иностранного языка, принцип учёта возрастных особенностей учащихся, принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы, принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку.

Содержание внеклассной работы по иностранному языку ориентировано, прежде всего, на содержание урочной работы и является логическим продолжением её учебного материала и расширения опыта репродуктивной и продуктивной учебно-познавательной деятельности. При этом важное значение имеет занимательность самого учебного материала (например, содержание сценического материала в процессе инсценирования сказок и в иной театральной деятельности, отбор учебного материала для организации заочных путешествий и экскурсий по стране изучаемого языка и т.д.)

В данной работе также были описаны основные характеристики различных форм внеклассной работы, которые помогают стимулировать мотивацию учения, вызывают у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка; формируют навыки и умения исследовательского характера, способствуют развитию творчества и самостоятельности школьников; приучают детей к систематическому умственному труду. Для воспитания интереса к иностранному языку и организации свободного времени учащихся мной были проведены вышеописанные внеклассные мероприятия на начальном этапе обучения. Кроме интереса к иностранному языку учащиеся также получают удовольствие от своего участия и востребования.

И в заключение можно добавить, что внеклассная работа играет огромную роль в обучении иностранному языку и её следует проводить как можно чаще.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Рогова, Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. –  М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
  2. Педагогика. / Под ред. Б.П. Есипова. М., 1967. – 357 с.
  3. Гез, Н.И., Ляховицкий, М.В., Миролюбов, А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Н. И. Гез, М.В.Ляховицкий, А.А. Миролюбов и др. – Высш. школа, 1982,  – 173 с.
  4. Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. / Т.Н.Калечиц.— М.: Просвещение, 1980. – 261с.
  5. Зимняя, И.А. Репродуктивность и продуктивность в обучении иностранному языку. // ИЯШ. — 1992.— № 1. – с. 16-19.
  6. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1973. – 431с.
  7. Шабанова, Л.Н. Внеклассная работа по английскому языку с «трудными» детьми. // ИЯШ. — 1997.— №3, с. 52-55.
  8. Синагатуллин, И.М. Внеклассная работа в малокомплектной школе. // ИЯШ. — 1996. — № 2, с. 13-16.
  9. Шепелева, В.И. Принципы организации внеклассной работы. / В.И.Шепелева. - М.: Высшая школа,1991. – 117с.
  10. Димент, А.Л. Our First Steps in Eng!ish // ИЯШ.—1986.— № 2.– с. 70-75.
  11. Щуркова, Н.А. Новые формы воспитательной работы. — ИЯШ. – 1994. — № 4, с.61-63.
  12. Ушаков, Н.Н. Кружковая работа по изучению иностранного языка. / Н.Н. Ушаков. – М.: Просвещение, 1979. – 371с.
  13. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 2-е изд. — М.: Академия, 1997. – 453 с.
  14. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. / Н. Ф. Талызина. – М., 1983. – 329с.
  15. Закс, С.Б. Школьные вечера на английском языке: Пособие для учителя. /Сост. С.Б. Закс. – М.: Просвещение, 1981. – 127 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

В СТАТЬЕ ДАНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫКЛАДКИ ИПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СТИХОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА....

Роль самостоятельной работы в развитии мотивации к изучению иностранного языка как средства общения

Ряд методистов и психологов авторов определяют мотивацию как специфическую познавательную направленность личности на предметы и явления действительности. С точки зрения формирования учебно-позна...

Использование на уроке иностранного языка стихотворений как средства мотивации к изучению иностранного языка

Богатство и красота литературы всегда помогает человеку понять её прелестное содержание. Когда школьники приступают к изучению иностранного языка, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие и...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)...

Внеклассная и проектная деятельность как средство мотивации при изучении иностранного языка.

Применение проектной методики и внеклассной работы повышает интерес учащихся к изучению языка путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика....

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Данный материал представляет собой выступление на семинаре учителей иностранного (английского) языка. Может быть полезен учителям иностранного языка при подготовке к участию в семинарах и конференциях...

Внеклассная работа как средство мотивации к изучению иностранного языка

Внеклассная работакак средство мотивации к изучению иностранного языка...