Роль коммуникативной технологии в формировании билингвальной личности.
статья на тему
научая статья, напечатана в сборнике ТИСБИ Г.Альметьевск
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_kommunikativnoy_tehnologii_v_formirovanii_bilingvalnoy_lichnosti.docx | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Принятие закона «О языках народов Республики Татарстан»(1992) – одно из важных демократических решений правительства Республики Татарстан. В связи с этим, проблема формирования билингвальной личности, развития двуязычия в Республике Татарстан является чрезвычайно актуальной в целях сохранения социальной, политической стабильности государства.
На изучение татарского языка как государственного, татарской литературы отведены часы, выделены национально – региональный и школьный компоненты образования.
Стратегия билингвального образования формировалась с учетом анализа всех факторов, предложенных Советом Европы:
- Политический статус языков,
- Отношение проживающих народов к языкам,
- Лингвистический рынок,
- Число говорящих на языке,
- Практическое применение языков в социальной сфере.
В настоящее время учителя многих школ применяют в своей работе коммуникативную технологию обучения. Работа ведется успешно по учебникам Р.Р.Нигъматуллиной.
УМК состоят из красочных учебников, рабочих тетрадей для выполнения письменных упражнений, дисков с записью диалогов, текстов из учебников и для аудирования, которых в учебниках нет, и книг для учителей, в которой описаны принципы построения учебного комплекса.
Весь материал учебников разбит на циклы, содержание каждого из них раскрывается в рамках коммуникативного ядра, вокруг обсуждаемой проблемы. Количество уроков, отведенных на работу с каждым циклом, зависит от языковой сложности и от планируемого объема речевого материала, необходимого для выхода в реальное общение по данной проблеме. Речевой материал, который изучается в рамках определенного количества уроков рабочего цикла, проходит все стадии усвоения в четырех видах речевой деятельности. Речевые навыки доводятся до стадии самостоятельного применения в аналогичных ситуациях общения. После каждого цикла, кроме запланированных уроков, предусмотрены резервные уроки для того, чтобы учитель мог внести в систему те дополнения, которые он считает необходимыми в зависимости от уровня подготовленности школьников.
Речевые умения учащихся в цикле формируются в двух направлениях.
Первое направление – проблема, содержащаяся в текстах, являясь источником коммуникативной мотивации и подводя размышлению над содержанием, служит содержательной базой для высказываний и поводом к общению.
Второе направление – текст служит для разучивания речевых моделей, имеющихся в его содержании. Учащиеся шаг за шагом вникают в содержание текста, в его синтаксическую структуру. Таким образом, текст подвергается многократному чтению и обсуждению с помощью указанных упражнений, в результате чего учащиеся достигают полного его понимания и выходят на монологическую и диалогическую речь по содержанию текста. В каждом цикле учащиеся достигают развития конкретных речевых умений, которые развиваются в ходе формирования выражения собственного отношения к содержанию прочитанного. Общее умение говорить складывается постепенно из способностей владения отдельными дозами речевого материала. Но в ходе усвоения новых речевых доз усвоенные ранее не остаются на том же уровне, они вступают в связи с новым материалом, благодаря этому прогрессируют, углубляются их качественным ростом. И те, и другие речевые умения в конечном счете учащиеся могут использовать для общения во всех его видах и функциях, в заданных сферах, ситуациях.
На уроках татарского языка русскоязычные учащиеся должны не только научиться правильно воспринимать речь, участвовать в разговоре, читать и понимать татарские тексты, но и приобрести навыки грамотного письма.
Привитие навыков грамотной письменной речи складывается из упражнений как для техники письма, так и для обучения продуктивной письменной речи, для привития умений и навыков письменного выражения учащимися своих мыслей на татарском языке.
- В системе коммуникативного обучения обычно предлагаются для обучения письму такие речевые упражнения:
- Написание письма друг другу, где могут быть реализованы любые установки речевых упражнений в говорении,
- Написание делового письма,
- Составление плана работы на день, аннотирование прочитанного и прослушанного, краткое реферирование, написание доклада, написания объявления, подписание конверта, тетради, альбома, сувениров,
- Написание приглашения, написание поздравительных текстов,
- Заполнение различных анкет,
- Запись на слух адреса, телефона, улицы.
Нужно отметить, что благодаря новым УМК, при изучении татарского языка ученики овладевают новыми средствами общения, получают доступ к новым человеческим ценностям: богатейшей истории татарского народа, географии, науке, литературе, искусству этого народа. В условиях коммуникативного обучения уроки татарского языка становятся уроками общения посредством самого общения. В процессе обучения дети учатся технике общения, овладевают речевым этикетом, стратегией и тактикой коллективного общения, учатся быть речевыми партнерами, высказывать свои отношения к происходящему, обосновывать и отстаивать собственное мнение.
Постановка коммуникативных целей в качестве основы всей учебной деятельности позволяет так организовать учебный процесс, что учащиеся могут в любой момент соотнести изучаемый материал с коммуникативными потребностями, а в конечном счете – со своей мотивации.
Тема доклада:
Концентрированное обучение татарскому языку и литературе в русскоязычной аудитории.
(Обмен педагогическим опытом учителей татарского языка и литературы Кашиповой Н.З., Махияновой Р.М.).
Альметьевск – 2007-2008 учебный год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль коммуникативной технологии в формировании билингвальной личности.
Научная работа, опубликованная в Сборнике ТИСБИ г. Альметьевск, при поддержке Министерства Образования и Науки РТ....
Презентация на тему: "Роль коммуникативного подхода при формировании грамматических навыков на среднем этапе обучения английскому языку."
В презентации представлена проблема исследования, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи и методы исследования. А также рассмотрены 3 этапа эксперимента....
Роль хорового пения в формировании культурной личности.
Из опыта работы....
"Роль инновационных технологий в формировании личности современного школьника"
Сообщение на школьном МО...
Сопоставительное изучение татарского и русского языков в целях формирования билингвальных личностей школьников.
Статья посвящена сопоставительному изучению татарского и русского языков в целях формирования билингвальных личностей школьников.Билингвизм (двуязычие) - это свободное владение двумя языками одн...
Роль классного руководителя в формировании творческой личности.
Доклад на педагогический совет....