Роль коммуникативной технологии в формировании билингвальной личности.
статья на тему

Кашипова Наиля Задитовна

научая статья, напечатана в сборнике ТИСБИ Г.Альметьевск

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принятие закона «О языках народов Республики Татарстан»(1992) – одно из важных демократических решений правительства Республики Татарстан. В связи с этим, проблема формирования билингвальной личности, развития двуязычия в Республике Татарстан является чрезвычайно актуальной в целях сохранения социальной, политической стабильности государства.

На изучение татарского языка как государственного, татарской литературы отведены часы, выделены национально – региональный и школьный компоненты образования.

Стратегия билингвального образования формировалась с учетом анализа всех факторов, предложенных Советом Европы:

  1. Политический статус языков,
  2. Отношение проживающих народов к языкам,
  3. Лингвистический рынок,
  4. Число говорящих на языке,
  5. Практическое применение языков в социальной сфере.

В настоящее время учителя многих школ применяют в своей работе коммуникативную технологию обучения. Работа ведется успешно по учебникам Р.Р.Нигъматуллиной.

УМК состоят из красочных учебников, рабочих тетрадей для выполнения письменных упражнений, дисков с записью диалогов, текстов из учебников и для аудирования, которых в учебниках нет,  и книг для учителей, в которой описаны принципы построения учебного комплекса.

Весь материал учебников разбит на циклы, содержание каждого из них раскрывается в рамках коммуникативного ядра, вокруг обсуждаемой проблемы. Количество уроков, отведенных на работу с каждым циклом, зависит от языковой сложности и от планируемого объема речевого материала, необходимого для выхода в реальное общение по данной проблеме. Речевой материал, который изучается в рамках определенного количества уроков рабочего цикла, проходит все стадии усвоения в четырех видах речевой деятельности. Речевые навыки доводятся до стадии самостоятельного применения в аналогичных ситуациях общения. После  каждого цикла, кроме запланированных уроков, предусмотрены резервные уроки для того, чтобы учитель мог внести в систему те дополнения, которые он считает необходимыми в зависимости от уровня подготовленности школьников.

Речевые умения учащихся в цикле формируются в двух направлениях.

Первое направление – проблема, содержащаяся в текстах, являясь источником коммуникативной мотивации и подводя размышлению над содержанием, служит содержательной базой для высказываний и поводом к общению.

Второе направление – текст служит для разучивания речевых моделей, имеющихся в его содержании. Учащиеся шаг за шагом вникают в содержание текста, в его синтаксическую структуру. Таким образом, текст подвергается многократному чтению и обсуждению с помощью указанных упражнений, в результате чего учащиеся достигают полного   его понимания и выходят на монологическую и диалогическую речь по содержанию текста. В каждом цикле учащиеся достигают развития конкретных речевых умений, которые развиваются в ходе формирования выражения собственного отношения к содержанию прочитанного.  Общее умение говорить складывается постепенно из способностей владения отдельными дозами речевого материала. Но в ходе усвоения новых речевых доз усвоенные ранее не остаются на том же уровне, они вступают в связи с новым материалом, благодаря этому прогрессируют, углубляются их качественным ростом. И те, и другие речевые умения в конечном счете учащиеся могут использовать для общения во всех его видах и функциях, в заданных сферах, ситуациях.

На уроках татарского языка русскоязычные учащиеся должны не только научиться правильно воспринимать речь, участвовать в разговоре, читать и понимать татарские тексты, но и приобрести навыки грамотного письма.

Привитие навыков грамотной письменной речи складывается из упражнений как для техники письма, так и для обучения продуктивной письменной речи, для привития умений и навыков письменного выражения учащимися своих мыслей на татарском языке.

  1. В системе коммуникативного обучения обычно предлагаются для обучения письму такие речевые упражнения:  
  2. Написание письма друг другу, где могут быть реализованы любые установки речевых упражнений в говорении,
  3. Написание делового письма,
  4. Составление плана работы на день, аннотирование прочитанного и прослушанного, краткое реферирование, написание доклада, написания объявления, подписание конверта, тетради, альбома, сувениров,
  5. Написание приглашения, написание поздравительных текстов,
  6. Заполнение различных анкет,
  7. Запись на слух адреса, телефона, улицы.

Нужно отметить, что благодаря новым УМК, при изучении татарского языка ученики овладевают новыми средствами общения, получают доступ к новым человеческим ценностям: богатейшей истории татарского народа, географии, науке, литературе, искусству этого народа. В условиях коммуникативного обучения уроки татарского языка становятся уроками общения посредством самого общения. В процессе обучения дети учатся технике общения, овладевают речевым этикетом, стратегией и тактикой коллективного общения, учатся быть речевыми партнерами, высказывать свои отношения к происходящему, обосновывать и отстаивать собственное мнение.

Постановка коммуникативных целей в качестве основы всей учебной деятельности позволяет так организовать учебный процесс, что учащиеся могут в любой момент соотнести изучаемый материал с коммуникативными потребностями, а в конечном счете – со своей мотивации.

Тема доклада:

 Концентрированное обучение татарскому языку и литературе в русскоязычной аудитории.

(Обмен педагогическим опытом учителей татарского языка и литературы Кашиповой Н.З., Махияновой Р.М.).

                                 Альметьевск – 2007-2008 учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль коммуникативной технологии в формировании билингвальной личности.

Научная работа, опубликованная в Сборнике ТИСБИ г. Альметьевск, при поддержке Министерства Образования и Науки РТ....

Презентация на тему: "Роль коммуникативного подхода при формировании грамматических навыков на среднем этапе обучения английскому языку."

В презентации представлена проблема исследования, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи  и методы исследования. А также рассмотрены 3 этапа эксперимента....

Сопоставительное изучение татарского и русского языков в целях формирования билингвальных личностей школьников.

Статья посвящена сопоставительному  изучению татарского и русского языков в целях формирования билингвальных личностей школьников.Билингвизм (двуязычие) - это свободное владение двумя языками одн...