Роль хорового пения в формировании культурной личности.
учебно-методический материал по музыке на тему
Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_khorovogo_peniya_v_formirovanii_kulturnoy_lichnost1.doc | 40.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Роль хорового пения в формировании культурной личности.
Прошло больше 27 лет с того дня, когда я впервые переступила порог школьного класса в качестве учителя музыки. С тех пор я одновременно являюсь руководителем детского хорового коллектива.
Для чего мы учим детей петь в хоре? Думаю, что не только для смотров и школьных праздников. Главная цель – развитие личности ребенка, развитие эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали.
И сегодня в условиях современных социокультурных изменений немалая роль отводится общеобразовательной школе. Все, кто искренне желает расцвета культуры в школе, должны отдать ей частицу своего таланта и сердца, ведь школа – это наши дети, наше будущее.
Уже во второй половине 19 века Р.В. Смоленский (палеограф-историк, филолог, юрист, композитор, школьный учитель и организатор музыкального образования в России) отмечал, что хоровое пение является одним из критериев воспитания школьников. Ученый-педагог предложил концепцию музыкального образования в России, где особо выделил хоровое пение, сам систематизировал и методически выстроил правила обучения хоровому пению школьников. Ученый писал: «Едва ли кто может усомниться в том, что пение – важнейший предмет обучения в школе».
Все чаще в наше время приходится слышать о том, что школа не поет, к музыке дети почти не приобщаются. Не открою ничего нового, если скажу, что обвинения эти сегодня нередко произносятся в адрес учителей музыки общеобразовательных школ, вовсе не уклоняющихся от своей миссии быть воспитателями духовной культуры подрастающего поколения.
Думается, что эти размышления о проблеме хора в школе основаны на анализе положения дел в целом по стране. Каково же отношение к хоровому пению в нашем городе и в целом по Республике?
В 2007 году в Уфе прошел четвертый Республиканский фестиваль «Хоровая радуга», организованный силами Управления образования администрации городского округа город Уфа, Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы (ректор - профессор Асадуллин Р.М.), Музыкального общества РБ (председатель Бикмухаметов Ш.М.), Уфимского городского Дворца детского творчества им. В.М. Комарова (заведующая Центром музыкально-сценических искусств Сулейманова Л.А.). А вырос фестиваль из городского конкурса детских хоровых коллективов, насчитывающего более десятилетнюю историю существования.
Фестиваль проходит по сложившейся схеме – отборочные районные туры в Уфе и городах республики, затем заключительный этап на сцене Уфимского городского Дворца детского творчества им. В.М. Комарова. Каждый хоровой смотр – это оценка культурного развития школы и города, это анализ каждого коллектива, это доброжелательная помощь, советы и поддержка.
Работа с детьми трудна, но необыкновенно интересна. Считаю и убеждена, что хороших результатов добивается хоровой коллектив, когда руководит его работой по-настоящему увлеченный и грамотный учитель музыки с вокально-хоровыми навыками. А если нет навыков, необходимо учиться работать с хоровым коллективом. В области вокала и методики вокального воспитания на сегодня существуют работы О. Апраксиной. Ю. Алиева, В. Соколова, Г. Струве, В. Емельянова, А. Яковлева и многих других.
Я же хочу остановиться на самых важных вопросах работы с детским хоровым коллективом, исходя из своего опыта. Мои советы адресованы хормейстерам, одержимым жаждой творчества, любящим детей и готовым с радостью подарить им свой труд.
Выбор репертуара – один из самых серьезных вопросов работы с хором. Составляя репертуар коллектива, необходимо учитывать различные факторы: возраст исполнителей и их вокальные данные; художественную ценность, жанровое разнообразие и яркость музыки; техническую доступность.
В тех коллективах, где уделяется мало внимания произведениям различных художественных стилей и школ, невозможно добиться больших творческих результатов. В репертуаре хора «Звонкие голоса», которым я руковожу,- произведения П. Чайковского, Ф. Шуберта, В. Моцарта, Ц. Кюи, Д. Каччини, М. Мусоргского, И. Дунаевского, С. Рахманинова и др. А также произведения башкирских композиторов: Р. Газизова, Н. Даутова, С. Низамутдинова, Р. Хасанова, С. Шагиахметовой. Видное место в репертуаре занимают народные песни. Хочу добавить, что на классической части репертуара и формируется качество звука. Хор, поющий хорошим звуком классику, обычно легко справляется с любым репертуаром.
Сам процесс репетиции требует большого напряжения и внимания. Репетиции могут показаться ребятам скучными без шутки, или игровых моментов для достижения тех или иных задач, которые ставят перед нами хоровые произведения. На каждом занятии с начала до конца необходимо поддерживать обстановку «удовольствие от труда». Язык общения – доходчивый и понятный, задания интересные. Похвалы почти исключительно в адрес хора, а не кому-то лично. Очередные задания-упражнения должны быть для детей новы и неожиданны. Результаты работы должны принести удовлетворение детям и педагогу.
Практически каждое занятие хора начинается с вокально-хоровых упражнений, называемых обычно распеванием. Основной смысл их в настройке певцов на предстоящую работу. Составной частью распевания на занятиях являются упражнения на приобретение и развитие различных умений и навыков: певческое дыхание, атака звука, звукообразование, звуковедение, артикуляция, чистота интонирования, пение в ансамбле. В своей практике стараюсь большинство проблем решать в процессе работы над произведением. Такая работа дает неплохие результаты.
Одним из важных вопросов хоровой работы является работа над текстом песен. Я стараюсь учить текст вместе с мелодией. Если в дальнейшем возникает необходимость, то я, конечно, выделяю сложные в плане произношения фразы. Практика показывает, что мало знать текст отдельно, надо каждое слово «впеть», соединить его с высотностью, облагородить вокально. Каждое слово требует внимания, каждый звук, и не стоит уповать на то, что хорошо выучена мелодия. Это, увы, не гарантирует качества вокального звучания.
При работе над многоголосием особенно внимательно надо учить моменты вступления различных партий, переходы с унисона на многоголосие и особенно с многоголосия на унисон. Сложные кадансы, последовательности надо учить отдельно, их, например можно включить в распевание – учить медленно, прослушивая все созвучия. На первых этапах, выучив одну партию, хорошо спеть её, вначале подыгрывая партитуру, затем спеть противоположную партию, вслушаться, слиться.
Немаловажное внимание необходимо уделять содержанию и художественным качествам поэтического или прозаического текста. Стараюсь не допускать безразличное выражение лица, хотя внутренние переживания не всегда отражаются во взгляде, в лицах ребят. Прошу быть «артистами» и учу входить в образ, как артисты театра на сцене. Отсюда меняется и собственно хоровой звук. Для достижения результатов артистизма хористов я прошу тренироваться дома перед зеркалом. А в творческом процессе создания художественного образа я призываю петь нежно, строго, возвышенно, восторженно, насмехаясь, радуясь, грустя и т.д. Так увлеченная работа над образом решает естественно одновременно и технические проблемы произведения.
Нужно чаще выходить на концертную сцену. Каждый концерт, каждое выступление - это своеобразный итог, веха на пути развития коллектива. И именно на таких концертах, когда предельно собрано внимание и певцы стремятся петь как можно лучше, происходят сдвиги в развитии коллектива. В моей практике не было случая, чтобы дети не пели на концерте значительно лучше, чем на репетиции. А сколько радости на лицах моих воспитанников, когда мы вновь становимся обладателями призового места на очередном конкурсе или фестивале «Хоровая радуга», где нас оценивает профессиональное жюри.
Участие детей в хоре стимулирует их мысль и чувство, будит фантазию и творческую энергию, дает ощущение радости и полноты жизни. Это прекрасно, когда поют дети!
Сегодня мои выпускники хора «Звонкие голоса» при встрече произносят очень лестную для меня фразу: «Хор – это яркая и интересная страница в нашей школьной жизни. Хор научил нас дружбе, сформировал как людей, приблизил к пониманию искусства». А сегодня в хоре поют уже их дети.
Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. А человека определяет и характеризует, прежде всего, его культура, которая является отражением его внутреннего мира – нравственности, духовности, кругозора, образованности и творческой активности. Вся деятельность человека, его образ жизни, поступки – всецело зависят от его внутреннего мира, его личной культуры.
Именно такая личность нужна сегодня нашему обществу – личность, умеющая ценить общечеловеческие ценности, имеющая понятия о нравственности, обладающая творческим потенциалом и высокой культурой.
И кто знает, может тогда будущие потомки скажут о 21 веке: «Наш век достоин похваления».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль коммуникативной технологии в формировании билингвальной личности.
Научная работа, опубликованная в Сборнике ТИСБИ г. Альметьевск, при поддержке Министерства Образования и Науки РТ....
Роль коммуникативной технологии в формировании билингвальной личности.
научая статья, напечатана в сборнике ТИСБИ Г.Альметьевск...
Роль хорового пения в процессе духовно-нравственного развития детей.
Что такое "духовно-нравственное воспитание", Как же духовно и нравственно воспитать ребёнка с помощью вокального искусства и в частности хорового пения?...
Роль хорового пения в процессе духовно-нравственного развития детей
Роль хорового пения в процессе духовно-нравственного развития детей...
ВОЗДЕЙСТВИЕ ХОРОВОГО ПЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Опыт работы Пешковой Т.Н. по патриотическому воспитанию подрастающего поколения на уроках музыки и в детском хоровом коллективе можно отнести к разряду «Педагогическая инновация», так как ...
Роль хорового пения
Хоровое пение детей — одно из главных средств школьного музыкального воспитания. Занятия в хоровых коллективах способствуют гармоничному развитию личности школьника. Именно этой теме посвящена с...