Роль студенческого самоуправления в формировании творческой личности будущего педагога
статья по теме
Предварительный просмотр:
Бекмансурова В. А.
учитель английского языка МБОУ «Гимназия 14», г. Глазов
Роль студенческого самоуправления в формировании
творческой личности будущего педагога
Творческую личность будущего педагога, в которой так нуждается современная школа, на наш взгляд, можно сформировать только в соответствующей творческой среде, окружающей будущего учителя. Особую роль играет при этом потенциально коммуникативно-активная среда, которая не может по своей инициативе вступить во взаимодействие с человеком. Но человек, вступив в такое взаимодействие, получает ответную реакцию, соответствующую характеру среды. Таким образом, начинается процесс "вхождения" в среду, управляемый человеком.
В роли творческой среды ведущее место следует отнести процессу студенческого самоуправления, который обеспечивает оптимальную систему формирования личности будущего специалиста. Именно студенческое самоуправление занимает особое место в формировании социально зрелой личности, развитии управленческих, организаторских, коммуникативных способностей будущих педагогов, оказывает существенное влияние на рост их профессиональной компетентности, ответственности, самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию, выработке творческого подхода в решении поставленных задач. При этом студенческое самоуправление является не просто самостоятельным явлением, а выступает существенным компонентом всего воспитательного процесса в вузе, несущим особую идеологическую нагрузку.
В последнее время в высшей школе усиливается интерес к вопросам организации самоуправленческой деятельности будущих специалистов, что связано с общими процессами модернизации системы образования России. В создавшихся условиях обозначился четкий социальный заказ на подготовку в системе профессионального образования такого специалиста высшего уровня квалификации, который способен на инициативу, самостоятельные решения, эффективную совместную работу и отличается в деятельности высоким чувством ответственности.
Студенчеcкое самоуправление реализует такие педагогические задачи, как:
- преодоление традиционных подходов в преподавании специальных дисциплин;
- формирование чувства коллективной ответственности;
- освоение профессиональными компетентностями, которые не могут быть отработаны иными методами обучения;
- приобретение будущими специалистами предметно-профессионального опыта;
- развитие профессионального, теоретического и практического мышления;
- создание познавательной мотивации как условия появления профессиональной мотивации.
Значимость задачи активного развития студенческой инициативы в рамках образовательного учреждения подтверждена и в ряде важных документов, принятых в последние годы в рамках управленческой деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации. Так, в законе о высшем послевузовском и профессиональном образовании указывается, что студенты высших учебных заведений имеют право участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений. Опираясь на выделенное положение этого важного законодательного документа, можно говорить о реальности тенденции к расширению диапазона прав студенческой молодёжи в жизни вуза.
Практика показывает, что студенты, принимавшие активное участие в деятельности студенческого самоуправления во время обучения приобрели качества квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Таким образом, студенческое самоуправление реализует интересы, потребности студентов в самосовершенствовании, саморазвитии, самоопределении. Его работа оказывает благотворное влияние на формирование творческой и самостоятельной личности будущего педагога, гуманной и внутренне свободной, умеющей ценить себя и уважать других.
Использованная литература
1. Будущий учитель, патриот, гражданин: Концепция и программа воспитания и самовоспитания студентов - будущих педагогов / Под ред. Г.Н.Григорьева. - Чебоксары: Чуваш,гос.пед.ун-т им.И.Я.Яковлева, 2002.-102 с.
2. Винтин И.А. Организация воспитательной работы в вузе во внеучебное время / И.А.Винтин // Педагогика, 2004. - № 9. - 58-64.
3. Волчок Т.И. Самоуправление как средство совершенствования подготовки учителя в условиях обновления общества / Т.И.Волчок. -Якутск, 2000.-187 с.
4. Горчакова В.Г. Студенческое самоуправление в подготовке будущих учителей к организаторской деятельности: Дис.…канд.пед.наук / В.Г.Горчакова. - М, 1990. - 199 с.
5. Камалетдинова А.Я. Самоуправление как средство повышения успеваемости студентов: Дис. ...канд. пед.наук / А.Я.Камалетдинова. -Челябинск, 1994. - 236 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль ученического самоуправления в развитии личности
В каждой школе работает ученическое самоуправление. Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся , направленные, прежде всего, на защиту и...
Положение о Совете студенческого самоуправления
Положение о Совете студенческого самоуправления ССУЗа, опорный документ для организации самоуправления образовательного учреждения...
Профессиональная рефлексия и её место в развитии личности будущих педагогов: статья на всероссийской конференции (С.В. Грек)
VII Всероссийская научно-практическая конференция «Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы» (2012г.)Форма участия: очнаяТема доклада: "Профессиональная рефлексия и её...
Роль студенческого самоуправления в ССУЗах
Доклад на тему: «Роль студенческого самоуправления в ССУЗах»...
Положение о студенческом самоуправлении в общежитии и Положение о студенческом самоуправлении в общежитии, Положение о смотре-конкурсе на лучшую жилую комнату Положение о студенческом самоуправлении в общежитии
1.1. Высшим органом студенческого самоуправления является Общее собрание проживающих в общежитии.1.2. Совет общежития является органом самоуправления, представляющим интересы обучающихся, ...
Роль ученического самоуправления в развитии личности
выступление на педсовете...
РОЛЬ БЫСТРОТЫ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
В статье рассматривается роль быстроты переключения внимания в деятельности будущих педагогов в сфере физической культуры и спорта. Описывается тестирование студентов пед. образования по таблицам Шуль...