Статья: "Организация обучения иностранному языку в 3 классе общеобразовательных учреждений в России"
статья по теме
Отличительные черты третьеклассников, их возможности и особенности подхода к обучению детей в этом возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_obucheniya_inostrannomu_yazyku_v_3_klasse.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
на тему «Организация обучения иностранному языку в 3 классе общеобразовательных учреждений в России».
Брамбалова А.Е.
2009 г.
В 2002-2003 учебном году учащиеся вторых классов большинства общеобразовательных учреждений приступили к изучению иностранного языка. Это подтверждает существующий сегодня в обществе интерес изучению иностранных языков, важность данного учебного предмета для развития личности, формирования ее готовности к межнациональному и межкультурному сотрудничеству.
Следует отметить, что к третьему классу учащиеся уже успели накопить некоторый опыт учебной деятельности, который может оказать существенную помощь в овладении иностранным языком. Третьекласснику, например, легче ориентироваться в книге, самостоятельно выполнять домашние задания, работать в паре, группе.
Не менее важно, что у третьеклассника в большей степени развиты, по сравнению с первым годом изучения иностранного языка, специальные учебные умения: догадываться о значении иностранного слова по сходству его звучания со словом родного языка, пользоваться словарем учебника и читать знаки международной транскрипции.
Однако необходимо учитывать, что у третьеклассников все еще недостаточно развито произвольное внимание и такие виды памяти, как эмоционально-образная, ассоциативная и моторная. Данные виды памяти активизируются с помощью ролевых игр, соревнований, конкурсов, использования иллюстративно-изобразительной наглядности, музыки, ритмических приемов, движения, рисования. Поэтому важно комплексно использовать средства обучения, заставляющие « работать» все каналы восприятия и закрепления в памяти учащихся новой информации: учебник, прописи, рабочие тетради, аудиокассеты, наглядные пособия.
Отличительной чертой детей данного возраста является то, что их речевые способности все еще находятся в стадии интенсивного развития. Вместе с тем речевые возможности учащихся начальной школы еще весьма ограничены: их высказывания на родном языке односложны, просты, круг тем невелик. Это объясняется нехваткой языковых средств, которыми может пользоваться ребенок на начальном этапе. Речевые потребности детей растут вместе с развитием их иноязычного лексико-грамматического багажа, что снимает некоторые психологические барьеры.
Следует отметить нежелательные перегрузки младших школьников избыточной лингвистической или социокультурной информацией. К определению объема предлагаемой детям информации , как и к способам ее предъявления, необходимо относиться осторожно, учитывая интеллектуальные и физиологические особенности учащихся данного возраста, а также индивидуальные языковые способности данного ученика. Надо помнить о том, что курс иностранного языка в начальной школе является развивающим и мотивирующим, ориентированным на подготовку к обучению в основной школе.
Во втором классе учащиеся уже многому научились:
- Называть и писать все буквы изучаемого иностранного языка
- Произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения изучаемого иностранного языка
- Пользоваться при чтении некоторыми базовыми правилами чтения
- Различать интонацию основных типов предложения: повествовательного (утвердительного и отрицательного), вопросительного, побудительного
- Понимать на слух речь учителя и одноклассников в пределах изученных тем
- Участвовать в простейших диалогах
- Кратко высказываться о себе, своей семье, используя изученные лексические и грамматические средства в простых предложениях
- Читать вслух и про себя короткие учебные тексты, построенные на хорошо изученном материале
- Списывать слова и отдельные предложения в процессе выполнения упражнений
- Воспроизводить наизусть изученные за первый год произведения детского фольклора
Как показывает опыт, в речи учащихся с родным русским языком могут появиться некоторые типичные ошибки, такие, как опущения артиклей, глагола связки, вспомогательных глаголов в вопросительных и отрицательных предложениях, нарушение порядка слов в предложении, ошибки в употреблении личных форм глаголов, множественного числа имен существительных, а также орфографические ошибки.
В отличие от урока во втором классе, на котором доминирует обучение устной речи (говорению и аудированию), в третьем классе обучение всем видам речевой деятельности происходит на уроке в равной пропорции. Так, определенное время выделяется на устно-речевое общение, на чтение вслух и про себя, на выполнение письменных заданий по учебнику и рабочей тетради. Со временем чтение становится источником информации для устно-речевого общения, а также способом обогащения языковых средств учащихся.
Учитывая то, что младшие школьники быстро утомляются, необходимо разумно чередовать разные виды деятельности на уроке:
- Фронтальные
- Парные
- Индивидуальные
- Использовать зарядку
- Динамические паузы
- Игры
- Соревнования
Важным условием эффективности урока является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.
Часть времени урока обязательно следует отводить на объяснение и проверку домашнего задания. Его сложность должна определяться тем, что ученик будет выполнять его самостоятельно (без помощи родителей), а выполнение всего домашнего задания (и устного и письменного) не должно превышать 10-15 минут.
Проверка уровня подготовки учащихся по иностранному языку не является обязательной в конце третьего класса. Однако учитель может провести контроль речевых умений. Это поможет подготовить детей к итоговой проверке в конце 4 класса.
Следует учесть, что контроль уровня обученности третьеклассников должен быть направлен только на выявление достижений учащихся. Результаты проверки должны повышать мотивацию ученика к дальнейшему изучению иностранного языка, развивать стремление демонстрировать свои способности, а не вызывать страх перед очередной проверкой.
Формат предлагаемых заданий для контроля и процедура их выполнения должна быть знакома детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Лингвистические игры на начальной ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе".
Обучение иностранным языкам – занятие очень увлекательное и очень ответственное. Новое время требует от учителей нового подхода к этой проблеме. Значительная роль при обучении иностранным языкам, в ча...
Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам в классе с неоднородным составом обучающихся
Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам предполагает обучение в сотрудничестве, метод проектов и разноуровневое обучение....
«Личностно-ориентированный подход и обучение иностранным языкам в классах, с неоднородным составом обучающихся в рамках ФГОС»
В данной статье описываются актуальные проблемы иноязычного образования в современном социокультурном контексте....
Программа обучения иностранному языку 9 класс
Программа обучения иностранному языку 9 класс...
Статья "Личностно – ориентированный подход и обучение иностранному языку в классах с неоднородным составом обучаемых".
Материал будет интересен учителям, работающим в классах с неоднородным составом детей. У нас в сельских школах нет никакого отбора. Мы обучаем всех детей проживающих на данной территории и блислежащих...
Тестовый контроль в процессе обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе
Одним из наиболее эффективных средств контроля в обучении ИЯ считается тест. Использованию тестов посвящены многочисленные публикации в журнале «Иностранные языки в школе». Основное отличи...
Требования ФГОС к обучению иностранного языка в средней общеобразовательной школе
В современном мире все стремительно меняется, ничего не стоит на месте. Образование не является исключением. Одним из важных и необходимых условий для успешного развития современного образования являе...