Организация школьного обучения по системе бакалавриата как одна из моделей билингвального образования
статья по испанскому языку (5 класс) на тему
Учащиеся билингвальной секции на протяжении 8-ми лет (с 4-го по 11-й классы) обучаются по специально разработанной программе, основанной на социокультурном подходе к языковому образованию и представляющей собой синтез лучших инновационных и традиционных методик и технологий. По окончании курса и успешной сдачи экзаменов школьники получают как российский аттестат о полном среднем образовании, так и испанское свидетельство об окончании Билингвальной секции, дающее право поступления в ВУЗы, где преподавание ведётся на испанском языке. Разработанная система обучения в билингвальной секции обеспечивает формирование личности, способной к оптимальной ориентации и продуктивной деятельности в быстро меняющемся социокультурном пространстве. Выпускники накапливают богатый потенциал быстрой адаптации в мире. Она представляет собой одно из решений проблемы поликуольтурногно образования. Проанализированы познавательно-поисковые задания социокультурной направленности, ситуации общения с широким социокультурным фоном, проблемное и обучение через реализацуию проектной деятельности. важность культурно-образовательных поездок. учащиеся обладают высоким уровнем родной и иноязычной культур.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Преимущества системы бакалавриата | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО СИСТЕМЕ БАКАЛАВРИАТА КАК ОДНА ИЗ МОДЕЛЕЙ
БИЛИНГВАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Благодаря новым подходам в языковом образовании России появились реальные условия для осуществления билингвального образования школьников. Одной из моделей билингвального образования является Бакалавриат.
На протяжении всех лет обучения по программе Бакалавриата обязательным является преподавание ряда предметов на иностранном языке носителями изучаемого языка.
Концептуальной основой для определения целевого назначения, содержания, обучающих стратегий и развития учащихся бакалавриата в контексте Еврообразования и Еврокультуры послужил социокультурный подход к языковому образованию.
Обучение школьников по бакалавриатской программе нацелено на формирование личности, способной к оптимальной ориентации и продуктивной деятельности в изменчивом социокультурном пространстве, обладающей мощным потенциалом быстро адаптироваться в мире, что и представляет собой одно из возможных решений проблемы поликультурного образования.
27 марта 2001 года между Министерством образования РФ и Министерством образования, социальной политики и спорта Испании был подписан протокол о создании первого испанского бакалавриата в России в московской школе №1252 имени Сервантеса.
Что же такое Испанский Бакалавриат и что нового в обучении иностранным языкам даёт эта программа нашим детям? На протяжении 8 лет (с 4 по 11 класс) ученики школы обучаются по специально разработанной с учётом новейших европейских норм и требований программе, представляющей собой синтез самых современных методик российской и испанской моделей билингвального образования.
По окончании курса учащиеся Бакалавриата после успешной сдачи экзаменов получают как российский аттестат о полном среднем образовании, так и испанское свидетельство об окончании Бакалавриата, что дает учащимся возможность поступать в лучшие университеты Испании и России. Первый выпуск испанского бакалавриата в России успешно состоялся в 2009 году.
По условиям протокола в реализации программы Бакалавриата обязательно участие преподавателей - представителей Испании, прошедших специальный отборочный конкурс у себя на родине.
Реализация курса обучения по системе Бакалавриата потребовала его дидактико-методического обеспечения. Прежде всего, были созданы программы обучения испанскому языку для учащихся Бакалавриата, направленные на коммуникативное и социокультурное развитие школьников в процессе изучения испанского языка, на формирование повышенного уровня как языковой, так и социокультурной грамотности, позволяющие сформировать необходимый уровень общения в устной и письменной формах, моделирующие адекватное поведение детей в соответствующих ситуациях в стране изучаемого языка и позволяющие им оказывать необходимую коммуникативную помощь при социокультурном ориентировании испаноязычных гостей в нашей стране.
Учащиеся Бакалавриата открывают новую страницу своей социальной жизни, учатся познавать себя как культурноисторического субъекта. Соизучение национальных языковых социокультур позволяет уже на 1-2 курсе Бакалавриата (4-5 классы) создавать фундамент для формирования социокультурной компетенции как существенной составляющей коммуникативной компетенции, обеспечивая тем самым подготовку к вступлению в «диалог» культур. На этом этапе обучения продолжают закладываться уважение к иноязычной культуре, эле менты толерантности и гражданской культуры, формирование которых было начато в 1-3 классах начальной школы.
На следующих этапах обучения (с 6-го класса) носители языка ведут занятия по предметам «История и география Испании» и «Теория языка и литература».
При выборе стратегии обучения составители Программ отвели значительную роль и место проблемному обучению. Широко используются познавательно-поисковые задания социокультурной направленности:
- задания на систематизацию и обобщение вербальной социокультурной информации;
- задания на проведение тематического межличностного анкетирования с последующим обобщением результатов и сопоставительным кросс-культурным анализом;
- задания на интерпретацию образно-схематической социокультурной информации.
Успешно применяются на занятиях ситуации общения с широким социокультурным фоном, т.е. ситуации, в которых особенно ярко проявляется национальный компонент и которые могут быть определены как межкультурные:
- ситуации социально-статусных взаимоотношений (переход в новый
класс, распределение поручений, в полицейском участке парка аттракционов в случае потери, общение с журналистом, проводящим социологический опрос, и др.);
- ситуации ролевых взаимоотношений (распределение семейного бюджета, выбор подарка, ориентирование в незнакомом городе, покупка в магазине, на приеме у врача, заказ еды в ресторане и др.);
- ситуации нравственных взаимоотношений (о дружбе в классе, о взаимоотношениях между мальчиками и девочками, разговор о том, каким должен быть настоящий мужчина, и др.);
- ситуации взаимоотношений совместной деятельности
(обсуждение сценария, подготовка к вечеру, посвященному какому-либо торжеству, составление программы спортивного праздника, выбор маршрута турпохода, организация совместных мероприятий, осуществление проектной деятельности и др.).
Одной из широко используемых интерактивных форм обучения является проектная работа. На втором курсе Бакалавриата ребята участвуют в ежегодном долгосрочном поликультурном проекте «Автономные области Испании», который в 2013 г. получил международный статус. Партнерами этого проекта являются Посольство Королевства Испании в РФ, Испанский Культурный центр в Москве, московские школы с углублённым изучением испанского языка и с испанским языком как вторым иностранным. Учащиеся представляют различные автономные области Испании (национальные костюмы и блюда, песни, танцы, традиции, фольклор, достопримечательности).
Проведение занятий и внеклассных мероприятий требует от учителей методического объединения испанского бакалавриата особой подготовки и постоянной работы по самообразованию и повышению уровня квалификации. Все учителя, участвующие в международном образовательном проекте, регулярно обучаются и выступают на курсах повышения квалификации в институте Сервантеса. Регулярно проходят стажировку в испанских университетах, организованную Министерством образования, социальной политики и спорта Испании.
За прошедшие годы при поддержке отдела образования Посольства Испании в РФ созданы учебники для обучения по программе испанского Бакалавриата. В создании учебника принимала участие и директор школы №1252 им. Сервантеса, кандидат педагогических наук Ирина Владимировна Анурова. Проект Бакалавриата не был бы столь интересен без увлекательных конкурсов, которые организуются как нашей школой, так и Отделом Образования Посольства Испании и, конечно, Институтом Сервантеса в Москве, общественными организациями и фондами.
Наши ученики стали лауреатами международных конкурсов, посвященных творчеству великих испанских писателей и поэтов Мигеля де Сервантеса, Мигеля Эрнандеса. Учителя школы подготовили победителей международных конкурсов блогов и фотомонтажей. Работа над блогами нашла широкое применение в школе при обучении испанскому языку в старщих классах. Центральным событием в культурной жизни Бакалавриата, без сомнения, стал ежегодный Международный Фестиваль школьных театров на испанском языке. Спектакли школьного театра в рамках конкурсной программы фестиваля с успехом проходили на театральных подмолстках Польши, Венгрии, Словакии, Испании, Болгарии и России.
Творчество и стремление к профессиональному самоопределению - вот главный стимул в работе Бакалавриата.
Исследования в области изучения иностранных языков показывают, что влияние стимулирующего фактора или личностной мотивации - один из самых важных моментов. Именно поэтому обучающие поездки, без всякого сомнения, служат сильным стимулом для учеников, так как предоставляют ребятам замечательный шанс применить свои знания на практике.
Культурно-образовательные поездки в Испанию, бесспорно, являются чрезвычайно полезными и познавательными для школьников.
Многокультурная атмосфера, в которой оказываются учащиеся бакалавриата в течение всего своего пребывания в Испании, позволяет им в полной мере использовать свои лингвистические возможности, которые в другой ситуации были бы подавлены из-за испуга допустить ошибку.
И вот уже 14-й год в школе Сервантеса работает испанский Бакалавриат. Удивительно и необыкновенно радостно видеть как учащиеся двуязычной секции - так звучит на испанском языке проект бакалавриата - из года в год совершенствуются как в языковой практике, так и в изучении географии, истории, культуры Испании. Мы уверены, что это результат большой совместной работы самих учащихся, прежде всего, всех учителей Бакалавриата с российской и испанской стороны, а также поддержки проекта Министерством образования, социальной политики и спорта Испании, представленным в России Отделом образования Посольства Испании в РФ.
Как сказал Посол Испании в РФ во время одного их своих визитов в школу Сервантеса: «Я поражен высоким уровнем владения испанским языком ваших учеников, но ещё больше меня восхищает работа учителей. Это настоящие Дон Кихоты образования».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дом в лесу"(социокультурная модель -программа организации школьных каникул в учреждении дополнительного образования)
В работе даётся описание опыта работы по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в Республике Хакасия, в том числе, профильных смен для одарённых и социально активных ш...
"Дом в лесу"(социокультурная модель -программа организации школьных каникул в учреждении дополнительного образования)
В работе даётся описание опыта работы по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в Республике Хакасия, в том числе, профильных смен для одарённых и социально активных ш...
Электронное и дистанционное обучение в системе школьного образования
В статье рассматривается различие между электронным и дистанционным обучением....
Педагогический проект «Навыки будущего. Инновационные подходы к организации профориентационной работы в системе школьного образования»
Юность. Пора первых взлетов и падений, пора приобретения жизненного опыта, поиск себя в этом постоянно - изменяющемся мире новых технологий, интересном, красивом, неоднозначном мире под названием &laq...
Дистанционное обучение в системе школьного образования.
Своевременность дистанционного обучения.Понятие дистанционного обучения. Из опыта работы....
Доклад "Организация школьного обучения детей с синдромом Дауна".
Доклад "Организация школьного обучения детей с синдромом Дауна"....
Статья "Технология организации школьного ПМПк как система внутришкольного контроля качества образования обучающихся с ОВЗ".
Статья "Технология организации школьного ПМПк как система внутришкольного контроля качества образования обучающихся с ОВЗ" стала результатом практической работы, а также распространения опыт...