Электронное и дистанционное обучение в системе школьного образования
статья (7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
В статье рассматривается различие между электронным и дистанционным обучением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_stepankova_t.p.docx | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Электронное и дистанционное обучение в системе школьного образования
Степанькова Татьяна Петровна, учитель физики гимназии №642
«Земля и Вселенная»
Электронное обучение, как реально работающая форма обучения детей и взрослых, только начинает развиваться в России. В восприятии обучающихся термины «электронное обучение» и «дистанционное обучение» это синонимы и несут одинаковую смысловую нагрузку. Тем не менее, в федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в статья 16. «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», даётся четкое определение этих понятий:
«1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
3. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
4. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
5. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.»[1]
Не так давно опубликован Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»[2], который регулирует порядок применения электронного обучения. В частности, описывается порядок и условия применения образовательными организациями образовательных программ исключительно при помощи электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:
«4. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организациях должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся»[2]
И соответственно, порядок и условия реализации образовательных программ или части их при помощи электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:
«5. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:
- организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
-организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
- допускается отсутствие аудиторных занятий;
- местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся;
- организации обеспечивают соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических работников.[2]
Итак, нормативная база применения электронного обучения существует, но, существует и ряд трудностей при реализации электронного обучения. К части их можно отнести следующие:
1.На современный момент обязательное требование по наличию библиотеки не присутствует для реализации образовательных программ но очевидно, что доступ обучающихся к электронным библиотекам с изданными недавно (5-7 лет) учебниками необходим.
2. Идентификация обучающихся - тех, кто по закону может заниматься на расстоянии от учебных аудиторий и не в аудитории. Механизм идентификации, её виды не прописаны в законных актах. Возможно,
федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» прописывает такие механизмы, но электронной подписью в России в сфере образования массово не пользуются.
Таким образом, электронное обучение не синоним дистанционных образовательных технологий. Электронное обучение используется в дистанционных образовательных технологиях. Будем надеяться на массовое применения качественного электронного обучения в школах, средних профессиональных учебных заведениях, вузах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статья 16;
2. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.04.2014 № 31823);
3.Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»;
4. ФЗ Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»;
5.Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общая физическая и спортивная подготовка в системе школьного образования
Физическое воспитание – общественно явление. Оно возникает вместе с обществом и развивается по законам общественного развития идеи, направляющие социальную практику физического воспитания,...
Проблемы эколого-географического воспитания в системе школьного образования
«Проблемы эколого-географического воспитания в системе школьного образования» В век научно - техническог...
Выступление на МО учителей гуманитарного цикла на тему: "Мой предмет в системе школьного образования"
Здравствуйте, уважаемые … Меня зовут…и мне бы хотелось спросить у вас : « На каком языке мы с вами говорим? На каком языке мы понимаем друг друга?...
Презентация по теме "Система школьного образования в Германии"
Данная презентация может быть использована учителем для проведения уроков по теме "Школа" в 8 классе и для повторения этой темы в 9 классе во время повторительного курса( "Ferien ade!"). Автор учебник...
«Школа в Германии и России. Какая система школьного образования благоприятнее для здоровья детей? »
«Школа в Германии и России. Какая система школьного образования благоприятнее для здоровья детей? »...
"Мой предмет в системе школьного образования"
Данная презентация была предоставлена на конкурс "Учитель года 2013"...
План мероприятий по повышению качества образования и управлению системой школьного образования в МОУ «СОШ № 12 г. Зеленокумска» в 2020-2021 году
План мероприятий по повышению качества образования и управлению системой школьного образования...