Статья "Технология организации школьного ПМПк как система внутришкольного контроля качества образования обучающихся с ОВЗ".
статья

Кудрявцева Лариса Алексеевна

Статья "Технология организации школьного ПМПк как система внутришкольного контроля качества образования обучающихся с ОВЗ" стала результатом практической работы, а также распространения опыта на Межрегиональном практико- ориентированном семинаре для учителей начальной школы по теме «Мониторинг качества начального общего образования». Статья опубликована  в сборнике МУ «ВРМЦ" "Стратегии и практики инновационной деятельности муниципальных образовательных учреждений Всеволожского района. Материалы III муниципальной научно- практической конференции 18 апреля 2017 года", - Санкт- Петербург: Университетские Образовательные Округа, 2017.- 112 с. :

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кудрявцева Л. А., учитель начальных классов,

учитель- логопед МОУ «Романовская СОШ»

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПМПК КАК СИСТЕМА ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ С  ОВЗ

      Число детей с ограниченными возможностями здоровья неуклонно растет или, как показывает статистика в нашей школе, является существенным относительно общего количества обучающихся. Так, например, по документально подтвержденным данным Мониторингов для Комитета по образованию, в сентябре 2015 года в нашем образовательном учреждении насчитывалось 35 обучающихся с ОВЗ, а в сентябре 2016 года это количество уменьшилось до 17 обучающихся. Снижение количества обучающихся с ОВЗ связано с тем, что трое детей этой категории выбыли из образовательного учреждения, трое - окончили 9 класс, остальные обучающиеся не подтвердили статус детей с ОВЗ на ТПМПК. Зафиксированная цифра составляет примерно 6 % от общего количества обучающихся. Данная статистика составлена по имеющимся в распоряжении ПМПконсилиума  подтвержденным заключениям ТПМПК. Однако, существуют обучающиеся с ОВЗ, родители которых не предоставили в ОУ подтверждений этого статуса и предпочитают не выполнять рекомендации, данные специалистами Комиссии.

     Кроме значительного числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка, что затрудняет освоение этими детьми общеобразовательной программы.

      Так, в качестве примера можно привести Мониторинг работы с детьми с осложненным речевым развитием на логопедическом пункте школы, где я, помимо основной должности - учитель начальных классов, выполняю обязанности учителя- логопеда в объеме 0, 5 ставки.

Таблица 1.

Мониторинг работы с детьми с осложненным речевым развитием за 2013- 2016 учебные года.

Состояние интеллекта, зрения, ЦНС

Общее количество детей, посещавших логопедические занятия

Количество детей с осложненной  речевой патологией

Количество

%

F 06.7

4 чел.

10 %

F 06.7, F 98.5

1 чел.

2,5 %

F 06.7, ММД, АНС

1 чел.

2,5 %

F 70

2 чел.

5 %

F 70, Миопия

1 чел.

2,5 %

F 70. 1

1 чел.

2,5 %

F 83

1 чел.

2,5 %

F 83 Миопия сл. степени

1 чел.

2,5 %

Всего

40 чел.

12 чел.

30 %

     

       Данные, приведенные в Таблице 1, взятые из подтвержденных заключений ТПМПК, показывают, что 30 % детей, посещавших логопедические занятия в течение последних трех лет, имели психические расстройства и расстройства поведения, нарушение зрения,  ММД и АНС (диагнозы зашифрованы по МКБ- 10). Эти дети, как правило, выпускаются из логопедического пункта с частичной коррекцией дефекта, так как для них требуются специальные условия обучения, выходящие за рамки общеобразовательной школы.

      Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

      Для обеспечения диагностики, определения образовательного маршрута, организованного индивидуального психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся  с ОВЗ, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения, создаются ПМП консилиумы, как «одна из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/ или состояниями декомпенсации»[1, с. 112]. Консилиум объединяет информацию об отдельном ребенке, которой владеют учителя, классные руководители, логопед, психолог, социальный педагог, медицинский работник. На основе целостного видения проблемы консилиум определяет пути работы специалистов с  отдельным школьником или группой.                                                                                                                                                                                                                                                      

     Цель, задачи, структура, организация деятельности, порядок подготовки и проведения школьного ПМП консилиума определяются письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000 г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» и другими нормативными документами разных уровней.

      Остановимся более подробно на особенностях функционирования школьного ПМПк в системе индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в МОУ «Романовская СОШ».

      Общее руководство ПМПк осуществляет директор МОУ «Романовская СОШ» Резник И. И. В состав консилиума входят: председатель консилиума и учитель-логопед в одном лице, педагог-психолог, социальный педагог, руководитель МО учителей  начальных классов. Состав консилиума утверждается приказом директора школы.

     Заседания ПМПконсилиума  могут быть плановые и внеплановые. Плановые проводятся один раз в триместр, внеплановые  определяется запросами школы - специалистов, организующих коррекционно-развивающую работу с детьми; родителей (законных представителей) обучающихся; учителей.

       На Плановых заседаниях ПМПк происходит ознакомление с графиком   работы консилиума на учебный год, составление мониторинга о количестве детей с ОВЗ и детей-инвалидов, уточнение стратегии работы психолого–медико–педагогического сопровождения детей с ОВЗ в текущем учебном году, рассмотрение форм общей документации и, в частности, для ведения каждым специалистом.

     Внеплановые консилиумы (срочные)  собираются по запросам лиц, представляющих интересы ребенка или перед проведением ТПМПК (в течение года).

     Задачей внепланового консилиума является принятие каких-либо мер по выявлению причин, имеющихся у детей отклонений, выработка мер преодоления этих отклонений в развитии.

   В работе консилиума выделяются следующие этапы:

  • психолого– педагогическая диагностика обучающихся;
  • выявление и обсуждение проблемы у обучающихся;
  • коллегиальное заключение специалистов;
  • рекомендации и консультирование родителей (законных представителей).

      Диагностика и обследование ребенка начинается с запроса родителей или учителя, но с согласия родителей (законных представителей). С родителями ребенка проводится индивидуальное собеседование, целью которого является их эмоциональная подготовка к адекватному восприятию особенностей и трудностей развития ребенка, формирование мотивации на совместную деятельность по преодолению этих трудностей. Собеседование проводит, как правило, учитель (классный руководитель) и, если необходимо, представители администрации школы, члены ПМПк. В случае согласия на углубленное обследование специалистами ПМПк, родители заполняют Заявление и определяют, кто будет представлять ребенка на коллегиальном рассмотрении результатов диагностики. Как правило, родители согласны, чтобы ребенка представлял классный руководитель. Заявление на обследование ребенка регистрируется в журнале записи на ПМПк.

     Далее проводится  индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума, с использованием методик, адекватных  возрасту и структуре дефекта. В дальнейшем каждый из участников психолого-педагогического консилиума готовит представление данных диагностики по разработанным формам.

     Педагог- психолог предоставляет изучению консилиума не сами первичные данные, а аналитические обобщенные материалы.

     Учитель-логопед прежде всего определяет речевые расстройства устной и письменной речи (дислалия, дизартрия, дисграфия, дислексия, дизорфография). Основная задача логопеда – определить характер речевых расстройств и степень их выраженности.

     Классный руководитель представляет на консилиум педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения ученика, отмечая трудности, которые он испытывает в различных ситуациях, особенности обучения, эмоционального состояния, общения.

     Социальный педагог представляет на ПМПк информацию о социальном статусе ребенка: состав семьи, отношение к ребенку, занятость в свободное время, контакт со школой, отсутствие или наличие нарушений и др. (характеристика составляется в свободной форме).

     После обсуждения результатов обследования ребенка каждым специалистом составляется коллегиальное заключение ПМПк.  Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенные рекомендации без указания диагноза, например: направить на ТПМПК для определения образовательного маршрута, для получения заключения при прохождении медико-социальной экспертизы, для рассмотрения вопроса о форме сдачи ГИА за курс основной школы в форме ГВЭ.

     Заключения специалистов, коллегиальное заключение доводится до сведения родителей (законных представителей) в доступной форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия. Копия заключения выдается родителям на руки. Следует помнить, что каждый специалист обязан проконсультировать родителей, педагогов, работающих с ребёнком, и дать им ясные и понятные рекомендации.

     Каждое заседание  ПМПк регистрируется протоколом.

    Для успешного обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Дети, направленные на ПМПк и ТПМПК находятся под наблюдением специалистов консилиума в течение всего периода обучения в нашем образовательном учреждении. Результаты психолого-педагогического сопровождения  отслеживаются индивидуально по каждому ребенку педагогом, ведущим его. Итоги мониторирования анализируются на заседаниях школьного консилиума.

     На этом алгоритм психолого-педагогического сопровождения учащихся либо завершается, либо на основе запроса педагога, родителей переходит в режим поиска новых путей индивидуального сопровождения. Это могут быть,  ставшие традиционными в нашей школе, перевод ребенка в ОУ другого вида, рекомендованное ТПМПК, или перевод на надомную форму обучения. По приказам Министерства Образования от 19.12.2014г. № 1598 и № 1599 для детей с ОВЗ разработан отдельный стандарт, по которому они  с согласия родителей могут обучаться по 4 вариантам. В этом случае ОУ должно разработать индивидуально для каждой категории детей с ОВЗ АОП (адаптированную образовательную программу). В нашей школе в текущем году ни от одной семьи таких запросов не поступило.

     Важную роль в обеспечении эффективности деятельности школьного ПМПк играет тесное сотрудничество специалистов МОУ «Романовская СОШ» с Территориальной психолого-медико-педагогической комиссией. Специалисты ТПМПК осуществляют прием по записи и бесплатно. Родители на руки получают Заключение с рекомендациями о форме получения образования их ребенком. В школе могут быть созданы определенные условия для обучения детей с ОВЗ, исходя из имеющихся возможностей.

     Таким образом, школьный ПМП консилиум выступает координатором деятельности всех специалистов МОУ «Романовская СОШ» и обеспечивает эффективное социальное взаимодействие с партнерскими организациями по осуществлению индивидуального психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями.

Литература:

1.Савельева И. Г.; под общ. ред. Пустоваловой В.В. Коррекционно-развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации.- Волгоград: Учитель, 2009.- 207 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Организация эффективной системы внутришкольного контроля в МОУ СОШ"

Какой должна быть система внутришкольного контроля в  современной школе? ...

Организация системы внутришкольного контроля за учебно-воспитательным процессом

В брошюре «Организация системы  внутришкольного контроля за учебно-воспитательным процессом» описан многолетний опыт организации  работы по управлению качеством образования инструментом внут...

Статья-презентация "Роль методического объединения школы "Английский язык" в системе внутришкольного контроля и оценки качества знаний как фактор подготовки к итоговой аттестации"

Данная презентация содержит анализ деятельности методического объединения по организации контроля и оценки качества знаний как фактор подготовки к итоговой аттестации"...

организация и технология внутришкольной оценки качества образования

организация итехнологиявнутришкольнойоценкикачества образования...

Школьный мониторинг в системе региональной оценки качества образования

В данном эссе проанализирована работа по созданию региональной системы оценки качества образования в Ямало-Ненецком автономном округе, рассмотрен практический опыт проведения мониторинга качества обра...

Система внутришкольного контроля как механизм управления качеством образования

Система внутришкольного  контроля, его виды; формы  и методы контроля....

Модель внутренней системы оценки качества образования обучающихся в общеобразовательной организации

Материал предназначен для руководителей, заместителей руководителей общеобразовательных организаций с целью организации и осуществления эффективного управления по достижению стабильных положительных р...