Род имен существительных
методическая разработка по французскому языку
В разработке представлены материалы по теме "Род имен существительны во французском языке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Повторение и закрепление грамматики по теме | 26.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторяем грамматику!
IСуществительное
1.1.Род имен существительных
(Le genre des noms)
В отличие от русского языка во французском языке есть только два рода – мужской (masculin) и женский (féminin).
Род русских и французских существительных не всегда совпадает:
нож | – | un couteau | стол | – | une table |
вилка | – | une fourchette | стена | – | un mur |
У одушевленных существительных, обозначающих людей и часть животных, в основном, домашних, род мотивирован и различается в зависимости от пола: un homme – une femme; un fils – une fille; un acteur – une actrice; un coq – une poule; un chat – une chatte.
Такие существительные могут употребляться как в мужском, так и в женском роде.
Иногда запоминание рода может быть облегчено благодаря семантике существительного.
Как правило, мужского рода существительные:
–названия деревьев: le sapin, le bouleau, le chêne, le tilleul, etc.;
–названия металлов: le fer, le cuivre, l’acier, etc. (Искл.: la fonte);
–названия дней, месяцев и времен года: lundi m, mai m, été m, etc.;
–названия языков: le français, l’anglais, le russe, etc.;
–названия частей речи: un nom, un verbe, un adjectif, etc.
Как правило, женского рода существительные:
–названия наук: la médecine, la botanique, etc. (Искл.: le droit);
–названия болезней: la peste, la grippe, la toux, etc. (Искл.: le rhume, le diabète, le choléra);
–названия фруктов: une pêche, une orange, une pomme, etc. (Искл.: un citron, un abricot)
Обратите внимание!
Существительные на -eur названия лиц – мужского рода: un vendeur, un acheteur, etc.
Существительные на -eur названия абстрактных понятий – женского рода: la douleur, la pâleur (Искл.: le bonheur, le malheur, l’honneur).
Если название страны оканчивается на -е, то оно, как правило,
женского рода: la France, l’Italie, la Grèce, la Russie (Искл.: le Mexique, le Mozambique), если на другую гласную или на согласную, то оно,
как правило, мужского рода: le Congo, le Canada, le Brésil, le Japon, le Maroc.
Общее правило: На письме прибавляется немое -е к форме мужского рода.
Если существительное в мужском роде оканчивается на -е, то оно в женском роде не меняется, показателем рода в этом случае является
только артикль: |
|
|
| ||
un élève | – | une élève | un pianiste | – | une pianiste |
un malade | – | une malade | un secrétaire | – | une secrétaire |
А также существительное enfant m, f – ребенок (мальчик, девочка).
В одних случаях окончание -е является только графическим знаком и не меняет произношения:
un ami | – | une amie | un Espagnol | – | une Espagnole |
un rival | – | une rivale | un fiancé | – | une fiancée |
В других случаях прибавление -е вызывает фонетические изменения:
1) Конечный непроизносимый согласный начинает звучать и
иногда озвончается: |
|
|
| ||
un bavard | – | une bavarde | un étudiant | – | une étudiante |
un parent | – | une parente | un Anglais | – | une Anglaise |
8
2) Носовой гласный перестает быть носовым, и конечное -n произносится, что иногда влечет за собой изменение качества гласного:
– | -an | – | un partisan | – | une partisane |
– | -ain | – | un Africain | – | une Africaine |
– | -in | – | un cousin | – | une cousine |
– | -un | – | un brun | – | une brune |
В следующих случаях имеют место различные орфографические изменения:
| Орфография |
| |
Окончание формы | изменения | Примеры | |
в мужском роде | в женском | ||
| |||
| роде |
| |
-er, -ier [e] | -(i)ère [ε:r] | un étranger – une étrangère | |
|
| un ouvrier – une ouvrière | |
en, -ien | -nne | un citoyen – une citoyenne | |
| гласный звук | un musicien – une musicienne | |
| теряет носовой | un Breton – une Bretonne | |
-on, -ion | характер | un lion – une lionne | |
гласная (а, о, е) | гласная | un chat – une chatte | |
+t | +tte | un sot – une sotte | |
|
| le cadet – la cadette | |
|
| Но: un avocat – une avocate | |
|
| un candidat – une candidate | |
|
| un idiot – une idiote | |
-el, -eau | -elle | Gabriel – Gabrielle | |
|
| un jumeau – une jumelle | |
-x | -se [z] | un époux – une épouse | |
-f, -p | -ve | un veuf – une veuve | |
|
| un loup – une louve | |
-e | -esse | un tigre – une tigresse | |
|
| un maître – une maîtresse | |
|
| un poète – une poétesse | |
-eur | -euse | un danseur – une danseuse | |
|
| un nageur – une nageuse | |
-teur | -trice | un directeur – une directrice | |
|
| un lecteur – une lectrice | |
|
| Но: существительные от глаголов на - | |
|
| ter, а также от глагола mentir дают | |
|
| чередование -teur→-teuse: | |
|
| porter – un porteur – une porteuse | |
|
| mentir – un menteur – une menteuse |
9
У некоторых существительных мужской и женский род обозначается разными словами:
un homme – une femme; un père – une mère; un oncle – une tante; un mari – une femme; un frère – une sœur; un garçon – une fille; un coq – une poule; un bœuf – une vache; etc.
Несколько имен существительных, сохраняя корень мужского рода, имеют специальную форму в женском роде:
un compagnon – une compagne | спутник – спутница |
un copain – une copine | приятель – приятельница |
un neveu – une nièce | племянник – племянница |
un roi – une reine | король – королева |
un tsar – une tsarine | царь – царица |
un empereur – une impératrice | император – императрица |
un favori – une favorite | фаворит – фаворитка |
un serviteur – une servante | слуга – служанка |
un gouverneur – une gouvernante | гувернер – гувернантка |
un vieillard – une vieille | старик – старуха |
un héros – une héroïne | герой – героиня |
un speaker – une speakerine | диктор – дикторша |
[spikœr – spikrin] |
|
Во французском языке, как и в русском, существует ряд существительных, обозначающих профессию, которые не имеют формы женского рода:
un auteur – автор
un écrivain – писатель un littérateur – литератор un peintre – художник un sculpteur – скульптор
un architecte – архитектор un compositeur – композитор un savant – ученый
un ministre – министр un diplomate – дипломат un médecin – врач
un ingénieur – инженер
un professeur – преподаватель un juge – судья
un guide – экскурсовод un facteur – почтальон
Следует говорить: Mme Durand est le professeur de ma fille. –
Мадам Дюран – учительница моей дочери. Sa mère est un sculpteur renommé. – Её мать – известный скульптор.
Для уточнения иногда употребляется слово femme: une femme auteur; une femme peintre, etc.
Обратите внимание!
Только в мужском роде употребляются также существительные: un témoin – свидетель, un amateur – любитель; un défenseur –
защитник, un possesseur – обладатель и некоторые другие.
Exercices (Сделать письменно)!
1. Образуйте женский (если возможно) или мужской род
существительных. |
|
|
|
| |||||||
| M | F |
| M | F | ||||||
1. | Peysan |
| 27. |
| Servante | ||||||
2. | Avocat |
| 28. |
| Brebis | ||||||
3. | Compagnon |
| 29. | Opérateur |
| ||||||
4. | Menteur |
| 30. | Gendre |
| ||||||
5. | Cheval |
| 31. | Skieur |
| ||||||
6. | Coiffeur |
| 32. | Traducteur |
| ||||||
7. |
| Turque | 33. | traître |
| ||||||
8. | Médecin |
| 34. |
| Impératrice | ||||||
9. | Lièvre |
| 35. | Copain |
| ||||||
10. |
| Favorite | 36. | Partisan |
| ||||||
11. | Voleur |
| 37. | Animateur |
| ||||||
12. | Fondateur |
| 38. | Grec |
| ||||||
13. | Chameau |
| 39. | Sultan |
| ||||||
14. | Témoin |
| 40. | Abbé |
| ||||||
15. |
| Chèvre | 41. | Lecteur |
| ||||||
16. | Pianiste |
| 42. | Epoux |
| ||||||
17. | Orphelin |
| 43. | Suisse |
| ||||||
18. | Chasseur |
| 44. | Sculpteur |
| ||||||
19. | Secrétaire |
| 45. | Berger |
| ||||||
20. | Défenseur |
| 46. | Dentiste |
| ||||||
21. |
| Oie | 47. | Sot |
| ||||||
22. | Loup |
| 48. | Inspecteur | |||||||
2. | Подставьте | артикль, | правильно | определив | род |
существительного.
1.La cuisinière fait sauter (un / une) crêpe.
2.Versez la pâte dans (un / une) moule.
3.J'aime le poulet preparé à (le / la) poêle.
4.Les femmes musulmanes portent (le / la) voile.
5.A cause d'une grave erreur professionnelle, Gérard perd (le / la) poste.
6.Hélène s'habille bien, elle suit (le / la) mode.
7.Jérôme pêche (un / une) carpe.
8.Je dois envoyer une lettre; est-ce qu'il у a (un / une) poste dans ce quartier?
9.Le garçon arrache (un / une) page de son cahier de notes.
10.Je fais (un / une) tour en ville.
11.Je casse (le / la) vase; je suis vraiment désolé.
12.On peut voir toute la ville de (le / la) tour.
13.II n'y a pas de chauffage; il faut mettre (le / la) poêle.
14.Avez-vous lu (le / la) livre?
15.J'aime (le / la) physique; je la trouve belle.
Упражнение 3
Укажите род у следующих существительных:
1. acteur (актёр) 2. actrice (актриса) 3. courage (смелость) 4. instrument (инструмент) 5. bonté (доброта) 6. révolution (революция).
Упражнение 4
Поставьте, если требуется, соответствующий артикль перед следующими существительными:
1… Terre est… planète. (Земля – это планета.) 2. Il est… poète. (Он поэт.) 3. Il est… grand poète. (Он великий поэт.)
Упражнение 5
Поставьте правильный артикль перед следующими существительными:
1. Je vais… cinéma. (Я иду в кино.) 2. Je vais… exposition. (Я иду на выставку.) 3. Voulez-vous… thé avec… confiture? (Хотите чаю с вареньем?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе.Учебник Э.М. Береговская "Синяя птица"
В данной работе содержатся задания на отработку грамматического материала по теме "Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе"....
Методическая разработка логопедического занятия в 4-ом классе "Зимняя олимпиада"(согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже)
Занятие направлено на преодоление аграмматизмов в письменной речи учащихся 4-х классов СКОУ (VII вида)...
Конспект урока Тема: «Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имен прилагательных в тексте»
Для учащихся 3 класса...
Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.
Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...
Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода
Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме "Имя существительное"...
разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"
В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...