Урок французского языка в современной школе
статья по французскому языку
Статья об организации педагогического процесса в новых условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_frantsuzskogo_yazyka_v_sovremennoy_shkole.docx | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок французского языка в современной школе
Выдающийся американский ученый, педагог, философ, профессор Джон Дьюи сказал: "Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».
Классно-урочная система и предметный принцип организации педагогического пространства в прежних формах изжили себя, и реализовать переход к универсальным знаниям с их помощью практически невозможно.
Репродуктивность, «выдавание» ученику определенной порции знаний, замкнутость знаний в границах учебного предмета – эти основные препятствия на пути к универсальным знаниям не являются сущностными признаками современного урока как такового.
Необходим поиск новых подходов к обучению, в том числе и французскому языку. Старые методики, бывшие когда-то единственно верными, ушли в прошлое, на их место приходят новые, креативные техники преподавания, основанные на понимании пройденного материала и заинтересованности в его изучении.
Авторский урок, несущий на себе печать личности учителя, называясь уроком, по сути, может быть и студией, и мастерской, и творческой лабораторией. Он не вписывается в рамки строго установленного времени,
не заканчивается вместе со звонком. Динамичность, вариативность и
разнообразие – такие же неотъемлемые составляющие урока, как и других форм организации педагогического процесса. Можно сказать, что искусство современного урока заключается в нахождении педагогом совместно с учениками таких форм творческого взаимодействия, которые будут способствовать решению учебных задач и позволят не только устанавливать значения фрагментов содержания образования, но и извлекать и переживать личностные и жизненные смыслы.
Урок как культурологический и педагогический феномен должен отвечать следующим требованиям:
• Индивидуализация, так как овладение культурой всегда личностно, личностно и общение. Отсюда индивидуализация заключается в учете и использовании резервов личности обучающихся, т.е. их жизненного опыта, мировоззрения, контекста деятельности ученика, интересов, эмоционального настроя, чувств, статуса в коллективе. Учитывая сложившиеся стереотипы своих учеников, учитель может повлиять на их преодоление, способствовать большей социальной зрелости, умению принять иную точку зрения, стать терпимее, активнее или критичнее, чего требует необходимость формировать на уроке французского языка коммуникативную компетенцию.
• Речевая направленность урока предусматривает системную и систематическую деятельность непосредственных участников образовательного процесса по формированию практико-ориентированных ценностно- смысловых предложений
• Ситуативность – непременное условие речевой направленности урока, так как речь не существует вне ситуации, вне контекста деятельности, выполняемой на уроке французского языка. Ситуации должны носить реальный, проблемный характер, позволять участникам беседы, диалога/монолога воспринимать, рассуждать, запрашивать информацию, анализировать. Эти ситуации должен сам учитель создавать, заранее продумывать. Условные ситуации создаются с помощью речевой установки, где определяются разнообразные параметры, провоцирующие определенные высказывания речевого характера.
- Функциональность. Можно выделить разные функции – на макро – и микрофункции. Учебное общение должно быть направлено на реальные задания, не утрачивающие смысловую нагрузку (запрос информации по прочитанному, услышанному, увиденному; извинения; приглашение к чему-либо и т.д.).
• Новизна. Это должно касаться как новой ситуации, так и нового собеседника, новой речевой задачи, новых форм вербального и невербального общения, Интернет–общение, драматизация, диспут, дискуссия и т.д.
• Характер цели урока всегда должен носить комплексный характер, т.е. учитель обязан ставить одновременно несколько целей. Причем учитель не должен забывать о том, что в 99,9% случаев практическая цель стоит на первом месте. Именно эта цель и определяет весь последующий ход урока, его логику. Содержание, а также и набор сопутствующих задач, которые можно решать параллельно с реализацией основной цели. Представляется, что при определении воспитательных и развивающих целей логичнее идти от языкового и речевого материала, чем наоборот. Именно цель урока определяет и характер домашнего задания, поскольку хорошо
сформулированная цель урока – это и есть планируемый результат, а на дом можно задать лишь то, чему научили на уроке. Цель должна быть четко сформулированной и понятной, а главное – конкретной.
• Адекватность упражнений цели урока. От сформулированной цели будет зависеть выбор упражнений по формированию навыков в том или ином виде речевой деятельности. Необходим подбор соответствующих упражнений на формирование диалогической речи с соответствующими вопросами и ответами.
• Последовательность упражнений. Каждое предыдущее упражнение должно стать опорой для выполнения следующего упражнения, чтобы учащиеся не испытывали трудностей формального и содержательного плана при их выполнении.
• Атмосфера общения. Отношения на уроке, где имеет место быть общение, должны быть доверительными, так как формализм губит общение. Велика роль юмора и экспромта на уроке французского языка, что может помочь преодолевать трудности как речевого, так и дисциплинарного порядка.
• Воспитательный и образовательный потенциал урока французского языка заложен при широком использовании межпредметных связей для взаимообогащения и взаимообмена в практической деятельности и в сознании обучающихся. Установление связей такого рода помогает сформировать у учащихся привычку делать перенос из одной учебной дисциплины в другую - на уровне содержательной информации, на процессуальном уровне - при работе над аннотациями, рефератами интегрированного характера, докладами, при проведении дискуссий и диспутов по близким проблемным темам и вопросам, позволяет успешно тиражировать способы обработки полученной информации и т.д. В основе установления межпредметных связей лежит психологический элемент – умение устанавливать ассоциативные связи, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, т.е. те учебные умения, которые необходимы при освоении содержания из различных областей знания.
• Комплексность урока французского языка. Чаще всего на уроке можно одновременно формировать и совершенствовать практические языковые и речевые навыки. Формирование навыков обязательно предусматривает комплексность уроков, то есть практически любой урок может быть уроком контроля без очевидного контроля и уроком повторения без видимого повторения.
Однако далеко не все уроки бывают комплексными. Уроки могут быть узконаправленными, монофункциональными. Задания и упражнения могут выполнять одну какую-то функцию. В этом случае уроки становятся уроками с монофункциональными упражнениями и заданиями.
Урок как звено в цепи уроков.
Данное положение важно не столько для разового анализа конкретного урока, сколько для планирования собственных уроков. Понимание роли каждого урока в серии уроков по теме способно значительно оптимизировать
весь процесс обучения, сделать его более целенаправленным и последовательным.
Позиция отдельных учеников. Следует обращать внимание на:
1. Все ли учащиеся включены в одинаковой степени в процесс обучения и общения; а если нет, то каковы причины.
2. Как учитываются индивидуальные особенности учеников.
3. Являются ли ученики объектами воспитания и обучения или субъектами
общения.
4. Насколько на уроке поощряется и формируется самостоятельность и
творчество.
5. Делегирует ли учитель часть своих полномочий ученикам, или весь
урок вертится как белка в гордом одиночестве.
6. Есть ли в классе лидеры (положительные или отрицательные),
каково их влияние, как учитель моделирует их поведение.
7. Насколько ученики мотивированы изучать французский язык.
8. Используются ли элементы взаимообучения и т.д.
Проектирование урока французского языка в соответствии
с требованиями ФГОС.
Принятие системно - деятельностного подхода в качестве методологического базиса с необходимостью влечет за собой изменение логики принятия решений педагогом в процессе планирования урока ИЯ. После формулирования цели урока учитель должен решить, что должны делать учащиеся для достижения этой цели, в какие виды деятельности они должны быть вовлечены и в какой режим или социальную форму (парную, групповую, индивидуальную или коллективную работу). Фронтальная работа сводится к нулю. Затем педагог подбирает соответствующее содержание, учебный материал. А уже затем продумывает свою стратегию поведения на уроке.
Вся вышеперечисленная деятельность учителя происходит до урока. На уроке учитель формулирует задания, организует взаимодействие учащихся с материалом и друг с другом, мотивирует, оказывает помощь, подбадривает, регулирует и направляет деятельность учащихся, организует рефлексию и оценку учебно-познавательной деятельности учащихся.
Познавательная деятельность учащихся должна быть организована учителем в соответствии с логикой протекания психических процессов во время овладения новым знанием, развития навыков и умений. Вот почему обучение иноязычному общению после совместно сформулированной и принятой обучающимися цели начинается с подготовки учащихся к восприятию нового материала.
Вместо традиционной речевой зарядки, зачастую далекой от изучаемых средств коммуникации, рекомендуется планировать этап «Вхождения» в тему. Задачами этого этапа могут быть: введение в ситуацию, установление связи нового материала с имеющимися у учащихся знаниями, представлениями, опытом; актуализация этих знаний, представлений и опыта для облегчения понимания нового материала; снятие смысловых и языковых трудностей для восприятия нового; и, наконец, развитие антиципации, предвосхищение смысла нового материала, выдвижение гипотез.
Далее осуществляется презентация нового материала с учетом имеющихся у обучающихся ведущих каналов восприятия. Задачей этапа презентации является умение учащихся понять основной смысл предъявляемого материала, успешность которого проверяется преимущественно невербальными средствами реагирования учащихся на задания учителя. Задача этапа семантизации – понимание предъявленного материала на уровне фразы и слова, достигается системой заданий, требует повторного обращения учащихся к предъявленному новому материалу.
Этап тренировки первого уровня имеет задачу удержание в памяти учащихся языкового материала при помощи репродуктивных упражнений и создает базу для развития речевых и коммуникативных умений. Этап тренировки второго уровня реализуется через систему репродуктивно-продуктивных заданий и упражнений и развивает речевые и коммуникативные умения и навыки. Задача этого этапа – корректное использование новой структуры, нового языкового материала для реализации коммуникативного намерения. На этапе применения учащиеся могут свободно высказываться и реализовывать коммуникативную цель всего урока. Таким образом, этап применения демонстрирует достижение цели урока.
Каждый урок должен включать в себя этап рефлексии, задачами которой являются:
• осознание учащимися процесса своего учения, своего места в этом процессе;
• сравнение результатов учения и поставленных целей;
• анализ учебных действий, определение сбоев;
• корректировка действий или целей;
• оценка и самооценка результатов и действий;
• припоминание и перевод успешных учебных действий в мысленную форму, т.е. формулировка учебных стратегий.
План урока или его технологическая карта лучше всего может быть представлена в табличном варианте, который позволяет отслеживать и логику организации учебно-познавательной деятельности, и соответствие деятельности учащихся целям и задачам урока, и его этапов, а также роль учителя на уроке, как организатора и модератора этой деятельности.
Этапы урока располагаются по вертикали этой таблицы, и они соответствуют логике протекания психических процессов при овладении новым знанием, становлении навыков и развитии умений, а логика принятия решений учителем при проектировании урока отражается в горизонтали таблицы.
Например:
Класс:
Тема урока:
Цели урока: образовательная; развивающая; воспитательная
План урока (Технологическая карта урока):
Время: | Этап урока: | Задачи: | Деятельность уч-ся | Формируемые УУД: | Социальные формы взаимодействия: | Содержание\ средства обучения: | Деят-ть учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение игровых технологий на уроках французского языка в начальной школе.(Сценарий урока-конкурса по теме"осень"во 2 классе.)
Уроки-конкурсы в начальной школе можно использовать для проверки усвоения пройденного материала, для оптимизации процесса повторения, для осуществления принципа коммуникативной направленности изучения...
«Использование научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в современной школе» «Использование научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в современной школе»
лексика в английском языке....
Использование видео на уроках французского языка в начальной школе
В статое вы найдете не только различные виды работы с видео на уроках французского языка в начальной школе, но и поэтапное разъяснение как самому найти правильный материал для урока, разработать задан...
ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.
В предлагаемой статье рассматривается один из наиболее актуальных вопросов обучения иностранному языку в школе. В виду популярности коммуникативного подхода обучение говорению становится одной и...
конспект урока французского языка по теме "Школа"
конспект урока французского языка по теме "Школа"...
Основные методы активизации учебного процесса на уроках французского языка в средней школе
Во многих странах Европы школьники изучают 2 или 3 иностранных языка. Это считается нормой. В нашей стране вопрос об изучении второго иностранного языка активно начали обсуждать относительно недавно. ...