Педагогические образовательные технологии в системе преподавания учебного предмета "Французский язык. Второй иностранный язык".
учебно-методический материал (11 класс)
Педагогические образовательные технологии в системе преподавания учебного предмета "Французский язык. Второй иностранный язык".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_tehnologii.docx | 34.32 КБ |
sertifikat_shag_v_budushchee_2013_pakuleva.docx | 291.35 КБ |
first_step_2014_pakuleva.docx | 1.03 МБ |
first_step_tsybikova_2014.docx | 970.01 КБ |
gramota_sibirskaya_vesna_2015_pakuleva.docx | 666.78 КБ |
sertifikat_sibirskaya_vesna_2015_pakuleva.docx | 464.53 КБ |
shag_v_budushchee_gorod_2015.docx | 890 КБ |
shag_v_budushchee_respublika_2015.docx | 751.42 КБ |
shag_v_budushchee_2016_tsybikova.docx | 175.1 КБ |
shag_v_budushchee_respublika_2016_tsybikova.docx | 221.78 КБ |
first_step_2017_tsybikova_aryuna.docx | 295.64 КБ |
tsybikova_sibirskaya_vesna_2017_sertifikat.docx | 162.06 КБ |
tsybikova_sibirskaya_vesna_2017.docx | 166.31 КБ |
tsybikova_shag_v_budushchee_2017.docx | 224.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические технологии в системе преподавания учебного предмета «Французский язык. Второй иностранный язык».
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в образовании. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения, которые повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.
Учитывая основную задачу ФГОС ОО – развитие личности ученика, в современном образовательном процессе осуществляется переход к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, что влечет за собой и изменения в деятельности педагога, реализующего новый стандарт. В соответствии с этим меняются и технологии обучения. Как отмечают методисты, «внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в образовательном учреждении». Отсюда и ставится задача – развитие личности ребенка.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий создает условия для смены видов деятельности обучающихся, позволяет реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
Под педагогической технологией я понимаю «Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса».
Основной целью обучения французскому как второму иностранному языку является дальнейшее развитие у учащихся способности к межкультурному общению, что предполагает формирование положительного переноса знаний, умений и навыков, полученных при изучении первого иностранного языка (английского, немецкого, испанского) в область изучения второго иностранного языка. Особое звучание приобретает способность понимать различия и общность своей культуры, культуры народов, чей язык изучался первым, и культуры франкоязычных стран.
Основные задачи, решаемые в курсе обучения французскому языку на начальном этапе, направлены на формирование и развитие у учащихся следующих навыков и умений:
- Навык правильного, нормативного произношения, четкой артикуляции всех звуков французского языка;
- Навык и умение правильного чтения букв и буквосочетаний в отдельном изолированном слове, словосочетаниях, предложениях и сверхфразовых единствах;
- Умение объясняться (устно и письменно) с носителями языка в ограниченном числе стандартных и наиболее типичных для подростков 13-16 лет ситуаций общения;
- Умение воспринимать на слух и зрительно несложные тексты и понимать с разной степенью глубины заложенную в них информацию;
- Умение соотносить задачи общения с социокультурным контекстом, что предполагает усвоение учащимися некоторых поведенческих характеристик и овладение определенным объемом страноведческих фоновых знаний, которыми располагают представители страны изучаемого языка.
Согласно ФГОС ООО второй иностранный язык как учебный предмет наряду с родным языком, литературой и первым иностранным языком входит в образовательную область «Филология», закладывая основы филологического образования и формируя коммуникативную культуру школьника. Обучение французскому языку, как второму иностранному в 7-11 классах проводится по учебнику «Встречи» авторы Н.А. Селиванова, А.Ю. Шашурина, издательство «Просвещение» 2020 первый год обучения. УМК предназначен для обучения учащихся 13-14 лет, изучающих французский язык как второй иностранный. Основным подходом при обучении второму иностранному языку является сравнительно-сопоставительный подход на сознательной основе, что, безусловно, служит интенсификации процесса обучения, развитию чувства языка у учащихся. На изучение французского языка в 7-11 классах отводится 2 часа в неделю.
В условиях реализации требований ФГОС ООО в образовательном процессе по учебному предмету «Французский язык. Второй иностранный язык» использую следующие педагогические технологии:
1. Информационно – коммуникационная технология;
2. формирование и развитие учебно-исследовательской деятельности;
3. технология проблемного обучения;
4. дистанционные технологии.
- Информационно – коммуникационная технология
Метод применения информационно-коммуникативной технологии заключается в анализе образовательной программы, анализе тематического планирования, выборе тем, выборе типа занятия, выявление особенностей материала занятия данного типа. Кроме этого, этот метод диктует использование готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего).
2. Формирование и развитие учебно-исследовательской деятельности
На сегодняшний день одной из первостепенных задач, стоящих перед учителем является выявление потенциала научного творчества школьников; рассмотрение конкретных форм реализации научного потенциала учащихся; изучение форм руководства поисково-исследовательской деятельностью школьников. Поэтому важное место в моей педагогической деятельности занимает организация исследовательской работы. Учеба в очной аспирантуре БГУ Улан-Удэ (научный руководитель: доктор, проф. Е.И. Целикова) и защита диссертации (БГУ, Улан-Удэ, 2010) поспособствовали этому направлению моей деятельности. Организация поисково-исследовательской работы с учащимися востребована, результативна и носит системный характер. Одной из эффективных форм такой работы является введение элементов поисково-исследовательской деятельности на уроках, участие в различных научно-практических конференциях.
Замечено, что в процессе исследования обеспечивается творчество, продуктивная деятельность. Как видим, системный характер поисково-исследовательской деятельности на моих уроках виден в результатах участия школьников на конференциях различного уровня:
№ | Учебный год | Название | Уровень | Результат |
1. | 2011 г. | «По следам трех мушкетеров». НПК «First Step». | Школьный | Призер (Базарова Яна) |
2. | 2012 г. | «Философская проблематика произведений А. де Сент-Экзюпери». НПК «First Step». | Школьный | Призер (Пакулева Евгения) |
3. | 2013 г. | «Экзистенциальное восприятие мира в повести А. Камю «Посторонний». НПК «First Step». | Школьный | Призер (Пакулева Евгения) |
4. | 2014 г. | «Экзистенциальное восприятие мира в повести А. Камю «Посторонний». XXI научно-практическая конференции молодых исследователей «Шаг в будущее». | Городской | Участница (Пакулева Евгения) |
5. | 2014 г. | «Авторский стиль и язык произведений Ж. Сименона на примере фразеологических единиц в романе «Мегрэ у министра». НПК «First Step». | Школьный | Призер (Пакулева Евгения) |
6. | 2015 г. | «Авторский стиль и язык произведений Ж. Сименона на примере фразеологических единиц в романе «Мегрэ у министра». XXII научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее». | Городской | Победитель (Пакулева Евгения) |
7. | 2015 г. | Пакулева Евгения «Авторский стиль и язык произведений Ж. Сименона на примере фразеологических единиц в романе «Мегрэ у министра». XVI Республиканская научно-практическая конференции учащихся по гуманитарным дисциплинам «Сибирская весна». | Республиканский | Призер (Пакулева Евгения) |
8. | 2015 г. | «Особенности индивидуально-авторского стиля Ж. Превера на примере стихотворений «Утренний завтрак», «Семейное» и «Лентяй». НПК «First Step». | Школьный | Победитель (Цыбикова Арюна) |
9. | 2016 г. | «Особенности индивидуально-авторского стиля Ж. Превера на примере стихотворений «Утренний завтрак», «Семейное» и «Лентяй». XXIII НПК молодых исследователей «Шаг в будущее». | Городской | Цыбикова Арюна (Победитель) |
10. | 2016 г. | «Роль синтаксических фигур в поэтических текстах Мориса Карема «Пузырек чернил», «Вы видали?» и др. НПК «First Step» 20 декабря 2016 г. | Школьный | Победитель (Цыбикова Арюна) |
11. | 2017 г. | «Роль синтаксических фигур в поэтических текстах Мориса Карема». XXIV НПК «Шаг в будущее». | Городской | III место (Цыбикова Арюна) |
12. | 2017 г. | «Роль синтаксических фигур в поэтических текстах Мориса Карема». XVIII НПК учащихся по гуманитарным дисциплинам «Сибирская весна». | Республиканский | Призер (Цыбикова Арюна) |
13. | 2017 г. | «Художественные функции фразеологизмов на материале романа Пьера Алексис Понсон дю Террайль «Похождения трефового валета». НПК «First step» в номинации «Французский язык». | Школьный | Призер (Данилова Алина) |
14. | 2017 г. | «Соотношение сюрреалистических и традиционных приемов в поэзии Робера Десноса». НПК «First step» в номинации «Французский язык». | Школьный | Победитель (Цыбикова Арюна) |
15. | 2017 г. | «Особенности сюрреалистической поэтики Поля Элюара на материале стихотворений «Корова», «Думай», «Долг и время». НПК «First step» в номинации «Французский язык». | Школьный | Призер (Найданова Саша) |
16. | 2017 г. | «Особенности авторской техники письма Пьера Алексис Понсон дю Террайль». НПК «First step» в номинации «Французский язык». | Школьный | Победитель (Чиркова Виктория) |
17. | 2018 г. | «Соотношение сюрреалистических и традиционных приемов в поэзии Робера Десноса». НПК «Шаг в будущее». | Городской | Призер (Цыбикова Арюна) |
18. | 2018 г. | «Соотношение сюрреалистических и традиционных приемов в поэзии Робера Десноса». НПК молодых исследователей «Шаг в будущее». | Республиканский | Участие (Цыбикова Арюна) |
19. | 2018 г. | «Особенности индивидуально-авторского стиля Ж. Превера на примере стихотворений «Утренний завтрак», «Семейное» и «Лентяй». XIX НПК учащихся по гуманитарным дисциплинам «Сибирская весна». | Республиканский | Призер (Цыбикова Арюна) |
20. | 2019 г. | «Особенности авторской техники Пьера Алексис Понсон дю Террайль на материале романов «Похождения трефового валета» и «Приключения Рокамболя». НПК «First step» в номинации «Французский язык». | Школьный | Победитель (Чиркова Виктория0 |
21. | 2019 г. | «Особенности сюрреалистической поэтики Поля Элюара на материале стихотворений «Корова», «Думай», «Долг и время». НПК «First step» в номинации «Французский язык». | Школьный | Призер (Найданова Александра) |
22. | 2019 г. | «Особенности авторской техники Пьера Алексис Понсон дю Террайль на материале романов «Похождения трефового валета» и «Приключения Рокамболя». XXVI НПК молодых исследователей «Шаг в будущее». | Городской | III место (Чиркова Виктория) |
23. | 2019 г. | «Особенности авторской техники Пьера Алексис Понсон дю Террайль на материале романов «Похождения трефового валета» и «Приключения Рокамболя». НПК молодых исследователей «Шаг в будущее». | Республиканский | Участие (Чиркова Виктория) |
24. | 2019 г. | «Особенности авторской техники Пьера Алексис Понсон дю Террайль на материале романов «Похождения трефового валета» и «Приключения Рокамболя». XIX НПК учащихся по гуманитарным дисциплинам «Сибирская весна». | Республиканский | Участие (Чиркова Виктория) |
25. | 2020. | «Наиболее распространенные стереотипы о Франции и французах». НПК «Шаг в будущее». | Городской | IIместо (Ханхалаев Максим) |
26. | 2020 г. | «Особенности слога в поэтических текстах Мориса Карема». НПК | Всероссийский | Победитель Ханхалаев Максим |
27. | 2020 г. | «Художественные средства выразительности в творчестве Жака Превера». НПК | Всероссийский | Победитель Ханхалаев Максим |
На своих занятиях предпочтение отдаю методам и приемам, побуждающим мыслить,
рассуждать, искать. Одним из главных методов является самостоятельная работа учащихся над источниками. Творческий характер изучению источников придают проблемные задания, постановка вопросов, требующих анализа материала, его оценки. Отсюда совершенствование умения аргументировать свою точку зрения, начать собственное исследование, воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности, что способствует повышению доли их самостоятельности.
3. Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие, личностно значимые качества.
В 9 классе в УМК «Встречи» разделе «История. Французские короли» обучающимся предлагаются проблемные задания, выступающие в качестве учебных задач, вопросов, практических заданий. Технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они, при непосредственном участии учителя или самостоятельно, исследуют пути и способы ее решения, т. е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.
По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.
Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны. Технологии проблемного обучения способствуют не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивают интерес к учебному предмету.
4. Дистанционные технологии
В системе обучения французскому языку используются и дистанционные образовательные технологии. Например, образовательная платформа «Российская электронная школа». Уроки французского языка на данной платформе строятся на видео уроке с лекцией учителя. Кроме этого предлагаются тренировочные упражнения для закрепления полученных знаний и отработки навыков, а также проверочные задания для контроля усвоения материала. Упражнения и задачи можно проходить неограниченное количество раз. При выполнении проверочных заданий результаты фиксируются и формируется статистика успеваемости ученика. Заметим, что образовательный ресурс «Российской электронной школы» используется не только как дополнительный материал при организации занятий в классе, но и как способ перенять опыт и наработки коллег. Рекомендую ученикам посещение интерактивных уроков и дополнительные материалы электронной школы для повышения качества их знаний.
Кроме того, предусмотрены занятия по французскому языку в онлайн режиме на учебной платформе Discord. Для обеспечения эффективной работы во время таких занятий задействованы следующие методы дистанционного образования: Чат-занятие, самостоятельная работа, исследовательский способ обучения, электронный журнал «Сетевой город», метод «Один ко многим».
Во время онлайн занятий используются такие приемы обучения как объяснение, рассказ, беседа, выполнение тренировочных упражнений, заучивание учебного материала, письменные работы, повторение.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наиболее эффективные современные образовательные технологии и/или методики, применяемые при изучении иностранного языка
Данная презентация была представлена на метод. объединении учителей иностранных языков Ленинского района Московской области педагогами ВХТЛ. Может оказать помощь при подготовке учителя к аттестации....
Рабочая программа по немецкому языку (второй иностранный язык) для 5-го класса к УМК "Horizonte" автора М.М. Аверина
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает 70 учебных часов на изучение второго иностранного языка из расчёта 2 часа в неделю....
Программа внеурочной деятельности по немецкому языку "Мы изучаем немецкий язык" (второй иностранный язык)
Образовательная программа внеурочной деятельности по немецкому языку в 5 классе составлена согласно требованиям ФГОС.Программа обобщает изученный материал, дополняет его, демонстрирует рез...
Система оценивания образовательных достижений по предмету "Французский язык. Второй иностранный язык".
Система оценивания образовательных достижений по предмету "Французский язык. Второй иностранный язык"....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ НОВОГО ТМИ-МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.
Аннотация: В свете современных трендов образования: индивидуализации, дифференциации, персонализации, еще более актуальной становится проблема субъектной индивидуализации обучения. В статье рассматрив...
Презентация "Использование современных образовательных технологий в рамках нового ТМИ-метода обучения иностранному языку"
Презентация на тему "Использование современных образовательных технологий в рамках нового ТМИ-метода обучения иностранному языку"....