Анализ мониторинга учащихся 9 классов. ОГЭ
материал по французскому языку на тему
Предварительный просмотр:
ГАОУ ДПО (ПК)С «Тувинский институт развития образования
и повышения квалификации »
Аналитическая справка
по результатам регионального мониторинга качества образовательных достижений обучающихся 9-х классов общеобразовательных организаций
Республики Тыва
по французскому языку в 2017 году
Кызыл, 2017
Краткая характеристика инструментария мониторинга
Для проведения регионального мониторинга качества образовательных достижений по французскому языку был подготовлен инструментарий, содержащий:
- кодификатор предметных результатов;
- спецификацию измерительной работы;
- два варианта измерительной работы;
- критерии оценивания заданий измерительных работ.
Содержание работы определялось на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Математика (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобразования России от 17.12.2010г. №1897).
3. Кодификатор элементов содержания и требований (умений), составленный на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы.
Характеристика структуры и содержания КИМов по французскому языку
Работа по французскому языку в 9-х классах состояла из 4-х разделов и включала в себя 22 задания, различающихся формой и уровнем сложности.
Раздел 1 – «Аудирование» - включал 5 заданий базового уровня сложности.
Раздел 2 – «Чтение» - включал 11 заданий повышенного уровня сложности.
Раздел 3 – «Грамматика и лексика» - включал 15 заданий базового уровня сложности .
Раздел 4 - «Письмо» - состоял из 1 задания, выполнение которого требовало демонстрации умений письменной речи, относящихся к одному уровню сложности (базовому).
Методические рекомендации по подготовке учащихся к 0ГЭ
по французскому языку
- Количество участников ОГЭ по французскому языку.
В 2017 году в региональном мониторинге качества образовательных достижений обучающихся 9-х классов общеобразовательных организаций по французскому языку принимало участие 2 человека.
2. Данные о контрольно-измерительных материалах для мониторинга в 2017 г.
Предмет | Время (мин) | Общее число заданий | Число заданий на установ-ления соответсвия | Число заданий с выбо-ром ответа | Число заданий с крат-ким ответом | Число заданий с развёр-нутым ответом | Максималь-ный перви-чный балл | Число ориги-наль-ных вариан-тов КИМ |
Фран. язык | 90 мин. | 33 | 15 | 17 | - | 1 | 41 | 2 |
3. Анализ результатов выполнения отдельных заданий по основным блокам содержания курса.
3.1. Характеристика КИМов в соответствии с основными разделами курса.
Основной целью проверочной работы 2017 г. было установление уровня освоения выпускниками Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. В соответствии с этим проверялся уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции выпускников в основных видах речевой деятельности (за исключением говорения), а именно в аудировании, чтении, грамматике, лексике и письме.
Цель проверочной работы определяла объекты контроля, распределённые по соответствующим разделам экзаменационной работы.
В Аудировании в качестве объектов контроля выделялись:
- понимание основного содержания прослушанного текста;
В Чтении объектами контроля являются:
- понимание основного содержания;
В разделе «Грамматика и лексика» в качестве объектов контроля
выделялись языковые знания и навыки:
- распознавание и употребление в речи основных морфологических форм французского языка и различных грамматических структур;
- знание основных способов словообразования и навыки их применения;
- распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (лексическая сочетаемость);
- знание правил орфографии и навыки их применения.
В разделе «Письмо» объектами контроля выступали:
- умения при написании письма личного характера;
3.2 Средние проценты выполнения заданий базового/повышенного по каждому разделу.
Уровень задания | Количество учащихся | общий балл | процент выполнения | средний балл |
Аудирование | ||||
Базовый | 2 | 2 | 20% | 1 |
Чтение | ||||
Повышенный | 2 | 7 | 50% | 3,5 |
Лексика и грамматика | ||||
Базовый уровень | 2 | 15 | 47% | 7 |
Письмо | ||||
Базовый | 2 | 10 | 35% | 3,5 |
Результаты выполнения проверочных заданий в рецептивных видах речевой деятельности (разделы «Чтение» и ) свидетельствуют о сформированности в целом умений понимания аутентичных текстов различных жанров и типов.
20% участников 2017 года справились с заданием базового уровня понимания основного содержания прослушанного текста.
50 % справились с заданиями базового уровня на понимание основного содержания прочитанного текста.
Судя по результатам экзамена, в разделе «Грамматика и лексика» наибольшую трудность вызвали следующие разделы программы: имена существительные, предлоги , выбор адекватных временных форм глаголов, определение лексических единиц, необходимых для подстановки в предлагаемый текст. В целом, в разделе «Лексика и грамматика» учащиеся показали хороший уровень обученности.
47 % участников проверочных работ 2017 г. справились с заданиями раздела «Грамматика и лексика» выполнили задания базового уровня сложности на знание основных способов словообразования и навыки их применения.
Процентное распределение свидетельствует о том, что данный раздел оказался для выпускников не трудным, причём, как мы можем видеть, у детей сформированы средние знания способов словообразования, распознавание и употребление лексических единиц.
Результаты написания учащимися личного письма показали, что 35 % тестируемых всех категорий справились с написанием письма личного характера. В целом, обучащиеся показали средний уровень обученности.
3.3 Основные характеристики проверочной работы регионального мониторинга качества образовательных достижений обучающихся 9-х классов по французскому языку 2017 г.
№ | Коды проверяемых элементов содержания по кодифика-тору | Проверяемые элементы содержания | Уровень сложности | Макс. балл | Время | Средний процент выполнения |
1 | 3.1 | Понимание основного содержания прослушанного текста | А | 5 | 8 | 20% |
2 | 2.1 | Понимание основного содержания прочитанного текста | Б | 11 | 15 | 50% |
3 | 5.2.1 5.2.2 5.2.3 5.2.4 5.2.5 5.2.6 | Лексико-грамматические навыки | Б | 1 | 25 | 0% |
4 | 1 | 50% | ||||
5 | 1 | 50% | ||||
6 | 1 | 50% | ||||
7 | 1 | 50% | ||||
8 | 1 | 50% | ||||
9 | 1 | 100% | ||||
10 | 5.3.1 | Лексико-грамматические навыки | Б | 1 | 12 | 100% |
11 | Б | 1 | 50% | |||
12 | Б | 1 | 100% | |||
13 | Б | 1 | 100% | |||
14 | Б | 1 | 0% | |||
Итого | 15 | 47% | ||||
Итого | 31 | 37 | 39% | |||
22 | 4.3 | Письмо личного характера | А | 10 | 30 | 35% |
Итого | 41 | 90 | 38% |
4. Рекомендации по совершенствованию процесса преподавания предмета.
Аудирование
Исходя из проверки работ экзаменуемыми в разделе «Аудирование», в целом, выпускники 20% справились с базовым уровнем характера.
- При формировании умений учащихся в аудировании использовать те типы текстов, которые используются в контрольных измерительных материалах ЕГЭ, а именно в следующем замере использовать задания повышенного уровня.
Чтение
Анализ типичных ошибок участников регионального мониторинга в 2017 году позволяет сделать вывод:
• неправильно определяют ключевые слова, соответствующие теме текста;
При подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по французскому языку могут быть полезными следующие общие рекомендации по технологии обучения чтению:
- следует обучать обучающихся внимательно читать инструкцию к выполнению задания и извлекать из неё максимум информации. Инструкция к выполнению задания, прежде всего, ориентирует экзаменуемого на выполнение определенной коммуникативно-рецептивной задачи, т.е. на определенный вид чтения: просмотровое, ознакомительное; поисковое; изучающее.
- разные виды чтения требуют разных стратегий, разных умений. Задача обучения чтению – помочь учащимся овладеть этими умениями и адекватно их использовать в реальных жизненных ситуациях и на экзамене.
- для овладения определенной стратегией чтения и контроля определенного блока умений целесообразно использовать определенные типы и жанры текстов, как это делается в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.
Следует подчеркнуть, что это аутентичные тексты, тип и жанр которых наиболее естественно соответствует проверяемому виду чтения.
- для чтения с пониманием основного содержания: краткие
газетные/журнальные статьи информационного характера, объявления,
рекламные и информационные брошюры, путеводители;
- Старайтесь развивать языковую догадку учащихся.
- Следует обучать учащихся правильному поведению на экзамене; не паниковать, если в тексте много незнакомых слов; всегда давать ответы, даже если у них нет 100% уверенности в их правильности.
Более конкретные рекомендации по овладению умениями просмотрового чтения (понимание основного содержания текста) могут включать следующее:
- Чтение с пониманием основного содержания не предполагает полного понимания всего текста, поэтому следует приучать учащихся не стремиться понять (и тем более перевести) каждое слово в тексте.
- В заданиях на соответствие обучающимся следует уделять должное внимание списку тем (рубрик, заголовков), которые предшествуют собственно текстам.
- Следует учить учащихся находить ключевые слова в тексте, необходимые для понимания основного содержания, и обращать их внимание на то, что даже если они не точно знают значение слов, от которых не зависит понимание основного содержания, это не повлияет на результат выполнения задания.
- Если задание предполагает понимание темы отрывка, необходимо приучать обучающихся внимательно читать первый и последний абзацы, где обычно заключена тема.
- Если в задании даются микротексты и требуется понять их тему, то первое и последнее предложения каждого текста больше всего помогут учащимся понять то, что требуется.
- При обучении ознакомительному (как и поисковому) чтению ограничивайте время выполнения заданий.
При обучении умениям понимать структурно-логические связи в тексте
целесообразно помнить о следующем:
- этот вид чтения также не предполагает полного понимания всего текста, поэтому следует приучать обучающихся не стремиться понять (и тем более перевести) каждое слово в тексте.
Лексика, грамматика
По-прежнему наиболее трудными для обучающихся остаются видо-временные личные формы глаголов: многие учащиеся не умеют анализировать контекст для определения времени, когда происходило действие, последовательности описываемых событий и их характера. Часто учащиеся не владеют основными формами глагола, путают 3 группу глагола с первой группой.
Обращают на себя внимание ошибки, вызванные непониманием того, какое лицо совершает действие. Такие ошибки свидетельствуют о неумении внимательно вчитываться в контекст и о нарушении технологии выполнения задания – заполнения пропусков, которое требует предварительного прочтения всего текста с целью понимания его общего содержания. Для вариантов, включавших тестовые вопросы, контролирующие навык употребления форм глаголов группы Passe Compose, типичной ошибкой было неправильное употребление Present Indicatif.
Некоторые ошибки обусловлены неправильным выбором формы вспомогательного глагола (etre вместо аvoir) из-за неумения согласовать подлежащее со сказуемым.
Исходя из анализа результатов выполнения данного раздела и характера
ошибок, допущенных участников проверочной работы в 2017 г., рекомендуется:
• для ознакомления и тренировки в употреблении видовременных форм глагола использовать связные тексты, которые помогают понять характер обозначенных в нем действий и время, к которому эти действия относятся;
• с самого начала формирования навыка употребления форм глагола добиваться от учащихся понимания того, для чего употребляется то или иное время глагола и какие действия оно обозначает;
• давать учащимся достаточное количество тренировочных заданий, в которых сопоставляются разные возможные формы вспомогательного глагола и при выполнении которых учащиеся в нужной мере закрепляют навык употребления подходящей формы глагола в зависимости от подлежащего в предложении;
• особое внимание уделять формам глагола как вспомогательным глаголам etre и аvoir , поскольку неправильное употребление их форм является типичной ошибкой в грамматических заданиях тестов;
• на продвинутом этапе формирования навыка употребления изученной видовременной формы для учащихся эффективны и полезны задания в виде текстов, в которых используются и другие глагольные формы, особенно те, с которыми учащиеся часто путают изучаемую форму.
• давать учащимся большое количество заданий, в которых употребление
соответствующей видовременной формы глагола осуществляется с учетом правила согласования времен.
• добиваться, чтобы при формировании грамматических навыков учащиеся
понимали структуру и смысл предложений и соблюдали порядок слов, соответствующий построению предложений в ском языке. Это поможет избежать ошибок, связанных с употреблением не той части речи, которая требуется для заполнения пропуска;
• при обучении грамматическим формам требовать от учащихся правильного
написания слов, т. к. неправильное написание лексических единиц в разделе
«Грамматика и лексика» приводит к тому, что тестируемый получает за тестовый вопрос 0;
• при выполнении тестовых заданий каждый раз добиваться от учащихся четкого следования технологии выполнения задания;
• добиваться от учащихся неукоснительного следования инструкции к заданию. Подводить их к пониманию того, что, если инструкция требует употребления подходящей формы опорного слова, пропуск не может быть заполнен опорным словом без изменения или однокоренным словом.
• при обучении добиваться от учащихся внимательного прочтения всего текста до того, как они начинают выполнять задание. Это облегчит им выбор необходимого языкового материала.
• учить учащихся вдумываться в смысл предложения, прежде чем заполнять
пропуск или выбирать соответствующую лексическую единицу.
• разъяснять учащимся, что опорное слово нельзя заменять при заполнении
пропуска на любое другое, даже если оно подходит по смыслу;
• обращать внимание учащихся на то, что при заполнении пропуска нужно
вписывать только недостающую лексическую единицу, а не повторять слова, данные в предложении.
• больше внимания уделять вопросам сочетаемости лексических единиц;
• приучать к анализу различий в значении и употреблении синонимов;
• показывать, как грамматическая конструкция влияет на выбор лексической
единицы, учить видеть связь между лексикой и грамматикой;
• приучать учащихся не забывать в конце выполнения задания возвращаться к пропущенным вопросам;
• несмотря на рекомендацию в случае неуверенности в ответе вписать тот, который кажется наиболее вероятным, не позволять учащимся вписывать слова, не существующие в языке;
• приучать учащихся всегда писать четко и аккуратно.
Письмо
Характеристика распределения результатов выполнения данного раздела свидетельствует о том, что он не вызвал сложность у обучающихся, при этом четко выделилась отдельная группа, с данным разделом справившаяся, причем большое количество участников просто приступило к выполнению данного раздела.
Задачей экзаменационного теста в разделе «Письмо» является проверка уровня сформированности умений экзаменуемых использовать письменную речь для решения коммуникативно-ориентированных задач.
Раздел «Письмо» состоял из одного задания: Письмо личного характера (критерии оценки которого относились к базовому уровню) Стимулом для высказывания в задании был отрывок из письма друга по переписке, в котором сообщалось о событиях в жизни друга и задавались вопросы.
Анализ типичных ошибок, допущенных при выполнении заданий в разделе «Письмо», позволяет сформулировать следующие общие рекомендации для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по французскому языку:
1. Следует знакомить учащихся с разными видами заданий по письму, обсуждать специфику коммуникативной задачи определенного типа и вытекающие из этой коммуникативной задачи особенности каждого вида.
2. Необходимо научить обучающихся внимательно читать инструкцию к заданию, извлекать из нее максимум информации, видеть коммуникативную задачу и формальные ограничения (рекомендуемое время выполнения, требуемый объем).
3. Рекомендуется тренировать учащихся в выполнении письменных заданий разного объема, чтобы они были готовы написать работу в соответствии с объемом, указанным в тестовом задании. Недостаточный объем письменного высказывания, как и значительное превышение заданного объема, ведут к снижению баллов.
4. Для овладения навыками письменной речи следует учить школьников анализировать свои собственные работы и редактировать их в нужном направлении.
5. Перед началом работы учащиеся должны уметь отобрать материал,
необходимый для полного и точного выполнения задания в соответствии с поставленными коммуникативными задачами, а после написании работы уметь проверить ее и с точки зрения содержания, и с точки зрения формы.
6. Необходимо также определить стиль (официальный, неофициальный) в зависимости от адресата и вида задания и придерживаться его на протяжении всего текста.
При выполнении задания (личное письмо) следует обращать внимание учащихся на следующие аспекты:
1. Важно внимательно прочитать не только инструкции, но и текст-стимул (отрывок из письма друга на французском языке).
2. При ознакомлении с текстом-стимулом учащиеся должны уметь выделить главные вопросы, которые следует раскрыть в работе и наметить для себя план своего ответного письма.
Выводы и рекомендации
Итоги результатов проведенного регионального мониторинга качества образовательных достижений обучающихся 9-ых классов по французскому языку в 2017 году: Успеваемость составила 50%, качество знаний составило также 50%, средний балл по предмету ровно 3 балла.
По результатам выполненной экзаменационной работы вызвало большую трудность у обучающихся рецептивный вид деятельности «Аудирование». В то же время по-прежнему оставляют желать лучшего умения, связанные с интерпретацией текста. Поэтому будет полезна рекомендация по технологии обучения и выполнение экзаменационных заданий:
- При формировании умений учащихся в аудировании использовать те типы текстов, которые используются в контрольно-измерительных материалах ОГЭ, а именно в следующем замере использовать задания повышенного уровня.
Результаты выполнения экзаменационных заданий в рецептивных видах речевой деятельности (разделы «Чтение» и « Грамматика и лексика») свидетельствуют о сформированности, в целом, умений понимания аутентичных текстов различных жанров и типов. При подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по французскому языку могут быть полезными следующие общие рекомендации по технологии обучения чтению:
- следует обучать обучающихся внимательно читать инструкцию к выполнению задания и извлекать из неё максимум информации. Инструкция к выполнению задания, прежде всего, ориентирует экзаменуемого на выполнение определенной коммуникативно-рецептивной задачи, т.е. на определенный вид чтения: просмотровое, ознакомительное; поисковое; изучающее.
- разные виды чтения требуют разных стратегий, разных умений. Задача обучения чтению – помочь учащимся овладеть этими умениями и адекватно их использовать в реальных жизненных ситуациях и на экзамене.
- для овладения определенной стратегией чтения и контроля определенного блока умений целесообразно использовать определенные типы и жанры текстов, как это делается в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.
Следует подчеркнуть, что это аутентичные тексты, тип и жанр которых наиболее естественно соответствует проверяемому виду чтения.
- для чтения с пониманием основного содержания: краткие
газетные/журнальные статьи информационного характера, объявления,
рекламные и информационные брошюры, путеводители;
- Старайтесь развивать языковую догадку учащихся.
- Следует обучать учащихся правильному поведению на экзамене; не паниковать, если в тексте много незнакомых слов; всегда давать ответы, даже если у них нет 100% уверенности в их правильности.
Более конкретные рекомендации по овладению умениями просмотрового чтения (понимание основного содержания текста) могут включать следующее:
- Чтение с пониманием основного содержания не предполагает полного понимания всего текста, поэтому следует приучать учащихся не стремиться понять (и тем более перевести) каждое слово в тексте.
- В заданиях на соответствие обучающимся следует уделять должное внимание списку тем (рубрик, заголовков), которые предшествуют собственно текстам.
- Следует учить учащихся находить ключевые слова в тексте, необходимые для понимания основного содержания, и обращать их внимание на то, что даже если они не точно знают значение слов, от которых не зависит понимание основного содержания, это не повлияет на результат выполнения задания.
- Если задание предполагает понимание темы отрывка, необходимо приучать обучающихся внимательно читать первый и последний абзацы, где обычно заключена тема.
- Если в задании даются микротексты и требуется понять их тему, то первое и последнее предложения каждого текста больше всего помогут учащимся понять то, что требуется.
- При обучении ознакомительному (как и поисковому) чтению ограничивайте время выполнения заданий.
Судя по результатам экзамена, не вызвала трудность для учащихся представляет раздел «Грамматика и лексика»: в целом по всей работе самый средний процент выполнения. Обратить внимание учителей и преподавателей на работу с основными лексико-грамматическими элементами учебной программы. Достаточно большая часть испытуемых испытывала трудности в выборе адекватных видовременных форм глаголов и в определении лексических единиц, необходимых для подстановки в предлагаемый текст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ мониторинга оценки качества учебно - воспитательной деятельности родителями учащихся класса цимбал за 2015-2016 учебный год
Данным документом представлены результаты мониторинга оценки качества муниципальных услуг и работ в сфере культуры класса цимбал 2015 - 2016 года....
Анализ мониторинга учащихся 11 классов. ЕГЭ
Анализ мониторинга учащихся 11 классов. ЕГЭ...
Анализ мониторинга за год в 6 классе
Анализ мониторинга в 6 классе естественно – математического цикла за 2016-2017 учебный год....
Анализ мониторинга за учебный год в 5 классе
Анализ учебных достижений по предметам естественно - математического цикла в 5 классе...
Анализ мониторинга в 7-х классах
Анализ мониторинга показывает уровень подготовки учащихся 7 классов начало учебного года...
Обобщённый анализ мониторинга выявления проблемного поля учащихся 1- 9-х, 10-х классов
В соответствии с поставленными годовыми задачами школы на 2019-2020 учебный год, запланирован и проведен мониторинг выявления проблемного поля учащихся 1- 10-х классов: В работе были ...
Анализ мониторинга личностного развития и метапредметных результатов учащихся
Анализ мониторинга личностного развития и метапредметных результатов учащихся...