Методическая рекомендация « Работа с чтением на среднем этапе обучения иностранному языку
методическая разработка по французскому языку на тему

Чебыкина Наталия Николаевна

Существует две формы чтения - про себя ( внутреннее чтение)  и вслух ( внешнее чтение ).Чтение про себя – имеет целью извлечение информации, оно монологично, совершается наедине с собой. Чтение вслух- вторичная форма, оно диалогично, его назначение в основном в передаче информации другому лицу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_chteniem.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая рекомендация

« Работа с чтением  на среднем этапе обучения иностранному языку

Чтение   является рецептивным видом деятельности, заключающимся в восприятии и переработке читающим объективно существующего текста. Благодаря чтению , в процессе которого происходит извлечение информации из текста, мы можем приобрести и присвоить опыт, который имело человечество в различных областях : социальной, культурной, трудовой В этом отношении большая роль принадлежит результату чтения, т. е. извлеченной информации.

Чтение развивается на основе устной речи. Ребенок приступает к чтению на родном языке, и чтение превращается в процесс узнавания в графике языкового материала, уже известного из устной речи. Умение читать формируется один раз.

Существует две формы чтения - про себя ( внутреннее чтение)  и вслух ( внешнее чтение ).Чтение про себя – имеет целью извлечение информации, оно монологично, совершается наедине с собой. Чтение вслух- вторичная форма, оно диалогично, его назначение в основном в передаче информации другому лицу.

К чтению вслух прибегают при решении различных учебных задач, которые можно объединить в три группы:

   1.формирование и совершенствование речевых навыков ( произносительных, ритмико-интонационных, лексических, грамматических ).

  2.развитие продуктивной устной речи обучаемого

  3.развитие некоторых характеристик чтения про себя

Комплекс упражнений для обучения  чтению включает упражнения на усвоение звукобуквенных соответствий, упражнения на формирование механизмов узнавания целых слов, упражнения на чтение отдельных  предложений и упражнения для обучения выразительному чтению вслух. Вот ряд рекомендаций для грамотного чтения вслух:

-составьте слова из следующих букв

- составьте известные вам буквосочетания и скажите, как они читаются

- назовите слова, начинающиеся с буквы…

Для узнавания целых слов рекомендуются следующие упражнения:

- прочтите пары слов .Определите слово, прозвучавшее в каждой паре слов. Подчеркните прозвучавшие слова.

- прочтите про себя следующие слова и поставьте напротив каждого номер слова на русском языке, которому оно соответствует

-  впишите в слова недостающие буквы

- найдите слова, в которых содержится данная графема, прочитайте их вслух, запишите под диктовку слова по буквам и прочитайте эти слова вслух

- составьте из заданных букв слова и прочитайте их

- сравните чтение буквы .. в различных типах слогов, Попытайтесь правильно прочитать незнакомые слова, опираясь на ключевое слово.

Следующие упражнения на чтение отдельных предложений

- прослушайте утверждения и отметьте те из них, содержание которых соответствует рисунку текста ( если таковой есть )

- прочтите вопрос и проговорите его вслух

- прочтите предложения и нарисуйте соответствующие предметы  

- прочтите про себя следующие фразы и отметьте те из них, которые соответствуют реальным фактам

- заполните пропуски в предложениях словами в соответствии с рисунком ( смыслом ) и прочтите их вслух.

Важную роль в процессе чтения играет контекстуальная догадка. Вот некоторые рекомендации  обучаемому:

1.Прочтите заголовок текста

2.Выпишите незнакомые слова

3.Сделайте предварительный перевод заглавия, заменяя незнакомые слова неопределенно-личными местоимениями

4.Прочтите текст, определите его тему двумя-тремя словами

5.Прочтите еще раз его первый абзац

6.Посмотрите,  есть ли в абзаце слова, близкие по форме неизвестному слову

7 .Определите, одинаковы ли подлежащее абзаца и подлежащее заголовка.

8.Читайте следующие абзацы, выписывая из них законченные в смысловом плане отрезки, содержащие известные слова заглавия

9.Преобразуйте, если необходимо, полученные отрезки в двух- или трехсоставные предложения.

10.Сравните главные члены и дополнения в полученных предложениях.

Что касается чтения текстов про себя, то надо отметить, что при чтении таких текстов учащимся предъявляются тексты как со снятыми, так и с неснятыми трудностями, при этом главным остается решение смысловых задач.

К таким текстам предлагаются следующие задания:

-задания, связанные с контролем понимания текста;

а) прочитайте текст и покажите соответствующие предметы на картинке ( если таковые имеются );

б)  прочитайте текст, выберите из данных картинок ту, которая соответствует содержанию текста;

в) прочитайте текст и предложения после него, укажите номер предложения, которое не соответствует содержанию текста.

г) прочитайте текст  и предложения после него, на листе бумаги с номерами предложений поставьте плюс, если предложение соответствует содержанию текста и минус, если не соответствует

д) прочитайте текст и пронумеруйте картинки в соответствии с последовательностью разворачивающегося содержания ( такое задание можно выполнить и без картинок ).

е) прочитайте текст и нарисуйте …

В настоящее время чаще при обучении чтению используются тестовые задания, в которых применяется символика, т.е. цифры и буквы для проявления понимания. Тесты являются не только эффективным инструментом контроля, но и адаптации. С их помощью учащиеся могут читать с пониманием большие по объему тексты, и навыки и умения чтения формируются при этом значительно быстрее, что положительно сказывается на мотивации чтения.

Итак, в целом выполнение языковых заданий к тексту как предпосылка нахождения смысла повышает общеобразовательный и развивающий эффект чтения и вносит вклад в развитие филологических навыков учащихся, культуру чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и место чтения на среднем этапе обучения иностранным языкам

При обучении чтению в 5-7 классах следует  учитывать ряд положений, обусловленных спецификой этого вида речевой деятельности ...

Фразеологический материал как средство совершенствования социокультурной компетенции школьников на среднем этапе обучения иностранному языку

В методической и педагогической литературе недостаточно разработок, способствующих осуществлению процесса межкультурной компетенции. Изменилась цель, но сам процесс обучения остался практически ...

ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ КАК СПОСОБУ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Анализ работы в 6 классе "Развитие диалоговой и монологической речи на уроках иностранного языка"...

АВТОРСКАЯ ФАКУЛЬТАТИВНАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА « ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА».

Ни для кого не секрет, что английский язык как иностранный занимает в современной школе лидирующее положение. В связи с этим группы изучения немецкого языка чаще всего формируются по « остаточно...

Методические рекомендации по формированию навыков и умений чтения на начальном этапе обучения иностранному языку

Чтение является одним из эффективных способов формирования интереса к изучению иностранного языка и одним из основных аспектов в изучении иностранного языка и представляет собой одно из важнейших сред...