Программа кружка по французскому языку для 5-6 классов
учебно-методическое пособие по французскому языку (5, 6 класс) на тему

Сажина Елена Семеновна

Данная программа кружка по французскому языку предназначена для углубления изучения французского языка и развития у детей сценических способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_fr._yaz.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Байкало-Кударинская средняя общеобразовательная школа »

Кабанского района  Республики Бурятия

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка

по французскому языку

«Театрализованное чтение на французском языке»

для учащихся 5- 6 класса

Составитель: Сажина Е.С.-

 учитель французского языка

2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа нашего кружка предназначена для детей уже имеющих базовые знания по французскому языку. Для активного включения ученика в творческую деятельность он должен уметь:

  • читать по-французски
  • знать основы французской грамматики
  • читать тексты по-французски с общим пониманием смысла
  • иметь средний лексический запас слов

Цель кружка: знакомство с французской литературой и традициями французского театра, развитие навыков художественного чтения и аналитического чтения, развитие навыков правильно грамматически и интонационно оформленной устной речи.

Задачи кружка заключаются в том, чтобы в процессе подготовки к декламированию и инсценированию текстов на французском языке дети приучались бы свободно владеть языком и различными средствами самовыражения.

Занятия  кружка предполагают подготовку детей к конкурсному выступлению: чтение по ролям, постановка мини-спектакля и индивидуальное театрализованное чтение изученных текстов. Еженедельные репетиции и обсуждение характеров героев и средств их изображения создает атмосферу самостоятельного творческого мышления у детей и вызывает интерес к изучению языка.

Программа рассчитана на 34 аудиторных часа и состоит из 6 частей.

Первая часть (4 часа) посвящена чтению и изучению французской детской поэзии. Стихи французских поэтов для детей отличаются юмором, простотой и доступностью форм повествования. При этом они богаты и разнообразны с точки зрения языкового строя и морально-этической направленности их содержания. Работа с поэтическими текстами развивает у детей не только любовь к французскому языку и Франции, но и их образное и творческое мышление, а также чувство юмора и формирует элементарные сценические навыки. Каждый раз мы изучаем текcты по-новому: изучаем рифмы и рисуем главных героев, читаем по-ролям и иллюстрируем содержание с помощью мимики и жестов.

Вторая часть (4часа) представляет собой работу с прозаическим литературным произведением. Мы читаем и изучаем литературный язык сказки Шарля Перро «Красная Шапочка». Эти занятия позволят детям расширить их кругозор и поднять интерес к чтению вообще. Чтение в классе позволяет развить речевые и интонационные навыки, расширяет лексический запас и учит понимать французскую речь. На таких занятиях дети выполняют и творческие задания: готовят доклады дома на заданную учителем тему, обсуждают языковые средства, используемые автором текста для создания портрета литературного героя, а потом используют эти знания в процессе подготовки инсценирования литературного произведения.

Третья часть (8 часов) предполагает чтение и изучение басен Лафонтена и их инсценирование. На этом этапе нам бы хотелось познакомить ребят с творчеством Лафонтена и особенностями литературного языка его басен. Навыки изображения зверей, полученные в первой части наших занятий, умение работать с лексическими средствами помогут ребятам найти оригинальные способы самовыражения и представления героев басен. А правильно интонационно и фонетически оформленная речь станет важным средством для обучения театрализованному чтению текстов басен Лафонтена.

Четвертая часть (3 часа) посвящена подготовке к ежегодной неделе французского языка в школе — разучиванию художественных текстов и стихов, а также подготовке к выступлению и конкурсу в рамках недели французского языка.

Пятая часть (5часов) посвящается методам работы с художественным текстом и развитию ораторских навыков учащихся. Дети не только учатся анализировать прочитанное и понимать смысл текстов, но в форме открытой дискуссии обсуждают форму и содержание произведения. Приемы ораторского искусства изучаются по произведениям Дейла Карнеги.

Шестая часть (7 часов) — заключительная, на примере современного литературного произведения — сказки «Синяя птица » дети демонстрируют полученные в ходе занятий умения и навыки прочтения, подготовки и постановки драматического произведения. Заключительный спектакль и репетиции служат материалом для анализа и доработки в будущем.

Тексты изучаемых фрагментов выдаются учителем в классе, а дома дети готовят лишь творческие задания и повторяют изученное.

Учебно-тематический план кружка по французскому языку

 «Театрализованное чтение на французском языке»

Название, цели и задачи занятия

Часы

Раздел 1: «Французский язык в стихах» Береговская Э.М.«Поэзия вокруг нас»

4

Первый урок: Французский язык вокруг нас — вводная беседа учителя и знакомство участников факультатива. Театрализованное чтение — основные принципы. Стихотворение Мориса Карема «Кот и солнце» - изучение лексики и чтение по ролям.

Задание: Изобразить кота. Сыграть как он ест, пьет и спит. Подготовить доклад на русском языке «что я знаю о французском театре»

1

Второй урок: Доклады участников об истории, актерах, художниках французского театра и кино. Исполнение сценки про кота на французском языке.

Задание: Что такое юмор? Как относятся к смеху в разных странах и культурах?

1

Третий урок: Стихотворение Мориса Карема «Утки». Образное мышление и сравнения в стихотворении. Работа с лексикой и интонационное оформление чтения.

Задание: Что такое рифма в стихах и какая она бывает?

1

Четвертый урок: Стихотворение Мориса Карема «Говорят, говорят». Особенности рифмы и сравнение оригинального текста и перевода.

Задание: Что такое сказка и какова ее история?

1

Раздел 2: Французская литературная сказка. Шарль Перро «Красная шапочка»

4

Пятый урок: Рассказ учителя о творчестве Шарля Перро и о французской литературной сказке. Чтение и анализ лексики в классе. Изучение прилагательных обозначающих положительные и отрицательные черты характера главного героя — волка.

Задание: Составить портрет волка и изобразить его черты ( в рисунке или мимикой и жестом)

1

Шестой урок: Какими средствами пользуется автор для изображения девочки? Глаголы и прилагательные, характеризующие Красную Шапочку.

Задание: Что означает красный цвет? Какие еще цвета имеют символическое значение.

1

Седьмой урок: Символы и жесты — беседа учителя. Выразительное чтение по ролям и инсценирование текстовых фрагментов. Обсуждение морали сказки .

Задание: Изобразите главных героев с помощью возможных для вас средств (рисунок, интонация, голос, мимика и жест)

1

Восьмой урок: Инсценирование сказки «Красная шапочка». Конкурс в классе.

1

Раздел 3: Басни Лафонтена «Ворона и лисица» и «Стрекоза и муравей»

8

Девятый урок: Беседа учителя о басне как о литературном жанре. Сравнительное прочтение басни Крылова и Лафонтена.

Задание: Найдите и прочитайте другие басни Крылова.

1

Десятый урок: Изучение лексического и грамматического языка басни Лафонтена «Ворона и лисица». Чтение вслух и по ролям.

Задание: В чем разница между понятиями похвала и комплимент, что такое лесть?

1

Одиннадцатый урок: Лесть, похвала и комплимент — их средства выражения. Комплиментарное высказывание в разных культурах. Разучивание басни по ролям.

Задание: подготовить мини - спектакль «Ворона и лисица»

1

Двенадцатый урок: Инсценирование Басни «Ворона и лисица» - конкурс среди нас.

1

Тринадцатый урок: Басня Лафонтена «Стрекоза и муравей» . Положительный и отрицательный персонаж — языковые и художественные средства изображения — беседа учителя и учеников. Чтение вслух в классе.

Задание: нарисовать персонажей басни или изобразить их как-то иначе.

1

Четырнадцатый урок: Изучение лексического и грамматического языка басни Лафонтена «Стрекоза и муравей».

Задание: Чтение и работа с интонацией и произношением текста басни.

1

Пятнадцатый урок: Конкурс «Лучший чтец басни Лафонтена»

1

Шестнадцатый урок: Инсценирование басни Лафонтена. Музыка в театре — беседа учителя

Задание: подобрать музыкальное оформление басни «Стрекоза и муравей.

1

Семнадцатый урок: конкурс «Мы играем по-французски» -

каждый представляет мини-спектакль индивидуально или в группе по изученному материалу.

1

Раздел 4: Подготовка к неделе французского языка.

Восемнадцатый урок: Басня Лафонтена. Аналитическое чтение: смысл слов и словообразование. Задание: разделить басню на логические части и выделить ключевые слова, глагол tenir и его значения, словообразование.

1

Девятнадцатый урок: стилистика и стиль – обсуждение понятий, на примере литературных произведений 19 века.

1

Двадцатый урок: подготовка к неделе французского языка. Разучивание стихов и развитие навыков художественного чтения.

1

Раздел 5: Развитие навыков работы с литературным текстом

Двадцать первый урок: Глагол как литературный прием в характеристике персонажа: анализ текста басни Лафонтена.

1

Двадцать второй урок: Пересказ басни на французском языке – развитие навыков произношения и устной речи.

1

Двадцать третий урок: Ораторские навыки в искусстве — беседа по произведениям Карнеги.

1

Двадцать четвертый урок: «Как завоевывать внимание людей, выступая публично» (Дейл Карнеги) — беседа по теме.

1

Двадцать пятый урок: Ритм и ритмика в стихосложении – как прием поэтического чтения, на примере стихотворения Поля Элюара “Свобода”

1

Раздел 6: Современная литературная сказка — особенности жанра.

Двадцать шестой урок:Подготовка к инсценированию сказки “Синяя птица” Морис Метерлинк. Разбор текста и написание сценария.

1

Двадцать седьмой урок: Читка по ролям и анализ характеров главных персонажей сказки “Синяя птица”.

1

Двадцать восьмой урок: Разучивание ролей и сценография сказки “ Синяя птица ”.

1

Двадцать девятый урок: Репетиция сказки “ Синяя птица ” и отработка ролевых навыков, движение на сцене и работа с голосом на сцене.

1

Тридцатый урок: Развитие навыков сценического движения. Читка по ролям сказки «Синяя птица »

1

Тридцать первый урок: Разучивание роли и отработка на сцене — репетиция в зале.

1

Тридцать второй урок: Генеральная репетиция сказки «Синяя птица »

1

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Береговская Э.М.. Поэзия вокруг нас : книга для чтения на фр.яз.для учащихся мл. классов средней школы./Пер.м.Д.Яснова; сост. И обраб. Э.М.Береговской/ М.Просвещение.1984.
  2. Французская литературная сказка (12-20 в.в.): Сборник. /сост.М.В.Разумовская. - М.Радуга, 1983. На франц.яз. - 648с.
  3. Fables mises en vers par Monsieur de la Fontaine. 1996, by Librairy Jules Tallandier .
  4. Морис Метерлинк. Сборник сказок на французском языке. С-Петербург, 2012.
  5. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по русскому языку для 5-6 классов.

Программа разработана с учетом программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений и  реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для V-VI клас...

Авторская программа кружка по английскому языку для учащихся 7 класса «Увлекательный английский»

Главной целью является создание условий для реализации творческого потенциала учащихся и углубление мотивации в рамках предмета “английский язык”....

Рабочая программа по курсу французского языка в 5-х классах (неаудиторная занятость)

Тематическое планирование учебного материала курса французского языка (неаудиторная занятость) по учебнику "Синяя птица" (автор Э.М.Береговская)...

Рабочая программа кружка по французскому языку "Занимательный францзский"

Рабочая программа предназначена для курса французского языка для учеников 5 класса, изучающих французский как второй иностранный (первый год обучения, 1 час в неделю)...

Рабочая программа кружка "Инфолингва" (французский язык- информатика)для 8 класса

Рабочая программа "Инфолингва"- хороший пример интеграции информатики и иностранного языка.С точки зрения практической направленности и ближайшей области применения  - подготовка к ОГЭ/ ЕГЭ по ин...

Рабочая программа кружка по французскому языку "Говорим по французски".

Рабочая программа кружка по французскому языку "Говорим по французски". Работа предназначена для обучающихся 5 класса....

Рабочая программа кружка по французскому языку "Страноведение".

Рабочая программа кружка по французскому языку "Страноведение". Программа предназначена для обучающихся 10 класса....