Рабочая программа элективного курса на французском языке "Страноведение" 8-9 класс
Пояснительная записка. 1. Актуальность темы В последние годы в нашей стране возникают возможности реального использования иностранного языка как средства взаимодействия разных национальных культур. Показ по телевидению передач зарубежных телекомпаний, наполнение отечественного рынка товарами иностранных фирм, расширяющиеся партнерские связи - все это представляет реальную возможность вступать в контакт с носителями иностранного языка и пользоваться средствами информации о стране изучаемого языка. Указанные факторы ведут к необходимости приобщать ученика к иностранному языку как средству общения и средству познания иной национальной культуры. Это позволяет учащемуся найти место в гармоничном содружестве разных культур и расширять его возможности для участия в межкультурной коммуникации. Современный учитель при обучении французскому языку старается ввести учащихся в мир культуры страны изучаемого языка, причем важно отметить, что культура появляется не просто в виде книг, исторических памятников, но и как живая деятельность людей в системе объединяющих их социальных связей. Поэтому основной задачей предмета «Страноведение Франции» является приобщение учащихся к среде культуры, к знаниям зарубежных сверстников, к особенностям повседневного опыта, национальных традиций в сопоставлении со своим национальным и речевым опытом. Выполнить эту задачу возможно при соблюдении следующих условий: за счет последовательной лингвострановедческой направленности обучения предмету, что предполагает усвоения учащимися лексических и фразеологических единиц с учетом национально-культурной специфики их значений и употребления, благодаря знакомству со специально отобранным страноведческим материалом (быт, праздники, фольклор, сказки, стихи и т.д.). Дети всегда должны видеть смысл в том, что они делают, а данный предмет позволяет практически использовать получаемые знания в реальной жизни.
Целями обучения являются: - Совершенствование речевых умений в социально-культурной
сфере общения - Формирование умений аргументированного монологического
высказывания. - Формирование умений участия в дискуссии общенаучного,
общественно-политического и социально-проблемного содержания. - Формирование умений понимания основного смысла и деталей
содержания оригинального текста общенаучного, общетехнического, социально-проблемного, общественно - политического характера в процессе чтения и аудирования. - Овладение новым словарем в объеме 2000-2500 лексических
единиц и словообразовательными моделями, характерными для книжной речи. - Совершенствование умений письменной речи.
При завершении обучения курсу учащиеся должны уметь: - Решать предложенные коммуникативные задачи в социально-
культурной сфере общения (вступать в контакт, выражать свое намерение, достигать цели, а завершать контакт; при этом уметь выражать и обосновывать свою позицию, отношения, согласия, несогласия, сомнения, уверенность и проч.); - Аргументировано изложить свою точку зрения, мнение, отношение к
проблеме; - Без подготовки построить устное монологическое высказывание;
- Сделать подготовленное устное сообщение по любой проблематике;
- Извлекать основной смысл и детали содержания при чтении
оригинального текста общенаучного, общетехнического, общественно-политического и социально-проблемного характера; - Выделить искомую информацию, обобщить прочитанное, перевести текст на родной язык;
- Написать письмо, сообщение, отчет, справку (в рамках сферы
общения).
Программа предусматривает такую подготовку учащихся по языку, которая дала бы им возможность пользоваться своими знаниями в своей будущей профессиональной деятельности. Данный курс рассчитан на учащихся, которые уже владеют умениями и навыками устной и письменной иноязычной речи, чтения и перевода в объёме, определенном программой средней школы. Содержание курса позволяет комплексно решить развивающие, образовательные, воспитательные и практические цели. Практические цели направлены на формирование умения извлекать, осмысливать, интерпретировать лингвострановедческую информацию различного типа; на достижение более высокого уровня владения всеми видами речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения, письма. Он направлен на развитие устных и письменных навыков, необходимых учащимся для общения в конкретных коммуникативных ситуациях, для сдачи выпускных и вступительных экзаменов, предусмотренных российской программой. Данная программа не требует большой домашней подготовки, в основном предполагается прослушивание магнитных записей, заучивание наизусть штампа-диалога, стихотворения.
Литература: - Витлин Ж.Л., Перельман Г.И. «Международная конференция по проблемам составления современных программ по иностранным языкам», ИЯШ № 6/2005 г.
- Миролюбов А.А. «О преподавании иностранного языка на современном этапе», № 2/2009 г.
- Никишова А.В. «Активные формы работы в старших классах», ИЯШ№ 1/2005 г.
- Опилкин В.Л., Яковенко О.И. «Обучение старшеклассников ведению бесед в социокультурной сфере обучения», ИЯШ № 1/2011 г.
- Елухина Н.В. «Устное общение на уроке, средства и приемы его организации», ИЯШ № 2/2005 г.
Хлыбова Г.Б. «Принципы активности в обучении иностранным языкам», ИЯШ № 5/2004 г. - Китайгородская Г.А. «Французский язык: интенсивный курс, продвинутый этап», М., «Высшая школа» 2009 г.
- Захаркевич М.И. «Страноведение Франции», Минск, «Высшая школа», 2008 г.
- Степанян А.Х. «Французский язык», М., 2011 г.
- Гаршина Е. «Франция. Первое знакомство», М,, «Просвещение», 2011 г.
- «Музыка, вперед!» (французская методика для иностранцев), издательство «Дидье», 2012г.
11. Лилиан Ба, Катрин Эснар «Деловая переписка на французском языке» Москва, АСТ-Астрель, 2010
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Страноведение» 9-10 класс Календ, срок | № | Тема | Кол час | № подтемы | Подтема | Кол час | Формы уроков, материалы | сентябрь 4 недели | I | Франция в современном мире | | 1 | Французы и французский язык | 1 | Беседа | | | | | 2 | Территория Франции. Островные государства. Корсика. | 2 | Лекция | | | | | 3 | Франкофония на карте мира | 1 | Лекция | | | | 4ч | | ИТОГО: | 4ч | | октябрь -ноябрь 5 недель | II | Франкофония | | 1 | Швейцария. | 1 | Работа с доп. литер. | | | | | 2 | Люксембург | 1 | Перевод | | | | | 3 | Квебек |
| | | | | | 4 | Обобщение | 3 | Конференция | | | | 5ч | | ИТОГО: | 5ч | | ноябрь 3 недели | III | Физическая география Франции | | 1 | Географическое положение, границы. | 1 | Лекция | | | | | 2 | Рельеф. Горы. | 1 | Практич. занятия, перевод | | | | |
| Реки. Моря. | 1 | Работа с доп. литер, перевод |
| | | 3 ч | | ИТОГО: | 3ч | | декабрь 4 недели | IV | Физическая география Франции | | 1 | Климат. Растительный и животный мир. | 1 | Лекция | | | | | 2 | Охрана окружающей среды | 1 | Работа с доп. литер. | | | | | 3 | Обобщение | 2 | Конференция | | | | 4ч | | ИТОГО: | 4ч | | январь 3 недели
| V | Административное устройство | | 1 | Организация власти | 1 | Лекция | | | | | 2 | Избирательная система | 1 | Работа с документами. | | | | | 3 | Территориальное устройство | 1 | Работа с текстом | | | | 3ч | | ИТОГО: | 3ч | | Февраль 4 недели | VI | Население | | 1 | Состав населения | 1 | Практич. раб. | | | | | 2 | Современная французская семья | 1 | Практич. работа. | | | | | | Социальное обеспечение. Здоровье нации. | 1 | | | | | | 4 | Социальные проблемы. Безработица | 1 | Конференция | | | | 4ч | | ИТОГО: | 4ч | | Март 3 недели | VII | Население | | 1 | Быт и традиции | 1 | Практич. работа | | | | | 2 | Кухня Гастрономия | 1 | Практ. раб. | | | | | 3 | Праздники гос. и религ. | 1 | | | | | 3ч | | ИТОГО | 3ч | | Апрель 4 недели | VIII | Народное образование | | | Система образования | 1 | Обобщение, повторение | | | | | 2 | Виды учебных заведений. Проблемы молодежи. | 1 | Работа с документами | | | | 2ч | | ИТОГО: | 2 | - | | | Культура | | 1 | Театр | 1 | Лекция | | | | | 2 | СМИ: Пресса | 1 | Работа с документ. | Май 4 недели | IX | Культура | 6ч | 1 | СМИ: радио и телевидение | 2 | Лекция | | | | | 2 | История кино | 2 | Работа с документами. | | | | | 3 | Обобщающее повторение | 2 | Конференция | 34 недели | | | 34 | | | 34 |
|
|